Туризм доступен каждому (Сборник методических рекомендаций по организации туристских эстафет и походов выходного дня на базе детских пришкольных лагерей или в период каникул)


Автор: Чулкова Анна Анатольевна
Место работы: ОГАУДО "Детско-юношеский центр "Солнечный"
Должность: педагог дополнительного образования


Содержание сборника адресовано педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям общеобразовательных школ, учителям физической культуры, тренерам, учителям ОБЖ, инструкторам туризма, желающим вовлечь детей в занятия по туризму, в проведение походов выходного дня, а также в ходе организации спортивных дней на пришкольных лагерях в период каникул. В сборнике даны основные сведения о данном виде спорта, представлены эстафеты по видам туризма.

Редактор: А.А. Чулкова – педагог дополнительного образования ОГАУДО ДЮЦ «Солнечный»

Рецензент: С.В. Поздняков – директор ОГАУДО ДЮЦ «Солнечный»

Н.Н. Борисова – зам. директора по доп. образованию

Пояснительная записка

Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя — первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов. Кроме этого, туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др.), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания. Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становиться выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка. Поход поможет глубже понять и изучит натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне и приключениях.

На территории Еврейской автономной области организует работу по туристской подготовке лишь один Детско-юношеский центр «Солнечный», который ведет работу со школьниками.

Центр организует туристские слеты учащихся, походы выходного дня, туристские полосы препятствий, разрабатывает маршруты, осуществляет выезды в пещеры, исследует флору и фауну Дальнего Востока, а также историко-культурные и природные памятники. Применяя данную работу на пришкольных лагерях в период каникул педагогами-организаторами, учителями физической культуры и ОБЖ время препровождения становится более интересным. Данная работа дает возможность сплотить временный детский коллектив, появляется возможность новичкам понять, что такое туризм и попробовать свои силы в экстремальных ситуациях, а тем, кто уже знаком с этим видом спорта, поможет совершенствоваться в своем спортивном мастерстве.

Представленные материалы рекомендуем применять на пришкольных лагерях в период летних каникул.

История образования Центра по развитию детского туризма в ЕАО

В 1969 году в г. Биробиджане открылась областная детская экскурсионно-туристская станция, которая являлась для школьников области организационно – методическим центром по развитию туризма и краеведению.

В 1977 году областная детская экскурсионно-туристская станция была переименована в областную станцию юных туристов в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР от 07.06.1977 № 285-М «О введении положения о республиканских краевых, областных станциях юных туристов» и располагалась по улице Калинина д.19

Работа со школьниками области проводилась в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР». Ежегодно проходили областные слеты юных туристов-краеведов, зачетными видами программы были туристская техника, контрольный комбинированный маршрут, отчет о многодневном походе, а также проводились областные конференции представителей лучших экспедиционных отрядов.

На станции была открыта турбаза по приему школьников не только из области, но и Хабаровского края, других уголков Дальнего востока.

На станции действовала областная комиссия по смотру работы и спортизации школьных музеев, областной штаб по проведению экспедиции «Моя Родина – СССР».

Делегация школьников области ежегодно принимала участие в работе Всероссийского лагеря «Дружба» в Москве, в смене активистов школьных музеев, а также неоднократно выезжала на всероссийские слеты юных туристов – краеведов.

В большинстве школ области действовали экспедиционные отряды, туристско-краеведческие кружки, проводились походы, экскурсии, дальние экскурсионные поездки по центральным городам страны.

90-е перестроечные годы наложили свой негативный отпечаток на состояние детского туризма. Отсутствие средств на проведение походов и экскурсионных поездок у органов образования и населения резко сократило их количество, они стали единичными, пришла в упадок материальная база туризма. В начале 90-х областная станция юных туристов прекратила свое существование. С 2002 года организован областной детско-юношеский центр в здании школы-интерната (ныне д/д № 2) по ул. Советская, 49, директором которого становится Поздняков С.В.

С 2010 года — областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» в настоящее время является ведущим учреждением по развитию детского туризма в области.

В кружках центра обучались сотни юных туристов-краеведов, ориентировщиков, многие из которых были победителями и призерами областных, выездных региональных туристско-краеведческих мероприятий, соревнований.

В 2006 г. пятеро обучающихся центра стали кандидатами в мастера спорта по туризму, в 2010 – 2012 гг. шесть человек также получили это звание.

25 августа 2016 года произошла реорганизация в ходе которой центр получил новое название Детско-юношеский центр «Солнечный», и были возложены новые функции. Центр ведет работу по дополнительному образованию детей и подростков, а также работу по организации оздоровительных смен в загородных лагерях.

Сейчас в центре занимается около двухсот детей и подростков в объединениях по пешеходному, водному, спелеотуризму, спортивному ориентированию, скалолазанию, по краеведению, экологии.

В 2017 году были новые объединения: «Занимательный английский», «Борьба самбо», «Школа начинающего вожатого».

Центр организует и проводит:

  • Слеты, соревнования по пешеходному, водному туризму, скалолазанию, спелеотехнике, спортивному ориентированию, соревнования «Школа безопасности»
  • Туристско-краеведческие конкурсы, игры, викторины;
  • Летние туристско-оздоровительные полевые сборы;
  • Экскурсии по г. Биробиджану и его окрестностям, в г. Хабаровск.
  • Учебные мероприятия по подготовке туристско- краеведческих кадров и детского актива (семинары организаторов туристско-краеведческой деятельности, семинары судей туристских соревнований);
  • Оказывает помощь педагогам методическими материалами;

Центр организует популярные среди туристов маршруты:

  • Водные — по рекам Бира, Биджан, Кур, Тунгуска;
  • Спелео — к пещерам Глубокая, Римская, Старый медведь, Ледовая, Пасечная;
  • Многочисленные пешеходные – по территории области и Дальнего Востока;
  • Краеведческие и экологические походы к историко-культурным краеведческим объектам, уникальным памятникам природы;
  • За пределы ЕАО (на острова Курильской гряды, остров Сахалин).

ФОРМЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

2. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм спортивного туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три -пять часов; шесть -восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 — 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма -кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.

3. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм спортивного туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 — 44 лет; экономически активные люди среднего (45 — 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

4. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

ВИДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ТУРИЗМЕ

1. Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.

2. Автостоп — бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя.

3. Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия, а также один из видов активного отдыха.

4. Водный туризм. Разновидностями являются парусный туризм, сплав по горным рекам и т. д.;

5. Конный туризм – путешествие на лошадях, отличный способ обучения или совершенствования навыка верховой езды. Проживание на конных маршрутах: в полевых условиях летом или на турбазах зимой.

6. Лыжный туризм — передвижение осуществляется на лыжах. Лыжные походы проводятся в основном в зимнее время, то есть в период преобладания температур ниже 0° С.

7. Мотоциклетный туризм – передвижение на мотоцикле, на котором можно добраться до мест, куда невозможно попасть, например, на автомобиле, побывать в самых, казалось бы, недосягаемых уголках природы. Этот вид транспорта очень мобилен и легок.

8. Пешеходный туризм — передвижение на маршруте производится в основном пешком. Разновидностью следует считать горный туризм;

9. Спелеотуризм — смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий с использованием различного специального снаряжения.

10. Комбинированный туризм или «мульти» туризм — условное название направления, в котором участники за одно путешествие (поход) комбинируют в разных вариантах элементы разных видов туризма.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

1. Походы выходного дня;

2. Походы 1 — 3 степени сложности — в детско-юношеском туризме;

3. Категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелео — туризме — шесть категорий сложности (к. с.); в автомото — и парусном туризме — пять; в конном — три.

ЭСТАФЕТА «ТУРИСТСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»

Цель мероприятия: Формирование представлений о туризме, безопасности жизнедеятельности, активной жизненной позиции у детей и подростков.

Задачи:

  1. Проведение тематического мероприятия, мотивирующему стремление к безопасному поведению;

  2. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействие в группе сверстников;

  3. Всестороннее совершенствование личностных качеств детей и молодежи, быстрота принятия решений, выносливость, психологическая устойчивость, физическая сила, приобретение необходимых знаний и навыков позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях.

Группа участников: Участники летних смен пришкольных и загородных лагерей.

Оборудование: Веревка, карабины, кочки (шины, обручи), жерди, шест, мышеловка нижняя, мышеловка вертикальная, узкий лаз (шины, бетонная труба), резинки.

Ход мероприятия

Ведущий:   Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Мы начинаем спортивную эстафету «Туристская полоса препятствий» Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.

Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать дружные спортивные команды. Пришло время с ними познакомиться. В соревнованиях примут участие   команды ______________________________________________________________________________

Ведущий: Пришло время представить судий, которые будут сопровождать Вас на всех этапах эстафеты.

Судейской коллегией являются:

_____________________________________________________________________________

Итак, с командами познакомились, судьи готовы – пора начинать соревнование!

Командам необходимо беспрепятственно пройти все этапы, побеждает команда набравшая наименьшее количество штрафных баллов и финишировавшая за наименьшее время.

1 этап: Кочки

Этап, протяженностью 15 м, с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно, так, чтобы в середине этапа произошла вынужденная смена толчковой ноги. Расстояние между кочками – 1,5-2 м.

Участники перепрыгивают с кочки на кочку. Если участник оступился одной или двумя ногами, он продолжает движение с той кочки, на которой оступился. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил выполнение задания.

2 этап: «Мышеловка»

«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться. Этап, протяженностью 2,5-3 м. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа.

3 этап: «Гать»

Участникам нужно переправиться через болото с помощью жердей. Укладка жерди на 5 – 7 пролетах, длина жерди до 3 метров. Количество жердей – 5 шт.

ШТРАФЫ:

— заступ за контрольную линию – 1 б.;
— касание в земли одной ногой (рукой) – 1 б.;
— падение – 10 б.

4 этап: «Стена»

Между деревьями создается стена из веревок, сквозь которую необходимо пройти. Этап, шириной 1,5 м. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа. Основное условие прохождения этапа – пройти стену не касаясь веревки.

5 этап: «Навесная мышеловка». 

Между деревьями создается полотно из веревок, по которому необходимо пройти. Этап, шириной 1,5 м. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа.

6 этап: «Узкий лаз»

Этап состоит из набора досок, бревен, веток, либо сделан коридор из досок, через которые нужно пролезть. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа.

 

 7 этап: «Преодоление рва с помощью шеста».

Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста. Ширина преодолеваемой зоны не более 4 м, глубина до 1 м. Границы зоны обозначаются песком, маркировкой. Длина шеста примерно 3 м. Для оборудования этапа требуются: 2 гибких прочных шеста, волчатник и колья для ограждения этапа. Участникам нужно с помощью шеста преодолеть (перепрыгнуть) канаву (ров), не заступив за контрольные линии. Заступ за контрольную линию оценивается в 0,5 балла.

8. Труднопроходимое пространство

Этап заключается в преодолении труднопроходимого пространства. Между деревьями создается стена из веревок, через которую необходимо пролезть. Ширина преодолеваемой зоны не более 1,5 м, длинна до 2 м. Другой участник может приступить к прохождению этапа одновременно с предыдущим участником. Допустимое количество участников на этапе 2.

9 этап: Преодоление преграды

Этап заключается в преодолении траверса, сплоченным коллективом. Всем участникам ограничивают возможности свободного передвижения путем связывания резинками ног. Участникам нужно сообща переступать препятствия.

После прохождения данного этапа команда финиширует в полном составе.

Результат финиша фиксируется по последнему участнику.

ЭСТАФЕТА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»

Цель мероприятия: Формирование представлений о спортивном туризме, способах безопасного передвижения в условиях спортивного туризма.

Задачи:

  1. Проведение тематической эстафеты, мотивирующей стремление к безопасному поведению;
  2. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействие в группе сверстников;
  3. Всестороннее совершенствование личностных качеств детей и молодежи, быстрота принятия решений, выносливость, психологическая устойчивость, физическая сила, приобретение необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях.

Группа участников: Участники летних смен пришкольных и загородных лагерей.

Оборудование: Веревка, карабины, веревка для вязания узлов, дощечки или бревна.

Ход мероприятия

Ведущий:   Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Мы начинаем эстафету «Спортивный туризм».

Спортивный туризм — это вид спорта, основой которого является проведение соревнований на маршрутах, включающих в себя преодоление природных препятствий на дистанциях, расположенных и в естественной среде, или на искусственно созданном рельефе.

Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.

Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать дружные спортивные команды. Пришло время с ними познакомиться. В соревнованиях примут участие   команды ______________________________________________________________________________

Ведущий: Пришло время представить судий, которые будут сопровождать Вас на всех этапах эстафеты.

Судейской коллегией являются: ______________________________________________________________________________

Итак, с командами познакомились, судьи готовы – пора начинать соревнование!

Командам необходимо беспрепятственно пройти все этапы. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных баллов и финишировавшая за наименьшее время.

1 этап: «Спортивный спуск»

Этап, протяженностью 15-20 м, на склоне. Движение участника осуществляется с опорой на перила. Перильная веревка должна проходить за спиной и для увеличения трения может быть обёрнута вокруг руки (рук).

2 этап: «Подьем по склону спортивным способом»

Длина подъема на дистанции не должна быть более 20 м, крутизна не более 50 градусов. Движение участника осуществляется с опорой на перила. Захват перил осуществляется поочерёдно правой и левой рукой.

3 этап: «Вертикальный маятник»

Высота маятника 5-8 метров, нижний конец веревки с узлом закреплен на исходной стороне этапа. Взаимопомощь участников допускается. Участники с помощью вертикальной веревки должны преодолеть имитируемую яму.

ШТРАФЫ:

— заступ за контрольную линию – 1 б.;
— касание в ОЗ земли одной ногой – 1 б.;
— падение – 10 б.

4 этап: «Вязка узлов»

Между деревьями натянута веревка, на которой висят веревки меньшего диаметра для вязки узлов. Участникам нужно проходя этап завязать узел.

 

 

 

 

 

 

 

5 этап: «Накладные перила». 

Участник должен встать ногами на нижнюю верёвку, взяться руками за верхнюю верёвку  и приставными шагами, скользящими движениями рук и ног переправиться с исходной на целевую сторону этапа, не допуская падения с верёвки. При прохождении этапа на веревке может находиться только один участник.

6 этап «Кочечная переправа» Этап состоит из чурок, которые стоят на земле. Сверху между деревьями натянута веревка. Участник, держась за натянутую веревку, должен пройти по кочкам (чуркам, дощечкам).

 

 

 

 

ЭСТАФЕТА «ЭКСТРИМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

Цель мероприятия: Формирование представлений об экстремальном туризме, навыков безопасного поведения в экстремальных условиях.

Задачи:

  • Проведение тематического мероприятия, мотивирующему стремление к безопасному поведению в условиях экстремального туризма;
  • Формирование навыков сотрудничества и взаимодействие в группе сверстников;
  • Всестороннее совершенствование личностных качеств детей и молодежи, быстрота принятия решений, выносливость, психологическая устойчивость, физическая сила, приобретение необходимых знаний и навыков позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях.

Группа участников: Участники летних смен пришкольных и загородных лагерей

Оборудование: Веревка, карабины,

Ход мероприятия

Ведущий:   Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня. Мы начинаем спортивную эстафету «Экстремальный туризм». Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.

Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать дружные спортивные команды. Пришло время с ними познакомиться. В соревнованиях примут участие   команды ______________________________________________________________________________

Ведущий: Пришло время представить судий, которые будут сопровождать Вас на всех этапах эстафеты.

Судейской коллегией являются: ______________________________________________________________________________

Итак, с командами познакомились, судьи готовы – пора начинать соревнование!

Командам необходимо беспрепятственно пройти все этапы, побеждает команда набравшая наименьшее количество штрафных баллов и финишировавшая за наименьшее время.

1 этап: «Лестница»

Длина препятствия 10-12 м. Участник проходит препятствие, держась руками за верхние веревки, идя по подвешенным ступенькам. Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа.

2 этап: «Ромб»

Этап, протяженностью 2,5-3 м. Участники пролезают по ромбу на другую сторону препятствия.  Другой участник приступает к выполнению задания после того, как первый участник закончил прохождение этапа.

 

3 этап: «Свободно подвешенное бревно»

Бревно свободно подвешено на высоте 30 см. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см. Участникам нужно проползти на животе по бревну не касаясь земли. На этапе допускается нахождение одного участника. За срыв с бревна зачисляется 1 штрафной балл.

4 этап: «Бабочка»

  Участник должен любыми способами, держась за верхнюю веревку руками, переправиться с исходной на целевую сторону этапа, не допуская падения с верёвки. При прохождении этапа на веревке может находиться только один участник.

5 этап: «Переправа по качающимся перекладинам»

Вариант 1: горизонтальные свободно подвешенные, перекладины, на высоте 2-2,5 м, расстояние между перекладинами до 0,5 м, длина этапа 5-7 м. Участники при переправе держатся за них руками.

Вариант 2: перекладины на высоте 20-30 см. Участники переступают по ним ногами.

6 этап: «Наклонное бревно»

Бревно подвешено к дереву одним концом на высоте 30 см. Второй конец свободно лежит на земле. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см. Участникам нужно пройти по бревну, не касаясь земли. На этапе допускается нахождение одного участника. За срыв с бревна зачисляется 1 штрафной балл.

7 этап: «Переправа по качающемуся бревну»

Бревно подвешено к дереву с двух концов на высоте 30 см. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см. Участникам нужно пройти по бревну, держась за натянутые перила не касаясь земли. На этапе допускается нахождение одного участника.

8 этап: «Переправа бревну с самостраховкой»

Бревно расположено над обрывом на высоте 30 см. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см. Участникам нужно пройти по бревну, держась за страховочные перила не касаясь земли. На этапе допускается нахождение одного участника. За срыв с бревна зачисляется 1 штрафной балл.

ЛИТЕРАТУРА ПО ДЕТСКОМУ ТУРИЗМУ И КРАЕВЕДЕНИЮ

1. Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм». Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. — М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. — 600 с., ил.

2. Константинов Ю. С. «Из истории детского туризма в России». (1918-2008 гг.)-М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В книге рассмотрены этапы становления и развития детского туризма в России, его взаимодействие со спортивно-оздоровительным туризмом. Освещены различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся, приведены исторические документы по вопросам развития детского туризма.

3. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе» Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. — 352 с., ил.

4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. «Школа туристских вожаков». – М.: «ВЛАДОС» – 144 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Книга рассчитана на школьного учителя, решившего организовать и провести туристический поход с учащимися и не имеющего специальной туристской подготовки. В форме уроков для учителя даются необходимые рекомендации по организации и проведению двух, трехдневного похода.

5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. «Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие.» — М.: «ВЛАДОС». — 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Всем, кто занимается организацией и проведением туристско-краеведческих мероприятий с детьми в условиях полевых туристских лагерей, адресовано данное пособие. Большое внимание авторы уделяют приобретению навыков выживания в природной среде, в том числе умению действовать в экстремальных ситуациях.

Пособие поможет не только узнать о формах активного отдыха детей, но и приобрести навыки помощника руководителя туристского похода.

6. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». — М.: «ВЛАДОС».-160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Пособие разработано на основе опыта проведения подобных соревнований в 1995-1998 гг., где автор присутствовал в качестве главного судьи.

Адресовано преподавателям ОБЖ, педагогам учреждений дополнительного образования, сотрудникам органов управления, проводящих с учащимися соревнования «Школа безопасности».

7. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования». Учебно-методическое пособие.-М.: ФЦДЮТиК, 2005. — 328 с., илл.

Учебное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, школьным учителям, тренерам, родителям, желающим вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием. Даны основные сведения о данном виде спорта, об организационно-педагогических условиях подготовки юных ориентировщиков и принципах организации учебно-тренировочного процесса.

8. Константинов Ю.С., Куликов В.М. «Педагогика школьного туризма»: Учебно-методическое пособие.» 2-е издание, дополненное. — М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.

В книге на основе большого личного опыта авторов делается попытка осмыслить детско-юношеский туризм как педагогическое явление, решающее одновременно в комплексе важнейшие педагогические задачи. Даются рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности в школе.

9. Самарина И. А. «Основы туристско-экологической деятельности учащихся». хМ.: ФЦДЮТиК, 2007 г. 276 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм. Учебно-методическое пособие.

10. «Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей» Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. — М.: «Советский спорт», 2005. -324

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 − 12 =