Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цель: Формирование представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения.
Задачи урока:
Образовательные:
- вывести определения однозначных и многозначных слов, выяснить причины появления многозначных слов;
- учить различать эти слова в речи, объяснять значение слов самостоятельно и с помощью словаря;
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем.
Способствовать развитию устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; создать условия для развития ставить перед собой учебную задачу, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитывать интерес и любовь к родному языку, повышать познавательную активность и учебную мотивацию, коммуникативную культуру учащихся при парной, фронтальной работе; доброе, отзывчивое отношение к близким.
Формирование УУД:
— Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи;
- осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».
— Регулятивные:
- формирование умения сравнивать своё предположение с материалом учебника;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование умения работать в паре.
— Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- формирование умения представлять информацию в виде схемы;
- формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование умения ориентироваться в словаре;
- формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные:
- знать, что такое однозначные и многозначные слова, учиться распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
- находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова.
Метапредметные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке.
Учебно-методический комплекс:
Учебник 2 класс «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., 2016, тетради, карточки, картинки, презентация, компьютер, проектор, экран, толковые словари Ожегова и Даля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
I. Орг. момент. Эпиграф.
— Начинаем урок русского языка. (слайд 1)
— А начать его мне хочется со стихотворения Семёна Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.»
— Как понимаете слова поэта?
— Что значит «владеть русским языком»?
(поэт говорит о возможности узнавать обо всём, если знаешь русский язык. Владея русским языком, всё можно понять и постичь, иметь возможность общаться, быть грамотным, правильно и красиво говорить…)
— «Всеохватный» — что обозначает слово? (всё охватывает)
— Правильно. А ещё грамотно и красиво писать. Надеюсь, вы сегодня будете стараться.
— Мы тоже постепенно овладеваем тайнами русского языка. И сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие.
II. Словарная работа.
1. — Начнём со словарной работы.
— Угадайте слово по лексическому значению.
«Маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи жилых строений. Издаёт характерные звуки – чириканье.»
(воробей) (слайд 2)
— Запишите.
— Вспомните словарные слова – названия птиц, с сочетанием -оро-.
(ворона, сорока) (слайд )
— Запишите то слово, которое соответствует схеме.
(сорока)
— Докажите.
— А как пишется слово «ворона»? (слайд)
2. – Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Послушайте лексическое значение:
«Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением.»
(соловей) (слайд 3)
— Напишите слово в транскрипции.
/с а л а в э й/
— Кто знает, как пишется слово? (соловей)
— Сочетание – оло-.
— Назовите однокоренные слова. (устно)
Соловушка, соловьиная
— В однокоренных словах тоже сочетание — оло-.
3. – Отгадайте загадку:
«В подполье, в каморке
Живёт она в норке.
Серая малышка, кто же это?…» (мышка) (слайд 4)
— Запишите.
4. – Что объединяет эти слова? (сущ., одушевл.)
— Какое слово лишнее? Почему? (мышка – не птица, не словарное, 2 слога, другая орфограмма)
III. Постановка проблемного вопроса.
– Очень расстроилась мышка, что оказалась лишней и пошла искать себе друзей.
— Бежала, бежала и увидела 2 домика, из которых доносились разные слова.
1: сыр, морковь, берёза.
2: кошка, ручка, корень.
— Задумалась мышка, в какой домик ей постучать? Почему слова не живут вместе?
— А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
— Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке. (слайд 5)
IV. Формулировка темы и задач урока.
— Напомните, что такое лексическое значение?
( то, что обозначает слово, его толкование)
— По лексическому значению угадайте слово. (по рядам устно)
1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов.
3. Знак в начале нотной строки, условно указывающий на высоту нот.
(ключ) (слайд 6)
— Почему толкования разные, а слово вы назвали одно и то же?
(имеет несколько лексических значений)
— Как называются такие слова? (многозначные)
— Определите тему нашего урока.
Тема: Однозначные и многозначные слова. (слайд 7)
— Каковы будут наши учебные задачи? Что должны узнать?
Задачи урока: (слайд)
Узнать, какие слова однозначные, а какие многозначные.
Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
— А ещё мы узнаем, почему слово одно, а значений у него бывает много.
— Для этого будем исследовать многозначные слова и попробуем всё это узнать.
V. Открытие новых знаний.
1. – Послушайте стихотворение Агнии Барто «Разговор мамы с дочкой». (инсценировка)
— Как вы думаете, дочка поняла маму?
— Что девочка понимала под словом «теплота»? (думала, что ей холодно)
— А мама что хотела от дочки? (ласки, заботы, любви, внимания)
— Почему они не поняли друг друга? (2 значения, многозначное)
— А где мы можем уточнить значение слова? (в толковом словаре)
— Вы уже знакомы с большим толковым словарём, а маленький есть у вас в учебнике.
— Откройте стр. 168. Найдите слово «теплота».
— Что заметили? (2 цифры – 2 значения)
— Прочитайте первое значение.
— Под цифрой 2.
— Мама и дочь употребили слово в разных значениях.
— А вы дарите тепло маме?
— Как вы это делаете?
— Запишем предложение.
Диктую (1 уч. у доски с комментированием)
— « Я окружил свою мамочку теплотой и заботой.»
— Какие орфограммы встретились?
— Не забывайте, что близкие вам люди нуждаются в теплоте.
2. Работа со словарём. Вывод правила.
— Найдите ещё многозначные слова в словаре на букву Т.
(телеграф, тупик)
— Прочитайте лексическое значение слова «терем».
— Попробуем вывести правило.
— Как называются слова с одним лексическим значением? (однозначные)
— …а с двумя и более? (многозначные)
СХЕМА.
Уточним наши выводы на стр. 27 в рубрике «Тайны языка».
— Прочитайте правило сам-но.
— Что новое из правила узнали?
( в тексте слово всегда употребляется в одном значении)
— В тексте уточняется, о чём идёт речь.
– Поднимите глазки. Покажите мне свою ручку.
— Почему? (надо уточнять, .
ФИЗМИНУТКА
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали!
VI. — Почему у слов появляется несколько значений?
— Первую задачу мы выполнили. А сейчас постараемся разобраться, почему у слов появляется несколько значений.
Стр.28 упр 1
— Используя рисунки, объясни все значения слов корень и кисть.
— Догадайтесь, почему названы одним и тем же словом 1: часть дерева, часть зуба, часть слова?
2: часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника?
(похожи по форме) (по назначению)
— Придумайте предложение со словом кисть, используя разные лексические значения. Подсказкой будут рисунки.
(устно)
— Подобное задание вы будете выполнять дома со словом «корень».
VII. Работа в парах. (слайд 8)
— На доске написаны слова. Разделите их на 2 группы и запишите в 2 столбика.
Догадались?
шишка, берёза, шляпка, морковь, иголка, лист, карандаш.
- А помогут вам рисунки на карточке. Работать будете в парах.
- Задание: Сначала нужно соединить линиями предметы, которые названы одинаковым словом. Потом записать в 2 столбика.
- Проверим. (одна пара к доске и слайд с картинками) (одна пара поработает со словарём: кошка, мышка)
- Эти слова имеют сходство по форме или назначению? (по форме)
- Назовите орфограммы….
- Оцените свою работу по шкале Правильность.
VIII. Мышка.
— Вернёмся к нашей мышке. Какой домик выберем для неё?
-Докажите , используя словарь.
«Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две….кошки!» (слайд 9)
— А всегда ли слово «мышь» было многозначным?
X. Эпиграф.
- Теперь давайте вернёмся к эпиграфу. (слайд 10)
- Найдите в нём многозначные слова. (ключ, язык)
- Четвёртое значение слова ключ – как шифр, разгадка….
XI. Итог. (по схеме)
- Что нового узнали на уроке, какое открытие сделали? (бывают одн. и многозн. слова)
- Какие слова называют однозначными?
- ….многозначными?
- Почему у слова появляется несколько значений? (по форме и назначению схожи)
- Где можно выяснить значение непонятных слов? (толковый словарь, из текста)
- С какой частью речи работали? (сущ.)
- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений?
- На след. уроке это узнаем. (прил.? Гл.?)
- И постараемся разобраться, а для чего человек использует многозначные слова.
XII. Д/з.
Рефлексия.
(Дети прикрепляют на модель дерева разноцветные листики по уровню усвоения нового материала.)