Учимся общаться. Правила говорящего и слушающего


Автор: Наталья Ивановна Каменева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель начальных классов


ЗАДАЧИ:

  • познакомить с правилами поведения во время разговора;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать уважение к взрослым и друг к другу.

Ход занятия:

1.Вступление: Сегодня мы познакомимся с правилами поведения во время разговора; правилами говорящего и слушающего.

  • Какую речь приятно слушать?
  • Очень важно правильно дышать во время речи. Что значит правильно дышать? Это:
  • а) незаметно для окружающих делать вдох;
    б) вовремя «запасаться» воздухом;
    в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
  1. Упражнения на дыхание:
  • А). Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули… Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5-6 раз.
  • Б). Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны. Повторите 3- 4 раза.
  • — Итак, как нужно дышать во время речи?
  • 3. А еще очень важно управлять своим голосом. Голос может быть высоким, средним, низким по высоте; тихим, умеренным, громким по силе. В зависимости от ситуации мы можем говорить громче или тихо. Когда мы говорим громко? (если нас плохо слышат, если мы сердимся, волнуемся, увлечены разговором).
  • — Когда мы говорим тихо? (если нас должен слышать только собеседник, если нам стыдно, мы волнуемся или стесняемся, не хотим мешать окружающим).
    — Как нужно разговаривать в театре, музее, транспорте?
    — Прочитаем по-разному стихотворение:
    (обычным негромким голосом) (громче)
    (громко, протяжно)
    (тише)
    (тихо, протяжно)
    Мы бродили темным бором,
    Мы спросили громко хором:
    — Дома ль бабушка Яга?
    Бор ответил нам: Ага-а-а.
    Прочитайте четверостишие:
    Гром грохочет – бух! Трах!
    Словно горы рушит.
    Тишина в испуге – ах!
  • Затыкает уши. О чем это стихотворение? Прочитайте строки, в которых говорится о громе. Какой звук в них повторяется? Для чего?
  • ‒ Как нужно прочитать эти строки, громким или тихим, высоким или низким голосом? (Чтение хором, затем с дирижированием, соло ‒ по одной строчке.)
  • Вывод: Сила и высота голоса во время речи зависит от того, что мы говорим, от содержания высказывания.
  • 4. Мальчик торопился на урок и очень боялся опоздать. Он кричит прохожему: «Скажи, сколько время?» прохожий посмотрел на него сердито и ничего не сказал.
  • Почему прохожий не стал разговаривать с мальчиком?
  • Как же обратиться к прохожему? Разыграем ситуацию . Что нужно помнить? (Скажите, пожалуйста, сколько времени? Будьте добры, скажите, который час?)
  • Каким должен быть голос? (спокойным, уверенным, по высоте ‒ средним).
  • 5. Поведение во время разговора. Слышали ли вы выражение «птичий базар»? Откуда оно произошло? Птичьим базаром на Севере называют места, где гнездятся морские птицы; когда птицы внезапно взлетают, то закрывают все небо. Все крылатые пронзительно кричат. В этом шуме невозможно разговаривать, так как нельзя ничего разобрать. Где вы встречали такую ситуацию?
  • На переменах в школе стоит такой шум. что разговаривать практически невозможно. Вотвам советы:
  • Не старайтесь говорить громче собеседника. Кто говорит, не повышая голоса, того слушают внимательнее, чем крикуна.
  • Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ничьи слова не будут услышаны.
  • Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не выскажется. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
  • Поменьше говори о себе. Не подражай болтунам, которые все время говорят: «А вот я… А вот у меня…».
  • Разговаривая, не хватай собеседника за руку, не тереби его за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно привлекать внимание не руками, а словами.
  • Веди себя естественно. Не смейся, если тебе не смешно, не делай вид, что удивлен.
  • Не вмешивайся в разговор взрослых. Подожди, пока они обратятся к тебе с вопросом.
  • Если хочешь сказать что-то по секрету, не шепчи на ухо. Эго может обидеть окружающих.
  • Не говори о присутствующих «он» или «она». В разговоре нужно называть того, о ком идет речь, только по имени.
  • Не говори скверно или насмешливо об отсутствующих. Имей мужество высказать свое мнение в лицо.
  • 6. Культура речи. К культуре разговора относится и то, насколько вы правильно пользуетесь речью. К сожалению, в компании ребят можно услышать так называемые жаргонные слова, которые коверкают наш замечательный язык. Культурный человек не употребляет в разговоре таких слов, как «прибитый», «чао-какао» и т. д.
  • 7. Игры:
  • Повтори быстро. Игрокам надо повторить только те слова, которые сопровождаются командой: Повторите! Проводится в форме диалога-перестрелки.
  • Б) Умей слушать и слышать многих. Дети учатся слушать сразу несколько говорящих. Двое или трое одновременно говорят разные слова. Задача ‒ угадать эти слова.
  1. Соревнование телефонистов . Играют дети по рядам. Передать скороговорку по цепочке. Последний участник произносит ее вслух.
    Не живут ежи, где живут ужи.
    В живом уголке жили ежи да ужи.
    Лежит ежик у елки, а у ежа ‒ иголки.
  • 8.Умение вести себя на уроке. Обсуждение текстов. Елена Николаевна читает детям сказку. Я эту сказку знаю, ‒ громко, на весь класс, говорит Коля. ‒ Сейчас Иванушка как взмахнет мечом…
  • Елена Николаевна остановилась. Как вы думаете, почему учительница прервала чтение? Что мы знаем о том, как надо слушать?
  • Елена Николаевна закончила читать. А теперь Ира расскажет нам эту сказку.
  • Ира вышла к доске. Она очень волнуется. Ира говорит быстро-быстро. Она хочет вспомнить все подробности. Ира-молотилка, ‒ смеется Коля.
  • Ира еще больше разволновалась и сбилась: Царь посмотрел на Емелю и удавился.
  • Ребята рассмеялись. Скажите, почему Ира сбилась? Какое правило нарушил Коля и ребята?
  • 9. Сочиняем стихи. Детям предлагается дополнить строчки:
  • На уроке будь старательным.
    (Будь спокойным и внимательным).
    Все пиши, не отставая,
    (Слушай, не перебивая).
    Говорите четко, внятно,
    (Чтобы было всем понятно).
    Если хочешь отвечать,
    (Надо руку поднимать).
    Запомни, что поют на пении,
    (Читают на уроке чтения).
    На математике считают,
    (На переменах отдыхают).
    Будь прилежен на уроке.
    (Не болтай: ты не сорока).
    Если друг стал отвечать.
    (Не спеши перебивать).
    А помочь захочешь другу
    (Подними спокойно руку).Знай: закончился урок,
    (Коль услышал ты звонок).
    Чтоб не встревожились врачи,
    (На переменах не кричи).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =