Автор: Понизова Наталья Петровна, учитель МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозерск»
Данная работа представляет собой конспект 1 занятия из Географической лаборатории»Час эксперимента», включенной во внеурочную деятельность в начальной школе.
Цель: знакомство с методом исследования – экспериментом.
Задачи.
Образовательная: познакомить с понятием “эксперимент”, “экспериментирование”.
Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.
Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: презентация, символы с изображением методов исследования, словари, стеклянная посуда, мандарины, зубочистки, пластилин, скрепки, кнопки, монеты, алюминиевая и медная проволока.
I. Организационный момент. Игра “Импульс”.
Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочерёдно пожмите друг другу руки. Почувствуйте тепло товарища. Я желаю вам удачи!
Знакомство с ребятами.
1. Снежный ком. Играющие садятся в круг. Первый игрок называет своё имя. Каждый следующий игрок должен назвать имена игроков, сидящих перед ним и назвавших свои имена, а затем свое имя. Когда очередь вновь дойдет до ведущего, он называет имена всех игроков. У этой игра есть несколько вариаций. Мы идем в поход. Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а ещё Катю с компасом», и т.д. Здравствуй, Катя. Игрок называет свое имя и показывает любой жест. Все игроки хором произносят его имя и повторяют предложенный жест. Я люблю делать. Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например: «Как , я люблю танцевать, не умею играть на гитаре, как Андрей. Меня зовут Рома и я люблю играть в футбол».
2. “Гусеница” – команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. Выглядит просто отпадно. Поделюсь наблюдениями – одна команда (а на слете их было пять) очень интересно “ела”, все по очереди подпрыгивали и делали вращательные движение туловищем (а теперь представьте, что это взрослые дяди и тети – смешно). Другая команда, изображая спящую гусеницу, свернулась в калачик, это было очень трогательно. Еще одна команда во время гусеничного сна положила головы друг другу на плечи – вот оно настоящее сплочение.
-
Общие вопросы
- Цель и задачи занятий, знакомство с деятельностью кружка.
- План занятий.
- Организация рабочего места.
- Инструменты и материалы, необходимые для работы.
- Правила техники безопасности.
- Правила поведения учащихся в кабинете, санитарно-гигиенические требования.
Игра «Я умею, могу научить, хочу научиться».
Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться. Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1.2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем быть исследователями. А каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования, давайте их вспомним и покажем картинки с их изображением этих методов.
— Подумать самостоятельно.
— Спросить у другого человека.
— Узнать из книг.
— Понаблюдать.
Какими должны быть исследователи? Ребята, скажите, а за кем и за чем можно наблюдать?
Проверим вашу наблюдательность.
Выполнение упражнений. (презентация)
- Найдите ошибки художника.
- Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
- Найди спрятавшиеся предметы
- Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…
Наблюдение – самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.
III. Формулировка темы и постановка цели занятия.
Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. (Показываю символ “эксперимент”). Как вы думаете, что он означает? Почему вы так решили?
Действительно, сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент.
IV. Работа над основными понятиями.
Попробуйте сами дать определение понятию “эксперимент”. Обратимся к словарю.
Значение слова Эксперимент по Ефремовой:
Эксперимент — 1. Научно поставленный опыт.
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.
Эксперимент в Энциклопедическом словаре:
Эксперимент — (от лат. experimentum — проба — опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Значение слова Эксперимент по словарю Ушакова:
ЭКСПЕРИМЕНТ, эксперимента, м. (латин. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт.
Значение слова Эксперимент по словарю Даля:
Эксперимент
м. лат. опыт; -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.
Эксперимент (проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.
Эксперимент предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования, в ходе мыслительного эксперимента мы должны решить определённые задачи.
Видео «9 НЕВЕРОЯТНЫХ трюков с водой, которые вас удивят!!!»
Сегодня мы попробуем поэкспериментировать.
Задание 1. Определение плавучести предметов.
Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?
Давайте проверим ваши предположения.
Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?
Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)
Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)
Задание 2. Эксперимент с магнитом и металлами.
Мы знаем, что магнит, как по волшебству притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте проведем эксперимент, чтобы узнать это.
Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые не притягивает.
V. Итог занятия. Рефлексия.
Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?
А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?
Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!