Урок-размышление «Уже сыпались витрины. Уже трещали двери. Уже пролилась кровь» (по произведению Ильи Когана)


Автор: Виктория Владимировна Снегирёва
Место работы: МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Должность: учител русского языка и литературы


Форма урока: урок-размышление (творческая лаборатория)

Цели урока:

  • воспитание толерантной личности на примере анализа такого исторического события как «Хрустальная ночь»;

  • создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению произведений, в которых отражены судьбы людей эпохи Холокоста;

  • развитие творческого мышления, коммуникативной компетентности;

  • формирование ценностных ориентиров учащихся через знакомство с произведениями, обладающими высокими нравственными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, помогающими познать реальную жизнь.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятием «Хрустальная ночь»;

  • раскрыть понятие «толерантность», «человечность»;

  • учить понимать неоднозначность исторических событий на примерах конкретных судьбах людей;

  • развивать абстрактно-зрительное восприятие материала, логическое мышление учащихся;

  • повысить интерес учащихся к общечеловеческим ценностям: жизнь, свобода, семья;

  • развивать умение самостоятельно работать над художественным текстом;

  • учить работать в группе и отстаивать свою точку зрения.

План урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово.

III. Этап актуализации знаний. Работа со словарем урока.

IV. Практическая работа учащихся.

V. Этап предъявления результатов работы (групповая работа)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

IX. Напутственное слово учителя.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

— работа под руководством учителя;

— коллективная работа;

— работа в группах;

— индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Используемые на уроке формы дают возможность не только сформировать стойкий интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Урок-размышление позволяет «оживить мысль» на уроке, создать «непосредственное» мысли.

Межпредметные связи на уроке: связь с русским языком, историей и фотоискусством.

Методическая часть

Продолжительность: 40 мин.

Прогнозируемый результат

Урок дает возможность учащимся узнать основные события, предшествующие «Хрустальной ночи», трагедию всегерманского погрома в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и познакомиться с судьбами конкретных семей немецких евреев на примере семей Леви и Левина, одной из которой помогли спастись.

Использование зрительного ряда из фотографий воссоздает картину «Хрустальной ночи» и помогает лучшему осмыслению произошедшего.

Для проведения углубленной работы по теме использованы документы, которые позволяют создать более полную картину «Хрустальной ночи».

План урока предусматривает анализ художественного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль.

Умения и навыки, приобретённые в ходе урока, необходимы при написании сочинения по литературе (обязательный экзамен).

К концу урока учащиеся должны уметь:

— формулировать собственную позицию по заданной теме;

— творчески оформлять свои мысли на бумаге;

— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;

— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

Оформление доски:

  • Тема урока.

  • Портрет Ильи Когана.

  • Эпиграф.

Мир зиждется на 36 праведниках.

Ничто не отличает их от простых смертных.

И зачастую им самим неведомо кто они.

Но не будь хотя бы одного из них в каждом поколении,

человечество захлебнулось бы в вопле отчаяния

Еврейская легенда

Мне кажется, что многие в Германии и за рубежом только после разрушения синагог начали прозревать. Прежде всего те, кто до сих пор верил, что в такой культурной стране, как Германия, ничего ужасного не произойдёт. Горящие синагоги, казалось, кричали об опасности…

Михаэль Вик, очевидец

Форма урока: творческая лаборатория с использование средств современных информационных технологий.

Технические средства: компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

Формирование литературной компетенции:

  • Расширение представлений учащихся о литературе Холокоста.

  • Умение анализировать художественный текст.

Формирование коммуникативной компетенции:

  • реализовывать собственные коммуникативные намерения и варьировать их с учетом ситуации

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;

  • формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль;

  • обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Формирование ценностно-смысловой компетенции

  • умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков;

  • владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

  • умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово.

Хрустальный звон на землю опускался,

В небесной сини волнами плескался.

Дарил покой, не разрушая тишину.

И убаюкивая, призывал ко сну.

  • Какой образ является центральным в этом стихотворном отрывке?

  • Каким вам слышится «хрустальный звон»?

  • На основе каких художественных средств построено четверостишие

  • (эпитет, олицетворение)

  • О каком времени суток пишет поэт?

  • Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «хрустальная ночь». Запишите 5 ассоциации.

  • А теперь давайте разделим словосочетание на части. Разделите тетрадь на 2 половины и запишите отдельные ассоциации к словам «хрустальный» и «ночь».

(чтение записей)

Хрустальный

Ночь

Хрупкий

Тьма

Стекло

Темнота

Звонкий

Страх

Тонкий

Опасность

  • Что можно сказать об этих понятиях?

III. Актуализация знаний.

Работа со словарем урока

  • Можно назвать это словосочетание оксюмороном?

(вспомнить определение: сочетание противоречивых понятий).

  • В чем состоит это противоречивость?

Сегодня мы попытаемся с вами ответить на вопрос, в чем противоречивость такого понятия как хрустальная ночь. Работать будет со стихотворением в прозе Ильи Когана «Где был ты, человек? Письмо второе»

  • Что такое стихотворение в прозе?

(лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания)

IV. Практическая работа с текстом.

1. Литературный портрет Ильи Григорьевича Когана. Работа с конвертом №1.

  • Возьмите конверт №1. Прочитайте материалы из этого конверта. Составьте небольшой литературный портрет писателя.

Родился 15.06.1934. Режиссер и сценарист научно-популярного и учебного кино. Член Союза кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссеров. Окончил ВГИК (1956 год – экономический факультет, 1969 – сценарный, мастерская И.А. Василькова). Работал на киностудии «Центрнаучфильм» и видеостудии «Кварт». Один из авторов детского познавательного киножурнала «Хочу все знать», автор сценария и постановщик более 60 научно-популярных фильмов и образовательных видеокурсов. Фильмы отмечены призами и дипломами на отечественных и зарубежных кинофестивалях (Бельгия, Венгрия, Чехия, Словакия, Украина, Армения и др.). Несколько лет читал авторский курс «Да здравствует кино!», рассчитанный на людей, считающих, что их образование не полно без знания непреходящих ценностей мирового киноискусства.

Корни моего древа

Так случилось, что никто в моем роду не оставил письменных свидетельств своего существования. А, может, они были да пропали в сутолоке переселений и войн. Но нельзя же быть без рода и племени. Вот я и прошелся по страницам еврейской истории, назначая интересных мне персонажей в свои праотцы. Да не будут они в обиде!

Моя история кино. Часть первая

Я счастлив, что мне довелось жить в век Чаплина и Феллини, Бергмана и Тарковского! Эту радость я хочу передать тем, кто будет читать эту книгу. Она не для киноведов: они знают больше меня. Она для тех, для кого кино — это, по выражению Хичкока, «жизнь, очищенная от пятен скуки». Доверьтесь мне ‒ и я поведу вас в мир «живых фотографий» братьев Люмьер и очаровательно наивного «волшебства» Мельеса. И вы увидите первые шаги и уверенную поступь «немого», которому суждено было стать великим. Вы вздохнете над судьбой Лилиан Гиш и удивитесь остроте взгляда Дзиги Вертова. И тогда, надеюсь, вам станет понятнее, почему при каждом удобном случае я повторяю:

— Да здравствует кино!

Где ты был, человек?

В польских, украинских, белорусских городках люди живут так, будто никаких евреев здесь никогда не было. Будто они не жили здесь веками. И никто не рассказывает детям о друзьях и соседях, которые исчезли за один день и за одну ночь. И от них даже могил не осталось. Только пепел, который спустили в реки. Или развеяли по ветру. И единственная ниточка, которая удерживает их во Вселенной, – моя и твоя память. Оборвать ее ничего не стоит. Надо только забыть. Не знать.

День, когда Германия проиграла войну

Вот что я думаю: судьба Второй Мировой войны решилась 16 октября 1941 года. Вспомните: в тот день немцы были в одном шаге от практически беззащитной Москвы. Но немцы в Москву не вошли. Их остановил мой сосед, дядя Вася Кузнецов. И миллионы других моих соседей по нашей большой земле. Которые легли в эту землю, не дав врагу перешагнуть через себя.

2. Работа с текстом Письма И. Когана.

  • Обратите внимание, как обращается к своему собеседнику автор? (дорогой мой – обращение к внуку) Второе письмо из серии «Где был ты, человек?» (обращенные к внуку)

  • В какой литературной манере начинается письмо?

(жили-были – сказка)

Почему вдруг сказочная манера?

(вспомнить, что «сказка всегда учит своего слушателя и читателя»).

  • Прочитайте текст. Составьте план стихотворения, используя рабочий лист №1.

Рабочий лист № 1

Часть (название)

Строки

Примечание (коротко, о чем)

Вступление

  

Жизнь евреев в Германии

  

Отчаянный шаг Гершеля

  

Хрустальная ночь

  

Есть ли милосердные люди?

  

О Максе Шмелинге

  

О праведнике

  
  • Что о жизни евреев в Германии того времени вы узнали? (по 1 части произведения)

  • Почему историю евреев автор рассказывает на примере семьи Гриншпанов?

  • (обобщенный характер)

  • Почему земля, на которой остановились Гриншпаны обозначена как «ничейная земля»? (есть ли ничейная земля)

  • Обратите внимание, кто приходит на помощь евреям?

  • (введение понятия байстендарс – стоящие в стороне, сторонние наблюдатели)

  • Почему «осуждают злодеев-фашистов»?

3. Работа с фотографиями.

  • На доске висят фотографии. Выберите одну из них. Попробуйте найти в тексте подходящее к ней описание.

4. Работа с документами. Файл 1.

Почтовая открытка Берты Гриншпан из Польши ее брату

Гершелю Гриншпану в Париж.

Дорогой Гершель! Ты, конечно же, слышал о нашем большом несчастье. Я опишу тебе что произошло. В четверг просочились слухи, что все польские евреи города будут выдворяться за его пределы. Но мы все же отказывались этому верить. В 9 часов вечера к нам пришел полицейский и объяснил, что мы должны явиться с паспортами в полицейский участок. И как мы были, так и отправились все вместе в сопровождении полицейского в участок. Там уже собрались все жители нашего квартала. Полицейская машина доставила нас к ратуше. И все остальные также там оказались. Нам еще не сказали, что происходит. Но мы увидели, что с нами будет. Каждому из нас сунули в руки приказ о выселении. До 29го нужно покинуть Германию. Нам даже не разрешили зайти домой. Я умоляла, чтобы мне разрешили вернуться домой за вещами. В сопровождении полицейского я сходила и упаковала необходимые вещи в чемодан. И это все, что я смогла спасти. У нас нет ни пфеннига. Продолжение в следующий раз. Приветы и поцелуи от всех нас. Берта.

Збонщин 2 барак Гриншпан.

  • Прочитайте Почтовая открытка Берты Гриншпан из Польши ее брату Гершелю Гриншпану в Париж.

  • Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?

  • Представьте, что вы 17-летний юноша Гершель читаете эту открытку. Какие мысли она у вас вызывает?

  • Почему Гриншпан решается на отчаянный шаг?

  • Найдите информацию о Гершеле Гриншпане, прочитайте его. Что вы можете добавить о герое Письма?

     

Гриншпан, Гершель (1921-?)

Родился в Ганновере в еврейской семье, которая в 1911 году эмигрировала из Польши в Германию. Гриншпан был у родственников в Париже, когда он получил известие о депортации 15-17 тысяч евреев польского происхождения, среди которых была и его семья из Германии в Польшу.

4 ноября, после получения Гриншпаном открытки от сестры, он прочёл в парижской газете Haynt (Journée Parisienne), выходящей на идише, дальнейшие драматические подробности депортации. Это побудило его проявить о семье ещё больше заботы. 6 ноября он попросил своего дядю немедленно отправить деньги своим родителям. Авраам проявил колебания, и между ними произошёл конфликт, после которого Гершель покинул семью дяди, захватив свои сбережения.

Гриншпан переночевал в дешёвом отеле и написал родителям прощальное письмо, которое засунул в карман. 7 ноября он купил в оружейном магазине револьвер [10] за 235 франков, после чего отправился в посольство Германии в Пале-Богарне и попросил вызвать для разговора секретаря посольства. Его принял в своём кабинете секретарь посольства фом Рат, низший из двух дежуривших в тот момент служащих, при этом обойдясь без регистрационных формальностей и свидетелей (историк Ганс-Юрген Дёшер сделал отсюда вывод, что Рат и Гриншпан были знакомы) [11]. Гриншпан тут же выстрелил из своего оружия в фом Рата пять раз (в результате полученных ранений фом Рат скончался через два дня). Согласно протоколу французской полиции, Гриншпан оскорбил Рата, назвав его «un sale boche» («грязным бошем») и выкрикнул, что он действует во имя 12000 преследуемых евреев. Схоже он выразился и в найденном при нём прощальном письме к родителям: «Моё сердце облилось кровью, когда я узнал о вашей судьбе, и я должен протестовать так, чтобы об этом узнал весь мир». Гриншпан, не предпринявший попытки к бегству, был арестован французской полицией и был помещён в тюрьму для несовершеннолетних Фрэн под Парижем.

Нацистский режим использовал нападение как предлог для организации погромов.

В 1940 году Гриншпан был выслан в Германию, где он находился в концлагере Заксенхаузен, позднее в тюрьме Моабит в Берлине. С 1942 года он считается пропавшим без вести

Из третьей части мы узнаем о последствиях поступка Гершеля.

  • Обратите внимание на морфологию этой части. Слова какой части речи преобладают?

  • Выпишите глаголы (запустил, уничтожить, началиь, врывались, били, крушили, выгоняли, убивали, не появилось желание пощадить, вывозили, были чужими).

  • От чьего лица, как вы считаете, написана эта часть?

  • Найдите телеграмму Рейнгарда Гейдриха. Чем поражает этот документ? Подтверждает ли он слова Когана?

     

Телеграмма Рейнгарда Гейдриха от 10.11.1938

Всем управлениям государственной полиции, всем подразделениям СД, ОА и УА

Срочно, доставить кратчайшим путем!

Немедленно доставить начальнику или его заместителю

«Касается»: мероприятия против евреев сегодняшней ночью

В связи с убийством секретаря посольства фон Рата в Париже в течение сегодняшней ночи 9/10.11.38 должны ожидаться демонстрации против евреев. Для проведения этого события последуют следующие указания:

1)Руководители участков государственной полиции или их заместители должны сразу после получения телеграммы связаться с ответственным политическим руководством территории (округа, области) и обсудить с ним проведение демонстраций, к которому должен быть привлечен уполномоченный инспектор или командир полиции порядка.

В этом обсуждении должно участвовать политическое руководство в связи с тем, что немецкая полиция получило следующие указания от рейхсфюрера СС и шефа полиции, и мероприятии о которых идет речь, должны соответствовать целям политического руководства.

а) Разрешаются только такие мероприятия, которые не несут угрозу немецкой жизни или имуществу (например, сжигание синагог, если нет никакой опасности возникновения пожара близлежащим строениям)

б) Магазины и квартиры евреев разрешается разрушать, но не грабить. Полиции указано следить за исполнением этого указания и арестовывать мародеров.

с) На торговых улицах особо следить за тем, чтобы у нееврейских магазинов была гарантия от разрушений

д) Иностранные подданные, даже если они евреи, не должны пострадать

2.) Исходя из вышеуказанных предписаний, полиция не должна мешать проводимым демонстрациям, она должна вмешиваться лишь в случаях нарушения предписаний.

3.) Тотчас после получения этой телеграммы следует во всех синагогах и бюро еврейских общин конфисковать силами полицейских имеющиеся архивы, с тем, чтобы в ходе демонстраций они не были уничтожены. Речь идет об исторически ценном материале, а не о современных списках с налогами и т.п. Архивы следует доставить в участки СД

4.) Руководство мероприятиями государственной полиции, касаемых демонстраций против евреев, лежит на участках государственной полиции, общие указания раздаются не инспекторами полиции безопасности. К проведению мероприятий могут привлекаться служащие криминальной полиции, как и члены СД, группы особого распоряжения и общие войска СС.

5.) Лишь только в течение событий этой ночи возможно использование занятых служащих для того, чтобы во всех округах арестовать столько евреев, в особенности состоятельных, чтобы разместить в имеющихся помещениях для ареста. Следует арестовывать только здоровых мужчин не слишком пожилого возраста. После проведенных арестов следует связаться непосредственно с соответствующими концлагерями по поводу скорейшего размещения евреев в них. Особо обратить внимание, что над евреями арестованным согласно этому указанию не допускается издеваться.

6.) Содержание этого приказа следует довести до уполномоченных инспекторов и командиров полиции порядка и организаций СД как высшего, так и низшего уровней с добавлением, что эти мероприятия проводятся по приказу рейхсфюрера СС и шефа немецкой полиции. Шеф полиции порядка отдал соответствующие распоряжения полиции порядка, включая пожарных. Во время проведения предписанных мероприятий следует сохранять согласованность действий между полицией безопасности и полицией порядка.

Прием этой телеграммы разрешен руководителю полиции безопасности или его заместителю.

В управление тайной полиции безопасности — в руки штандартенфюреру СС Мюллеру, подтвердить получение.

Группенфюрер СС Гейдрих

  • Найдите в тексте слова подтверждения тому, что Хрустальная ночь – это трагедия?

(история семьи Леви)

О Давиде Левине

Давид Левин был одним из тех, кто вовремя почувствовал, что остаться в Германии смертельно опасно для его семьи. Он был другом Макса Шмелинга, владел отелем и рестораном в Потсдаме, вел светский образ жизни — любил кабаре, имел ложу в опере и покровительствовал спортсменам, прежде всего — боксерам. В начале тридцатых годов Давид познакомился со Шмелингом, который часто останавливался в его отеле и тренировался там перед ответственными боями. Приятели нередко вместе ходили в кафе, слушали цыганские песни.

Как раз накануне «Хрустальной ночи» Давид Левин всю семью привез в Берлин, где должен был уладить последние формальности перед эмиграцией. Когда начался кошмар погрома, Давид попросил друга позаботиться о сыновьях — четырнадцатилетнем Хайнце и пятнадцатилетнем Вернере.

Как рассказывал много лет спустя Хайнц (или, по-американски, Генри) Левин, Шмелинг готов был рисковать жизнью, чтобы помочь нуждающемуся.

Знаменитый боксер отвел мальчиков к себе в номер в отеле «Эксельсиор» на Александрплац, а администратору сказал, что болен, и просил его не беспокоить. У Шмелинга братья Левины провели три самых опасных дня. Двенадцатого ноября он посадил их в шикарный автомобиль-купе и вывез в безопасное место за городом, а еще через два дня, когда стихла волна насилия и ненависти, отвез детей к отцу. Вскоре вся семья Левиных уехала в Шанхай, где Давид стал работать управляющим в отеле. В 1946 году они переехали в США.

Мировая история – это история отдельного человека. Свою «сказку» Коган продолжает, рассказывая историю еще нескольких людей.

  • Все ли были глухи к трагедии народа?

  • Что мы узнаем о Максе Шмелинге?

  • Выпишите из текста ключевые фразы

    (знаменитый боксер, чемпион, победа над Джо Луисом)

  • Как автор характеризует Шмелинга?

  • Найдите информацию о Максе Шмелинге. Дополните свою характеристику.

Макс Шмелинг

И был он знаменитым боксером, многократным чемпионом Германии.

В тяжелом бою он однажды победил самого Джо Луиса, звезду мирового бокса. прозванного «коричневым бомбардировщиком». Этот бой, состоявшийся 18 июня 1936 г. на нью-йоркском стадионе «Янки», стал не только спортивным, но и политическим событием года.

В глазах американцев чернокожий Джо Луис олицетворял свободу и демократию. Макс Шмелинг, напротив, был символом «арийской расы», представителем нацистской Германии. Матч транслировался по радио, и было бы не очень большим преувеличением сказать, что с началом боя весь мир затаил дыхание.

Вопреки прогнозам специалистов и неожиданно для публики победил немец.

Это событие не оставило равнодушными и первых лиц Третьего Рейха. Для Геббельса победа Шмелинга стала настоящим подарком — это был сильный аргумент в пользу расистской теории нацистов: белый человек доказал свое превосходство над черным. По окончании поединка Геббельс записал в дневнике: «Шмелинг послал негра в нокаут и победил во имя Германии».

Шмелинг, тем не менее, всегда старался держаться подальше от политики. Требования руководства имперского спорта расстаться с менеджером-евреем Максом Якобсом и разойтись с женой-чешкой он категорически отвергал, от неоднократных предложений вступить в нацистскую партию решительно отказывался. Не хотел Макс участвовать и в пропагандистских шоу.

  • Расскажите о семье Левиных, используя дополнительный материал и текст произведения.

5. Выводы по тексту.

  • Какое событие из этой части повествования можно назвать кульминационным?

Почему, по вашему мнению, Макс Шмелинг решил помочь еврею?

  • Какое впечатление произвел на вас этот эпизод?

  • Что помогает Левину спасти его детей?

Вера в человека. В каждом человеке есть доброе начало. Нельзя всех людей судить по одной копирке.

Вывод.

  • Жизнь человека – это череда выборов, которые он должен сделать. Кто поставлен в ситуацию выбора? Как принимают эту ситуацию герои?

(Гершель Гриншпан, Макс Шмелинг, Левин)

  • Какие вопросы задает своему читателю автор?

  • Как вы понимаете финал произведения?

(размышления о праведниках: Кто такие праведники?)

V. Этап предъявления результатов работы (групповая работа).

А) Разбивка на группы по 4 человека

Б) Работа с цветными листами.

На одних вам нужно будет записать свои ассоциации к событиям «Хрустальной ночи», на других – к поступку человека. Ваши ассоциации не должны повторяться (у каждого набор из 4 карточек по 2 цвета).

Прочитайте в группе получившиеся карточки (сначала одного цвета, потом – другого).

Выберите 2 лучшие карточки каждого цвета.

Запишите их на больших листах и прикрепите к доске.

  • Какие ассоциации вам кажутся наиболее точными? Почему?

VI. Подведение итогов урока.

  • На какие вопросы заставляет ответить нас автор текста? Запишите 2-3 вопроса в тетрадь.

VII. Рефлексия.

  • Опишите 3 глаголами свое эмоциональное состояние в течение урока.

VIII. Домашнее задание.

Эссе на тему «Дорогой мой! Теперь я расскажу тебе, что такое «Хрустальная ночь»

IX. Напутственное слова учителя.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× =