Воспитание сердца прекрасными образами и примерами


Автор: Назарчук Лариса Владимировна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


В современных условиях реализации ФГОС патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения является одной из актуальных задач образовательных организаций. Развитие личности выдвигается как основная цель образования, а патриотизм – как одна из основных ценностных характеристик личности.

Сегодня во всех образовательных организациях разработаны программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, в которые включен раздел по патриотическому воспитанию. Реализация данного раздела осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, построенной на системно-деятельностном подходе. Многими школами разработаны программы спецкурсов и модулей по патриотическому воспитанию.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую огромный потенциал, который несёт в себе краеведение. Ведь для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через нее – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.

В рамках программы «Юный краевед» в моём классе реализовывается проект «Судьба людей в истории села», который направлен на формирование гражданско-патриотической позиции младших школьников и воспитание их социальной активности. Ведущим методом в работе над проектом является метод нравственного примера. Возможности проекта позволяют нам воспитывать патриотические качества не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах людей, которые живут рядом с нами, в одном селе, на одной улице, которые делом доказали служение родине.

Первого нашего героя, с которым была организована встреча, зовут Александр Васильевич Шадура, а в селе его называют «король коряжек и сучков». Впервые придя с учащимися в гости к Александру Васильевичу, ощущаешь себя как в сказке.

Среди всего многообразия деревянных скульптур мы увидели настоящую избушка на курьей ножке, на её крылечке сидит Баба-яга, в сторонке ступа с помелом, на крыше – совы, а из окна избушки выглядывает поросёнок. Таких домиков Александр Васильевич сделал немало, все эти избушки он не продавал, а дарил детским садам.

Не оставил без внимания наш гость и страницы истории освоения Дальнего Востока. Нам была представлена композиция, в которой запечатлены Дерсу Узала, Владимир Арсеньев и сопровождавший в походах Арсеньева охотник Кашлев, а также нанайцы с собакой и винтовкой на лодке, плывущие по Амуру. Представляя эту композицию перед нами, Александр Васильевич рассказал о том, что вдохновение для своих работ он черпает из книг, исторических фактов и самой природы. Беседуя с ребятами, А.В. Шадура отмечает, что в каждом человеке заложен какой-то талант, главное – узнать, почувствовать его.

Еще одно хобби нашего героя – дендрология. Есть у Александра Васильевича участок, где он вырастил свой хвойный лес. Наши эмоции превзошли ожидания. За 25 лет на небольшом участке выросли кедры, на кедрах – шишки, уже сами по себе из упавших семян растут маленькие хвойные деревца. В этом лесу наш рассказчик соорудил скульптуры четырех медведей в полный рост, тигра с медведем и оленя. Из рассказов земляка ребята узнали об особенностях дальневосточной природы, о секретах труда по выращиванию хвойных растений. Данная встреча вызвала желание у детей создать на территории центра уголок дальневосточной природы. Эту работу мы планируем завершить весной 2021 года.

При второй встрече Александр Васильевич показал ребятам мастер-класс по плетению корзин, и изготовление различных деревянных скульптур из обыкновенных сучков.

А.В. Шадура является примером жизнелюбия, стойкости, порядочности и работоспособности.

Хочу отметить, что история нашего села тесно связана с переселенцами. В классе учатся ребята, чьи бабушки и дедушки переехали в Еврейскую автономную область из западных регионов. Поэтому реализацию такого направления, как историческое краеведение, мы начали со встречи с Федотовой Валентиной Сергеевной, бабушкой одного из учащихся класса. Всю свою жизнь Валентина Сергеевна проработала в колхозе, на её глазах наше село строилось и процветало. Из рассказов ветерана ребята узнали об истории возникновения названия нашего села, о событиях, которые легли в основу названий улиц. Фотоархив, сохранившейся в семье, помог ребятам сопоставить прошлое и настоящее нашего села. Ребят интересовали вопросы о труде и быте односельчан. В.С. Федотова поделилась с ребятами мудрой мыслью о том, что уважение приходит лишь к тем, кто заработал его своими руками, своей головой и своим сердцем.

Такие встречи вызывают живой интерес у ребят. Такие люди, как Александр Васильевич и Валентина Сергеевна пример для каждого из нас, мы гордимся ими.

В завершение хочу отметить, что метод примера является своеобразным инструментом в руках учителя. На основе таких встреч у детей формируется симпатия к родному краю, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − 10 =