Здоровье сберегающие технологии на уроках ритмики и хореографии: выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла


Автор: Елизавета Сергеевна Шайхисламова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель ритмики


Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности. Поэтому своё внимание я хочу остановить на компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования:

1. Ритмотерапия 2. Музыкотерапия 3. Терапия творчеством 4. Фольклорная арттерапия 5. Улыбкотерапия 6. Сказкотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. В зависимости от дня недели, в который проходит урок ритмики, я подбираю музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также несет определённый терапевтический эффект.

Музыкально-ритмические упражнения.

    1. «Прогулка по сказочному лесу».
    2. «Праздничный марш».
    3. «Порхающая бабочка»
    4. «Зеркало» (в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
    5. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
    6. «Вечное движение». Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение.
    7. «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно произносится команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.

Ритмические упражнения

  1. 1.«Ритмическое эхо». Учитель предлагает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
  2. Ритмизация собственных имён и фамилий.
  3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
  4. Ритмизация движений различных животных.
  5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.«Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).

Музыкотерапия

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент я делаю на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Поэтому я часто использую классическую музыку в целях музыкальной терапии.

    1. Игра на воображаемых инструментах.
    2. Создание самых различных образов («Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского –плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «камаринскаая», « Калинка» – притопы, прихлопы, полуприсядка).
    3. Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.

Фольклорная терапия

Русский фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках ритмики предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно-творческая. Работу провожу с учётом возрастных особенностей школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Задание «Разыграй песню» предлагаю учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как под наши ворота» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.

Терапия творчеством

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

На обобщающем уроке любой четверти я осуществляю постановку музыкальной сказки («Теремок», «Репка», «Колобок» и т.д), подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.

Улыбкотерапия

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Всё это даёт психотерапевтический эффект:

• Эмоциональную разрядку

• Снятие умственной перегрузки

• Снижение нервно- психического напряжения

• Восстановления положительного энергетического тонуса

Способствует формированию навыков здорового образа жизни.

Направление данной работы находит своё продолжение в деятельности школьного танцевального коллектива «Школьные годы».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 7 =