Теоретико-практический семинар «Приемлемые для детей с ОВЗ виды деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»


Автор:
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №21" г. Биробиджана
Должность:


Цели семинара:

  • повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогов ДОУ и учителей МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14»;

  • повышение качества и эффективности образовательного процесса посредством создания специальных условий для детей с ОВЗ при обучении и воспитании в детском саду и школе.

Задачи:

1. Способствовать развитию профессиональных коммуникаций педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Совершенствовать педагогическое мастерство в вопросах образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО.

3. Оказать методическую поддержку педагогам по использованию современных технологий в практике образовательной деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

План проведения семинара:

1. «Ребенок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности и особые образовательные условия» (старший воспитатель Яковченко Е.А.).

2. Открытые просмотры:

— непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в группах для детей с умственной отсталостью легкой степени № 6 «Светлячок» (учитель-дефектолог Баранова И.В.), № 8 «Малинка» (учитель-дефектолог Фадеева А.С.);

— индивидуальная работа с использованием инновационных технологий по развитию речи (учитель-логопед Кугутова С.Г.);

— музыкально-игровое развлечение «Потешки да шутки (игры с Матрешками)» с использованием народных подвижных игр.

3. Подведение итогов семинара ‒ обмен мнениями.

Ребенок с ОВЗ в ДОУ: особые образовательные потребности и особые
образовательные условия

Распространение в нашей стране процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в образовательную среду является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования и включение их в жизнь общества.

Дети с ОВЗ это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  • дети с нарушением речи (логопаты);

  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  • дети с ЗПР;

  • дети с нарушением поведения и общения;

  • дети с УО;

  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения.

Приоритетными направлениями этого процесса являются:

  • своевременное выявление недостатков в развитии детей;

  • организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;

  • подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.

Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Наше Учреждение располагает такими условиями. Наряду с группами общеразвивающей направленности (4) функционируют группы компенсирующей (для детей с умственной отсталостью – 3, для слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием – 4, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и тяжелыми нарушениями речи – 2) направленности.

Создание специальных условий развития детей
в группах компенсирующей направленности

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 1.3 отмечается, что в нем учитываются:

— индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Иными словами, категория детей с ограниченными возможностями здоровья не обойдена вниманием. Стандарт как раз и говорит о том, что дети с ОВЗ должны получать образование наравне со всеми остальными детьми, ни в коем случае в этих правах ограничены быть не должны и для них такие условия должны быть созданы.

Рассмотрим эти условия:

  • Организационное обеспечение.

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

  • Создание особой предметно-развивающей среды.

  • Взаимодействие специалистов различного профиля.

  • Сотрудничество детского сада и семьи.

Учителя-логопеды используют в работе традиционные виды игр:

игры по формированию лексико-грамматической структуры и развитию связной речи;

— игры для формирования правильного звукопроизношения;

— игры по обучению грамоте и чтению;

— игры по формированию слоговой структуры слова

— игры на развитие фонематического слуха;

— игры по развитию психических процессов

— игры по развитию мелкой моторики;

дидактические игры;

— подвижные игры.

А также игровые технологии, которые активно используются в нашем детском саду:

  • социо-игровя технология;

  • использование театрализованных игр, конструктивных игр ‒ лего-технология,

  • ТРИЗ-технология, которая способствует повышению уровня речевой активности детей, развитию структурных компонентов речи, коммуникативных навыков, овладению умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы;

  • здоровьесберегающие технологии, которые направлены на:

укрепление физического и психического здоровья;

— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников.

В ходе коррекционно-образовательного процесса учителями-логопедами используются такие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Дыхательная гимнастика.

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки).

  • Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр.

  • Песочная терапия.

  • Релаксация.

  • Информационно-коммуникативные технологии.

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду учителями-логопедами и учителями-дефектолагами используются презентации по различным направлениям коррекционной работы и специализированные компьютерные логопедические программы:

  • «Игры для Тигры»; обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»; обучающая программа «Баба-Яга учится читать»; развивающая игра Домашний логопед. «Учимся говорить правильно»; мультимедийная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», серия «Учимся и оздоравливаемся».

  • Элементы проблемного обучения используются учителями-логопедами в коррекционной и развивающей работе с детьми. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных и дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием.

  • Проектный метод обучения

Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

Создание особой предметно-развивающей среды

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной и коррекционной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и возможность ребенку наиболее полно реализовать себя.

Предметно-развивающая среда в группах организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную и речевую деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группах необходимы так же различные материалы, способствующие речевому развитию ребенка: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами, ребусами.

В группах для детей с ОНР развивающая среда должна быть сориентирована и на коррекцию речевых нарушений детей.

С этой целью в логопедических группах оформлены специальные развивающие модули. Например, модуль «Ветерок» предназначен для развития воздушной струи, речевого дыхания, способствует формированию у детей правильного звукопроизношения.

Модули «Кто стучится к нам в окно», «Творческие студии» используются для уточнения и закрепления знаний дошкольников по лексическим темам, временным представлениям, сезонным изменениям, инсценировок сказок, придумывание стихов, продолжения рассказов и историй. Это помогает развивать у детей воображение, творчество, обогащает их игровые действия.

Модуль «Золотой ключик» предназначен для развития театрализованной деятельности дошкольников и способствует эмоциональному раскрепощению детей, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков.

Модуль «Уголок-говорок» содержит дидактические игры и пособия для развития речи детей

Модуль «Будь здоров!» предназначен для развития двигательной активности, общей и мелкой моторики, координации движений.

Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедических кабинетах так же создана благоприятная коррекционно-развивающая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей.

Зона коррекции звукопроизношения:

  • «Королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, индивидуальными зеркалами для детей, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии содержит пособия, дидактические развивающие игры

  • «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковыми символами)

  • «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие познавательной деятельности, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи»).

  • «Центр речевого дыхания»

  • «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики) шарики, коврики, трафареты, аппликаторы Кузнецова)

  • «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

  • Центр релаксации. В нём мягкие модули и игрушки. Они способствуют не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.

Взаимодействие специалистов различного профиля

Взаимодействие всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по ИЗО осуществляется на протяжении всего периода пребывания детей с ОВЗ в ДОУ. При построении системы коррекционной работы в нашем детском саду совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком не обособленно, а углубляя и дополняя друг друга.

Взаимодействие в работе начинается с педагогического обследования детей, которое проводится воспитателями и всеми специалистами ДОУ.

Воспитатели, специалисты ДОУ проводят мониторинг по образовательным областям, а учителя-логопеды проводят углублённое речевое обследование. Итоги обсуждаются на заседании Службы психолог-педагогического сопровождения ребенка, одной из задач которого является обеспечение личностно-дифференцированного подхода к развитию ребенка. На основании полученных результатов разрабатываются и утверждаются индивидуальные образовательные маршруты.

Взаимодействие специалистов в рамках текущей работы фиксируется в «Тетрадях связи» и отражает содержание и виды работы.

Таким образом, согласованность действий педагогов позволяет эффективно активизировать воспитательно-образовательный и коррекционный процесс, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Сотрудничество детского сада и семьи

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя-дефектолога с семьёй является необходимым условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основными задачами по взаимодействию с семьями воспитанников являются:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

  • Объединение усилий для развития и воспитания детей;

  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  • Активизирование и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

В реальности возникают следующие трудности в работе с семьей:

  • Пассивность и недоверие родителей.

  • Низкая мотивация к сотрудничеству.

  • Социальная закрытость семей.

Это побуждает педагогов к поиску новых, нетрадиционных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической компетентности родителей.

К традиционным формам взаимодействия можно отнести оформление для родителей уголков в каждой коррекционной группе.

Рубрика «Копилка методических рекомендаций». Каждую неделю в «копилку» добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех умений и навыков, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему обучался ребенок на текущей неделе и продолжить работу по закреплению этих навыков.

Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входит описание игр, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».

Рубрика «ОКНО» очень короткие новости. В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события из жизни группы, достижения детей.

Огромный потенциал по привлечению родителей в ряды активных участников совместного образовательного процесса содержится в использовании сайта учреждения. Создание единого образовательного пространства через использование веб-сайтов ДОУ, совместная деятельность родителей и детского сада по развитию ребенка позволяют сделать это взаимодействие более интенсивным и продуктивным.

На сайте ДОУ родители могут ознакомиться

  • Со сведениями о педагогических работниках и получить информацию о конкретном педагоге, что способствует выстраиванию доверительных отношений с родителями.

  • С основной и адаптированной программой, в которой родителям могут быть интересны критерии педагогической диагностики и календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми.

  • С консультациями, советами, рекомендациями, которые способны удовлетворить родительскую потребность в педагогических знаниях.

Когда размещенная на сайте информация для родителей актуальна и практически применима, сайт становится интегрированным в педагогический процесс ДОУ, что может способствовать повышению качества образовательной и коррекционной деятельности.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =