«Введение в курс внеурочной деятельности географической лаборатории «Час эксперимента». Что такое эксперимент?




Автор: Понизова Наталья Петровна, учитель МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозерск»

Данная работа представляет собой конспект 1 занятия из Географической лаборатории»Час эксперимента», включенной во внеурочную деятельность в начальной школе.

 

Цель: знакомство с методом исследования – экспериментом.

Задачи.

Образовательная: познакомить с понятием “эксперимент”, “экспериментирование”.

Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.

Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: презентация, символы с изображением методов исследования, словари, стеклянная посуда, мандарины, зубочистки, пластилин, скрепки, кнопки, монеты, алюминиевая и медная проволока.

I. Организационный момент. Игра “Импульс”.

Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочерёдно пожмите друг другу руки. Почувствуйте тепло товарища. Я желаю вам удачи!

  1. Знакомство с ребятами.

1. Снежный ком. Играющие садятся в круг. Первый игрок называет своё имя. Каждый следующий игрок должен назвать имена игроков, сидящих перед ним и назвавших свои имена, а затем свое имя. Когда очередь вновь дойдет до ведущего, он называет имена всех игроков. У этой игра есть несколько вариаций. Мы идем в поход. Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а ещё Катю с компасом», и т.д. Здравствуй, Катя. Игрок называет свое имя и показывает любой жест. Все игроки хором произносят его имя и повторяют предложенный жест. Я люблю делать. Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например: «Как , я люблю танцевать, не умею играть на гитаре, как Андрей. Меня зовут Рома и я люблю играть в футбол».

2. “Гусеница” – команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. Выглядит просто отпадно. Поделюсь наблюдениями – одна команда (а на слете их было пять) очень интересно “ела”, все по очереди подпрыгивали и делали вращательные движение туловищем (а теперь представьте, что это взрослые дяди и тети – смешно). Другая команда, изображая спящую гусеницу, свернулась в калачик, это было очень трогательно. Еще одна команда во время гусеничного сна положила головы друг другу на плечи – вот оно настоящее сплочение.

  1. Общие вопросы

  • Цель и задачи занятий, знакомство с деятельностью кружка.
  • План занятий.
  • Организация рабочего места.
  • Инструменты и материалы, необходимые для работы.
  • Правила техники безопасности.
  • Правила поведения учащихся в кабинете, санитарно-гигиенические требования.

Игра «Я умею, могу научить, хочу научиться».

Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться. Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1.2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).

3. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем быть исследователями. А каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования, давайте их вспомним и покажем картинки с их изображением этих методов.

— Подумать самостоятельно.

— Спросить у другого человека.

— Узнать из книг.

— Понаблюдать.

Какими должны быть исследователи? Ребята, скажите, а за кем и за чем можно наблюдать?

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений. (презентация)

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Наблюдение – самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.

III. Формулировка темы и постановка цели занятия.

Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. (Показываю символ “эксперимент”). Как вы думаете, что он означает? Почему вы так решили?

Действительно, сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент.

IV. Работа над основными понятиями.

Попробуйте сами дать определение понятию “эксперимент”. Обратимся к словарю.

Значение слова Эксперимент по Ефремовой:
Эксперимент — 1. Научно поставленный опыт. 
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Эксперимент в Энциклопедическом словаре:
Эксперимент — (от лат. experimentum — проба — опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Значение слова Эксперимент по словарю Ушакова:
ЭКСПЕРИМЕНТ, эксперимента, м. (латин. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт.

Значение слова Эксперимент по словарю Даля:
Эксперимент 
м. лат. опыт; -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.

Эксперимент (проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

Эксперимент предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования, в ходе мыслительного эксперимента мы должны решить определённые задачи.

Видео «9 НЕВЕРОЯТНЫХ трюков с водой, которые вас удивят!!!»

Сегодня мы попробуем поэкспериментировать.

Задание 1. Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

Задание 2. Эксперимент с магнитом и металлами.

Мы знаем, что магнит, как по волшебству притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте проведем эксперимент, чтобы узнать это.

Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые не притягивает.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 10 =