«ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ, ИЛИ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД»: русский народный праздник


Автор: Татьяна Геннадьевна Воронина
Место работы: МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»
Должность: учитель начальной школы


Тема занятия: «Васильев день, или Старый Новый год».

Класс: 1 класс.

Цели мероприятия:

  • воспитание интереса и уважения к традициям русского народа;
  • изучение традиционных посевальных стихов и песен;
  • сплочение классного и родительского коллективов.

Задачи:

  • расширить представления младшего школьника о традициях, праздниках русского народа;
  • развивать творческие способности детей через приобщение их к культуре русского народа.

Прогнозируемый результат:

личностными результатами являются:

— проявление интереса и уважения к истории, традициям своего народа, к своей малой родине;

— осознание своей культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем многообразии культур, национальностей;

м етапредметными результатами являются :

— умение осуществлять поиск, сбор, обработку информации из дополнительной литературы (при подготовке к мероприятию), передавать и интерпретировать информацию;

— освоение правил и норм взаимодействия со взрослыми, сверстниками освоение различных ролей в группе.

Оборудование: костюмы в народном стиле, 2 свечи, 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, ручки и карандаши 30 штук, фасоль 20 штук, метла, 2 шапки скомороха, 2 валенка, музыкальные записи группы «Иван купала».

Действующие лица:

— Роль Солохи исполняет взрослый,

— Роль Ведьмы исполняет взрослый,

— 2 команды представляют дети.

Ход праздника

Дети после колядования входят со звездой в зал под любой народный напев. В зале детей встречают Солоха и родители. Накрыты праздничные столы для чаепития. Дети поют колядки.

Ряженые:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

1-й ряженый:

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый:

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

3-й ряженый:

Тётенька, добренька, не режь, не ломай,

Поскорей подавай!

Двоим-троим, давно стоим,

Печка-то топится, пирожка-то как хочется!

4-й ряженый:

Кто даст пирога – тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

А кто не даст лепёшки – завалим окошки!

Солоха:

Чем, хозяюшка, нас одарите,

Что, хозяюшка, нам подарите?

Кувшин молока али каши горшок,

Кусок пирога али денег мешок?

Ай, спасибо, хозяюшка,

Мира дому вашему,

Чтоб он был полной чашею.

Родители:

Ай, да колядовщики!

Ай, да молодцы!

Пироги несём с печи!

Угощайтесь, люди добрые!

Пирогами угощаем,

С Новым годом всех поздравляем!

Солоха:

Все! Все! Все на праздник!

Народ закликаем, Старый Новый год встречаем!

Здравствуйте, народ честной,

Красны девицы, добры молодцы.

Гости почтенные!

Зовем гостей со всех волостей

Петь до надсады, плясать до упаду!

Пришла коляда, отворяйте ворота!

Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, раздевайтесь, за столы усаживайтесь, чайку горяченького попейте.

(Дети раздеваются и усаживаются за столы, пьют чай)

Солоха:

Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки: Васильев день или, как называют в народе, Старый новый год. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали на Руси Васильев день, или Старый новый год.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Принято было на Руси в эти дни колядовать. Колядовать – означает петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Колядка – это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось «окручивание» или «ряженье». Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательный участник представления – медведь с поводырем и мехонос с мехом (мешком). Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки. Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» круговая еда. Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение частушек, рассказы потешек и небылиц, танцы.

Солоха:

Сегодня гулянье, гаданье,катанье!

Блины, пироги, чаепитие,

Розыгрыши и свидания.

Зима нас торопит, спешите!

Спешите видеть, слышать, участвовать!

Рядитесь, и из домов выходите,

Колядуйте, пляшите, шутите!

1-й ребенок:

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок:

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок:

А что такое святки?

3-й ребенок:

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

4-й ребенок:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

5-й ребенок:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Солоха:

А не порадовать ли нам всех веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза:

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь:

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза:

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь:

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза:

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо –

Ни голоса, ни слуха.

Медведь:

Ах, Коза ты, Козочка,

Серенькая розочка,

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза:

Ах, мой Миша дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Солоха:

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?!

Звучит страшная музыка, влетает ведьма и по пути срывает звезду.

Солоха:

А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать!

Ведьма:

Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен, расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам), посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете, повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…

Солоха:

Что делать – придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь на Васильев день варят самую вкусную кашу. Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края знать, быть беде.

Ведьма:

Так что, играть со мной придется.
Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Я – Бабка Ежка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!
Дети встают в круг. В центре – Ведьма. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Ведьмы.

Бабка Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
«У меня нога болит».

Ведьма помелом старается дотронуться до детей – «заколдовать»: как только коснется ребенка, он застывает в любой позе.

Солоха:

Ох, уморила ты нас. Пора и чайку попить.

Чаепитие

Солоха:

Переиграла ты нас. А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь?

Ведьма:

О, это для меня раз плюнуть! (Дети встают в круг, ведьма начинает считалку)
Кому что попадет, тому то и будет:
Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и … вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлев, пятнадцатый этаж…
«Форд», «Тойота» напрокат,
«Мерседес» и самокат,
«Вольво», «Шкода», «Запорожец»…
Что тебе всего дороже?

Солоха:

Вот это гадание… Насмешила, старая!

Ведьма:
Ничего, ничего. Еще все впереди.
А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки .
Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Я начну, а вам – закончить
В рифму обязательно!
Долго над землёй летало белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло – одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – … (снег).

Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла …( зима ).

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их …(рукавицы).

На дворе снежок идет,
Скоро праздник …( Новый год).

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(ёлки).

Все кружатся, веселятся,
Возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? (Рождество).

Солоха:

Нас мороз не напугает,
Не пугают холода!
Нас колядки согревают,
Песни, пляски до утра!

Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать, прыгать, веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать?

Ведьма:

Объявляю спортивные эстафеты на Васильев день и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования на Васильев день. Представляю команды: «Куриные ножки» и «Свиные ушки»! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится.

Солоха:

А если справится?

Ведьма. Если справится – верну звезду.

Соревнования

Эстафета «Как на Васильев день кашу варили».

1. Готовим воду для каши.

У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены два стула (для каждой команды свой). На каждом стуле два стакана: один с водой, другой пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.

2. Варим кашу.

Исходное положение то же. Возле команд тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова «Варись кашка на Васильев день!», затем возвращается к команде.

3. Гадание.

Метание валенка в корзину.

Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.

Игра «Ведьмина метелка».

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать.

Летом спят, а зимой бегут. (сани)

В гору деревяшка, под гору коняшка. (сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка. (снег)

Глянули в оконце лежит белое суконце. (снег)

Трескуч, ядрен, намостил мостен; По дворам пробежал, все окна расписал. (мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (лед)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (метель, вьюга)

Ряженые ходили, людей веселили.

Бег в мешках.

Игра «Курочки и петушки».

Дети собирают зерна пальцами ног (карандаши и ручки), разбросанные на полу. Побеждает та команда, которая больше соберет.

Награждение, потом новогоднее угощение – чаепитие.
Звучит спокойная музыка.

Солоха:

Хороший сегодня вечер получился! Сказочный, весёлый, а самое главное – тёплый. К большому сожалению, редко сейчас собираются семьи вместе в этот старинный праздник, а у нас получилось. Сохранять обычаи, предания и приметы праздника – старые, старинные, а иногда и древние –очень важно. Народные обряды и обычаи – это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир.

Я предлагаю всем встать в круг и пустить по кругу горящую свечу. У кого в руках окажется эта свеча, тот скажет своё пожелание, своё впечатление о нашем празднике.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 1 =