Тема : Пасха.
Цель – формирование представлений о Пасхе Христовой.
Задачи :
- Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия. Пробудить познавательную активность.
- Раскрыть смысл слова «воскресение». Формировать представление о праздновании Пасхи Христовой. Ознакомить с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси.
- Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
- Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
- Развивать умение работать в паре, в группе.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре своих предков.
Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки с кроссвордом для работы в группе.
Ход урока .
1. Актуализация знаний.
— Какие рисунки, вопросы вы подготовили к уроку?
— Что является главной ценностью для человека?
2 .Знакомство с понятием «воскресение».
Групповая работа.
— Решив кроссворд, узнаете, о чем пойдет разговор на уроке.
По вертикали:
1. Бог вочеловечился. А как христиане называют это чудо?
2. Гора на окраине Иерусалима, где казнили Иисуса Христа.
3. Самая распространенная молитва.
4. Кем были первые апостолы Иисуса Христа?
5. Православные люди.
6. Договор с Богом.
7. Страшная казнь, принятая Иисусом Христом.
8. Где родился Иисус Христос?
9. Проповедь, в которой Иисус Христос произнес десять заповедей.
10. Священная книга христиан.
11. Что христиане воспринимают не только как орудие казни, но и как знак любви Бога к людям.
— Что получилось по горизонтали? Воскресение
— Определить учебную задачу.
— Какие вопросы предлагают раскрыть авторы?
Знакомство с рубрикой «Вы узнаете» на с. 28 в учебнике «Основы православной культуры».
— Как понимаете понятие «воскресение»?
— Ваши ассоциации?
— Где можно найти информацию?
Обращение обучающихся к словарю С.И. Ожегова, к статье учебника с. 28.
— История после казни не заканчивается. Евангелие рассказывает, что Христос вернулся к жизни.
Воскресение – день возобновления жизни.
— Где в природе встречали процесс воскресения? (гусеница – кокон – бабочка)
— Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
— На какие вопросы нашли ответы?
3. Пасха Христова.
— В честь воскресения Христа люди назвали еженедельный праздничный день.
Особо почитается весеннее воскресение – Пасха Христова.
— Какие ассоциации возникли?
— Что вы об этом знаете?
— Что означает слово «Пасха»?
— Соотнесем ваши выводы с выводами автора на с. 29.
— На какие вопросы хотелось бы найти ответы?
— Найти в статье, что означают понятия «пасхальная полночь» обучающимся 1 ряда, «пасхальный гимн» обучающимся 2 ряда, «пасхальное яйцо» обучающимся 3 ряда.
Высказывание о прочитанном.
— Что узнали о «пасхальной полночи»?
Видеоряд. Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры».
— Как звучит главный пасхальный гимн? В чем его смысл?
Слушание пасхального гимна.
— Почему яйцо является главным подарком праздника?
Интерактивная модель. Работа с электронным сопровождением к модулю «Основы православной культуры».
Сообщение ребят:
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века до Рождества Христова. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”.
И прийти к ней надо просветленными, умиротворенными, в чистоте помыслов и дел. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году.
Чтение статьи «Это интересно» с пометами.
— Расскажите, с какими традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси вы еще ознакомились?
— В чём состоит христианский пост?
4.Итог .
— На какие вопросы нашли ответы?
— Составить синквейн.
1. Написать слово – предмет по теме.
2. 2 слова признака.
3. 2-3 слова – действия.
4. Предложение.
5. Слово – смысл темы.
5. Домашнее задание: по выбору:
— Подобрать стихотворения о Пасхе.
— Рассказать о праздновании Пасхи в вашей семье.
— Подготовить рисунки по теме «Пасха».