Семья – это уникальный социальный институт воспитания людей как носителей социальной, культурной и этнической информации. Однако, ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии решить проблемы современного человека. Семья призвана передать ребёнку культурную, историческую и национальную традиции.
Наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад № 28» с 1991 года работает по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также по программе «Менора», составленной группой педагогов нашего учреждения.
Цель программы «Менора» ‒ ввести детей в мир еврейских праздников и традиций, зарождая чувство культуры межнационального взаимодействия, воспитания толерантности.
Задача программы: способствовать формированию системы знаний о еврейской культуре, впитывая в себя этические нормы (человечность, доброту, щедрость, отзывчивость).
Еврейская автономная область – один из многонациональных регионов России. Дошкольное образование, на наш взгляд, является особо важным этапом в жизни ребёнка по формированию его национальной гордости. Российская Федерация взяла курс на повсеместное возрождение языка и культуры всех народов России. Общепризнанным средством гуманизации человеческого бытия вообще и любого образования в частности, является культура. Значимость обращения к культуре еврейского народа и его традициям в условиях Еврейской автономной области не может вызывать сомнений. Овладевая языком еврейского народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре еврейского народа.
В самом начале работы по ознакомлению с еврейскими традициями и культурой было много волнений, вопросов, поисков: как привлечь родителей к осуществлению задач по ознакомлению детей с еврейской культурой?
Понимая, что без родителей невозможно эффективно выполнять эту работу, я прежде всего составила план работы, в который включила следующие разделы:
- Стендовая информация
- Занятия
- Консультации
- Родительские встречи
- Драматизация сказок
- Семейный клуб «Мишпоха»
- Традиционные еврейские праздники.
Объявления, приглашающие родителей на встречи, консультации излагались обычно официальным, «сухим» языком. Такие сообщения не побуждали родителей к активному участию в жизни детского сада. Мне пришлось отойти от такой формы написания объявлений и создать более эмоциональные, красочные, включая в объявление обращения детей.
Так, например, мы написали: «Милые мамы и папы! Приглашаем вас на встречу в семейном клубе «Мишпоха». Мы расскажем вам о чуде с кувшинчиком масла, вместе мы будем разгадывать кроссворды, петь и танцевать. Ваши дочки и сыночки.». Или: «Мы такие знатоки. Вы будете приятно удивлены. Ждём скорей мы с вами встречи! Ваши Маши, Даши, Пети».
Использовали и индивидуальные приглашения-билеты от имени ребёнка конкретным родителям. Например: «Мама и папа! Я очень хочу, чтобы вы были сегодня на консультации. Я расскажу вам о традициях праздника Рош-а-Шана и вы узнаете, что такое «Ташлих. Ваш Андрюша».
В результате такой работы повысилась заинтересованность родителей, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Посещаемость родительских встреч составила 90-95%, в клубе «Мишпоха» ‒ 100%. Приходили не только мамы и папы, но и дедушки и бабушки.
В работе с детьми по ознакомлению с еврейской культурой использовала различные средства и приёмы, прежде всего наглядность: картины, иллюстрации, символику к праздникам, практическую работу, логические задания, театрализацию.
Чтобы родители могли увидеть насколько их дети заинтересованы в познании еврейской культуры, приглашала родителей на открытые занятия. На одних родители просто слушали и наблюдали за своими детьми, а на других занятиях я вовлекала самих родителей в участие. Так, перед занятием, посвящённому празднику Ту-би-Шват («Новый год деревьев»), я просила родителей почитать о значимости деревьев, их пользе, подобрать пословицы и поговорки. Родители Дианы Лесковой сделали «Гербарий деревьев, растущих на территории г. Биробиджана», а мама Никиты В. провела викторину «Окно в мир природы». Очень эффективен метод, когда дети выступают в роли учителей, задавая вопросы родителям. Они очень радовались, когда те правильно отвечали и с удовольствием помогали, если у родителей были затруднения с ответами. А иногда кто-то из родителей, заранее подготовленный, рассказывает детям о традициях, присущих данному празднику. Родители всегда лучше видят, насколько у их детей сформированы активность, внимательность, самостоятельность, умение слушать и отвечать на вопросы, умение делать выводы.
Чтобы активизировать родителей, проводила консультации. В этом мне помогали дети. Так, перед праздником Пурим, дети рассказали историю праздника и продемонстрировали эскизы карнавальных костюмов. На консультации к празднику Ханука родители узнали от детей историю праздника, что означает само слово «ханука» на иврите, что зажигают во время церемонии праздника, какие блюда готовят на этот праздник и почему. В проведении консультаций я использовала приёмы индивидуально-ориентированного обучения. В группе есть дети необщительные, неуверенные в себе, с плохой памятью. Этих детей привлекаю к проведению консультации. Подготавливаю заранее ребёнка, давая ему определённые задания. Так, Даша П. рассказала родителям, присутствующим на консультации о том, как зажигают ханукию. Что это дало? Прежде всего, ребёнок почувствовал себя уверенным, что он может рассказывать, как и все дети, и его слушают. А сколько гордости было в глазах у мамы! Таким образом, использованный приём индивидуально-ориентированного обучения через консультацию полноценно развивает каждого ребёнка.
Продолжая работу по ознакомлению с еврейскими традициями, приглашала родителей на встречу по определённой теме (собрания). На этих встречах родители активно участвовали в различных заданиях, упражнениях, которые они выполняли совместно с детьми. Так, например, на встрече родителей, посвящённой празднику «Ту-би-Шват» («Новый год деревьев»), родители увидели инсценировку притчи «Старик и дерево» в исполнении детей. Родители и дети участвовали в турнире «Знатоки природы», посмотрели фильм «Ту-би-Шват в Израиле». На этой встрече родители не только узнали о новом празднике, но и ещё раз задумались о значимости деревьев в жизни людей. Такая форма проведения не собрания, а именно встреч по данной теме способствует эмоциональному расположению родителей и детей, зарождая основы уважения к окружающим людям. Происходит ненавязчивая передача знаний о еврейской культуре и традициях родителям.
Одним из разделов по работе с родителями по ознакомлению с еврейской культурой и традициями является драматизация еврейских сказок, так как сказки любого народа развивают, приобщают к культуре , а дошкольник нуждается в сказке. Ещё Шолом-Алейхем говорил: «Ни один народ невозможно понять, не заглянув в его сказки». Дети показывают сказки, пересказывают их, тем самым заинтересовывают родителей. Поэтому они с удовольствием включаются в инсценировки. Так например, в настольном театре «Уважаемый Пончик» роли исполнили мама и папа Саши А., в кукольном театре «Как Мойша построил сукку» артистами были родители Иры С. и Ани К. Эти сказки были показаны на встрече в клубе и на празднике. Через драматизацию сказок родители убедились, что сказка воспитывает и развивает у детей нравственные качества.
Для объединения усилий детского сада и семьи в познании еврейской культуры и традиций в воспитании и развитии детей мы создали клуб «Мишпоха». Я руковожу этим клубом вместе с воспитателем еврейских традиций Валевич Лилией Владимировной с 2000 года. В нашем клубе мы хотим подружиться, привлечь мам, пап, бабушек и дедушек к воспитанию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом, приобрести новый и сделать наши встречи праздником. Начали с праздника. Вместе с родителями встретили еврейский Новый год Рош-а-Шана, вместе угощались традиционным для этого праздника угощением – яблоками с мёдом. Так состоялось первое знакомство, а за ним начались регулярные совместные встречи-занятия. За длинный ряд составленных вместе столов садились взрослые рядом со своими детьми. Мы знакомили всех с темой нашего занятия, и каждая встреча была приурочена к какому-либо еврейскому празднику. Причём говорить приходилось на языке, понятном и детям, и взрослым, то есть просто, ясно и образно. Я рассказывала об истории праздника, его традициях, привлекая моих помощников – детей, опираясь на их опыт, разучивали с родителями еврейские песни и танцы. Детям очень нравится выступать в роли учителей, так как эти песни и танцы они уже знают и с удовольствием учат своих родителей. Встречи были разнообразными по форме построения и по темам. Мы провели викторину «Путешествие по лабиринту еврейских праздников и традиций». Надолго запомнилась всем встреча трёх поколений «Как путникам мираж является в пустыне, так память о былом ‒ отрада стариков». Понравилась, особенно мамам и бабушкам, встреча «Воспитание красотой», где раббанит Эстер провела мастер-класс. Она рассказала и показала, как с помощью салфеток можно сделать семейный стол красивым и уютным. В конце года было проведено итоговое занятие-встреча, посвящённая всем тем еврейским праздникам, которые мы отмечали в течение года. Называлась эта встреча «В картинной галерее».
На встречах родители со своими детьми изготавливали поздравительные открытки к еврейским праздникам, костюмы, карнавальные маски, проводили конкурсы по оформлению праздничного стола блюдами из фруктов, конкурс поделок, рисунков к праздникам, разучивали игры, песни, танцы. Обязательно на каждой встрече мы даём рецепты приготовления еврейских блюд, советуем, как можно привлечь детей к приготовлению блюда. Даём советы, как лучше провести праздник в семье. И тогда нет скучающих зрителей, есть непосредственные участники. Встречи в клубе проходят интересно, познавательно и время течёт незаметно. Ребёнок чувствует себя комфортно, если рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным.
Родители принимают активное участие в подготовке декораций, фигурок персонажей для настольного, теневого и кукольного театров, которые они изготавливают вместе со своими детьми в мастерской «Умелые ручки», сами становятся участниками постановок. Сначала некоторые родители смущались, когда нужно было исполнить какую-то роль на празднике, спеть или станцевать, но постепенно это прошло и сейчас мы часто привлекаем наших родителей к участию в праздниках, развлечениях, к работе семейного клуба. И для детей это были уроки раскрепощения, освобождения от сомнений и неуверенности. Благодаря театральным постановкам дети узнали больше еврейских сказок, познакомились с творчеством еврейских писателей. Благодаря совместному участию детей и родителей в работе клуба дети научились свободному общению со взрослыми и со своими сверстниками. У детей появилось желание и потребность задавать больше вопросов, рассказывать родителям и другим ребятам о еврейских праздниках и их традициях. Это развивает коммуникативные умения детей, диалогическую речь, познавательно-исследовательскую деятельность, музыкальный, художественный вкус. Родители и дети сближаются духовно, в них проявляется чувство единства, гордости друг за друга.
Воспитание происходит не только через общение, но и на практике. Работа в мастерской «Умелые ручки» позволяет родителям уделять как можно больше времени своему ребёнку и даёт возможность общения. Так, например, мама Любы И., наблюдая за своим ребёнком и сравнивая её с другими детьми, смогла увидеть слабое развитие мелкой моторики. По моему совету она приобрела специальную литературу, игры для развития мелкой моторики. А папа Эдика К. обратил внимание на то, что его сын малообщителен, не проявляет инициативу. Мы стали чаще давать ему небольшие поручения, он сам попросил дать ему роль в настольном театре «Пуримшпиль», с которой хорошо справился. Папа и Эдик были очень довольны. В наше непростое время у родителей не всегда есть возможность лишний раз пообщаться со своими детьми, а посещение клуба помогает им в этом.
Дети – будущее любой нации, им беречь и продолжать традиции народа. От подрастающего поколения зависит дальнейшая судьба народа, его процветание. Мы убеждены, что содержание регионального компонента в образовании, включающего историю, культуру, традиции, искусство и выступающего средством формирования в детях чувства любви к малой родине, уважения к другим национальностям успешно решает, в том числе, и семейный клуб «Мишпоха».
Огромный интерес у родителей проявляется к еврейским праздникам, на которых ощущается особый колорит, тепло, непринуждённость. На таких праздниках расширяется кругозор детей, их знания об окружающем мире, чувство самосознания, уважения друг к другу. Но чтобы праздник прошёл на высоком уровне и дал положительный результат, я организую огромную предварительную работу. Это проведение консультаций, оформление папок-раскладушек к каждому празднику, изготовление костюмов родителями, поздравительных открыток, разучивание песен, танцев, инсценировок, проведение занятий, встреч в клубе. Всё это приводит к итогу всей нашей работы – празднику!
Проведение еврейских праздников очень много даёт нашим детям. Праздник Рош-а-Шана (еврейский Новый год) учит детей анализировать свои поступки, стремиться к добрым делам, самим становиться лучше, желать людям доброго, «сладкого года». Дети с удовольствием соблюдают «ташлих». Этот обычай выбрасывания воображаемых крошек в водоём символизирует наше желание очиститься от дурных поступков и плохого настроения. Стоит нам подумать о Хануке, как мы тут же представляем себе ханукию и весело мерцающие свечи. Дети хорошо знают историю о простых скромных людях, какими были Матитьягу Хасмоней и его сыновья, которые боролись за свободу с грозным и могущественным императором. Зажигая свечи, ребята хотят стать такими же смелыми и отважными, как герои праздника Ханука.
«Счастлив тот, кто любит и умеет работать, кто способен радоваться плодам своего труда и дарить этот труд другим». Этому учат ребят традиции праздника Ту-би-Шват (Новый год деревьев). Этот праздник показывает значимость участия детей в преображении Земли, воспитывает бережное отношение к деревьям. Праздник Песах учит детей тому, что они растут свободными людьми. Традиции праздника Песах воспитывают в детях гостеприимство, внимательность и уважение к взрослым. Пурим – самый весёлый еврейский праздник. В этот день и дети, и взрослые смеются, дурачатся, шумят. Праздник этот установлен в память о чудесном спасении от страшной опасности. Дети с радостью играют роли в Пуримшпиле, передавая характеры мудрого дядюшки Мордехая, доброй красавицы Эстер, завистливого и коварного Амана. Дети усваивают такие истины, что на протяжении всей жизни мы никогда не должны унывать и всегда поддерживать друг друга. Кроме того, само содержание праздника, его красочное оформление, яркие, необычные костюмы вызывают у детей самые положительные эмоции, формируют вкус, чувство красоты. Вызывает эмоциональный восторг национальная музыка, исполнение взрослыми песен; пение на языке идиш и иврит приобщает к музыкальному наследию еврейского народа, а инсценирование притч и сказок доставляет детям огромное удовольствие. Еврейский праздник – это радость, которую приносят совместные переживания, исполнительская деятельность и, конечно, сюрпризность. Это неожиданное выступление воспитателей и родителей, встречи с любимыми персонажами сказок, весёлые занимательные традиционные игры и, конечно, угощения. Наш небольшой музыкальный зал всегда переполнен.
Родители благодарят за доставленную им радость. Так, мама и папа Ани К. не могли поверить, что их дочь смогла сыграть главную роль «Шамаш» («Свечечка») на празднике Ханука. Они увидели её раскрепощённой, очень собранной и ответственной и очень порадовались за неё. А родители Саши А. не ожидали от него такой артистичности, когда он играл роль Медведя на празднике. Но особый восторг был у детей, когда открылся занавес и на сцене они увидели в роли «бабушки Дины» маму Серёжи З., а в роли «дедушки Изи» маму Иры С. Надо было видеть гордые лица Серёжи и Иры! На каждом празднике мы стараемся обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, эмоционального благополучия, приложить усилия к развитию его индивидуальности.
Наша работа по ознакомлению детей с культурой и традициями еврейского народа не ограничивается только стенами нашего детского сада, мы ищем способы организации работы с социальными партнёрами. Наши дети принимают участие в различных фестивалях, концертах, городских мероприятиях, выступают в Центре детской и юношеской книги, в общине «Фрейд»; принимали участие в городском конкурсе исполнителей музыки, песен и стихотворений на идиш «А идиш гэсэлэ» («Еврейская улочка»), где они показали музыкальную сказку «Энтэлэ» («Уточка») и были награждены дипломом лауреатов 1-й степени. Все костюмы к инсценировке готовили родители. Они были и нашими болельщиками, волновались вместе нами. Участие в таких мероприятиях воспитывает в детях ответственность, взаимовыручку, артистичность и уверенность в себе.
Все новые подходы к работе по ознакомлению с еврейскими традициями направлены на то, чтобы заложить в детях ростки человечности, чтобы в будущем они были увереннее в себе, терпимее к людям других национальностей, могли понимать и общаться с ними. Благодаря грамотной, сплочённой работе коллектива детского сада мы никогда не испытывали препятствий со стороны родителей. Повысилась компетентность родителей в воспитании детей, умение вести диалог, искать и находить ожидаемые компромиссы, быть терпимее к чужому мнению. Родители – всегда наши первые помощники во всех делах. Я убеждена, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьёй, при единстве и сплочённости наших усилий.