Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»


Автор: Анна Ивановна Сычева
Место работы: МБОУ "СОШ с. Амурзет"
Должность: учитель истории и обществознания


«Таланта в успехе только пять процентов, а остальные девяносто пять – упорство и усидчивость. И пять процентов без этих девяносто пяти – ничто».

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Число организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, выросло с 2016 года. По итогам 2018 года таких организаций – 58,3 тыс.

С 2018 г. по настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Согласно проекту к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 млн человек.

Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Также предусмотрено создание новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ.

С сентября 2019 года Минпросвещения России утвердило целевую модель развития региональных систем дополнительного образования, которой отведена важная роль в повышении доступности качественного дополнительного образования детей.

К началу 2020 года появилось более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.

К 2024 году обновится инфраструктура для занятий физической культурой и спортом для 935 тысяч учащихся не менее 7000 сельских школ. С 2019 года федеральный проект охватывает и поселки городского типа.

В нашем регионе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2024 году планируется открыть региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Талант и успех». По словам начальника департамента образования ЕАО Натальи Соловченковой: «Этот проект будет реализован совместно с образовательным центром «Сириус», который окажет нам методическую и информационную поддержку». Создание регионального центра выявления и поддержки одаренных детей начнётся на базе учреждения дополнительного образования «Центр «МОСТ»».

«Проект направлен на получение ребятами углубленных знаний по трём направлениям: наука, искусство и спорт. Участие в образовательных программах смогут принять одарённые дети со всей области. Благодаря созданию центра мы надеемся увеличить число наших ребят, участвующих в конкурсах и олимпиадах федерального уровня, добиться улучшения их результатов», – отметила Наталья Соловченкова.

Также в рамках национального проекта «Образование» в Еврейской автономной области создаются центры образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», школы оснащаются компьютерным оборудованием, обновляется материально-техническая база организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ремонтируются школьные спортзалы и строятся спортивные площадки.

Существует множество методик выявления творческой одарённости детей. Своевременное распознавание таких детей способствует своевременному созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Создание условий для развития одарённых детей является одной из приоритетных задач развития современного общества.

Целями работы педагогов школы с одарёнными детьми являются:

1) выявление одарённых детей;

2) развитие одарённых детей в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).

Задачами выявления одарённых детей являются:

1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одарённых детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей через:

проведение семинаров;

обучение на курсах повышения квалификации;

подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический отбор новых поступлений;

научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опыта).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:

обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

периодического сбора сведений учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:

знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;

проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад,

При выявлении одарённости детей в урочное время, считаю, необходимым обратить внимание на следующее:

  • оригинальные вопросы учащихся учителю;

  • оригинальные подходы к выполнению заданий, предлагаемых учащимся;

  • успехи в различных конкурсах, начиная с самого первого этапа внутри образовательного учреждения;

  • самостоятельные выводы и предложения при изучении соответствующей литературы;

  • быстроту решения заданий и усвоения учебного материала, что выявляется учителем;

  • быстрота реакции на какие-то погрешности или ошибки в действиях учителей и др.

В работе с ребятами обязательно отслеживаю, кто из моих учеников:

  • проявляет лидерство в работе на уроке;

  • проявляет черты соревновательности, поиска вариантов решения проблемы;

  • показывает широту интересов и выходит за рамки обсуждаемого;

  • проявляет эмоциональность в поиске решения поставленного задания;

  • относится с любопытством к заданию, спрашивает дополнительно:

  • проявляет сверхчувствительность к решаемой проблеме, особую заинтересованность в ней;

  • показывает свою склонность к трудным и сложным заданиям, а не простым;

  • показывает гибкость мышления в своих рассуждениях;

  • способен с легкостью генерировать идеи для поиска результата;

  • характеризуется легкостью ассоциирования при коллективной работе;

  • демонстрирует отличную память, поиск аналогий, аналогичных заданий;

  • проявляет умение концентрировать внимание, показывает способность к оценке высказанных мыслей, идей, предложений и др.

Так из занятия в занятие можно выявлять одаренных детей и развивать их способности при последующей индивидуальной или группой работе.

Считаю, что выявлять те или иные способности детей можно начинать с начальной школы. Так, посещая уроки окружающего мира в 4 классе, у коллег-учителей начальной школы обязательно выясняем о тех или иных учениках, их способностях, возможностях. В рамках предметных недель социально-гуманитарных наук пару мероприятий традиционно проводим для учеников начальной школы: викторины, конкурсы. Сопутствующие конкурсы разных уровней также помогают выявлять творческие способности детей. Когда дети переходят в 5 класс, на своих уроках истории, ОДНКНР всегда присутствуют творческие задания, которые также можно использовать для выявления способностей одарённых детей. В конце сентября стартует школьный тур Всероссийской олимпиады школьников, в котором непременно желают поучаствовать способные ребята с достаточно высокой мотивацией по предмету. Важно тщательно продумать задания школьного тура, чтобы с первой олимпиады не отбить охоту у ребёнка не только к участию в олимпиаде, но и к предмету вообще. После подведения результатов школьного тура ребята, выполнившие работу на 50% и выше не должны быть «оставлены» до следующего года. С ними необходимо продолжать заниматься, развивать их способности.

Для создания условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей, необходимо:

1. Отбирать методы, формы и приемы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и использовать их с опорой на правила:

соотносить количество предоставляемой информации и отбирать средства ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

отводить минимальное время на сообщение информации и больше времени уделять конкретным способам выполнения учебных заданий, предоставлять ребятам возможность самостоятельно обсуждать вопросы.

2. Предоставлять учащимся возможность совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогом, поскольку он:

обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся области деятельности;

поощряет проявления самодеятельности, предоставляя свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;

создаёт условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты.

Работа с одарёнными детьми может быть организована по трём взаимосвязанным направлениям:

  • учебная деятельность;

  • внеучебная деятельность;

  • дополнительное образование.

Как правило, одарённые дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы. В тоже время необходимо создание групп одарённых детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для «продвинутых» учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.

Содержание работы с одарёнными учащимися основной и средней школы определяется общими требованиями к отбору содержания учебных программ в рамках каждой учебной дисциплины. Содержание учебного материала должно мотивировать учащихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне. Целесообразно учебную деятельность таких учащихся осуществлять с помощью дифференциации и индивидуализации (выделить группы учащихся в зависимости от вида их одарённости, организовать учебный процесс по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т. д.).

Методы и формы работы с одарёнными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определённым своеобразием. Например, ведущими в обучении могут быть методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. При работе с одарёнными детьми в учебное время использую такие формы работы, как: проблемные задания (задачи), «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, творческие зачёты, дискуссии, практикумы и др.

Развивать способности учащихся можно начинать с уроков истории Древнего мира, предлагая школьникам разнообразные задания.

Например, задание на поиск ошибок в тексте по теме «Олимпийские игры в древности»:

Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьёз, что герой Троянской войны царевич Гектор ещё в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четвёрку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, её звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»

— Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе (подчеркните)? Объясните

Задание-задача по той же теме: Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили участвовать в Играх.

— Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

В качестве домашнего задания можно предложить сравнительную таблицу:

Сравните древние и современные Олимпийские игры, заполните таблицу:

Критерии сравнения

Игры в древности

Современные игры

Время проведения

  

Место проведения

  

Участники

  

Продолжительность

  

Количество состязаний

  

В чём выступали

  

Учебный материал для развития одарённости учащихся в урочное время немыслим без практических занятий и творческих работ. Так в курсе предмета «Обществознание» 10 – 11 класса за неделю – две до завершения каждого раздела учебника предлагаю учащимся перечень тем творческих работ, с которыми они выступают перед одноклассниками на уроках. Работу предлагаю выполнять индивидуально или в паре. Практика показывает, что способные учащиеся данный вид деятельности предпочитают выполнять именно индивидуально. При успешной презентации работы предлагаю ученикам рассмотреть данную тему в рамках проектной деятельности.

К внеучебным формам работы с одарёнными детьми относятся факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки, конкурсы, предметные недели, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры, научно-практических конференций и т. д.

Например, в нашей школе на протяжении ряда лет проводилась школьная научно-практическая конференция, на которой учащиеся защищали свои исследовательские проекты. Данная конференция обычно проводилась в начале четвёртой четверти отдельно для учащихся начальной школы, отдельно для учащихся основной и старшей школы.

Известно, что исследовательская деятельность позволяет формировать и развивать у ребёнка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. В данном случае это внеурочная исследовательская деятельность. В ходе ученического исследования ребёнком используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др.

Доцент МИОО В.С. Рохлов в своей статье «Организация проектной деятельности в школе» предлагает ряд материалов в папку руководителя проектов. Несколько раз в работе использовала диагностику учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности), анкетирование, общие правила руководителя проекта и др.

Исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих этапов:

1) выбор и формулировка темы исследования;

2) знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографического списка;

3) составление плана: определение цели и задач работы;

4) изучение литературы, составление конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств;

5) выполнение практической части работы: составление и проведение анкетирования/интервью, обработка полученных результатов, формулирование выводов;

6) оформление результатов работы, составление защитной презентации и защитной речи;

7) презентация исследовательской работы на школьной научно-практической конференции.

На каждом этапе исследовательской деятельности оказываю поддержку своим учащимся.

— если у ребёнка есть затруднения в выборе темы исследования – очерчиваю ряд предметных областей (история, экономика, социология/социальная психология, политология, духовная сфера) среди которых выбираем предпочитаемую, рассматриваем возможные варианты тем и выбираем ту, что в большей степени заинтересовала. Формулируем актуальность данной темы. В процессе исследования формулировка темы может незначительно поменяться. Я в свою очередь заполняю паспорт проектной (исследовательской) работы и календарь работы над учебным проектом или исследованием.

— при составлении библиографического списка предлагаю ребёнку обратиться к источникам школьной и районной библиотек, а уже потом к Интернет-ресурсам. Рекомендую не использовать в исследовательской деятельности материалы любимой школьниками Википедии, отдавая предпочтения специализированным и авторитетным Интернет-ресурсам (например, тем, которые обычно публикуются в учебниках по истории или обществознанию).

— при составлении плана исследовательской работы определяем цель и задачи, согласовываем сроки работы над каждой задачей. На этом этапе разрабатываем гипотезу(-ы), определяем методы исследования.

— работу с библиографическим списком ребёнок осуществляет самостоятельно: собирает и обрабатывает информацию, фиксирует полученные знания. Согласно графику работы или по мере необходимости встречаемся с проектантом, отрабатываем появившиеся вопросы. В итоге ребёнок анализирует и обобщает изученные материалы, делает выводы.

— при выполнении практической части работы сначала вопросы анкеты/интервью составляет сам ребёнок, если требуется, то вопросы вместе с ребёнком обсуждаем, корректируем. Само анкетирование/интервью учащийся проводит самостоятельно, обрабатывает результаты и делает выводы так же самостоятельно по предложенному шаблону (Приложение 5). На этом этапе в ходе консультации формулируем общий вывод практической части с опорой на выдвинутую(-ые) гипотезу(-ы).

— оформлением работы ребёнок занимается самостоятельно, используя требуемые параметры (шрифт, размер, интервал и пр.), если возникают затруднения, встречаемся, решаем проблемы. Защитную речь и защитную презентацию первоначально ребёнок подготавливает самостоятельно по образцу.

— в день научно-практической конференции ребёнок публично перед сверстниками и педагогами защищает свою работу, отвечает на вопросы.

— после подведения итогов научно-практической конференции обсуждаем с ребёнком итоги завершённой работы, осуществляем рефлексию.

Роль школьника во время исследовательской деятельности во многом определяется характером взаимодействия учителя и ученика в процессе реализации исследования: индивидуальными и профессиональными установками педагога, а также степенью самостоятельности учащихся. Ребёнок в процессе исследования, прежде всего, остается субъектом учебной деятельности. Он может выступать в роли «ученика-лаборанта», выполняя указания руководителя, играть роль «творца» и/или «начинающего писателя», «юного исследователя», главное, чтобы исследовательская деятельность ребёнку была интересна.

Для меня и моей ученицы-одиннадцатиклассницы участие в исследовательской деятельности началось в 2014 г. с областного конкурса «Моя законотворческая инициатива в области административного законодательства». Мы подготовили работу по теме «Совершенствование административного законодательства при управлении транспортным средством водителями, находящимися в состоянии опьянения». В результате Хотовицкая Маргарита получила диплом победителя и подарок, а я – Благодарственное письмо ОблИПКПР за тьюторское сопровождение победителя. Наш первый успех вдохновил меня на дальнейшую работу с учащимися в области исследовательской деятельности, которой я с удовольствием занимаюсь по сей день.

Среди моих учащихся были победители и призёры школьной научно-практической конференции.

В 2014-2015 учебном году Селивёрстова Анастасия с работой «Цена победы: Георгий Дорофеевич Лопатин» (8 кл.).

В 2015-2016 учебном году Киселев Георгий с работой «Древнегреческий город Олимпия» (2 кл.).

В 2016-2017 учебном году Лопатина Виолетта с темой «Темперамент, его влияние на успешность учебной деятельности и профессиональную деятельность» (10 кл.) и Никонова Александра с темой «Лидерство: врождённое или приобретённое» (10 кл.).

В 2017-2018 учебном году Лопатина Виолетта с работой «Значение книги в жизни человека» (11 кл.) и Боос Юлия с темой «Подросток и социальные сети» (7 кл.).

С 2019-2020 учебного года в соответствии с требованиями ФГОС ООО, а с 2021 – 2022 учебного года в соответствии с требованиями ФГОС СОО были введены индивидуальные итоговые проекты как форма допуска выпускников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации. В результате занятости педагогов проектной деятельностью с выпускниками основной и старшей школы школьная научно-практическая конференция теперь проводится только для учащихся начальной школы. В рамках требований ФГОС я четвёртый год работаю с выпускниками 9-х, 11-х классов, которые охотно выбирают темы проектов по истории и обществознанию. Данная проектная деятельность осуществляется по принципу, описанному выше и в соответствии с Положениями МБОУ «СОШ с. Амурзет» «об итоговом индивидуальном проекте обучающихся» основной школы и «об индивидуальном образовательном проекте по образовательным программам среднего общего образования». На протяжении ряда лет мои учащиеся защищали проекты по различным темам.

В 2019-2020 учебном году:

— «Отечественная война 1812 г.»,

— «Влияние СМИ на формирование общественного мнения»,

«Отмена крепостного права».

В 2020-2021 учебном году:

— «Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни»,

— «Современная молодежь: проблемы и перспективы»,

«Отечественная война 1812 года в нумизматике»,

«Интерес подростков к текущим политическим ситуациям»,

— «Информационное общество и эволюция человеческих потребностей»,

«Наука и искусство: два способа постижения мира».

В 2021-2022 учебном году:

— «Развитие российской системы образования с 1917 г. до наших дней»,

«Проблема непопулярности Временного правительства в обществе: сегодня и 100 лет назад»,

«Роль Николая II в Первой мировой войне»,

«Археологические памятники Донбасса»,

— «История развития субкультуры панков»,

«Изменение международного положения России за период правления Петра I»,

— «Было ли крушение Римской империи или она переродилась?»,

— «1990-е гг. – эпоха перемен, смешения стилей и экспериментов в одежде»,

— «Проблемы феминизма и сексизма в современном обществе»,

«Влияние технического прогресса на уголовное судопроизводство».

На районную конференцию исследовательских работ, посвящённую году науки в РФ в указанном учебном году была подготовлена работа по теме «Достижения России в покорении космоса» (Киселев Г., 8 класс, призёр).

В 2022-2023 учебном году планируется защита проектов по темам:

«Социальные сети или живое общение в жизни школьников и учителей»,

— «Структура молодёжного потребления в условиях рыночной экономики»,

— «Что более ценно в подростковом и юношеском возрасте: любовь или дружба?»,

— «Проблемы современной семьи и пути их преодоления»,

— «Подростковая преступность в современной России»,

— «Развитие сельского хозяйства в России в 2000-е гг.»,

— «Права ребёнка в семье: содержание и защита»,

— «Дизайн в современном обществе»,

— «ЕГЭ: за и против»,

— «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей».

Понятно, что мне хочется, чтобы каждая работа была сделана прилично и достойно, однако не все проектанты имеют подобные стремление и желание. Практика показала, что азам проектной (исследовательской) деятельности можно научить любого ребёнка общеобразовательной школы, независимо от степени его одарённости. Однако, дети с высоким уровнем мотивации и развитыми способностями более успешны в данном виде деятельности: они способны самостоятельно выполнять теоретическую и практическую части работы, анализировать и делать выводы, могут сами составить защитную речь и презентацию, разработать проектный продукт. Моя задача в этом случае сводится к тьюторству: сопровождению и направлению, а ребёнок здесь настоящий «исследователь».

Вместе с моими учащимися несколько лет подряд принимаем участие в олимпиаде по избирательному праву и избирательному процессу «Софиум», первым туром которого является написание эссе. Обычно для участия в этой олимпиады приглашаю 2-3 человека. Два года подряд мои ученицы становились победителями регионального тура указанной олимпиады: Клымась Анна (2020 г.), Мачарашвили Ирина (2021 г.). При этом эссе всех четырёх моих участниц, по мнению жюри олимпиады, набрали высокие баллы. Хочу поделиться эссе одной из них:

«Перспективы дистанционного электронного голосования в Российской Федерации».

В последнее время в нашей стране всё большую популярность приобретает дистанционное электронное голосование. Такая возможность была у российских граждан при голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (Постановление ЦИК РФ от 4 июня 2020 г. № 251/1850-7 «О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»).

На сегодняшний день в стране принят Федеральный закон от 23.05.2020 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где статья 2 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена подпунктом 621 следующего содержания «дистанционное электронное голосование — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения».

Нередко я слышу мнение, что электронное голосование обладает рядом преимуществ перед традиционным голосованием на избирательных участках и может улучшить современную демократию. Но так ли это на самом деле? И способно ли дистанционное электронное голосование решить проблемы демократии, не создав новые?

На первый взгляд, казалось бы, дистанционное электронное голосование обладает большими преимуществами над традиционным, к которому привыкло всё население страны. Но, если рассмотреть всё на практике, оказывается, что плюсов в электронном голосовании не так уж и много, ведь для успешного внедрения такого голосования необходимо соблюдение технических и правовых норм, что является непростым делом.

Познакомившись со статьёй Р.А. Алексеева и А.В. Абрамова «Проблемы и перспективы применения электронного голосования в России» я узнала, что «история электронного голосования в нашей стране начинается с 1994 г., когда началась разработка Государственной автоматизированной системы «Выборы»». На практике эту систему применили в 2000 г. на выборах президента. На протяжении последующих лет и до настоящего времени IT-технологии развивались, что позволило применять на выборах сканеры для обработки избирательных бюллетеней (2001), комплексы для обработки избирательных бюллетеней (2003), электронное голосование в Новомосковске (2008), комплексы электронного голосования на основе сенсорного дисплея (2008-2012). По мнению авторов статьи, применение IT-технологий в избирательном праве положительно сказывается на явке избирателей. Кроме того, одним из самых значимых аргументов в пользу дистанционного электронного голосования, является удобство в том, что можно не посещать избирательную площадку, а проголосовать не выходя из дома. Особенно это может быть полезно для тех людей, которые находятся в отъезде или за границей и у них нет другой возможности для голосования. проголосовать можно и находясь в любой точке РФ, вдали от своего избирательного участка. Также такое голосование расширяет возможности участия в выборах тех граждан, которые из-за своего здоровья не могут прийти на избирательный участок, например, люди с ограниченными возможностями здоровья. Хотя и раньше, при традиционном голосовании, к лицам, не имеющим возможность явиться в день голосования на избирательный участок направлялись члены ТИК, чтобы дать им проголосовать вне избирательного участка. Ещё одним положительным фактором является то, что электронное голосование облегчает и ускоряет подсчет голосов.

Не спорю, электронное голосование – это удобно, но у всех ли граждан есть доступ к новым технологиям и все ли умеют ими пользоваться? Необходимо учитывать, что основной аудиторией пользователей сети Интернет являются подростки и люди среднего возраста, а людей от пятидесяти лет и выше гораздо меньше. Так же нужно учитывать то, что в малых городах и сельской местности зачастую труднодоступен Интернет, что также может усложнить такую форму голосования в нашей стране. Тем самым, если опираться на такой принцип избирательного права, как всеобщее избирательное право, то мы увидим, что на сегодняшний день существуют значительные препятствия для полного перехода к дистанционному голосованию.

Если же электронное голосование осуществлять при помощи мобильной связи, так как пользователей сотовой связи значительно больше, чем пользователей сети Интернет. Но и тут есть свои минусы: обычно у пожилых людей мобильные устройства используются в основном для телефонных разговоров, как правило, их нельзя отнести к «навороченным» гаджетам. Для участия же в электронном голосовании наверняка понадобится определенное приложение, скачивание которого возможно только на современные мобильные устройства, что также может затруднить участие в выборах наших пенсионеров.

В статье Р.А. Алексеева и А.В. Абрамова в пользу электронного голосования говорит и тот факт, что такая форма снижает затраты на организацию выборов. Однако, с авторами статьи я могу поспорить и считаю, что пока дистанционное голосование только увеличивает расходы, но никак не уменьшает их, поскольку на данный момент электронное голосование является дополнительным к традиционному голосованию. По данным сети Интернет еще нигде дистанционное голосование не было единственным способом волеизъявления, у избирателей есть право: проголосовать дистанционно или же на избирательном участке, что и увеличивает расходы.

Одним из принципов избирательного права является принцип тайного голосования, однако в условиях Интернет-выборов его соблюдение можно считать почти невозможным, ведь перед тем, как проголосовать, избиратель должен авторизоваться через личную учётную запись и указать номер мобильного телефона для получения смс-подтверждения. Также при электронном голосовании возможно постороннее вмешательство в работу системы выборов: различные кибер-атаки, что может нарушить достоверность подсчета голосов и пр. Могут быть и проблемы для входа в электронную систему голосования, как это было с электронными площадками РЭШ и Дневник.ру во время дистанционного обучения.

В последнее время после подведения итогов тех или иных выборов всё чаще в СМИ появляются статьи о том, что результаты выборов являются недостоверными. Ожидаемо, что в будущем численность недовольных результатами электронного голосования также возрастет, ведь на данный момент уже люди недовольны таким нововведением, вряд ли ситуация повернется в лучшую сторону.

На мой взгляд, дистанционное электронное голосование является лишь способом усовершенствования уже ранее придуманных практик, а реальные же перспективы такой формы голосования – внедрение его в труднодоступных и малозаселенных районах. Возможно, в будущем наша страна полностью перейдет на такую форму голосования, но мне кажется, что на данный момент это резкий скачок, к которому граждане России еще не готовы.

Второй год с ребятами участвуем во Всероссийском конкурсе сочинений. Призёром этого учебного года стала моя ученица 8 «А» класса Бондаренко Дарья с работой «Прочтите, родители!», выполненной в жанре письма. Тематическое направление: «Нелегко быть ребёнком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит: быть ребёнком? (А. Линдгрен): 2018-2027 гг. – Десятилетие Детства». Вот эта работа:

Прочтите, родители!

Уважаемые взрослые, как вы думаете, легко быть ребёнком? Часто ли, вспоминая своё детство, вы мечтаете попасть в него снова? Вы помните, как когда-то далеко в прошлом, вы, совсем маленькие, легко находили общий язык с другими, такими же маленькими людьми как вы? А помните, как вы таскали сладости с кухни, как гуляли на улице до темна, играли в разные игры? Вы помните своё беззаботное и счастливое детство? А о плохих моментах этого периода своей жизни вы тоже помните?

Зачастую люди попросту не помнят негативных моментов определённых событий или периодов своей жизни, это называется избирательная память. Скорее всего, психика, защищаясь, выбрасывает такие элементы из памяти. Но проходит время и о таких моментах легко может напомнить какое-либо событие или рассказ. Как бы не хотелось, нельзя забывать ни о хороших, ни о плохих моментах прошлого и настоящего, но и зацикливаться на этом тоже нельзя.

Вот вы – среднестатистический взрослый человек, работаете на своей работе, получаете заработную плату, у вас не слишком хорошая, но и не сказать, чтобы очень уж тяжёлая жизнь. И вы мечтаете снова оказаться в своём детстве, почувствовать ту лёгкость, беззаботность, отсутствие ответственности, и вы хотите в полной мере вновь насладиться всеми его прелестями. Однако, позвольте напомнить вам о некоторых нюансах этого периода времени, дабы вы стали больше ценить вашу уже взрослую жизнь.

Вспомните, вы – ребёнок. Вроде бы вы не несёте особой ответственности: вам не нужно ходить на работу, не нужно оплачивать счета и отвечать перед законом за себя и за кого-то другого, родители обеспечивают вас и заботятся. Однако, не всё так радужно на самом деле. Зачастую родители не считаются с мнением ребёнка: они одевают его в ту одежду, которая нравится самим, развивают в нём те таланты, которые когда-то хотели развить в себе и не слишком-то считаются с чувствами самого ребёнка. Например, могут отобрать только что подаренную вещь в качестве наказания, запретить общаться с очень близким другом, который лишь по их убеждениям как-то пагубно влияет на их чадо. Также, в качестве наказания, родители могут использовать привлечение ребёнка к уборке квартиры, что в дальнейшем может привести к нежеланию убираться вообще. А иногда могут даже применить физическое насилие и … почти все кричат.

Представьте, что ваш начальник отлупит вас и поставит в угол в качестве наказания за плохую работу, что вы будете чувствовать? А в детстве ребёнком это воспринимается ещё тяжелее. Родители для ребёнка – весь мир и вдруг эти самые важные для тебя люди кричат на тебя или бьют…

Часто вы сравниваете школу с работой, отметки с заработной платой, учителей с начальством, но для нас не всё так просто на самом деле. Работая, вы знаете точный спектр своих обязанностей – свои должностные инструкции. В школе же нам каждый день приходится «запихивать» в себя огромный объём новых знаний из разных областей (зачастую не очень любимых), учиться новым навыкам и, главное, мы это всё должны помнить на протяжении нескольких лет, не повторяя месяцами, а иногда и годами. Ваша зарплата – это деньги, на которые вы можете что-то купить, тогда как хорошие отметки – это в лучшем случае ваша похвала, но чаще всего вы воспринимаете нашу хорошую успеваемость как должное, плохие отметки заслуживают вашего наказания или крика. Ваше начальство относится к вам как к равным, учителя к нам – далеко не всегда. Вы можете пожаловаться на своего начальника или даже сменить работу, если он вас не устраивает, придирается по пустякам. А жалоба на учителя, скорее всего, ни к чему не приведёт, а сменить школу не так уж и просто, особенно, если она одна на населённый пункт или на несколько населённых пунктов.

Конечно, всё вышеописанное встречается не везде и не со всеми.

Со временем, наверное, уйдут из памяти и забудутся те негативные моменты, когда мы – дети были несчастливы. Давайте будем возвращаться только в самые светлые, самые добрые, самые лучшие моменты своего детства! Хотя, думаю, вы так и делаете.

При участии в конкурсах сочинений обычно использую всем известный алгоритм написания конкурсного сочинения:

— выбор тематического направления;

— определение и формулировка темы;

— выбор жанра написания конкурсного сочинения;

— отбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром;

— написание текста в соответствии с рекомендациями, критериями оценивания.

На первом этапе разъясняю ребятам, что предполагается при написании эссе в том или ином тематическом направлении, даю возможность им подумать, взвесить все за и против. Тему первоначально мы не формулируем (если она не дана заранее), обрисовываем только её контуры. Жанр написания работы продумываем сразу, разобрав перед этим все возможные, выбираем самый на наш взгляд удачный. Рекомендую ресурсы, которыми можно воспользоваться при выполнении работы, и определяем время на написание самой работы. Работа выполняется участником конкурса самостоятельно, в процессе её выполнения несколько раз беру работу на проверку, каждую проверку сопровождаю рекомендациями. Стараемся максимально отработать каждый критерий конкурсной работы. Когда конкурсная работа практически завершена, придумываем название темы, ещё раз проверяем и направляем работу на конкурс.

Каждая конкурсная работа заслуживает особого внимания и тщательной проработки, требует усидчивости и терпения. Практика показывает, что сочетание упорства и кропотливого труда школьника, как правило, бывают вознаграждены и оценены по достоинству.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

3) творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования;

4) детские научно-практические конференции и семинары.

Например, в нашей школе на протяжении ряда лет в рамках летней оздоровительной кампании работает профильный отряд «Патриоты», где ребята не только знакомятся с государственной символикой и государственными праздниками, днями воинской славы России, но и посещают различные службы с целью профориентации: МЧС, полицию, администрации села и района, погранзаставу и т.д.

Таким образом, основными условиями успешной работы с одарёнными учащимися являются:

1. Осознание значимости развития одарённых детей каждым членом педагогического коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации процесса обучения. Каждый педагог школы должен знать таких ребят и сферу их одарённости, чтобы не получилось так, что ученик, успевающий по всем предметам гуманитарного цикла, победитель олимпиад, является неуспевающим по предметам естественно-научного цикла. При этом педагоги естественно-научного цикла не проявляют индивидуальный подход в достижении успеха такого ребёнка по своему предмету.

2. Постоянное совершенствование научно-методической службы, включающей одарённых детей в качестве полноправных её субъектов (научное общество учащихся как составная часть методической работы предметных методических объединений).

3. Признание педагогическим коллективом школы того, что реализация системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы. Необходимо ориентироваться в своей работе на развитие способностей и одарённости у школьников, а не только и не столько на работу со слабоуспевающими учащимися.

4. Включение в работу с одарёнными учащимися учителей, обладающих высокими профессиональными и личностными качествами, которые:

— являются высокими профессионалами и грамотными психологами, поддерживающими благоприятную психологическую атмосферу и проявляющими заботу и внимание к развитию способностей учащихся, оказывающие им реальную помощь и поддержку;

— способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверие детям;

— верят в возможности и способности детей, дружелюбны и позитивно настроены на воспитание учащихся;

— обладают чувством собственного достоинства; ценят, уважают и оберегают личность ученика;

— постоянно самосовершенствуются, способны к самообразованию, саморазвитию.

Итак, выявление и поддержка одарённых детей имеет сложный многогранный характер, обнаружение и развитие которого возможно лишь при создании педагогом особых условий, гарантирующих умственное и личностное развитие ребенка. Помимо условий, учитель должен сделать правильный выбор определенных форм индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.

На основе изложенного можно сделать вывод, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но прежде всего на учёте индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии дальнейшего развития.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 17 =