Урок здоровья Тема: «Азбука витаминов»


Автор: Лариса Владимировна Назарчук
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Цели:

  • Сформировать представления о необходимости наличия витаминов в организме человека.

      • Развивать здоровые принципы питания.

      • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

     

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке здоровья. Сейчас я предлагаю вам пожелать друг другу здоровья необычным способом, сделаем это без слов: посмотрите друг другу в глаза, на присутствующих здесь, обведите взглядом по кругу всех нас, встретьтесь глазами, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте здоровья, доброты и хорошего настроения.

Ребята сидят по группам (4 группы по 5 человек).

II. Вхождение в тему.

Учитель. Наш сегодняшний урок здоровья я начну со старой притчи. Посмотрите на экран. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил «Всё в твоих руках».

Как вы поняли слова мудреца?

Скажите ребята, а что самое важное для человека? Что в жизни человека может быть в его руках, что зависит от его решения?

Я воспользуюсь словами мудреца и скажу, что наше здоровье в наших руках. Сегодня мы держим путь к доброму здоровью и окажемся в гостях у здоровой пищи, узнаем, как правильно питаться. А вот и наш друг дракоша Дени, который живёт в большом городе. Название этого прекрасного города Дени держит руках. Прочитайте его. (Здоровье)

Метод «Ассоциации» (слайды о здоровье и здоровом образе жизни).

Учитель. (На доске слово записано вертикально)

— Давайте произнесём слово «здоровье»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье? Постарайтесь подобрать слово к каждой букве?

Например:

З – зерно, зарядка

Д – дерево, доброта

О – осока, осанка

Р – радость

О – огонь

В – витамины

Ь – знак

Е – единство

Вступительная беседа.

Учитель. Обсудите в группе, что необходимо человеку для его здоровья.

III. Работа по теме (слайды).

Учитель. Сегодня дракоша Дени приглашает нас в путешествие по своему городу. Посмотрите, какая интересная улица есть в этом городе, а какие удивительные дома! Рассмотрите их и постарайтесь узнать, кому они принадлежат?

Наш друг приглашает нас в магазин здоровой пищи. Однажды в этом магазине два посетителя, которые очень любили сочинять стихи про самые вкусные продукты, устроили спор, послушайте его.

1 ученик: Знайте дамы, господа,
«Сникерс» — лучшая еда!

2 ученик:  Будешь кушать «сникерс» сладкий,
Будут зубы не в порядке.
1 ученик: Стать здоровым мне помог

С красным кетчупом хот-дог.
2 ученик:   Будешь часто есть хот-доги,
Через год протянешь ноги.
1 ученик: В благодарность пепси-коле
Лучше всех учусь я в школе.
2 ученик:   Обопьёшься пепси-колы,
Не дойдёшь, дружок, до школы.
Не помогут и уколы.
1 ученик: Я собою очень горд:
Я купил сегодня торт.
2 ученик: Фрукты, овощи полезней:
Защищают от болезней.
Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.
— Ребята, как вы думаете, кто из посетителей был прав? Почему?

Вы правы, не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Давайте поможем Дени разложить продукты на полки. Те продукты, которые по вашему мнению, полезны для человека, вы кладете на полки, а те, которые не полезны, оставляете в корзине. Почему вы считаете, что торт, картошка фри, гамбургер … не являются полезными продуктами?

Молодцы| ребята, теперь вы знаете, какие продукты надо употреблять.

А чем же богаты овощи и фрукты, которые лежат на полках магазина или выращены в садах и огородах?

Учитель. Второй раз мы слышим сегодня слово витамины, и это не случайно. Сегодня мы узнаем много интересного и полезного о витаминах. Узнаем, что это за вещества, как они влияют на организм человека, и в каких продуктах содержатся, а также проведем эксперимент по распознаванию витаминов.

Но сначала познакомимся с самим словом ВИТАМИН. Оказывается, слово витамин придумал польский учёный Казимир Функ.Он открыл, что вещество амин, который содержится в оболочке рисового зерна, жизненно необходим. Соединив латинское слово Вита – это жизнь, со словом амин, получилось витамин.

Вам необходимо знать, что детям 6-7 лет рекомендуется съедать в день 400-500 грамм овощей и фруктов, чтобы получать необходимое количество витаминов.

Посмотрите, а вот и домик одного из витаминов. Прочитайте, что за витамин здесь живёт. Но что-то всех жителей этого дома не видно. Давайте поможем нашему витамину А заселить свой дом и узнаем, какие продукты содержат этот очень важный витамин.

Чтобы заселить домик витамина А, поиграем в игру «Волшебный мешочек». Учитель подходит к каждой группе и просит угадать на ощупь овощ или фрукт, в котором содержится витамин А (морковь, свекла, сладкий перец, зелень петрушки). Молодцы, вы все справились с заданием.

Посмотрите на слайд.

Витамин А (ретинол) нужен для укрепления зрения. Его можно еще найти в молочных и кисломолочных продуктах, а также в абрикосах, рыбе и икре.

Учитель: давайте ещё раз перечислим продукты, в которых содержится витамин А.

А сейчас Дени приглашает нас заселить домик следующего витамина, прочитайте его название, называя латинские буквы. (Витамин )

Этот витамин В очень хитрый. Для того, чтобы заселить свой домик, он предлагает вам игру «Угадай на вкус». Я вам буду давать пробовать продукты в которых содержится витамин В, а вы должны угадать этот продукт (орех, лук, горох, хлеб, сыр, кукуруза).

Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Давайте повторим, в каких же продуктах содержится Витамин В?

Витамин В необходим человеку для здоровья кожи, для роста и здоровья волос: при нехватке этого витамина у человека образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушится кожа, возникает усталость, забывчивость.

Витамин В можно найти в печени, хлопьях, в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах. А в зеленом луке тоже много витаминов, он очень полезный, его надо выращивать и есть для профилактики простудных заболеваний.

Давайте, ребята, расскажем Дени, как мы выращивали Витамин В у себя на подоконнике. О чём, ребята, я говорю? (Зеленый лук) Конечно, ведь лук содержит большое количество витамина В. Он очень полезен и необходим для нашего организма. Расскажем, как посадили луковицу, и как она проросла. Мы вели наблюдения и составили календарь роста лука. Кто из вас, ребята, расскажет о проделанной работе Дени?

Один из детей рассказывает.

В первый день весны мы посадили одну луковицу в банку с водой и поставили так, чтобы попадал солнечный свет и было тепло, а другую луковицу – в банку без воды в тёмное, прохладное место. Каждую неделю мы вели наблюдения за луковицами и зарисовывали в календарь наблюдений. Во вторую неделю у луковицы в банке с водой появились зелёные листочки и маленький корень. На третьей неделе корень подрос и подросли листочки (перья).

-А что произошло с луковицей, которая находилась без воды, кто нам расскажет?

Другой ребёнок продолжает.

У луковицы, которая находилась без воды, ничего не появилось. Потому что луковица – это живой организм. Как и любым другим растениям, ей нужна вода, солнечный свет и тепло. Она этого не получала. Поэтому не дала ростки.

— Мы сегодня срежем лук, покрошим его и положим в первое блюдо на обед и получим витамины, которые нам нужны для здоровья.

— А сейчас нам пора заселять домик следующего витамина. А вот и его домик. Прочитайте его название. (Витамин С)

Для того, чтобы определить, какие продукты содержит витамин C, проведем опыт. У вас на столах лежит инструкция по проведению опыта и необходимое оборудование. Следуя инструкции, проведите опыт по обнаружению витамина С.

1. Приготовьте настойку йода, пипетку и стаканы с соком.

2. Пипеткой наберите раствор йода и по капле приливайте в каждый стакан с соком. Если сок содержит витамин С, то он окрасится в синий цвет, если витамин С отсутствует, то сок останется прежним цветом.

3. Сделайте вывод в каких соках содержится витамин С.

Необходимо аптечную настойку йода разбавить в 40 раз, 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчёта 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Это означает, что титрование закончено. Чтобы узнать, сколько йода пошло на титрование, заранее нужно определить объём одной капли. Перевести число капель в миллилитры и умножить на 0,88. Для того, чтобы узнать объём одной капли, нужно с помощью пипетки проверить, сколько капель содержится в известном объёме раствора йода, например в 2 мл его.

— Скажите какие же продукты содержат витамин С? (Лимон, апельсин, облепиха, черная смородина)

Витамин С – самый популярный витамин. Недостаток моего витамина приводит к тому, что нарушается рост костей, сосуды становятся хрупкими, понижается устойчивость к инфекциям. Наступает быстрое утомление, появляется кровоточивость дёсен, частые простудные заболевания. Витамин С можно найти во всех фруктах, овощах, ягодах и зелени. Особенно много в шиповнике, чёрной смородине, облепихе, петрушке.
А чтобы узнать, какие продукты содержатся в витамине Д, угадайте загадки. По одной загадке каждой команде.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Этот нам рецепт знаком

Много фруктов с молоком. (Йогурт)

Мы с ватрушкою друзья,

куда она, туда и я. (Творог)

— Молодцы. Вы угадали продукты, которые содержат витамин Д. Давайте посмотрим, какие же продукты содержат витамин Д.

Витамин Д (кальциферол) – редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного происхождения: в жирном сыре, сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, сельди. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко, так как витамин Д вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей.

Посмотрите, мы помогли Растишке заселить все домики витаминов А, В, С, Д. Все эти продукты помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Витамины В и Д отвечают за рост человека, витамин А помогает нашим глазам хорошо видеть. Витамин С защищает нас от болезней. Чтобы быть здоровым, умным, сильным человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растет. А как вы думаете. в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (Летом и осенью). Почему?

Вывод: Каждый человек должен заботится о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Для того, чтобы не случилась с вами беда, ешьте ребята витамины всегда!

Наш друг Космик приготовил интересное задание. Сейчас вам предстоит вспомнить, с какими витаминами вы познакомились и в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д.

Рефлексия

В начале урока мы с вами сказали очень мудрую фразу: «Всё в твоих руках» (слайд – рисунок лошадки). Ведь ваше здоровье зависит от вас, от того, какой образ жизни вы ведете и будете вести. Я хочу вам пожелать употреблять только полезные продукты, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми.

А сейчас я предлагаю вам на листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец – это ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке, которое надо высказать, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если ваше мнение не совпадает с каким-либо цветом – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал очень много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было хорошо, комфортно – синим.

Мизинец – для меня было не достаточно информации – фиолетовым.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять + один =