УМК «Школа 21 века» Класс: 2
Предмет: математика
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: «Умножение на 9»
Тип урока: урок формирования предметных знаний и УУД.
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Урок математики во 2 классе ОС «Школа 21 века», учитель Воронина Е.В.
МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджан
Цели: Создать условия для формирования умения выполнять умножение и деление на 9; совершенствования вычислительных навыков. раскрыть закономерности таблицы умножения на 9, исследовать её, найти средства для более быстрого её запоминания; закреплять таблицу умножения на 9; продолжить работу над задачами; заложить интерес к науке математике; развивать познавательные способности; создать условия для развития наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Результаты:
Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться, признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку
работ .
Познавательные: Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Выполнять задания по аналогии. Выделять необходимую информацию для решения учебных задач.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, соблюдать основные правила общения на уроке; комментировать свои действия.
Орг. момент:
— Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи – ведь с маленькой удачи начинается большой успех!
— Что нужно, чтобы урок прошёл успешно? (быть внимательным, слушать друг друга, уметь исправлять ошибки, дополнять ответы, работать дружно.)
Повторение
— Вы любите путешествовать?
— Тогда приглашаю вас в путешествие по галактике «Умножение», которая состоит из разных планет и созвездий. А в пути будем заполнять бортовые журналы путешественников.
— Для того чтобы сесть в звездолет, необходимо расшифровать фразу, которая отправит нас в космос.
Карточки с числами 24,40,16,64,72,25,48,80,56,32,8
— Рассмотрите ряд чисел и скажите, какое число лишнее.
-Почему?
-Что такое умножение? Как называются числа при умножении?
— Какое действие обратное умножению?
— Как называются числа при делении?
— Знание таблицы на 8 поможет нам разгадать шифр. Заполните карточки и попробуйте разгадать фразу.
Работа в паре.
Карточки (2 человека на больших листах)
— Кто расшифровал? Какая фраза получилась?
-У кого так же?
— В дневнике найдите запись «Шифровка» и оцените свою работу. Если нет ошибок, обведите жёлтую звезду, а если есть – красную.
-Какие умения нам помогли справиться с заданием?
— А теперь дружно произнесём разгаданную фразу и отправимся в полёт. (звучит космическая музыка).
Новая тема
— Мы прибыли на планету «Умники»
— Попробуем сосчитать сколько звёзд в созвездии над этой планетой. Слайд 1.
— Как по-разному можно сосчитать? (9+9+9 9*3)
-Как удобнее? Почему? (быстрее)
— А в каком случае это будет быстрее? (если знаешь таблицу)
— Ещё раз посмотрите на звёзды и примеры, назовите
тему сегодняшнего урока?
— Поставьте учебные задачи.(карточки)
1. Составить и записать таблицу умножения на 9.
2. Запомнить таблицу на 9.
3. Применять полученные знания.
— Мы всегда составляем полностью таблицу умножения на число, но сегодня путешествуем и чтобы не терять времени, предлагаю сократить запись. Думаете это возможно?
— Почему?
Слайд (таблица на 9)
— Выберете только те примеры, которые для вас новые и запишите их (2-е за доску) 9*9=81
— Какой закон математики дал нам возможность не проверять оставшиеся примеры (переместительный)
— Обратимся к задачам урока, что можете сказать?
Итог: — Мы справились с 1 задачей, оцените свою работу в бортовых журналах. (я прикрепляю магнитик жёлтый или красный)
Закрепление
— Теперь отправимся на планету «Запоминай-ка», для чего?
— Поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию.
— Рассмотрите таблицу, какими числами являются произведения? (двузначными)
— Прочитайте цифры обозначающие десятки.
— Что заметили? (увеличиваются на 1)
— Прочитайте цифры обозначающие единицы.
-Что заметили? (уменьшаются на1)
— Сравните 2-ой множитель с цифрой, обозначающей десятки. (на 1 меньше)
— Сложите цифру десятков и цифру единиц. (9)
— Прочитаем произведения меняя в таблице начало и конец.
— Что заметили? (результаты симметиричны друг другу)
— Вот сколько секретов у таблицы на 9!
— Но самый главный секрет вам откроют фиксики.
— Что делать если вдруг забыл какой-то пример?
— А что делать, чтобы не забывать? (учить)
— Задание в ТПО вам в этом поможет.
Работа в ТПО с.26 №1
— Поменяйтесь тетрадями.
— Какую учебную задачу выполняли?
— Оцените свою работу в бортовом журнале. ( я магнитиком)
— Я думаю, нам необходим отдых. Вперёд на планету «Отдыхус»
Физминутка.
— Может быть можно возвращаться, знаем же таблицу?
— Тогда нас ждет планета «Решай-ка», какую учебную задачу там предстоит выполнить? (применять полученные знания)
— А где в математике используется таблица?
-Запишем примеры под диктовку. ( по 1 к доске)
1. К 6 прибавить произведение чисел 9 и 4 (6+(9*4)=42
2. От 92 вычесть произведение 9 и 7 (92-(9*7)=29
3. 9*6+36=90 (самостоятельно, показываю на карточке)
Если мало времени, то эти примеры на карточках, дети их читают и решают устно. Один решает у доски прямо на карточке.
Проверка (прочитать)
— Мы пролетаем над созвездием, вот что о нём известно.
Задача.
В созвездии 9 рядов звёзд по 6 звёзд в каждом. Из них 36 звёзд горячие, а остальные холодные. Сколько холодных звёзд в созвездии?
— Когда сможем решить задачу? (если будем правильно её анализировать)
— Что нужно узнать в задаче? (сколько холодных звёзд, я черчу отрезок обозначающий холодные звёзды, ставлю?)
— А что нужно для этого знать? (сколько горячих)
-Знаем? (черчу продолжением отрезок, обозначаю 36)
-Достаточно данных для решения?
— Что ещё необходимо знать? (сколько всего)
— Какая строка в задаче поможет это узнать? (подписываю, 9 рядов по 6)
— Рассмотрите схему, кому понятен план решения? Решаем самостоятельно.
— У кого затруднения я предлагаю использовать карточку-подсказку.
1)найду сколько всего звёзд в 8 рядах.
2) найду сколько холодных звёзд.
1)найду сколько всего звёзд в 8 рядах (буду умножать).
2) найду сколько холодных звёзд (буду вычитать).
Проверка.
2 ученика за доску записать решение. Объяснение. Оценка.
— Помогло знание таблицы?
Оцените свою работу в бортовом журнале. (я магнитиком)
— А наше путешествие подходит к концу. Давайте вернёмся к задачам урока. Сумели мы их решить?
— Что было главным помощником на уроке?
Стихотворение (читает ученик)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится.
И недаром названа УМНОжением она!
Рефлексия.
— У вас на партах разные звёзды из нашего путешествия. Те, кто работал отлично – поднимите жёлтую звезду, те, кто работал хорошо, но мог бы быть активнее и внимательнее – оранжевую, а те, кто не доволен своей работой – красную.
— А я отмечу работу …