Управление качеством подготовки специалистов СПО в условиях трансформации современного общества


Автор: Кисиева Н.М.
Место работы: ОГАОУ ДПО "Институт развития образования ЕАО"
Должность: старший преподаватель


Введение

Актуальность темы: в соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена (далее – СПО) государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. Выпускник системы среднего профобразования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти процессы. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует серьёзных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Цель – выявить и разработать методические подходы к повышению качества подготовки специалистов СПО в условиях модернизации среднего профессионального образования.
Задачи:
— улучшение качества обучения посредством более полного использования возможностей подготовки специалистов СПО в условиях модернизации среднего профессионального образования;
— повышение мотивации и коммуникативной компетенции выпускников.

Управление качеством подготовки специалистов СПО в условиях
трансформации современного общества. Теоретические аспекты

Согласно пункта 33 статьи 1 Модельного образовательного кодекса образовательный процесс ‒ научно обоснованный процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, осуществляемый учреждением (организацией) или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 52614.2-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования, утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006 № 309-ст (далее ‒ ГОСТ Р 52614.2-2006), образовательный процесс ‒ это процесс создания образовательной продукции (предоставления образовательной услуги.
Образовательная услуга (продукция) ‒ это услуга (продукция), связанная с образованием. Организация, предоставляющая образовательную услугу, называется образовательным учреждением (пункты 3.4 и 3.5 ГОСТ Р 52614.2-2006).
Образование ‒ единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Виды образования: общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование (пункты 11-14 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Обучение ‒ целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (пункт 3 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Участниками образовательного процесса являются работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители или законные представители. Обязанность по организации образовательного процесса возлагается на образовательное учреждение. За нарушение требований к организации образовательного процесса образовательное учреждение может быть привлечено к административной ответственности согласно статьи 19.30 КоАП РФ.
Определение понятия «качество образования» дано в пункте 22 статьи 1 Модельного образовательного кодекса для государств – участников СНГ. Общая часть (новая редакция) (принят в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 Постановлением 39-6 на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств ‒ участников СНГ) (далее ‒ Модельный образовательный кодекс).
«Качество образования – это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству».
В пункте 29 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (действующая редакция) (далее ‒ Закон «Об образовании в Российской Федерации») отмечено, что качество образования ‒ комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Стандарт ГОСТ Р 52614.2-2006 содержит руководящие указания для учреждений, предоставляющих образовательные услуги, по внедрению результативной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001.
Необходимость интенсификации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании обусловлена рядом взаимосвязанных причин.

Быстрая смена квалификаций и технологий в эпоху цифровизации экономики и общества обостряет проблему потребности квалифицированных кадрах, включая рабочих и специалистов среднего звена.
Широкие квалификации и гибкие модульные программы, обеспечивающие подготовку к конкретным рабочим местам, а также реализацию принципа непрерывности образования становятся основой конкурентоспособности как профессионального образования, так и экономик большинства стран мира. Создание условий для трудоустройства молодежи, успешной и быстрой адаптации на рабочем месте наряду с возможностями личностного развития и профессионального роста является приоритетными задачами современных развитых государств.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой образования поставлены стратегические задачи воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Во исполнение Указа в рамках Национального проекта «Образование» основной задачей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» определена задача модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Модернизация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода образовательных учреждений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.
Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования и обучения.
Современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.
Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.
Качество образования – это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этой связи следует отметить, что система обеспечения качества – средства и технологии, применяемые для формирования условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам.
Таким образом, в системе обеспечения качества среднего профессионального образования можно отметить следующие аспекты:
1) политика в области среднего профессионального образования направлена на повышение его качества.
Первый аспект обеспечения качества образования – государственная политика в области среднего профессионального образования нашла отражение в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования, в Программе развития СПО. В этих документах задача повышения качества образования представлена во всей её полноте и значимости.
2) установлены и признаны обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования.
В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является Федеральный государственный образовательный стандарт СПО ‒ это комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и являющийся основой формирования единого образовательного пространства. Введение Федерального государственного образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свободу учебных заведений, формирования вариативности и гибкости процесса образования, увеличения требований к уровню образованности, профессиональной маневренности и конкурентоспособности выпускников. Федеральный государственный образовательный стандарт как новый тип педагогической идеологии отражает главные целевые, ценностные, культурно-исторические параметры современного образования, определяет государственные гарантии прав граждан на качественное образование.
3) объективные условия, содействующие достижению заданного качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры учебных заведений СПО;
4) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
5) механизмы и инструменты управления и самоуправления профессиональных образовательных учреждений СПО с позиций качества.
Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качества образования – объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвязи, выступают как многоаспектная подсистема и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.
Качество деятельности профессиональных образовательных учреждений СПО напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:
— учебно-методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы, пособий;
— обеспечения кадрами;
— инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической,
социально-бытовой.
В условиях модернизации российского образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей, методистов. Это ведет к совершенствованию методической работы, росту качества подготовки специалистов.
В значительной мере преодолевается некоммуникабельность методической работы учреждений СПО в пределах лишь системы среднего профессионального образования. Укрепляется взаимодействие учреждений среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных учебно-методических проблем, в том числе в обеспечении преемственности содержания и форм организации учебного процесса, разработке сопряжённых учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного профессионального образования.
Качественная реализация федеральных образовательных стандартов нового поколения требует высокого профессионализма кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в образовании, реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию.
В связи с этим много внимания необходимо уделять самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких как научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания и др.
Тем не менее, это не способствует комплексному решению кадровой проблемы. В целях повышения качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо изменить отношение общества, государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности. Именно таким образом можно стимулировать приток в учреждения СПО новой генерации высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт работы производственной работы.
Необходимо также изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. Реализация назначенных целей и задач по повышению качества образования невыполнима без создания и использования, инновационных технологий, изменяющих роль преподавателя в учебном процессе. Если раньше он был носителем знания, то сейчас превращается в консультанта, организатора, тьютора деятельности студента – активного субъекта учебного процесса. При этом важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности. Он связан с умением преподавательского состава педагогически грамотно организовать, провести, диагностировать и корректировать учебно-воспитательного процесс. В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации преподавателей учреждений СПО. Ежегодно различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проходят педагогические и руководящие работники области, как в регионе, так и за его пределами.
Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным.
Управление качеством профессионального образования в рамках СПО направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами.
Профессиональным образовательным организациям СПО усилия инженерно-педагогических коллектива следует сосредоточить на следующих задачах:
1) создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнёров в решении проблем среднего профессионального образования;
2) выработка механизма осуществления контрактной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях СПО на основе целевого заказа;
3) совершенствование договорной производственной (профессиональной) практики между работодателями и учебными заведениями;
4) разработка механизма взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей образовательной школой;
5) реализация программ обучения, соединяющих различные формы обучения с непрерывными стажировками на предприятиях;
6) разработка стандартов минимального материально-технического оснащения профессий и специальностей;
7) разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.
Формирование и развитие современных систем управления качеством образования выступает центральной задачей учреждений СПО. Такие системы способны обеспечить руководителей информацией о состоянии разных сторон деятельности учебного заведения. Такая информация необходима для избрания оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям, как в текущей деятельности, так и в перспективном развитии образовательного учреждения, действующего в непрерывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.

Практические шаги Минпросвещения
в управлении качеством подготовки специалистов СПО в условиях трансформации современного общества

Стремительно растет популярность профессионального образования благодаря программно-целевому подходу Минпросвещения РФ, который уже более двадцати лет лежит в основе управления развитием СПО.
В июле 2013 года коллегией Минобрнауки РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. По итогам проделанной работы с начала года формируются новые направления развития СПО до 2030 года. В настоящее время по всей стране функционируют свыше 3,6 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3 млн. человек. Созданы свыше 12 тыс. учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения. Это внушительные показатели, подтверждающие высокий престиж рабочих профессий. Ежегодно наблюдается положительная динамика количества поступающих в учреждения СПО. Минпросвещения РФ внимательно следит за трудоустройством выпускников. Несмотря на объективные сложности 2020 года, лишь около 1% испытывают проблемы с поиском работы, получая при этом соответствующую поддержку.
Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для МСП. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий.
Для достижения поставленных целей сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО. Проведена реорганизация подведомственного учреждения, выполняющего функции обновления содержания образования: Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования переименован в Институт развития профессионального образования. Создан партнерский совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров по запросу экономики. В его состав вошли крупнейшие промышленные компании страны: «Норильский никель», «Ростелеком», Челябинский трубопрокатный завод, Ассоциация развития финансовой грамотности, Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация и другие. При департаменте учрежден экспертный совет с целью совершенствования системы СПО и экспертной оценки новых проектов. Он объединил представителей НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Национального фонда подготовки кадров, Союза директоров ссузов России, Московского центра качества образования, Национального агентства развития квалификаций, Государственного института новых форм обучения, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив.

Стратегия СПО 2030

Приоритетные направления реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года.
1) Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий:
– актуализация существующих ФГОС и разработка новых с учетом конгломерации квалификаций, профессий и специальностей (образовательная программа собирается по принципу «конструктора компетенций»);
– учет профстандартов при разработке примерных образовательных программ (не ФГОС), обеспечение вариативности и гибкости ОП с тонкой настройкой под запросы конкретных работодателей, сокращение сроков обучения по программам СПО;

– возобновление работы реестра примерных ООП (не действует с 2019 года) в части образовательных программ СПО с обновлением соответствующей нормативной базы;
– формирование концептуальных подходов к разработке, использованию и обновлению учебных пособий, усиление контроля их качества, восполнение нехватки учебников по профессиональным циклам;
– повышение качества общеобразовательной подготовки посредством обновления методик и технологий преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО, включением элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применением ДОТ и ЭО, сетевых форм обучения, проведением ежегодных всероссийских проверочных работ;
– аттестация обучающихся и независимая оценка полученных компетенций студентов и выпускников СПО и их готовности к выходу на рынок труда в виде демонстрационного экзамена (на реальных практических задачах);
– повышение доступности и качества профобразования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
– организация международного сопоставительного исследования национальных систем СПО (с участием не менее пяти стран как минимум по пяти компетенциям) по разработанной в РФ методологии на основе оценки образовательных результатов обучающихся и их готовности к выходу на рынок труда;
– проведение фестивалей профессий и профориентационного тестирования школьников в рамках федерального проекта «Билет в будущее»;
– организация открытых онлайн-уроков с учетом опыта цикла «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, популяризацию рабочих профессий и образа профессионала среди обучающихся общеобразовательных организаций.
2) Формирование нового ландшафта сети СПО, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда:
– улучшение инфраструктуры и повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам, малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты смогут работать и зарабатывать параллельно с учебой;
– гармонизация структуры подготовки кадров и запросов рынка труда, начиная с разработки новой методики определения КЦП на основе цифровой платформы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, в том числе в сфере МСП;
– структурирование и распределение функционала новых организационных элементов, созданных в системе СПО;
– дифференциация мер поддержки и программ развития учреждений СПО в зависимости от их типа и целей: от колледжей высоких технологий до организаций СПО, которые готовят кадры для малого и среднего бизнеса, и от колледжей в мегаполисах до ссузов в малых городах и селах;
– экспорт технологического суверенитета: создание филиалов российских техникумов и колледжей за границей, привлечение студентов из-за рубежа (по данным на 2020 год, количество иностранных граждан среди обучающихся составляет менее 1%);
– продолжение обновления материально-технической базы СПО, в частности, закупки оборудования в соответствии с актуальными инфраструктурными листами по соответствующей компетенции с последующей аккредитацией мастерской в качестве центра проведения ДЭ и организацией промежуточной и/или итоговой аттестации в форме ДЭ.
3) Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка образовательных организаций, которые готовят рабочих (служащих) и специалистов среднего звена:
– введение гибких нормативов финансирования образовательных программ СПО;
– повышение эффективности деятельности учреждений СПО через рыночные механизмы, развитие внебюджетной деятельности (в настоящее время внебюджетные поступления колледжей составляют не более 18%): вовлечение деловых кругов регионов и макрорегионов в управление ссузами, включение колледжей в реализацию инвестиционных проектов;
– внедрение новых экономических механизмов привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов из секторов экономики в качестве преподавателей.
4) Приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кадрам:
– повышение квалификации педагогов по применению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;
– формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, необходимых для работы в СПО в условиях обновления его инфраструктуры, содержания и технологий;
– проведение ежегодного всероссийского конкурса «Мастер года» и аналогичных региональных конкурсов в 32 субъектах РФ с целью выявления и поощрения талантливых и инициативных мастеров производственного обучения, расширения творческих связей и обмена новыми идеями и достижениями, повышения уровня профессионализма и развития потребностей в совершенствовании мастерства, распространения передового опыта педагогической деятельности в системе СПО.
5) Развитие культуры профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности:
– обеспечение подготовки и участия российской сборной в чемпионатах по профессиональному мастерству под эгидой международной организации WorldSkills International, а также проведение национальных чемпионатов по стандартам WorldSkills;
– организация национального чемпионата «Абилимпикс», подготовка национальной сборной для участия во всероссийских и международных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ.
Для решения поставленных перед системой СПО задач в рамках вышеперечисленных направлений будут привлекаться средства из различных источников: ресурсы учреждений профобразования, средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных частных инвесторов, в том числе в контексте реализации механизма государственно-частного партнерства, и других участников финансово-хозяйственной деятельности.
Проект новой стратегии получил положительные отзывы участников заседания коллегии Минпросвещения с рядом дополнений и рекомендаций. Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов одобрил проект, особо отметив своевременность и адекватность инициативы проведения международного сравнения национальных систем СПО, и призвал обратить пристальное внимание на профессиональную ориентацию взрослых в рамках непрерывного образования, развитие центров опережающей подготовки и цифровизацию сферы профобразования. В части обновления содержания СПО важно учитывать текущие и предстоящие тенденции в экономике. Задача колледжей – выпускать больше специалистов в области цифровых технологий. В ближайшем будущем также нужно быть готовыми к внедрению образовательных программ по перспективным технологиям, в частности, геномике и биотехнологиям, поскольку их реализация приведет к взрывному росту занятости.
Президент Союза директоров ССУЗ России Виктор Демин поддержал цели стратегии, попутно обозначив внутренние проблемы системы СПО, которые могли бы повлиять на ее успешную реализацию. В последнее время в контексте развития экономики и трансформации рынка труда в регионах очень быстро меняется структура квалификаций и потребностей в кадрах. При этом механизм пересмотра стандартов, учебных планов и программ носит рутинный и трудоемкий характер. В разработке нуждаются новые подходы к формированию учебно-программной документации, которые помогут учреждениям СПО избавиться от ее избыточности и сосредоточиться на конкретной работе по подготовке специалистов.
Также Виктор Демин подчеркнул необходимость цифровой трансформации профобразования. Электронные ресурсы, которые достаточно успешно используются на других уровнях образования, далеко не в полной мере задействованы в системе СПО. Существуют проблемы с материально-технической базой, которые проявились в условиях интенсивного развития дистанционного образования, технологий, кадров, контента. Организации профобразования, как правило, весьма слабо ориентируются в огромном массиве разработок на рынке услуг. Поэтому задача эффективного использования ресурсов преподавателями и руководителями становится приоритетной.
Сейчас учреждения СПО испытывают нехватку литературы и методического сопровождения подготовки кадров. В три раза сократился выпуск современных учебников, многие дидактические и методические пособия вступают в противоречие с инновационными технологиями, которые внедряются в систему СПО. Союз директоров ССУЗ России предлагает решить этот вопрос в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Для укрепления единого образовательного пространства в программе должны занять достойное место три тезиса: социальные стандарты, межбюджетные отношения и рейтингование колледжей и систем профобразования. Несмотря на различные экономические условия в субъектах РФ следует определить минимальные стандарты во всех регионах, создав равные возможности и гарантии для развития образовательной и социальной сферы, в том числе необходимой инфраструктуры питания, медицинского обслуживания и физического воспитания. Необходимо снять ограничения для абитуриентов, обеспечив соблюдение их конституционных гарантий и прав на доступное среднее профобразование независимо от места проживания. Должна быть сформирована современная система вариативного профессионального управления подготовкой кадров на уровне регионов с полным выполнением гарантий автономии и самостоятельности образовательных организаций в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

 

Практические шаги 2021 года

Министерство просвещения планирует сократить сроки обучения по некоторым программам в колледжах и техникумах до двух лет. Об этом министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов рассказал, выступая на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке в марте 2021 года.
Министр уточнил, что речь идёт о тех программах, где это необходимо. При этом сокращение точно не коснётся направлений подготовки в сферах здравоохранения и культуры, а также военных специальностей.
С.С. Кравцов напомнил, что более 50% выпускников девятых классов предпочитают поступать в колледж или техникум. Важно обеспечить им востребованную профессию и необходимые условия для качественного образования.
Глава ведомства добавил, что учебные программы тоже изменятся: их адаптируют под конкретные регионы, учтя нехватку тех или иных специалистов. Сейчас 30% из них не отвечают потребностям региональных рынков труда.
Напомним, помимо сокращения продолжительности обучения Минпросвещения работает над уменьшением числа профессий и специальностей среднего профессионального образования. Учебные программы объединят и трансформируют. А некоторые из них превратят в дополнительные курсы, которые можно будет пройти в колледже параллельно с освоением основной специальности. Словом, среднее профессиональное образование ждёт большая трансформация.
Кроме того, стандарты укороченного обучения появятся и для цифровых специальностей будущего, и их разработка ускорится.

Обучение в российских колледжах в ближайшие годы может кардинально измениться. Об этом в эксклюзивном интервью «Российской газете» в марте 2021 года рассказал первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Евгеньевич Глушко.
Д.Г. Глушко. напомнил, что перечень профессий и специальностей среднего профобразования постоянно обновляют. На данный момент их порядка 500, а станет в два раза меньше. По словам замминистра просвещения, для этого планируется объединять и трансформировать учебные программы, а также переводить часть из них на уровень профобучения. То есть появятся короткие курсы, которые можно будет дополнительно освоить во время учёбы в колледже.
Глушко добавил, что изменения коснутся и принципов формирования ФГОС. Так, в одном документе объединят целую группу профессий. Он объяснил, что за счёт этого будет проще своевременно реагировать на требования экономики и быстро корректировать образовательные программы.
Например, действующие три профессии «мастер общестроительных работ», «арматурщик» и «слесарь по строительно-монтажным работам» укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций», ‒ добавил Глушко.
При этом некоторые программы собираются сделать короче. Это позволит повысить качество и интенсивность обучения. Получается, что студенты ряда направлений будут учиться меньше по времени и быстрее выходить на рынок труда.
А ещё при колледжах хотят открыть небольшие инновационные предприятия, где студенты смогут проходить производственную практику и получать зарплату за работу по специальности.
Далее Д.Г. Глушко остановил на наиболее актуальных вопросах.
О доплатах кураторам групп за воспитание
— Мы сделали предварительные расчеты. Задачи по воспитанию, по руководству группой отчасти схожие с тем, что ложатся на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться. Есть соответствующее поручение.
Об экспертизе учебников
— В среднем профобразовании есть два типа учебников: по общеобразовательным предметам и профессиональным дисциплинам. И да, есть проблема: использование учебников в колледжах, к сожалению, закон сегодня регулирует не так комплексно. Колледжи по-прежнему могут использовать любые учебники с любым содержанием, и получается, что содержание одного и того же предмета у 10-классника и студента-первокурсника колледжа может сильно отличаться. Мы планируем урегулировать этот вопрос.
О качестве общего образования
— Важно, чтобы колледж был привлекателен не только с точки зрения профессиональных компетенций и современных рабочих мест, но и с точки зрения качественного общего образования. В 2021 году в колледжах, техникумах и училищах мы совместно с Рособрнадзором впервые проводим Всероссийские проверочные работы. Участниками станут студенты первых курсов, поступившие после 9-х классов школы, и студенты, которые завершили обучение по общеобразовательным предметам в колледже.
Прием в колледжи побьет все рекорды
— В 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор «подрастет» еще на 50 тысяч. Примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на «короткие» программы и «добирают» себе новые компетенции.
Программы обучения «синхронизируют» с потребностями экономики
— В 10 регионах России мы начали пилотный проект по синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов. Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.
Какие специальности исчезнут, а какие ‒ появятся?
— Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше. Но ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие ‒ переведем на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента. Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, ‒ совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и «широким» ‒ оставим один документ для целой группы профессий. Например, «мастер по пошиву швейных изделий» будет включать ранее отдельные профессии закройщик, портной, модистка, швея.
Сроки обучения сократят?
— Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.
При колледжах появятся малые предприятия, где студенты смогут зарабатывать
— Малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.
Как изменятся экзамены и дипломы
— В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки ‒ демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились. Выполняют задания, которые «пришли» из реальной жизни, от работодателей. Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО. А сами выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. Сейчас мы ведем работу по закреплению правового статуса цифрового Паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО.
Вновь назначенный первый заместитель министра Александр Вячеславович Бугаев объявил на Всероссийском совещании с региональными министрами образования, что в 15 регионах запускается 15 центров опережающей профессиональной подготовки.
«В этом году проделана большая работа в учреждениях СПО, несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Важнейшее направление работы – синхронизация системы подготовки кадров в СПО и конкретных запросов экономики субъектов Федерации», – сказал А.В. Бугаев.
Для того, чтобы система СПО могла реагировать на «изменения запроса» рынка, были проведены мероприятия по разработке макета нового ФГОС. Поэтому скоро мы увидим значительные изменения на данном уровне образования.
Но Минпросвещения считает, что именно ускоренная подготовка специалистов по некоторым специальностям даст серьезный толчок к изменению всей системы СПО в целом.
«Программа «Профессионалитет» запустит в системе важные перемены, поможет привести систему среднего профессионального образования и подготовки кадров в соответствие с реальными запросами экономики, которая подразумевает новые подходы к управлению колледжами и учебным процессом и условиям для синхронизации запросов.», – констатировал А.В. Бугаев.
Экспериментальная программа «Профессионалитет» запускается Министерством просвещения и содержит три ключевые инициативы. Первая – вовлечение отраслевых партнёров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Вторая – введение нового уровня образования «Профессионалитет», оптимизация сроков обучения до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет – для более технологичных. И третья – трансформация колледжей в «Место новых стартов», то есть создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодежных стартапов, волонтерства, совместных общественных проектов.
Программу «Профессионалитет» запустят примерно в 70 колледжах в 2022 году. Предполагается, что учиться в новом формате начнут сразу 150 тысяч студентов.
«Профессионалитет» стартует с 1 сентября 2022 года. Для первого этапа его реализации уже отобраны восемь отраслей. Это:
— атомная промышленность;
— железнодорожный транспорт;
— лёгкая промышленность;
— металлургия;
— машиностроение;
— сельское хозяйство;
— фармацевтика;
— химическая промышленность.
Как добавил С.С. Кравцов, Минпросвещения ожидает, что трудоустройство тех, кто пройдёт обучение по этим направлениям в рамках проекта, составит не менее 85%.
В рамках «Профессионалитета» предполагается создать образовательно-производственные центры (кластеры). Они будут представлять собой объединение колледжей и предприятий. По задумке, кластеры должны функционировать внутри отдельных отраслей экономики. Об этом говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минпросвещения.
В официальном Telegram-канале правительства сообщалось, что к 2024 году в России планируется создать 210 таких кластеров.
Согласно документу, учебные заведения смогут претендовать на гранты, предназначенные для создания этих кластеров. Причём, судя по всему, в 2022-м субсидии получат все колледжи, которые попадут в программу, ‒ согласно проекту, проведение соответствующего конкурса не предполагается. А вот в следующие годы для получения господдержки колледжам придётся поучаствовать в конкурсном отборе.
Координировать работу кластеров и отбирать получателей грантов будет специальный совет. Его состав утвердит правительство по представлению Минпросвещения.
Кроме того, ведомство определит требования к претендентам на гранты, порядок подачи заявок на конкурс, правила их рассмотрения и размеры самих субсидий.
А ещё министерство будет мониторить достижения получателей грантов, и сравнивать их с заявленными целевыми показателями. Если колледж своих целевых метрик не достигнет, ему придётся вернуть полученные деньги.

 

Повышение качества общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО

Отметим три тенденции, важные для понимания существующих в этой сфере проблем:
— Количество обучающихся в школах (10-11 классы), а также в техникумах и колледжах практически сравнялось.
— При этом уровень общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО существенно ниже, чем в школах. Это отмечают многие специалисты, об этом же говорят показатели PISA (Programme for International Student Assessment ‒ Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся).
— Однако, несмотря на это, Министерство просвещения планирует сократить срок обучения в учреждениях СПО по ряду программ до двух лет.
Поэтому возникают серьёзные вопросы: как в этих условиях повысить качество общеобразовательной подготовки в СПО? В каком направлении следует двигаться? Как должны различаться общеобразовательные программы в техникумах/колледжах и школах?
Профессиональная ориентация образовательных программ
Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.
Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.
Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.
Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО ‒ одна из его важных целей.
Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:
1 Разработка концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе среднего общего образования.
2 Разработка методик преподавания по восьми общеобразовательным дисциплинам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или «Россия в мире»), физическая культура, ОБЖ, астрономия.
3 Повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по дополнительной профессиональной программе.
4 Апробация методик преподавания вышеназванных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
5 Разработка примерных рабочих программ, фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по восьми общеобразовательным дисциплинам с учётом профиля по укрупнённым группам профессий и специальностей.
Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки.
Современные требования к компетенциям выпускников
Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО, в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров ‒ причём как в СПО, так и в высшем образовании. При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, ‒ гораздо важнее то, что он умеет.
Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.
Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, ‒ это, по словам А. Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.
В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе. Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно.
Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:
— развитие личности ученика;
— сфера труда, то есть ориентация на практико-прикладную деятельность;
— общественный контекст, то есть формирование у учащихся социального интеллекта, способности активно участвовать в жизни сообщества;
— научный контекст ‒ применение фундаментальных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.
Проблемы, с которыми столкнулась сегодня сфера СПО, очень глубокие и их решение требует системного подхода. Традиционные взгляды на общеобразовательную подготовку в техникумах и колледжах как на продолжение школьного обучения очевидно устарели.
Фокус на развитие личностных качеств учащихся, интеграция общеобразовательного модуля с профессиональным, переподготовка преподавателей СПО, внедрение новых образовательных методик и разработка актуальных учебных материалов ‒ как рассказали эксперты, над всем этим уже ведётся работа. Принесут ли изменения положительный результат ‒ покажет время.

Заключение

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат позволяет:
— ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным качествами;
— формировать у студентов сознательную мотивацию к труду, навыки профессионального выживания в условиях конкуренции;
— расширить компьютерную грамотность на основе практического использования ПК в производстве.
Изменения, которые ждут систему СПО
На сегодняшний день система среднего профобразования переживает масштабное реформирование, цель которого ‒ приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах хотят уменьшить с четырёх до двух лет. Правда, некоторых направлений это всё же не коснётся.
В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны сократить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.
Кроме того, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов. А совсем недавно стали известны подробности её введения.
Помимо этого, планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель ‒ сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.
То, насколько планируемые шаги эффективны, покажет время!

Список источников

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (действующая редакция);
2. ГОСТ Р 52614.2-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006 № 309-ст;
3. Модельный образовательный кодекс для государств ‒ участников СНГ. Общая часть (новая редакция)» (принят в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 Постановлением 39-6 на 39-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств ‒ участников СНГ);

4. Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года;
5. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98
«Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ =