Тема урока: «Правила умножения на 0 и 1 (Все четыре действия)»


Автор: Татьяна Анатольевна Матузова
Место работы: МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович»
Должность: учитель начальной школы


Автор: , учитель начальных классов  МБОУ СОШ №1 п. Смидович

Цель:

Закрепление представления о смысле четырёх арифметических действий.

Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1.

Задачи:

     Создать условия для активной деятельности учащихся на всех этапах урока.

    Активизировать рефлексивные способности; формировать умения самоорганизации, адекватной самооценки и компетентностного общения.

    Развивать речь учащихся, внимание,  мышление, творческие способности.

1. Орг. Момент. 

2. Актуализация знаний.

 .Упражнение на внимание.

Работа по таблице разрядов и классов. Учитель указкой постукивает в разряде десятков и единиц. Дети записывают в тетради числа:

22; 4; 31; 40; 53; 13

У.- Проверьте. Какие трудности, ошибки были?

– Что вы заметили?

Д. (числа однозначные, двухзначные, четные, нечетные)

– Лишнее число 4, т.к. однозначное.

– Лишнее число 40, т.к. круглое.

– Лишнее число 53, т.к. сумма цифр этого числа равна 8, а в остальных случаях – 4.

— Лишнее число 22, т. к. в разрядах десятков и единиц использована одна и та же цифра.

– Можно составить равенства:

22+31=53

53-13=40 и т.д.

3. Новый материал. Сколько разных вариантов лишнего числа мы назвали? Какие ассоциации возникают у вас, глядя на цифру 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 арифметических действия).

У.: Перед нами четыре арифметических действия. Какая проблема может возникнуть?

Есть четыре рисунка. Нам необходимо подобрать арифметические действия, подходящие к ситуациям, изображённым на этих рисунках, и объяснить свой выбор.

1.       Сформулируйте задачу к первому рисунку. Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? ( Выбираем сложение, т. к. нужно найти целое, сколько вишен всего). В каких случаях ещё можно использовать сложение?

Запишите равенство. Проверка.

2.       Сформулируйте задачу ко второму рисунку, Запишите решение в тетради. Какое действие выбрали и почему? (Выбираем сложение, т. к. нужно найти целое, сколько всего стало вишен. Но можно записать решение и с помощью умножения, т. к. нужно сложить одинаковое число вишен).

Запишите равенство. Проверка.

3.       А к третьему рисунку какую можно составить задачу? Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? (Выбираем вычитание, т. к. нужно найти часть, сколько осталось вишен).

Запишите равенство. Проверка.

4.       Сформулируйте задачу к последнему рисунку. Запишите решение. Какое действие вы выбрали? Почему? (Выбираем деление, т. к. вишни раскладывают поровну (на три одинаковые порции).

Запишите равенство Проверка.

Сделайте вывод. ( Умножение, как и сложение, используется для того, чтобы подсчитать общее количество.)

4.Рассмотрите упражнение 2.

Как на рисунке изображается число 16? (в виде квадратов 4*4)

16+4 Число 16 увеличили на 4. Подходит 3 рисунок, т.к. на нем к 16 клеткам добавили еще 4.

16*4 Число 16 взяли 4 раза. Подходит 4 рисунок, т.к. на нем 4 квадрата по 16 клеток.

16-4 Число 16 уменьшили на 4. Подходит 2 рисунок, т.к. на нем от квадрата в 16 клеток отрезали 4 клетки.

16:4 Число 16 разделили на 4. Подходит 1 рисунок, т.к. на нем квадрат в 16 клеток разделили на 4 части.

Какое выражение имеет самое большое значение? Какое – самое маленькое?

Запишите выражения в порядке увеличения их значений, найдите значение выражений.

16:4, 16-4, 16+4, 16*4

Проверка по эталону.

4. Усвоение новых знаний и способ деятельности.

У. – Да, ребята. Числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы раскроем ещё одну тайну числа.

Введение правил.

У.: — Проведём маленькое исследование. Как вы думаете, какое задание я хочу предложить? Вам нужно заменить умножение сложением, найти значения и сделать вывод.

Читаем правила, сравниваем с нашими выводами.

Оцените себя.

5. Закрепление и повторение.

1)Очень интересное задание на с.19 №4.

29 29 24

7 50 100

Дайте оценку своей работе

2)»Лови ошибку!»

•         5*5=10

•         1*8=9

•         0*7=0 

•         24+0=0

•         15+1=16

•         1*6=7

Дайте оценку своей работе. Если всё было правильно и понятно, поставьте !. Если возникли трудности, то поставьте ?.

6. Итог урока. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

С какой еще одной тайной числа сегодня познакомились на уроке?