Воспитательная деятельность в организациях СПО


Автор: Н.М. Кисиева
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: старший преподаватель


Содержимое

Введение

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» основные профессиональные образовательные программы, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее – образовательные программы СПО), с 1 сентября 2021 года должны включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые разрабатываются на основе примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (далее – ПРПВ, ПКПВР).

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.), распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2946-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и Примерной программой воспитания для образовательных организаций общего образования, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования и внедряемой в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.

Вторым пунктом плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанного Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным, обозначена «Разработка и внедрение рабочей программы воспитания для профессиональных образовательных организаций» во втором квартале 2021 г. Таким образом, представленное пособие видится своевременным в плане реализации решений и планов страны в отношении среднего профессионального образования.

Особенности разработки программы воспитания в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

Чтобы рабочая программа воспитания профессиональной образовательной организации СПО получилась вразумительной, рабочей и вам не пришлось «ломать голову» над ее содержанием, можно придерживаться некоторых простых правил.

Во-первых, воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию.

Во-вторых, постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей организации практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы со студентами, упорядочив их относительно цели и задач вашей профессиональной образовательной организации. Это значительно облегчит вам процесс написания программы.

В-третьих, помните, что вам не нужно во что бы то ни стало писать окончательный, не изменяемый и не подвергаемый сомнению вариант программы. Будьте внутренне готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут вас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь она, не догма, а руководство к действию. Ваша программа может быть открытой для внесения корректив – и это совершенно нормальное положение вещей. Ведь по мере того, как вы будете реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п.

Примерный алгоритм разработки программ воспитания

Создаем команду. Небольшая, но готовая прийти заместителю по УВР на помощь: предложить какие-то свои идеи в разработке программы, подумать над вашими идеями, проанализировать существующую практику воспитания в профессиональном учреждении, выполнить какую-то работу с текстом и т.п. Не пренебрегайте их помощью, ведь ваши коллеги зачастую смогут увидеть то, что вы не смогли увидеть в разрабатываемом вами документе. Вокруг каждого заместителя директора по учебно-воспитательной работе обычно складывается такая неформальная группа педагогов, которым небезразлична судьба воспитания.

Основные понятия. Любая наука, и педагогика в том числе, как известно, не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.

Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Поэтому, не претендуя на полноту и завершенность, попробуем все же внести некоторую ясность в основные понятия, используемые в программе.

Начнем, пожалуй, с понятия «воспитание», вынесенного в название программы.

Воспитание. Это понятие – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Да и в обыденной речи это слово мы используем довольно-таки часто. Так, поисковая система Google на слово «воспитание» выдает около десяти с половиной миллионов (!) ссылок. Определений понятия «воспитание» также существует большое количество. Мы не будем здесь останавливаться на их подробном критическом анализе, отметим для себя лишь наиболее удачное из них-то, которое принадлежит таким известным ученым как Х.Й. Лийметс и Л.И. Новикова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Данное определение представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объему. В нем сведены к оптимуму всевозможные уточнения, пояснения, оговорки и подчеркивания нюансов – а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели воспитания – развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание благоприятных условий.

Это определение, однако, имеет и своих критиков. Наиболее распространенные замечания касаются встречающегося здесь слова «управление». Не является оно указанием на авторитарный характер воспитания? Позволительно ли педагогу управлять? На наш взгляд, поводов для подобных критических выводов тут нет. Здесь речь идет об управлении в широком смысле, применяемом по отношению к самым разным объектам: автомобилю, ресурсам, качеству образования, развитию личности. Обратите внимание – в отмеченном нами определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности подростка. Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.

Цель воспитания это те изменения в личности обучающихся, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии обучающихся, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Как видим, цель и результат это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью.

Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у обучающегося те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах воспитания в ПОУ СПО, а о результатах социального воспитания, в котором профессиональное образовательное учреждение участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, учреждением дополнительного образования, работодателями и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на обучающегося влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Направления воспитания это основные векторы осуществления воспитательной работы ПОУ СПО, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство, воспитание в ходе практического обучения и т.п.).

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с обучающимися деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, профессиональная, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с обучающимися деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или производственная деятельность, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.

Продумываем структуру программы. Думается, что удобнее всего будет структурировать программу следующим образом. Поскольку программа воспитания (как, наверное, и любая другая программа, реализуемая в профессиональном образовательном учреждении) – это программа педагогической деятельности, постольку и логика ее построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:

— зачем вы планируете что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности);

— на чем именно вы планируете сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа);

— что конкретно и как именно вы планируете действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание вашей деятельности);

— как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.

Руководствуясь этим принципом, а также памятуя о том, что в содержании программы надо отразить все требования ФГОС СПО, ФГОС ОО (для групп, получающих профессию одновременно с получением среднего общего образования), можно структурировать разрабатываемый вами документ таким образом (примерная структура).

Раздел 1.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

    1. Область применения рабочей программы воспитания

    2. Нормативно-правовые основы разработки содержания рабочей программы

воспитания

    1. Цель реализации рабочей программы воспитания

    2. Задачи воспитания обучающихся

    3. Результаты воспитания обучающихся _______, соотнесенные с формируемыми

компетенциями, личностными результатами и приобретаемым опытом

    1. Ожидаемые результаты (в цифровых показателях)

    2. Способы отслеживания результатов и критерии результативности реализации

рабочей программы воспитания

Раздел 2.

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

2.1 Основные направления воспитательной работы

2.2 Модули программы воспитательной работы

2.2.1 Модуль 1. Профессионально-личностное воспитание

2.2.2 Модуль 2. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

2.2.3 Модуль 3. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание

2.2.4 Модуль 4. Воспитание здорового образа жизни и экологической культуры

2.2.5 Модуль (по усмотрению ПОУ СПО)

2.3 Виды деятельности, формы и методы воспитательной работы, технологии взаимодействия

Раздел 3.

  1. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАНИЯ

3.1 Ресурсное обеспечение рабочей программы

3.2 Особенности реализации рабочей программы

Раздел 4.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приложение. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Приступаем к разработке. При наличии, обращаясь к тексту примерной программы воспитания, можно приступать к составлению своих рабочих программ. В случае, когда примерная программа временно отсутствует (должна появиться после 15.06.2021 года) составляем рабочую программу в соответствии с данными методическими рекомендациями с последующей корректировкой по примерной программе.

На что здесь следует обратить внимание?

В первую очередь, на то, что примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой профессиональной образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую ПОУ СПО будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить профессиональные образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам рабочих программ воспитания остается лишь скорректировать уже имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий.

Разрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал ПОУ СПО с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов.

Поскольку практика воспитания в СПО России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждое учреждение по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.

Разрабатывая собственную программу воспитания, вы можете располагать выбранные вами модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашего ПОУ.

Важно при этом учесть, что ваша программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися, а не общие рассуждения о воспитании.

Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

Итак, подчеркнем еще раз – у вас должно получиться столько модификаций программы воспитания, сколько программ СПО имеется в профессиональной образовательной организации, каждая из которых состоит из двух частей:

1) единой для всех программ СПО, включающей 4 основных раздела – составляется на основе примерной программы путем удаления неактуальной или добавления необходимой для каждого ПОУ СПО информации:

— о специфике воспитательного процесса в профессиональной образовательной организации,

— о задачах воспитания,

— о видах, формах и содержании деятельности,

— об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса.

2) особенной для каждой программы СПО, учитывающей профессиональные особенности каждой программы.

Кроме того, к программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно ПОУ СПО и корректируется каждой профессиональной образовательной организацией из года в год.

Типичные затруднения в написании программ воспитания

  1. К сожалению, появлялись рабочие программы, в которых описанные особенности профессиональной образовательной организации никак не были связаны с сформулированными в рабочей программе задачами, а те, в свою очередь, с содержанием реальной воспитательной деятельности, которой занимаются педагоги организации.

  2. Препятствием для работы ПОУ СПО по разработке программ воспитания стала необходимость их участия (в связи с распоряжениями региональных и муниципальных органов управления образованием) в мероприятиях сторонних ведомств – например, ГИБДД, МЧС и т.п. И как следствие, для некоторого числа ПОУ СПО проблемой оказалось нехватка времени, отведенного на разработку программ воспитания.

  3. Иногда ПОУ СПО, привыкшие за последние годы разрабатывать большие документы, старались добавлять в свои программы больше текста, даже, если в этом не было никакой необходимости. Иногда это были тексты «прошлых» программ или материалы, которые организации готовили к каким-то конкурсам и т.д.

  4. Встречалась проблема неуместного наукообразия стиля программы воспитания. Из-за чего программы становились похожими не на описание направлений, способов и форм предстоящей работы с обучающимися, а на неудавшиеся научные статьи. Бывало, что они не отражали реальной работы ПОУ СПО.

  5. Трудностью для педагогов оказалось соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности организации и конкретизация их в своих планах воспитательной работы. Программа воспитания и план воспитательной работы одной и той же организации оказывались документами «про разное».

  6. Педагогам оказалось сложно соотнести задачи воспитания, которые заявляет ПОУ СПО в своей программе с содержанием воспитательной деятельности, которую она описывает в разделе «Виды, формы и содержание деятельности».

  7. Кроме того, для педагогов оказалось сложным так описать содержание деятельности в рамках добавляемых ими новых модулей программы, чтобы можно было увидеть воспитательный потенциал реализуемых дел и мероприятий, а также соответствие проводимых мероприятий возрастным особенностям обучающихся.

  8. Анализ показал, что большинство организаций включили в свою рабочую программу воспитания все предложенные вариативные модули, но описать содержание и специфику деятельности в каждом из них им удалось лишь частично. Это могло быть связано с установкой, что нужно обязательно все модули включить в свою программу. А это совсем не так.

  9. Случалось и так, что ПОУ СПО не выделяла в собственной рабочей программе свой собственный вариативный модуль, хотя особенности организации, описанные в первом разделе, прямо указывали на такую возможность (к примеру, описан музей в первом разделе программы, а далее в программе об этой деятельности речи не идет).

  10. Как уже говорилось, иногда модули, добавляемые ПОУ СПО в программу, самостоятельно не соответствовали деятельностной логике построения программы.

  11. Стереотип, связанный с тем, что воспитание дискретно и осуществляется по направлениям, оказался живуч в некоторых программах, где появлялись модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и т.д.

  12. Анализ текстов программ позволил увидеть, что существует проблема непонимания педагогами воспитывающей сути таких педагогических феноменов как самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство, непонимание способов реализации воспитательного потенциала урока.

  13. Отмечается некорректное использование педагогами понятийного аппарата теории и методики воспитания при написании программы.

  14. Иногда описание инвариантных модулей носит формальный характер. Это при том, что эти виды деятельности педагога, может быть за исключением последнего, точно присутствуют в любой организации. То есть проблема заключается в том, чтобы помочь педагогам увидеть их воспитательный потенциал и научиться его использовать и описывать.

  15. Иногда вместо характеристики направлений анализа воспитательного процесса в ПОУ СПО авторы программ размещали в них результаты самого анализа. Это лишнее, т.к., во-первых, удлиняет текст программы, а во-вторых, каждый год эти результаты устаревают, и организации придется постоянно обновлять этот раздел, следовательно, ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

Материалы для разработки программы воспитания
в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

Стратегические ориентиры воспитания

«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В.В. Путин

Особенности современной социально-культурной среды:

— Значительное увеличение темпа и скорости жизни;

Более быстрое освоение молодым поколением социального опыта, чем поколением предыдущим;

Произошедшее смещение ценностных ориентаций из плоскости духовного в плоскость материального;

Высокий уровень углубления социальных и культурных противоречий, конфликтов на религиозной почве и т.п.

Задача современного образования

Формирование нового поколения, обладающего не только знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, и, что немаловажно, разделяющего традиционные духовно-нравственные ценности своего региона и страны в целом.

ВОСПИТАНИЕ – часть образования, но и образование только часть воспитания.

ВОСПИТАНИЕ существует за рамками системы образования.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЗАВИСЯТ ОТ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ – ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА БЛИЖАЙШИЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА – ОЧЕРЕДНУЮ СМЕНУ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся…(ст. 2, п. 2. ФЗ-273)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Цели воспитания:

на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в Российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства… (ст.2, п.2.ФЗ-273)

ОСНОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

система ценностей

система правил

система норм

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде… (ст. 2, п. 2. ФЗ-273)

ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ и ОТНОШЕНИЙ:

— Патриотизма

— Гражданственности

— Уважения к Закону

— Уважения к труду человека

— Уважения к памяти защитников Отечества

— Уважения к старшему поколению

— Взаимного уважения

— Уважения к культуре и многонациональным традициям

Кроме того,

— отношение к собственному здоровью

— к природе

— эстетические чувства

НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Ключевые цели обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, …… воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

ЖЕЛАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ УЧИТЬСЯ И РАБОТАТЬ

SOFTSKILLS ГИБКИЕ (МЯГКИЕ) НАВЫКИ

— надпрофессиональные, сквозные (успешное участие в рабочем процессе, высокая производительность; тесно связаны с личностными качествами и установками):

— ответственность, дисциплина, самоменеджмент;

— коммуникация, работа в команде;

— эмоциональный интеллект;

— лидерство, решение проблем, критическое мышление

Патриотизм

Наставничество

Волонтерство

Добровольчество

Профориентация

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ЗАДАЧИ

ОТ ВОПРОСА «ЗАЧЕМ?» К ВОПРОСАМ «ЧТО?», «КАК?», «С КАКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ?»

ОСНОВА ТРАНСФОРМАЦИИ – УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТ СПО

БЛИЖАЙШЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ – ПЕРЕХОД ОТ СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ИЖДИВЕНЦА) К СОСТОЯНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ (КОРМИЛЬЦА).

СПО готовит к выходу на рынок труда

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СПО – формирование из иждивенца в кормильца

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ:

КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ЧЕЛОВЕКА

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ПРОБЛЕМА ПЕРЕНОСА ИЗ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНЬ

ИЗ МОДЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ

Направления воспитательной работы:

— Формирование личности на основе общечеловеческих ценностей

— Развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения

— Развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков

— Развитие творческих способностей у обучающихся

— Профессиональное и социальное развитие специалистов

НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СПО

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

иждивенца Родина кормит, а экономически активный гражданин сам кормит Родину и гордится этим

ПРАВОВОЕ

соблюдение Закона не из страха, а по убеждению

ЭТИЧЕСКОЕ

(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ)

развитое чувство справедливости, основанное на личном «категорическом императиве»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

от неприятия безобразного к чувству прекрасного

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

от экологического равнодушия к отношениям «общего дома»

ФИЗИЧЕСКОЕ

от некомпетентного равнодушия к осознанию ценности собственного здоровья

ТРУДОВОЕ

от прагматики заработка к ощущению ценности созидания

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

профессиональное самоопределение –компонент социального самоопределения

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ – ЭТО ОСОЗНАННАЯ ГОТОВНОСТЬ ТРУДИТЬСЯ НА БЛАГО РОДИНЫ, ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ, УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНУ И ОСМЫСЛЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.

ТРИ ГЛАВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ:

— Воспитывает успех, а неуспешность приносит разочарованность в себе.

— Воспитывает деятельность, а не нотации.

— Воспитывает общение в процессе деятельности.

УСЛОВИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ В СПО

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:

— новые знания(интеллектуальное развитие)

— новые впечатления(эмоциональное развитие)

— новый опыт (развитие практических навыков)

— индивидуальные формы организации воспитания

— коллективные формы организации воспитания

ИНСТРУМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ:

— Деятельность

— Общение

— Психологический климат

— Инфраструктура

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

ПОСТУПОК

ПРИВЫЧКА

ХАРАКТЕР

СУДЬБА

ОТНОШЕНИЯ

ЦЕННОСТЬ

ПРИНЦИПЫ

ЛИЧНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – практическая, полезная

ОБЩЕНИЕ – разноуровневое, деловое

ВПЕЧАТЛЕНИЯ – пример, сопереживание

ИГРА – правила, достижение результата

УЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ – каждый день, что-то новое, интересное, важное

Структура воспитательного процесса

— Уровень стратегического управления

— Уровень тактического управления

— Уровень оперативного педагогического управления

— Уровень оперативного ученического совета

— Директор организации СПО

— Заместитель директора по воспитательной работе

— Кураторы групп и классные руководители, педагоги-организаторы, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования

— Актив обучающихся

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случая х в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации… (ст. 2, п. 9 ФЗ-273).

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

— ОБЪЕМ

— СОДЕРЖАНИЕ

— УСЛОВИЯ

— РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

— РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

— КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

— ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

АНАЛОГИЧНО В ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ (ст. 2, п. 10 и ст. 12. ч. 9.1 ФЗ-273)

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международный уровень

Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966).

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1959).

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

Декларация принципов терпимости (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995г.).

Федеральный уровень

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (по специальности).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года.

Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 441 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Основные направления развития воспитания:

1. Развитие социальных институтов воспитания;

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций:

  • Мотивация к активному и здоровому образу жизни;

  • Занятия спортом,

  • Развитие культуры здорового питания и трезвости;

  • Распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях;

  • Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

  • Привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;

  • Содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождение традиционной значимости больших многопоколенных семей;

  • Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а так же в управлении ими;

  • Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт

1. Создание молодежных объединений, занимающихся волонтерской деятельностью и социально значимыми делами, развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой (ученической) самоорганизации.

2. Создание объединений дополнительного образования в учреждениях профессионального образования, способствующих росту числа обучающихся, включенных в занятия различными видами творчества во внеурочное время.

3. Развитие музеев образовательных учреждений, посвященных истории профессий и производств.

Региональный уровень

— Региональный закон об образовании, поясняющий требования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом особенностей региона.

Приказы, постановления, положения, утверждаемые региональным органом управления образования.

Муниципальный уровень

Территориальные нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения), регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций.

Уровень организации СПО

— Устав организации СПО;

— Образовательные программы;

Программа развития образовательной организации;

Система локальных актов, регламентирующих:

  • организацию образовательного процесса;

  • работу органов самоуправления в организации СПО;

  • административную и финансово-хозяйственную деятельность;

  • деятельность комиссий;

  • учебную и внеурочную деятельность;

  • обеспечение комплексной безопасности организации условий образовательного процесса и пр.

Задачи программы воспитания:

  • Формирование у обучающихся основ российской идентичности

  • Готовность обучающихся к саморазвитию

  • Мотивация к познанию и обучению

  • Ценностные установки и социально-значимые качества личности

  • Активное участие в социально-значимой деятельности.

Приложение 1. Нормативно-правовые основы разработки содержания рабочей программы воспитания

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Семейный кодекс Российской Федерации;

  3. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  4. ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (в действующей редакции);

  5. ФЗ от 24.04.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  6. ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в действующей редакции);

  7. ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в действующей редакции);

  8. ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

  9. ФЗ от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

  10. ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в действующей редакции);

  11. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»;

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 №1 642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 гг.) (в действующей редакции);

  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2946-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

  16. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2017 № 520-р «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации»;

  17. Национальный проект «Образование» — паспорт Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 № 16);

  18. ФГОС СПО 35.01.11. Мастер сельскохозяйственного производства (http://spo-edu.ru/fgos);

  19. ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г № 413(в действующей редакции);

  20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (в действующей редакции);

  21. Постановление правительства Еврейской автономной области от 14.03.2018 г. № 82-пп «О государственной программе Еврейской автономной области «Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области» на 2018-2022 годы»;

  22. 22. Локальные акты ПОУ СПО:

— Устав ОГПОБУ «…………………….».

Когда будут опубликованы, обязательна ссылка

— Примерная рабочая программа воспитания (далее – ПРПВ);

— Примерный календарный план воспитательной работы (далее – ПКПВР).

Приложение 2. Нормативные документы по воспитательной работе
с кратким содержанием измененных статей

— Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступает в силу с 1 сентября 2020 года).

Статья 2, пункт 2

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде

Статья 2, пункт 9

Образовательная программакомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации

Статья 12, часть 9

Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы

Статья 12, пункт 1

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

Статья 12, пункт 2

Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы

Статья 12, пункт 3

В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 441 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464» (зарегистрирован 11.09.2020 № 59771)

Пункт 12. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

Пункт 20. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования.

— Ссылка на ресурс, содержащий примерную программу воспитания: http://form.instrao.ru/ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, вкладка апробация примерной программы воспитания.

Поясняем, в связи с тем, что 304-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2020 года, где в части 2 статьи 2 которого сказано, что образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.

В связи с этим внесения изменений во ФГОС СПО по профессии/специальности ожидать не стоит, чтобы начать разрабатывать рабочую программу воспитания, которая в обязательном порядке должна реализовываться с 1 сентября 2021 года во всех образовательных программах СПО без исключения.

Приложение 3. Примерный алгоритм разработки программ воспитания

1. Изучить федеральные НПА.

2. Создать рабочую группу.

3. Разработать и утвердить дорожную карту.

4. Организовать детальное погружение педколлектива в проблему (самообразование, просмотр вебинаров, ВКС, курсы ПК).

5. Провести анализ действующей в ПОУ программы (плана) ВР (ответить на вопросы: почему неуд.?, что можно использовать в обновленной программе? )

6. Провести анализ условий ВР: в ПОУ, внешних.

7. Выстроить схему воспитательной деятельности в образовательной программе (цель – задачи – направления – результаты – условия – инструменты – процесс…..)

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: ОБЪЕМ; СОДЕРЖАНИЕ; УСЛОВИЯ; РЕЗУЛЬТАТЫ

8. Наполнить рабочую программу воспитания содержанием, с учетом особенностей профессиональных программ (1 рабочая программа ВР – 1 профессиональная программа – ФГОС).

9. Оформить проект рабочей программы (РП) воспитания цельным документом (+ ПЗ, ресурсы, МТО…..).

10. Разработать календарный план воспитательной работы по каждому курсу профессиональной программы.

11. Прописать формы аттестации??? (система оценивания: система общих мероприятий – охват и уровень вовлеченности; индивидуально – портфолио)

12. Все 3 документа (пп. 9, 10, 11) собрать в единый документ, отдельный для каждой профессиональной программы, рассмотреть на заседании МК, ЦМК, методсовете…

13*. Доработать документы в соответствии с изменениями федеральных НПА (при необходимости) – на любом этапе работы, при поступлении соответствующих документов.

14. Направить электронную версию всех рабочих документов для каждой профессиональной программы СПО в отдел профобразования, на экспертизу – не позднее 01.06.2021 г.

15. Доработать документы (при необходимости).

16. Утвердить документы в установленном порядке.

17. Выполнять – с 01.09.2021 г.

18. Обновление содержания и технологий воспитательной деятельности ежегодно, в случае изменения условий.

Примечания:

  1. Из примерной программы для общего образования брать кое-что, например, позицию относительно подросткового возраста в целом.

Целевые установки старшей школы и СПО коренным образом отличаются!!!

  1. Рабочая программа воспитания – единое целое. Она не может делиться на ООП и профподготовку.

3. Социализация предполагает выход всех студентов из стен ПОУ и участие в реальных проектах (федеральных, региональных, …..)

4. Отдельные результаты ВР сформулированы во ФГОС в виде ОК. Использовать данный ресурс при разработке РП воспитания.

Приложение 4. Ссылки на материалы вебинаров по вопросам разработки программ воспитания

https://youtu.be/N0LWDFntvfM — Участие общественно-деловых объединений в воспитании самостоятельности и ответственности обучающихся (24.03.20)

https://youtu.be/TEIUbyJqIAg — Интегративная методика развития системы воспитания и социализации обучающихся ПОО (08.04.2020)

https://youtu.be/rm233LvdFYQ — Рекомендации по развитию системы воспитания и социализации обучающихся ПОО (вебинар 15.05.2020)

16 и 22 апреля в рамках Всероссийского Онлайн-форума «Экосистема образования 2021» состоялась сессия по вопросам модернизации воспитательной деятельности в образовательных организациях РФ.

Запись выступлений

https://director.rosuchebnik.ru/online-forum-director-vospitanie-april2021/?utm_campaign=20210504_itogi_sessii_vospitanie&utm_medium=email&utm_source=Sendsay#program

Тематические вебинары

https://director.rosuchebnik.ru/online-forum-director-vospitanie-april2021/?utm_campaign=20210504_itogi_sessii_vospitanie&utm_medium=email&utm_source=Sendsay#webinars

Полезные материалы

https://director.rosuchebnik.ru/online-forum-director-vospitanie-april2021/?utm_campaign=20210504_itogi_sessii_vospitanie&utm_medium=email&utm_source=Sendsay#materials

Приложение 5. Ссылки на молодежные проекты ЕАО для программы воспитания ПОУ СПО

https://molodezh79.ru/ — ОГБУ ДО «Центр Мост»

Реализуемые проекты:

  • Проект «Инициатива»: Российский союз молодежи в ЕАО

  • Российские студенческие отряды в ЕАО

  • Проект «Волонтер XXI века»

  • Проект «Счастливая семья»

  • Проект «Родина»

  • Проект «Карьера»

  • Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

  • Ресурсный центр добровольчества Еврейской автономной области

МОЛОДЕЖЬ ЕАО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

департамент образования Еврейской автономной области

официальный сайт

https://komobr-eao.ru/

официальная страница в Instagram

@obrazovaniiaeao

отдел молодежной политики и воспитания департамента образования ЕАО

официальная страница в ВКонтакте

https://vk.com/club68904889;

официальная страница в Instagram

@molodezh.eao

ОГБУ ДО «Центр «МОСТ»

официальный сайт

http://molodezh79.ru/

официальная страница в Instagram

@molodezh79.ru

региональное отделение ООГДЮО «Российское движение школьников»

официальная страница в ВКонтакте

https://vk.com/detieao

официальная страница в Instagram

@rdsh79

ОМД «Волонтер XXI века» в ЕАО

официальная страница в ВКонтакте

https://vk.com/dobro_eao

региональный штаб Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»
в Еврейской автономной области

официальная страница в ВКонтакте

https://vk.com/unarmiaeao

официальная страница в Instagram

@unarmia_eao

Приложение 6. Глоссарий

Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.

Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.

Виды деятельности– здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.

Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.

Детское общественное объединение это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.

Детская общественная организация это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.

Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Календарный план воспитательной работы – разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.

Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А. Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Коллектив сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.

Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.

Направления воспитания это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Примерная программа воспитания образовательной организации – учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания образовательной организации – комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.

Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих вличности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.

Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.

Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.

Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например, ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Цель воспитания это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: человек, семья, Отечество, земля, мир, культура, труд, знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + пятнадцать =