«Юные лыжники»: педагогический проект для детей подготовительной группы


Автор: Людмила Валентиновна Семидякина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: инструктор по физической культуре


Тип: спортивный.

Продолжительность: 3 месяца, с 10 декабря 2020 г. по 5 марта 2021 г.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, родители, дети.

Возраст: дети подготовительной группы.

Составитель: инструктор по физической культуре Семидякина Л.В.

Актуальность темы: педагогический проект «Юные лыжники» направлен на расширение представления детей о зимних видах спорта, а именно – лыжные гонки. В условиях нашего региона и долгой зимы лыжные гонки – самый популярный и массовый зимний вид спорта. Лыжи есть практически в каждой семье. Ходьба на лыжах – один из самых простых и увлекательных способов сохранить здоровье, бодрость, развивать силу, выносливость и координацию движения. Все, что нужно лыжнику-любителю – лыжи, и теплый, не стесняющий движения костюм.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условиях Дальнего Востока создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса оздоровительных естественных природных факторов.

Обогащение двигательного опыта детей посредством ознакомления с ходьбой на лыжах дает толчок к последующему выбору спортивной секции. Многообразие спортивных секций зимних видов спорта в нашем городе Биробиджане представляет широкий выбор – хоккей с мячом, беговые коньки, горные лыжи, лыжные гонки, спортивное ориентирование. Поэтому для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразной двигательной деятельностью.

Проблемная ситуация:

В условиях пандемии активному семейному отдыху, занятиям спортом, прогулкам на свежем воздухе уделяется недостаточно внимания. В сильные морозы прогулки заменяются подвижными играми в группах, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность. Поэтому ходьба на лыжах определила актуальность разработки и реализации в подготовительной группе проекта по начальной лыжной подготовке и знакомству с зимними видами спорта.

Обоснование проблемы: Физическое воспитание ребенка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.

Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Ходьба на лыжах гармонично развивают и укрепляют все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы умений и навыков по начальной лыжной подготовке.

Задачи проекта:

  • Посредством лыжных занятий развивать основные виды движений — ходьба, бег, прыжки.

  • Способствовать воспитанию морально-волевых качеств ребенка.

  • Развивать смелость, настойчивость, решительность.

  • Формировать выдержку и дисциплинированность, приучать преодолевать трудности и препятствия, воспитывать чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи.

Формы организации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность: объяснение, показ в спортивном зале и практическая работа на территории всего детского сада – на спортивной площадке, на участке группы, по периметру участка детского сада. На песчаной горке – склон для подъема и спуска.

1. Игры:

— дидактические;

— подвижные;

— поисковые;

— эстафеты;

— соревнования;

— полоса препятствий.

2. Проблемные ситуации.

3. Исследовательская деятельность.

4. Просмотр видеороликов «Зимние виды спорта», «Лыжные виды спорта».

5. Беседы, рассказы.

6. Рассматривание иллюстраций.

Ожидаемые результаты:

— обогащение знаний о зимних видах спорта;

— вызвать желание иметь свои лыжи и гулять на них с родителями;

— участие детей и родителей в активном отдыхе, прогулках, занятиях спортом (на лыжне, на катке, на базе отдыха);

— рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Результат проекта: консультация для родителей «Зимние виды спорта», освоение навыка ходьбы на лыжах, поворотов, спуска и подъема на пологий склон, умение одевать. Снимать, переносить лыжи самостоятельно. Освоить ступающий и скользящий шаг. Обучить играм и упражнениям на лыжах, разобрать «гонки-преследования», закончить все соревнованиями «Белая Олимпиада».

Оборудование и материалы:

— лыжи деревянные и пластиковые,

-мини-видео ролики по теме,

— иллюстрации по зимним видам спорта,

— флаг с изображением олимпийской символики,

— медали.

Упражнения на лыжах для дошкольников

Упражнения для ознакомления со свойствами лыж и снега

1. Взять лыжи в стойке, перенести их к месту занятия.

2. Поставить лыжи параллельно на снег, суметь закрепить ноги в лыжные крепления.

3. Стоя на лыжах, поднять поочередно то левую, то правую ногу с лыжей, сохраняя равновесие.

1. Продвинуть скользя, одну лыжу вперед и назад, тоже с другой ноги.

2. Стоя на лыжах, выполнить 6-8 приседаний.

3. Сделать несколько шагов на лыжах.

4. Пройти ступающим шагом по прямой.

5. Бег в одной лыже по прямой 10 метров, отталкиваясь второй ногой.

Упражнения для обучения скользящему шагу

1. Пройти на лыжах по снежному коридору длина 10метров,

2. Ходьба вслед за педагогом скользящим шагом, стараясь не отрывать лыж от снега.

3. Пройти приседая под воротца из лыжных палок.

4. Пройти ступающим шагом- до красного флажка. Пройти широкими скользящими шагами до синего флажка.

5. Пройти на лыжах ступающим шагом по круговой учебной лыжне.

6. Ходьба за педагогом скользящим шагом.

7. Ходьба попеременно то ступающим, то скользящим.

8. Ходьба по учебной, круговой лыжне (меняя темп передвижения по сигналу).

9. Ходьба на лыжах в полуприседе.

10. Отработка координации рук и ног при ходьбе на лыжах, сильно размахивая руками.

11. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками

Упражнения для обучения поворотам

1. Стоя на месте подъем носка лыж, пятка на снегу.

2. выполнить приставные шаги вправо и влево (6-8)

3. Прыжки на месте в лыжах.

4. Выполнить пол поворота и поворот на месте вокруг пяток лыж, вправо и влево (Упражнение – «нарисуем веер и снежинку»).

5. Ходьба на лыжах «змейкой» вокруг деревьев.

6. Ходьба на лыжах по лыжне педагога «улитка», «звезда».

7. Ходьба по прямой с поворотом на 180 градусов вокруг буйка.

Упражнения для обучения подъемам

1. Приставные шаги вправо и влево (лыжи параллельно-упражнение «лесенка»).

2. Переступание боковым шагом через палки.

3. Подъем на пологий склон «лесенкой» правым и левым боком.

4. Имитация подъема «ёлочкой» на равнине.

5. Имитация подъёма «ёлочкой «по следу педагога.

6. Подъём «ёлочкой» на пологий склон (в спокойном, затем в ускоренном темпе).

Упражнения для обучения спускам со склона

1. Принять правильную стойку для спуска.

2. Спуск с очень пологого склона в основной стойке.

3. Спуск со склона до ориентира.

4. Спуск со склона ноги-пружины.

5. Спуск со склона низко присев.

6. Спуск со склона соблюдая интервал.

6. Спуск в воротца.

7. Свободный спуск.

8. Спуск с поворотом и переступанием вправо и влево.

9. Спуск со склона парами, взявшись за руки.

10. Спуск шеренгой 4-5 человек, взявшись за руки.

11. Спуск со склона низко присев.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах

Дата

Программные задачи:

13.12.

Учить детей переносить, надевать и снимать лыжи. Проба ходьбы ступающим шагом на расстояние 50м.

15.12.

Сюжетное «Снеговик-почтовик». Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом. Развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах.

22.01.

Познакомить со скользящим шагом. Учить детей ориентироваться в пространстве. Учить делать повороты переступанием посредством упражнений «веер», «снежинка».

25.01

Закреплять навык скользящего шага, в скольжении с разбега на двух лыжах. Разучить подъем на невысокий склон «лесенкой», и спуск с небольшого склона в полуприседе.

29.01

Учить отталкиваться ногой посредством упражнения «скользи на одной лыже, другой ногой-толкайся».

15.02

Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях, толкая бедро вперед. Упражнять в подъеме и спуску с небольшого склона, повторить повороты переступанием. В подвижной игре «Охотники и лисы» разобрать правила гонки- преследования.

17.02

Учить попеременному двушажному ходу, подъему на склон «елочкой», и спуску с небольшого склона. Разучить игру «Следопыты».

26.02

Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние до 500метров в медленном темпе. Упражнять в подъеме на склон «ёлочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением.

1.03

Гонки — преследование по периметру детского сада.

3.03

Мониторинг навыков ходьбе на лыжах, поворотов и спусков с небольшого склона.

5.03

Спортивный праздник «Белая Олимпиада» – игры и эстафеты на лыжах.

5.03

Прощание с лыжами.

Обучающие подвижные игры и упражнения, используемые в обучении дошкольников подготовительной группы ходьбе на лыжах

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков. Подъемов, развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своим телом. Кроме того. Игры на лыжах формируют положительные черты характера. Воспитывают настойчивость в достижении определенных целей. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.

Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на спортивном участке детского сада, либо по периметру детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, следует выбирать массовые игры, в которых участвует вся группа. Объяснение игры должно быть кратким и четким.

Очень осторожно нужно подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.

При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2-3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной.

В игры для детей дошкольного возраста хорошо внести элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. Игры с элементами соревнований доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения «старт» и «финиш». В подготовительной группе можно предложить детям выбрать помощника судьи.

Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на лыжах, педагог должен учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра. Глубину снежного покрова.

Заинтересованность педагога игрой повышает эмоциональное состояние у детей, вызывает желание выполнить задание. Игры на лыжах группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры со спусков со склонов, игры по периметру детского сада.

Перечень подвижных игр и упражнений, используемых в обучении дошкольников подготовительной группы в ходьбе на лыжах:

«Догони меня». Играющие становятся в одну шеренгу. По сигналу все скользят за инструктором по физической культуре, стараясь догнать его.

«Лучше меньше, да лучше». Задача – пройти от буйка до буйка с наименьшим количеством шагов, скользя широкими шагами. Расстояние-20метров.

«Пролезь в ворота и не сбей». На площадке поперек лыжни выставить 3-6 ворот. Задача:Пройти по лыжне на лыжах пролезть через ворота и не сбить их.

«Кто дальше проскользит». Задача: разбежаться в лыжах и проскользить от линии до полной остановки.

«Бег на одной лыже». На снежной площадке проложить 2-5 лыжни длиной 20 метров. Дети, встав, но одну лыжу на старте по сигналу передвигаются до финиша скользя на одной лыже, отталкиваясь свободной ногой. Победитель тот, кто первым прибыл на финиш.

«Сладкие парочки». Дети соревнуются парами в беге по лыжне10 метров. Если пара рассоединила руки, выбывает из игры.

«Буксир». Дети становятся парами. Первые номера, встав на финише лицом к партнеру без лыж буксирует второй номер на лыжах (второй – в приседе) до финиша за канат.

«Эстафета-биатлон». Прокладываются две трассы с препятствиями- ворота, «змейка». Эстафета – дети бегут по очереди на лыжах, преодолевая препятствия с теннисным мячом, добежав до финиша – метают мяч в мишень – расстояние 3 метра, оббегают мишень, подбирают мяч и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая не только пробежала «чисто» трассу , но и набрала большее количество очков в попадании мячом в мишень.

«Охотники и лисы». Дети делятся на две группы – лисы и охотники. Лисы стартуют первыми и дав им фору в 100-150 метров вслед за ними выходит команда охотников. Задача охотников- нагнать как можно больше лис.

«Веер», «Снежинки». Учить повороты на месте.

«Сороконожки». Закреплять навык скольжения в колонне.

«Одноножка» Скользить на одной лыже, обучая отталкиваться ногой.

«Не упади» Закреплять навык спуска.

«Следопыт». Закреплять навык передвижения на лыжах в медленном темпе.

«Ворота» «Лабиринт» «Пройди через лабиринт» Совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.

«Салки на лыжах» Развивать скоростно-силовые качества.

«Трамвай». Закреплять пространственные ориентировки.

«Идите за мной» Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.

«Через препятствие» Закреплять навык передвижения на лыжах по неровной поверхности.

«Лисы и охотники» Развивать скоростно-силовые качества.

Профилактика травматизма

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о на лыжах позволит избежать травм. Также необходимо учитывать общую физическую подготовленность детей. Укрепление стопы и голеностопа. Индивидуальные особенности ребенка играют немаловажную роль. Необходимо обратить внимание на рабочую площадку.

Большое внимание требует одежда и обувь детей, необходимо, чтобы все дети имели рукавицы.

Соблюдение медотводов от занятий. Ну и конечно необходимо обучить детей падению на лыжах на бочок в группировке.

Итоги работы по обучению ходьбе на лыжах:

Дети овладели таким специфическим ощущением для ходьбы на лыжах как «чувство лыж», и «чувство снега». Освоили скользящий шаг и ступающий ход. Научились поворотам на месте и в движении. Усвоили подъемы и спуски с небольшого склона. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку, а также воспитание волевых качеств. Поэтому дети не только закалились и окрепли, но и приобрели такие волевые качества, как выдержку и стойкость, желание добиться поставленной цели.