Взаимодействие детского сада и родителей по ознакомлению с культурой и традициями еврейского народа


Автор: София Яковлевна Кириллова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 28 г. Биробиджана»
Должность: воспитатель


Семья – это уникальный социальный институт воспитания людей как носителей социальной, культурной и этнической информации. Однако, ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии решить проблемы современного человека. Семья призвана передать ребёнку культурную, историческую и национальную традиции.

Наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад № 28» с 1991 года работает по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также по программе «Менора», составленной группой педагогов нашего учреждения.

Цель программы «Менора» ‒ ввести детей в мир еврейских праздников и традиций, зарождая чувство культуры межнационального взаимодействия, воспитания толерантности.

Задача программы: способствовать формированию системы знаний о еврейской культуре, впитывая в себя этические нормы (человечность, доброту, щедрость, отзывчивость).

Еврейская автономная область – один из многонациональных регионов России. Дошкольное образование, на наш взгляд, является особо важным этапом в жизни ребёнка по формированию его национальной гордости. Российская Федерация взяла курс на повсеместное возрождение языка и культуры всех народов России. Общепризнанным средством гуманизации человеческого бытия вообще и любого образования в частности, является культура. Значимость обращения к культуре еврейского народа и его традициям в условиях Еврейской автономной области не может вызывать сомнений. Овладевая языком еврейского народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре еврейского народа.

В самом начале работы по ознакомлению с еврейскими традициями и культурой было много волнений, вопросов, поисков: как привлечь родителей к осуществлению задач по ознакомлению детей с еврейской культурой?

Понимая, что без родителей невозможно эффективно выполнять эту работу, я прежде всего составила план работы, в который включила следующие разделы:

  1. Стендовая информация
  2. Занятия
  3. Консультации
  4. Родительские встречи
  5. Драматизация сказок
  6. Семейный клуб «Мишпоха»
  7. Традиционные еврейские праздники.

Объявления, приглашающие родителей на встречи, консультации излагались обычно официальным, «сухим» языком. Такие сообщения не побуждали родителей к активному участию в жизни детского сада. Мне пришлось отойти от такой формы написания объявлений и создать более эмоциональные, красочные, включая в объявление обращения детей.

Так, например, мы написали: «Милые мамы и папы! Приглашаем вас на встречу в семейном клубе «Мишпоха». Мы расскажем вам о чуде с кувшинчиком масла, вместе мы будем разгадывать кроссворды, петь и танцевать. Ваши дочки и сыночки.». Или: «Мы такие знатоки. Вы будете приятно удивлены. Ждём скорей мы с вами встречи! Ваши Маши, Даши, Пети».

Использовали и индивидуальные приглашения-билеты от имени ребёнка конкретным родителям. Например: «Мама и папа! Я очень хочу, чтобы вы были сегодня на консультации. Я расскажу вам о традициях праздника Рош-а-Шана и вы узнаете, что такое «Ташлих. Ваш Андрюша».

В результате такой работы повысилась заинтересованность родителей, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Посещаемость родительских встреч составила 90-95%, в клубе «Мишпоха» ‒ 100%. Приходили не только мамы и папы, но и дедушки и бабушки.

В работе с детьми по ознакомлению с еврейской культурой использовала различные средства и приёмы, прежде всего наглядность: картины, иллюстрации, символику к праздникам, практическую работу, логические задания, театрализацию.

Чтобы родители могли увидеть насколько их дети заинтересованы в познании еврейской культуры, приглашала родителей на открытые занятия. На одних родители просто слушали и наблюдали за своими детьми, а на других занятиях я вовлекала самих родителей в участие. Так, перед занятием, посвящённому празднику Ту-би-Шват («Новый год деревьев»), я просила родителей почитать о значимости деревьев, их пользе, подобрать пословицы и поговорки. Родители Дианы Лесковой сделали «Гербарий деревьев, растущих на территории г. Биробиджана», а мама Никиты В. провела викторину «Окно в мир природы». Очень эффективен метод, когда дети выступают в роли учителей, задавая вопросы родителям. Они очень радовались, когда те правильно отвечали и с удовольствием помогали, если у родителей были затруднения с ответами. А иногда кто-то из родителей, заранее подготовленный, рассказывает детям о традициях, присущих данному празднику. Родители всегда лучше видят, насколько у их детей сформированы активность, внимательность, самостоятельность, умение слушать и отвечать на вопросы, умение делать выводы.

Чтобы активизировать родителей, проводила консультации. В этом мне помогали дети. Так, перед праздником Пурим, дети рассказали историю праздника и продемонстрировали эскизы карнавальных костюмов. На консультации к празднику Ханука родители узнали от детей историю праздника, что означает само слово «ханука» на иврите, что зажигают во время церемонии праздника, какие блюда готовят на этот праздник и почему. В проведении консультаций я использовала приёмы индивидуально-ориентированного обучения. В группе есть дети необщительные, неуверенные в себе, с плохой памятью. Этих детей привлекаю к проведению консультации. Подготавливаю заранее ребёнка, давая ему определённые задания. Так, Даша П. рассказала родителям, присутствующим на консультации о том, как зажигают ханукию. Что это дало? Прежде всего, ребёнок почувствовал себя уверенным, что он может рассказывать, как и все дети, и его слушают. А сколько гордости было в глазах у мамы! Таким образом, использованный приём индивидуально-ориентированного обучения через консультацию полноценно развивает каждого ребёнка.

Продолжая работу по ознакомлению с еврейскими традициями, приглашала родителей на встречу по определённой теме (собрания). На этих встречах родители активно участвовали в различных заданиях, упражнениях, которые они выполняли совместно с детьми. Так, например, на встрече родителей, посвящённой празднику «Ту-би-Шват» («Новый год деревьев»), родители увидели инсценировку притчи «Старик и дерево» в исполнении детей. Родители и дети участвовали в турнире «Знатоки природы», посмотрели фильм «Ту-би-Шват в Израиле». На этой встрече родители не только узнали о новом празднике, но и ещё раз задумались о значимости деревьев в жизни людей. Такая форма проведения не собрания, а именно встреч по данной теме способствует эмоциональному расположению родителей и детей, зарождая основы уважения к окружающим людям. Происходит ненавязчивая передача знаний о еврейской культуре и традициях родителям.

Одним из разделов по работе с родителями по ознакомлению с еврейской культурой и традициями является драматизация еврейских сказок, так как сказки любого народа развивают, приобщают к культуре , а дошкольник нуждается в сказке. Ещё Шолом-Алейхем говорил: «Ни один народ невозможно понять, не заглянув в его сказки». Дети показывают сказки, пересказывают их, тем самым заинтересовывают родителей. Поэтому они с удовольствием включаются в инсценировки. Так например, в настольном театре «Уважаемый Пончик» роли исполнили мама и папа Саши А., в кукольном театре «Как Мойша построил сукку» артистами были родители Иры С. и Ани К. Эти сказки были показаны на встрече в клубе и на празднике. Через драматизацию сказок родители убедились, что сказка воспитывает и развивает у детей нравственные качества.

Для объединения усилий детского сада и семьи в познании еврейской культуры и традиций в воспитании и развитии детей мы создали клуб «Мишпоха». Я руковожу этим клубом вместе с воспитателем еврейских традиций Валевич Лилией Владимировной с 2000 года. В нашем клубе мы хотим подружиться, привлечь мам, пап, бабушек и дедушек к воспитанию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом, приобрести новый и сделать наши встречи праздником. Начали с праздника. Вместе с родителями встретили еврейский Новый год Рош-а-Шана, вместе угощались традиционным для этого праздника угощением – яблоками с мёдом. Так состоялось первое знакомство, а за ним начались регулярные совместные встречи-занятия. За длинный ряд составленных вместе столов садились взрослые рядом со своими детьми. Мы знакомили всех с темой нашего занятия, и каждая встреча была приурочена к какому-либо еврейскому празднику. Причём говорить приходилось на языке, понятном и детям, и взрослым, то есть просто, ясно и образно. Я рассказывала об истории праздника, его традициях, привлекая моих помощников – детей, опираясь на их опыт, разучивали с родителями еврейские песни и танцы. Детям очень нравится выступать в роли учителей, так как эти песни и танцы они уже знают и с удовольствием учат своих родителей. Встречи были разнообразными по форме построения и по темам. Мы провели викторину «Путешествие по лабиринту еврейских праздников и традиций». Надолго запомнилась всем встреча трёх поколений «Как путникам мираж является в пустыне, так память о былом ‒ отрада стариков». Понравилась, особенно мамам и бабушкам, встреча «Воспитание красотой», где раббанит Эстер провела мастер-класс. Она рассказала и показала, как с помощью салфеток можно сделать семейный стол красивым и уютным. В конце года было проведено итоговое занятие-встреча, посвящённая всем тем еврейским праздникам, которые мы отмечали в течение года. Называлась эта встреча «В картинной галерее».

На встречах родители со своими детьми изготавливали поздравительные открытки к еврейским праздникам, костюмы, карнавальные маски, проводили конкурсы по оформлению праздничного стола блюдами из фруктов, конкурс поделок, рисунков к праздникам, разучивали игры, песни, танцы. Обязательно на каждой встрече мы даём рецепты приготовления еврейских блюд, советуем, как можно привлечь детей к приготовлению блюда. Даём советы, как лучше провести праздник в семье. И тогда нет скучающих зрителей, есть непосредственные участники. Встречи в клубе проходят интересно, познавательно и время течёт незаметно. Ребёнок чувствует себя комфортно, если рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным.

Родители принимают активное участие в подготовке декораций, фигурок персонажей для настольного, теневого и кукольного театров, которые они изготавливают вместе со своими детьми в мастерской «Умелые ручки», сами становятся участниками постановок. Сначала некоторые родители смущались, когда нужно было исполнить какую-то роль на празднике, спеть или станцевать, но постепенно это прошло и сейчас мы часто привлекаем наших родителей к участию в праздниках, развлечениях, к работе семейного клуба. И для детей это были уроки раскрепощения, освобождения от сомнений и неуверенности. Благодаря театральным постановкам дети узнали больше еврейских сказок, познакомились с творчеством еврейских писателей. Благодаря совместному участию детей и родителей в работе клуба дети научились свободному общению со взрослыми и со своими сверстниками. У детей появилось желание и потребность задавать больше вопросов, рассказывать родителям и другим ребятам о еврейских праздниках и их традициях. Это развивает коммуникативные умения детей, диалогическую речь, познавательно-исследовательскую деятельность, музыкальный, художественный вкус. Родители и дети сближаются духовно, в них проявляется чувство единства, гордости друг за друга.

Воспитание происходит не только через общение, но и на практике. Работа в мастерской «Умелые ручки» позволяет родителям уделять как можно больше времени своему ребёнку и даёт возможность общения. Так, например, мама Любы И., наблюдая за своим ребёнком и сравнивая её с другими детьми, смогла увидеть слабое развитие мелкой моторики. По моему совету она приобрела специальную литературу, игры для развития мелкой моторики. А папа Эдика К. обратил внимание на то, что его сын малообщителен, не проявляет инициативу. Мы стали чаще давать ему небольшие поручения, он сам попросил дать ему роль в настольном театре «Пуримшпиль», с которой хорошо справился. Папа и Эдик были очень довольны. В наше непростое время у родителей не всегда есть возможность лишний раз пообщаться со своими детьми, а посещение клуба помогает им в этом.

Дети – будущее любой нации, им беречь и продолжать традиции народа. От подрастающего поколения зависит дальнейшая судьба народа, его процветание. Мы убеждены, что содержание регионального компонента в образовании, включающего историю, культуру, традиции, искусство и выступающего средством формирования в детях чувства любви к малой родине, уважения к другим национальностям успешно решает, в том числе, и семейный клуб «Мишпоха».

Огромный интерес у родителей проявляется к еврейским праздникам, на которых ощущается особый колорит, тепло, непринуждённость. На таких праздниках расширяется кругозор детей, их знания об окружающем мире, чувство самосознания, уважения друг к другу. Но чтобы праздник прошёл на высоком уровне и дал положительный результат, я организую огромную предварительную работу. Это проведение консультаций, оформление папок-раскладушек к каждому празднику, изготовление костюмов родителями, поздравительных открыток, разучивание песен, танцев, инсценировок, проведение занятий, встреч в клубе. Всё это приводит к итогу всей нашей работы – празднику!

Проведение еврейских праздников очень много даёт нашим детям. Праздник Рош-а-Шана (еврейский Новый год) учит детей анализировать свои поступки, стремиться к добрым делам, самим становиться лучше, желать людям доброго, «сладкого года». Дети с удовольствием соблюдают «ташлих». Этот обычай выбрасывания воображаемых крошек в водоём символизирует наше желание очиститься от дурных поступков и плохого настроения. Стоит нам подумать о Хануке, как мы тут же представляем себе ханукию и весело мерцающие свечи. Дети хорошо знают историю о простых скромных людях, какими были Матитьягу Хасмоней и его сыновья, которые боролись за свободу с грозным и могущественным императором. Зажигая свечи, ребята хотят стать такими же смелыми и отважными, как герои праздника Ханука.

«Счастлив тот, кто любит и умеет работать, кто способен радоваться плодам своего труда и дарить этот труд другим». Этому учат ребят традиции праздника Ту-би-Шват (Новый год деревьев). Этот праздник показывает значимость участия детей в преображении Земли, воспитывает бережное отношение к деревьям. Праздник Песах учит детей тому, что они растут свободными людьми. Традиции праздника Песах воспитывают в детях гостеприимство, внимательность и уважение к взрослым. Пурим – самый весёлый еврейский праздник. В этот день и дети, и взрослые смеются, дурачатся, шумят. Праздник этот установлен в память о чудесном спасении от страшной опасности. Дети с радостью играют роли в Пуримшпиле, передавая характеры мудрого дядюшки Мордехая, доброй красавицы Эстер, завистливого и коварного Амана. Дети усваивают такие истины, что на протяжении всей жизни мы никогда не должны унывать и всегда поддерживать друг друга. Кроме того, само содержание праздника, его красочное оформление, яркие, необычные костюмы вызывают у детей самые положительные эмоции, формируют вкус, чувство красоты. Вызывает эмоциональный восторг национальная музыка, исполнение взрослыми песен; пение на языке идиш и иврит приобщает к музыкальному наследию еврейского народа, а инсценирование притч и сказок доставляет детям огромное удовольствие. Еврейский праздник – это радость, которую приносят совместные переживания, исполнительская деятельность и, конечно, сюрпризность. Это неожиданное выступление воспитателей и родителей, встречи с любимыми персонажами сказок, весёлые занимательные традиционные игры и, конечно, угощения. Наш небольшой музыкальный зал всегда переполнен.

Родители благодарят за доставленную им радость. Так, мама и папа Ани К. не могли поверить, что их дочь смогла сыграть главную роль «Шамаш» («Свечечка») на празднике Ханука. Они увидели её раскрепощённой, очень собранной и ответственной и очень порадовались за неё. А родители Саши А. не ожидали от него такой артистичности, когда он играл роль Медведя на празднике. Но особый восторг был у детей, когда открылся занавес и на сцене они увидели в роли «бабушки Дины» маму Серёжи З., а в роли «дедушки Изи» маму Иры С. Надо было видеть гордые лица Серёжи и Иры! На каждом празднике мы стараемся обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, эмоционального благополучия, приложить усилия к развитию его индивидуальности.

Наша работа по ознакомлению детей с культурой и традициями еврейского народа не ограничивается только стенами нашего детского сада, мы ищем способы организации работы с социальными партнёрами. Наши дети принимают участие в различных фестивалях, концертах, городских мероприятиях, выступают в Центре детской и юношеской книги, в общине «Фрейд»; принимали участие в городском конкурсе исполнителей музыки, песен и стихотворений на идиш «А идиш гэсэлэ» («Еврейская улочка»), где они показали музыкальную сказку «Энтэлэ» («Уточка») и были награждены дипломом лауреатов 1-й степени. Все костюмы к инсценировке готовили родители. Они были и нашими болельщиками, волновались вместе нами. Участие в таких мероприятиях воспитывает в детях ответственность, взаимовыручку, артистичность и уверенность в себе.

Все новые подходы к работе по ознакомлению с еврейскими традициями направлены на то, чтобы заложить в детях ростки человечности, чтобы в будущем они были увереннее в себе, терпимее к людям других национальностей, могли понимать и общаться с ними. Благодаря грамотной, сплочённой работе коллектива детского сада мы никогда не испытывали препятствий со стороны родителей. Повысилась компетентность родителей в воспитании детей, умение вести диалог, искать и находить ожидаемые компромиссы, быть терпимее к чужому мнению. Родители – всегда наши первые помощники во всех делах. Я убеждена, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьёй, при единстве и сплочённости наших усилий.

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − один =