Урок на тему «Формы размножения организмов»


Автор: Светлана Владимировна Хроленок
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель


Данный урок проводится первым по теме «Размножение и развитие организмов» в 10 классе по программе курса «Общая биология» (70 часов, 2 часа в неделю) Д.К. Беляев.

Тип урока – изучение нового материала

Вид урока – проблемная лекция с элементами беседы

Цель урока

а) образовательная – раскрыть особенности полового, бесполого, вегетативного размножения организмов, значение размножения для поддержания численности популяций в природе

б) развивающая – способствовать формированию общеучебных умений.

в) воспитательная – создать условия для формирования материального единства органического мира.

Методы

По уровню активности познавательной деятельности :

    • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
    • проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);

По функциям :

  • методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем, таблиц);
  • методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
  • методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).

По источникам познания :

  • словесные методы (объяснение, беседа);
  • наглядный метод (демонстрация динамического пособия);
  • практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).

Этапы урока

I. Организационный.

Подготовка к уроку. Приветствие.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Закономерности изменения структурно-функциональных характеристик клетки во времени составляют жизненный цикл клетки. Клеточный цикл – период существования клетки от момента образования путем деления материнской клетки до собственного деления и смерти.

Вопросы:

1. Какие изменения предшествуют делению?

2. Вчем сущность митотического деления?

3. Вчем заключается биологическое значение митоза?

III. Постановка темы, цели и задач урока.

Запись темы урока в тетради:

«Формы размножения организмов».

Постановка проблемы:

«В чем сущность способов размножения? Какой способ размножения наиболее совершенне?

IV. Формирование новых знаний и умений .

На основании знаний, полученных при изучении биологии в 6-8 классах, ответьте на вопросы:

1. Какие способы размножения в природе вам известны? (Бесполое, половое)

2. Что характерно для бесполого размножения? (Характеризуется тем, что новая особь развивается из соматических клеток)

В ходе беседы вместе с учениками составляем схему

Способы размножения

1. Бесполое

— деление клетки пополам

— спорами

— вегетативное

-почкование

— корневыми черенками

— стеблем

— листом

— клубнями

— луковицей

— усами

— почками

2. Половое размножение

— оогамия (яйцеклетка +сперматозоид)

— гетерогамия (слияние двух подвижных клеток со жгутиками)

— партеногенез (развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

— изогамия (слияние двух одинаковых гамет)

Проблемные вопросы:

1. Каково значение вегетативного размножения? (Позволяет быстрее получить потомство, добиться наибольшего сходства с материнской особью)

2. У мхов и папоротников образуются споры, с помощью которых эти организмы размножаются. Какие преимущества дает организму размножение с помощью спор по сравнению с вегетативным размножением? (Споры –специализированные клетки, имеют индивидуальную наследственность)

3. Что характерно для полового размножения? (Происходит при участии половых клеток)

4. У пчел, ос, тлей, дафний встречается особая форма полового размножения – партеногенез. Объясните, можно ли искусственно вызвать партеногенез у тех видов, для которых в нормальных условиях он не характерен?

5. Какая форма размножения наиболее совершенна и почему? (Половое, так как при большом количестве половых клеток значительно увеличивается возможность воспроизведения многочисленного потомства. Благодаря слиянию двух клеток с разными наследственными признаками повышается наследственная изменчивость, осуществляется выживание в ходе естественного отбора при изменении условий среды. Все это повышает приспособительные возможности вида).

V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Работая самостоятельно с текстом учебника заполните таблицу

Вопросы:

1. Для каких организмов наиболее характерно половое и бесполое размножение?

2. В чем их особенности?

3. Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении?

4. Какие результаты размножения?

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Параграф № 21.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + тринадцать =