Урок литературы в 11 классе. А.В. Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Старший сын»


Автор: Дмитриева Е.В.
Место работы: ФКОУ СОШ УФСИН России по ЕАО
Должность: учитель литературы


На изучение данной темы выделен 1 урок. Поэтому накануне учащиеся прочитали краткое содержание пьесы, чтобы ознакомиться с сюжетом, системой образов. В качестве формы урока выбран учебный диалог, предполагающий вовлечение обучающихся в активное рассуждение с помощью системы вопросов. Такая форма урока целесообразна, так как учащиеся нашей школы нуждаются в постоянной активизации их учебной деятельности.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомиться с биографией В.А. Вампилова, особенностями творчества;
  2. Проанализировать текст пьесы (система персонажей, конфликт);
  3. Определить ведущие темы, проблемы пьесы;
  4. Развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.

Методические приемы: аналитическая беседа, просмотр и анализ фрагментов художественного фильма «Старший сын», работа с текстом (фрагменты).

Тип урока: урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный.

Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога.

Оборудование урока: видеофильм «Старший сын» (фрагменты), презентация к уроку (о жизни и творчестве драматурга, по пьесе «Старший сын»), текст пьесы «Старший сын» (фрагменты).

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
  2. Объявление темы урока, формулировка целей и задач.
  3. Знакомство с биографией писателя и драматурга. Сообщение учащегося о жизни и творчестве А.В. Вампилова (учащиеся оформляют записи в тетрадях).

Важнейшие даты жизни и творчества А. Вампилова

1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область.

1960г. – закончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

В 1962 г. А.Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом»

В 1963 г. написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 г. написана первая большая пьеса-комедия «Прощание в июне».

В 1965 г. А.Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»).

В 1968 г. драматург заканчивает пьесу «Утиная охота».

В начале 1971 г. А.Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

1972 г. – гибель в расцвете лет.

Рассказ учащегося сопровождается просмотром презентации, при необходимости учитель дополняет материал сообщения. Особое внимание уделяется отцу будущего драматурга, т.к. трагедия (арест и расстрел отца) оказала влияние на творчество.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около семидесяти рассказов, но основное направление его творчества – драматургия.

  1. Работа с терминами: драма, драматургические жанры, пьеса.

Драма:

  1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене.
  2. Литературное произведение с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода.

Пьеса – это произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок, а также телевизионных и радиоспектаклей. 

Расцвет творчества драматурга пришелся на 60-е годы, в это время в литературе активно развивается социально-психологическая драма.

Стремительно войдя в литературу, Вампилов становится представителем именно этого направления драматургии, для которой характерно отражение вечных общечеловеческих вопросов и проблем, соединение обыденного фона самого действия с глубокими психологическими вопросами.

Все это характерно для пьесы «Старший сын».

  1. Пьеса «Старший сын».

    1. Система персонажей. Краткая характеристика героев.

Беседа по вопросам (что мы знаем о семье Сарафановых; каковы отношения в этой семье, в какой момент мы с нею знакомимся и т.д.)

    1. Сюжет пьесы. Работа по вопросам.

Какова завязка действия? Можно ли назвать завязку комической? (Просмотр фрагмента из х/ф «Старший сын»).

Какова ключевая реплика в этом эпизоде? (Бусыгин: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить»).

Как меняется отношение Бусыгина к происходящему с течением времени? Какой эпизод можно назвать переломным с этой точки зрения? (отношение к семье Сарафановых меняется кардинально. В этом молодом весельчаке просыпается чувство сострадания, желание помочь своему «отцу»).

3. Система образов. Чтение отдельных фрагментов пьесы (работа с раздаточным материалом).

Можем ли мы назвать семью Сарафановых счастливой? (обсуждение).

Семья Сарафановых находится на грани распада, дети собираются оставить отца одного.

Каково значение появления в их жизни Володи Бусыгина? (обсуждение)

Главная трагедия связана с образом Сарафанова – главы семьи.

Характеристика образа. Андрей Григорьевич Сарафанов – один из основных персонажей пьесы. Давайте попытаемся охарактеризовать его (чем он занимается, каковы черты характера, можно ли назвать его неудачником, каковы отношения с детьми).

Особенное внимание нужно уделить теме таланта этого героя (как музыканта и просто человека).

Герой пишет музыкальное произведение «Все люди братья». Как оно характеризует его? (Это для него не просто декларация, а принцип жизни).

Это название неспроста перекликается с фразой Бусыгина в начале пьесы «Человек человеку брат», сказанной им в шутку, чтобы добиться доверия у чужих людей.

«Блаженный» Сарафанов – воплощение безусловной любви к детям, даже к неожиданно объявившемуся «сыну»: «То, что ты нашелся – большая радость!», «Я счастлив… Я просто счастлив!»; «Для меня то, что ты появился, — это настоящее счастье, сынок»; Сарафанов: «Ты – настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын!»; «Вы мои дети, потому что я люблю вас»; «Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное»).

Почему Сарафанов поверил в родство с Бусыгиным?

(Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну»).

Между отцом и детьми семьи Сарафановых духовная связь разорвана. В момент ссоры по поводу отъезда Васеньки Сарафанов произносит то, в чем сам себе не хотел признаваться: «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных… теперь я на старости лет могу наслаждаться одиночеством…».

Характеристика героя. Володя Бусыгин.

Володя Бусыгин, выросший без отца, тянется к доброму, славному Сарафанову. К тому же ему понравилась дочь Андрея Григорьевича Нина.

Как меняется его отношение к ситуации, которую он сам и создал?

Работа с репликами героя (система вопросов)

Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют…

НО…

«Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову».

Как это характеризует героя? Как меняется смысл слов, сказанных Бусыгиным в начале пьесы:

«Люди должны доверять друг другу…» «Человек человеку брат…»?

4. Работа со схемой

Сделайте вывод, какие две нравственные категории встречаются в пьесе?

Какие темы/проблемы пьесы вы еще можете назвать?

Задание: выбрать из перечня ключевые слова, как они связаны с идейным содержанием (темы/проблемы) пьесы? (работа с раздаточным материалом).

Правда, богатство, предназначение человека, подлость, милосердие, карьера, любовь, одиночество, взаимопонимание, престиж, духовное и кровное родство, ложь, счастье, семья, расчет, равнодушие, взаимоотношения отцов и детей, сострадание, подлость, доверие

Назовите самые важные темы и проблемы, поднятые автором в тексте пьесы.

— Какова же основная идея пьесы? (формулировки)

Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Роль, заведомо неправдивая, отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.

Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант и «блаженный», по мнению бросившей его жены, являет собой вместилище лучших чувств.

Люди становятся родными, чувствуют ответственность друг за друга только по счастливой случайности. В этом парадокс пьесы.

Все герои пьесы изменяются. Как именно?

Сарафанов: от одиночества к любви, обретению «новой» семьи любимого, хоть и не родного сына, он возрождается с появлением Володи к жизни.

Бусыгин: от лжи к правде, от розыгрыша к обретению родного человека и семьи.

Финал у пьесы благополучный: Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого человека, Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым и желанным гостем этой семьи.

  1. Почему Сарафанов, даже узнав про ложь Бусыгина, не прогоняет его?

Творческое задание. Ответьте на вопрос (устно/письменно): актуальны ли проблемы, поднятые в пьесе, в наше время и почему?

VII. Подведение итогов урока, объявление оценок за урок.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 5 =