Взаимодействие школы и семьи для развития творческих способностей учащихся


Автор: Вера Ивановна Слепенкова
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С. Макаренко

Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Таким образом, на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентно способную личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет увидеть, что творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Дети определяют творчество так:

  • это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда;
  • это то, что человек делает своими руками и от всей души;
  • это проявление таланта, фантазии;
  • это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
  • вид деятельности, в результате которой появляется что-то новое;
  • это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.

Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 10 классе.

«Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке» Ш.М. Амонашвили.

По результатам опроса родителей видно, что они указывают на то, что в большей степени помогают развить творческие способности учащихся сами родители, затем классный руководитель и педагоги дополнительного образования. Именно взаимодействие этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.

Одной из известных и достаточно результативных воспитательных форм является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Современная школа – это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов, как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.

Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Актуальность. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Цель развитие творческих способностей детей в процессе партнерского взаимодействия школы и семьи. Побудить родителей к творческой деятельности вместе с детьми; дать возможность представить положительный опыт семейного воспитания; раскрыть значение взаимодействие семьи и школы в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

  • раскрыть понятие творческие способности;
  • создание условий для выявления и развития творческих способностей учащихся, формирование навыков саморазвития и самообразования;
  • повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы, класса;
  • раскрыть факторы, помогающие созданию условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи;
  • раскрыть привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.

Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» – созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст определяется важным обстоятельством – поступлением ребенка в школу.

Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.

Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности. Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. Воспитывая творческие способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность, умение критически относиться к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.

Воспитание ребенка начинается в семье. Именно семья выступает как первичное звено в системе духовных и нравственных ценностей, норм этики и морали, форм социализации личности человека. Семья – это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями. Семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности его жизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень актуально вовлечение родителей в образовательную деятельность, создание союза трех социальных сил: педагоги-дети-родители. Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребенка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будет заниматься. Здесь важно все – характер общения, отношений, индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом у ребенка формируется желание получать дополнительное образование, а у родителей – поддерживать его деятельность. Родители являются не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательной деятельности. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Родителям предоставляется возможность участия в планировании, организации и проведении воспитательных мероприятий, учитываются их замечания и пожелания. В основу работы с родителями положен принцип их равного участия в воспитательной деятельности, наряду с педагогом. Одна из главных задач педагога – способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений: социологического исследования семей и психолого-педагогического просвещение родителей; ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательной деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность; организация работы с родительским активом.

Необходимо способствовать духовно-нравственному становлению детей, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых. Для родителей проводятся тематические собрания, индивидуальные собеседования. Родители совместно с детьми участвуют в различных мероприятиях (различные интеллектуальные марафоны, конкурсы). Каждый раз в конце учебного года на организационном родительском собрании родителям предоставляется не только отчет о проделанной работе за год, но и план воспитательной работы на новый учебный год. В сентябре же на организационном родительском собрании уже утверждаются все запланированные мероприятия. Большую роль играют индивидуальные беседы, консультации с родителями, где предоставляется возможность узнать больше о его интересах и увлечениях, или каких-либо проблемах, комплексах, если таковые существуют, и совместно с родителями помочь ребенку справиться с ними. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встречи или по телефону) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно. Как минимум консультация длится 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не принесет. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать, понять родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Важно всегда находить время для индивидуального общения с родителями и учащимися. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы: открытые занятия; праздники; помощь в оформлении и подготовке к мероприятиям; совместные экскурсии и поездки. Для родителей очень важно наблюдать за творческим ростом своего ребенка. Для этого в своей практике я провожу открытые мероприятия для родителей, на которых они могут следить за деятельностью, за отношением учащихся к занятиям, за их поведением. По тому, как занимается их ребенок, они видят, насколько ему интересно и увлекательно заниматься данным видом деятельности, получается у него или есть какие-то трудности. Одной из эффективных форм является участие родителей в досуговой деятельности. Все проводимые праздники, концерты, конкурсы разрабатываются с привлечением родителей.

Какова же роль родителей в творческом развитии детей? Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье. Нельзя недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка. Таким образом, только в сотрудничестве с родителями можно добиться успеха. А оказать помощь родители смогут настолько, насколько будут методически просвещены в этой области. Немаловажно и то, что методическое просвещение родителей расширяет для них свободу выбора: они могут полагаться в развитии творческих способностей своего ребёнка на собственные силы, зная как никто лучше особенности его развития.

Исходя из объективных условий жизни и используя образовательные средства учебных предметов, главными целями своей работы в сотрудничестве с родителями ставлю такие:

  • развитие у детей навыков самообслуживания;
  • оказание учащимся помощи в адаптации и собственной реализации в жизни;
  • поддержка детей, которым становится страшно жить в непростом и непонятном окружающем мире;
  • научить поддерживать в семье мир, порядок и красоту.

Общение с книгой является мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Конечно, осознать всестороннюю значимость чтения (общекультурную, развивающую, ценностно-ориентирующую) ребёнок пока не способен, но предположить на примере родителей, что чтение-это увлекательное и важное занятие, убедиться в этом на собственном опыте, дети уже в состоянии. Для этого требуется создание в доме определенных условий. Прежде всего, устройство в комнате ребёнка уголка чтения, это и игровой инструментарий для обучения чтению (кубики с буквами, разрезная азбука, буквенная мозаика и т.п.), а главное – книга для данного возраста.

Творческие работы учащихся (выполненные совместно с детьми) – это книжки – малышки, рефераты, рисунки, ребусы, кроссворды и т.д.

Одним из путей творческого развития ребёнка, его познавательных способностей является общение с природой. Рекомендую родителям, отдыхая семьёй на природе, наблюдать за ней, не просто смотреть, а всматриваться, вслушиваться. Это способствует развитию фантазии, воображения ребёнка.

Совместная увлечённая работа с природным материалом, с пластилином, с бумагой и т.д. не только способствует творчеству, но и сближает ребёнка с родителями.

Дети стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать, с удовольствием участвуют в спорах, как с учителем, так и с классом и родителями. Они учатся отстаивать своё мнение.

Всем известно, что родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно родители играют существенную роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей.

Семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка. Роль родителей в воспитании и развитии своего чада огромна. Поэтому педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: « Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Родители нашего класса – полноправные члены учебно-воспитательного процесса.

Содержание сотрудничества с родителями включает 3 основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй: индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания, совместные творческие дела, классные мероприятия и конкурсы. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел, сопровождение родителей на мероприятия, уборку кабинета, украшение его к праздникам, создание декораций для выступлений, и организацию экскурсий.

Перечисленные выше направления совместной деятельности педагога и семьи будут эффективны тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Чем активнее сотрудничество детей, родителей и педагогов в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка. Выстраивая систему сотрудничества с родителями, мы ставим перед собой следующие задачу – познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Привлекать родителей к жизни и проблемам класса. Создать единую систему «Педагоги + родители + ученики = МЫ» Вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия. Знакомить родителей с достижениями их детей. Единство родителей, учащихся и педагогов помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель. Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько людей, столько разных мнений. Родители с пониманием относятся к тому, что происходит в классе. Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками воспитательного процесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. Как же мы сотрудничаем с родителями в направлении творческого развития наших учеников?

Наши родители, учащиеся и учителя демонстрируют свои произведения рукоделия, а также родители – активные помощники детей в различных конкурсах. Способов развития творческих способностей множество. Но именно родители могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребёнка. Об этом говорят следующие факты:

  • ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
  • родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся ребёнку и будут ему интересны;
  • творческая деятельность – один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
  • внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как педагог старается распределить его равномерно между всеми детьми в классе;
  • эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;
  • у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
  • мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт дитя, который он получает в семье, умножается вдвое.

Тесное, правильно организованное сотрудничество с родителями позволило выявить творческие личности и среди родителей.

Мое взаимодействие с родителями строится на основе таких идей-принципов, как: обращение к чувству родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности и вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс можно с помощью такой формы деятельности как совместное творчество «союз детей и их родителей». Только равноправное творческое взаимодействие классного руководителя с детьми и их родителями является залогом полноценного развития ребенка.

Проанализировав анкеты родителей, которые были проведены в начале учебного года, совместно с родительским комитетом разрабатываем план воспитательной деятельности на учебный год. В своей работе использую следующие направления:

  • интеллектуально-познавательное (дни науки, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных и межпредметных газет);
  • трудовое (оформление и озеленение кабинета);
  • досуговое (совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, выставки творческих работ);
  • спортивное (дни здоровья, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»).

Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли, пройти успешную адаптацию и дальнейшую социализацию и т.д.

Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

В заключение хотелось бы привести прекрасные слова Яноша Корчака: «И пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…».

Литература

  1. Борисова Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы // Начальная школа. 2012. № 6. С. 14-17.
  2. Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка // Образование в современной школе. 2011. № 10. С. 42-48.
  3. Зиангирова З.Т. Работа классного руководителя с семьей // Начальная школа. 2013. № 9.
  4. Огнева О.В. Как родители могут помочь ребенку в учебе // Начальная школа. 2013. № 10.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 12.
  6. Интернет ресурс: http://yandex.ru/ mdouds466.lbihost.ru
  7. Интернет ресурс: https://infourok.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =