Урок русского языка. Тема: Однозначные и многозначные слова


Автор: Елена Николаевна Угрина
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


Тип урока: «Открытие» новых знаний

Цель: Формирование представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • вывести определения однозначных и многозначных слов, выяснить причины появления многозначных слов;
  • учить различать эти слова в речи, объяснять значение слов самостоятельно и с помощью словаря;
  • упражнять детей в отработке действий работы со словарем.

Способствовать развитию устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; создать условия для развития ставить перед собой учебную задачу, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, повышать познавательную активность и учебную мотивацию, коммуникативную культуру учащихся при парной, фронтальной работе; доброе, отзывчивое отношение к близким.

Формирование УУД:

Личностные:

  1. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи;
  3. осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».

Регулятивные:

  1. формирование умения сравнивать своё предположение с материалом учебника;
  2. формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  4. формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  1. формирование умения слушать и понимать других;
  2. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формирование умения работать в паре.

Познавательные:

  1. формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  2. формирование умения представлять информацию в виде схемы;
  3. формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
  4. формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
  5. формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
  6. формирование умения ориентироваться в словаре;
  7. формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные:

  • знать, что такое однозначные и многозначные слова, учиться распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
  • находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова.

Метапредметные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.
  • умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке.

Учебно-методический комплекс:

Учебник 2 класс «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., 2016, тетради, карточки, картинки, презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари Ожегова и Даля.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ход урока

I. Орг. момент. Эпиграф.

— Начинаем урок русского языка. (слайд 1)

— А начать его мне хочется со стихотворения Семёна Данилова.

«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.»

— Как понимаете слова поэта?

— Что значит «владеть русским языком»?

(поэт говорит о возможности узнавать обо всём, если знаешь русский язык. Владея русским языком, всё можно понять и постичь, иметь возможность общаться, быть грамотным, правильно и красиво говорить…)

— «Всеохватный» — что обозначает слово? (всё охватывает)

— Правильно. А ещё грамотно и красиво писать. Надеюсь, вы сегодня будете стараться.

— Мы тоже постепенно овладеваем тайнами русского языка. И сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие.

II. Словарная работа.

1. — Начнём со словарной работы.

— Угадайте слово по лексическому значению.

«Маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи жилых строений. Издаёт характерные звуки – чириканье.»

(воробей) (слайд 2)

— Запишите.

— Вспомните словарные слова – названия птиц, с сочетанием -оро-.

(ворона, сорока) (слайд )

— Запишите то слово, которое соответствует схеме.

(сорока)

— Докажите.

— А как пишется слово «ворона»? (слайд)

2. – Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Послушайте лексическое значение:

«Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением.»

(соловей) (слайд 3)

— Напишите слово в транскрипции.

/с а л а в э й/

— Кто знает, как пишется слово? (соловей)

— Сочетание – оло-.

— Назовите однокоренные слова. (устно)

Соловушка, соловьиная

— В однокоренных словах тоже сочетание — оло-.

3. – Отгадайте загадку:

«В подполье, в каморке
Живёт она в норке.
Серая малышка, кто же это?…» (мышка) (слайд 4)

— Запишите.

4. – Что объединяет эти слова? (сущ., одушевл.)

— Какое слово лишнее? Почему? (мышка – не птица, не словарное, 2 слога, другая орфограмма)

III. Постановка проблемного вопроса.

Очень расстроилась мышка, что оказалась лишней и пошла искать себе друзей.

— Бежала, бежала и увидела 2 домика, из которых доносились разные слова.

1: сыр, морковь, берёза.

2: кошка, ручка, корень.

— Задумалась мышка, в какой домик ей постучать? Почему слова не живут вместе?

— А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

— Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке. (слайд 5)

IV. Формулировка темы и задач урока.

— Напомните, что такое лексическое значение?

( то, что обозначает слово, его толкование)

— По лексическому значению угадайте слово. (по рядам устно)

1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.

3. Знак в начале нотной строки, условно указывающий на высоту нот.

(ключ) (слайд 6)

— Почему толкования разные, а слово вы назвали одно и то же?

(имеет несколько лексических значений)

— Как называются такие слова? (многозначные)

— Определите тему нашего урока.

Тема: Однозначные и многозначные слова. (слайд 7)

— Каковы будут наши учебные задачи? Что должны узнать?

Задачи урока: (слайд)

  1. Узнать, какие слова однозначные, а какие многозначные.

  2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

— А ещё мы узнаем, почему слово одно, а значений у него бывает много.

— Для этого будем исследовать многозначные слова и попробуем всё это узнать.

V. Открытие новых знаний.

1. – Послушайте стихотворение Агнии Барто «Разговор мамы с дочкой». (инсценировка)

— Как вы думаете, дочка поняла маму?

— Что девочка понимала под словом «теплота»? (думала, что ей холодно)

— А мама что хотела от дочки? (ласки, заботы, любви, внимания)

— Почему они не поняли друг друга? (2 значения, многозначное)

— А где мы можем уточнить значение слова? (в толковом словаре)

— Вы уже знакомы с большим толковым словарём, а маленький есть у вас в учебнике.

— Откройте стр. 168. Найдите слово «теплота».

— Что заметили? (2 цифры – 2 значения)

— Прочитайте первое значение.

— Под цифрой 2.

— Мама и дочь употребили слово в разных значениях.

— А вы дарите тепло маме?

— Как вы это делаете?

— Запишем предложение.

Диктую (1 уч. у доски с комментированием)

— « Я окружил свою мамочку теплотой и заботой.»

— Какие орфограммы встретились?

— Не забывайте, что близкие вам люди нуждаются в теплоте.

2. Работа со словарём. Вывод правила.

— Найдите ещё многозначные слова в словаре на букву Т.

(телеграф, тупик)

— Прочитайте лексическое значение слова «терем».

— Попробуем вывести правило.

— Как называются слова с одним лексическим значением? (однозначные)

— …а с двумя и более? (многозначные)

СХЕМА.

Уточним наши выводы на стр. 27 в рубрике «Тайны языка».

— Прочитайте правило сам-но.

— Что новое из правила узнали?

( в тексте слово всегда употребляется в одном значении)

— В тексте уточняется, о чём идёт речь.

  1. Поднимите глазки. Покажите мне свою ручку.

— Почему? (надо уточнять, .

ФИЗМИНУТКА

Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали!

VI. — Почему у слов появляется несколько значений?

— Первую задачу мы выполнили. А сейчас постараемся разобраться, почему у слов появляется несколько значений.

Стр.28 упр 1

— Используя рисунки, объясни все значения слов корень и кисть.

Догадайтесь, почему названы одним и тем же словом 1: часть дерева, часть зуба, часть слова?

2: часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника?

(похожи по форме) (по назначению)

— Придумайте предложение со словом кисть, используя разные лексические значения. Подсказкой будут рисунки.

(устно)

— Подобное задание вы будете выполнять дома со словом «корень».

VII. Работа в парах. (слайд 8)

— На доске написаны слова. Разделите их на 2 группы и запишите в 2 столбика.

Догадались?

шишка, берёза, шляпка, морковь, иголка, лист, карандаш.

  • А помогут вам рисунки на карточке. Работать будете в парах.
  • Задание: Сначала нужно соединить линиями предметы, которые названы одинаковым словом. Потом записать в 2 столбика.
  • Проверим. (одна пара к доске и слайд с картинками) (одна пара поработает со словарём: кошка, мышка)
  • Эти слова имеют сходство по форме или назначению? (по форме)
  • Назовите орфограммы….
  • Оцените свою работу по шкале Правильность.

VIII. Мышка.

— Вернёмся к нашей мышке. Какой домик выберем для неё?
-Докажите , используя словарь.
«Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две….кошки!» (слайд 9)
— А всегда ли слово «мышь» было многозначным?

X. Эпиграф.

  • Теперь давайте вернёмся к эпиграфу. (слайд 10)
  • Найдите в нём многозначные слова. (ключ, язык)
  • Четвёртое значение слова ключ – как шифр, разгадка….

XI. Итог. (по схеме)

  • Что нового узнали на уроке, какое открытие сделали? (бывают одн. и многозн. слова)
  • Какие слова называют однозначными?
  •  ….многозначными?
  • Почему у слова появляется несколько значений? (по форме и назначению схожи)
  • Где можно выяснить значение непонятных слов? (толковый словарь, из текста)
  • С какой частью речи работали? (сущ.)
  • Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений?
  • На след. уроке это узнаем. (прил.? Гл.?)
  • И постараемся разобраться, а для чего человек использует многозначные слова.

XII. Д/з.

Рефлексия.

(Дети прикрепляют на модель дерева разноцветные листики по уровню усвоения нового материала.)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =