Автор: Бэлла Исрафиловна Кравченко, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»
Известно, что во второй половине XX и в начале XXI века, огромное значение приобретает создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала учащихся. В связи с этим, предполагается не просто «научение» учащихся определенным видам деятельности, а формирование у них потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями, навыками и их использовании в различных ситуациях жизнедеятельности. А это, в свою очередь, явилось причиной того, что одним из наиболее значимых направлений модернизации современного процесса обучения становится внедрение технологического подхода.
Следует отметить, что в высшей школе на протяжении веков традиционно доминировала сначала лекционная, а затем лекционно-практическая методика обучения, характерными элементами которой являются:
— лекция как основная форма передачи большого объема систематизированной информации, которая должна быть ориентировочной основой для самостоятельной работы студентов;
— семинарско-практические занятия — форма организации, углубление, расширение, закрепления учебного материала, использование его на практике и для контроля знаний, полученных на лекции и в процессе с самостоятельной работы
— основой обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента;
— учебная группа — форма организации студентов, постоянный состав которой сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе;
— учебный год, обычно делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;
— завершается обучение в высшем учебном заведении государственными экзаменами, и (или) защитой дипломной (выпускной) работы Традиционная система обучения более или менее удовлетворяла общественные потребности, однако конец ХХ — начало XXI века ознаменовались революционными социально-экономическими, информационными изменениями, которые требовали кардинальных изменений в образовательном среде.
Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии. , Мы полагаем, что сравнительный анализ позволит выделить как положительные, так и отрицательные стороны технологий, используемых в разные исторические периоды, а, значит, поможет педагогам более осознанно подходить к проблеме их выбора.
Для проведения анализа традиционных и инновационных педагогических технологий определим само понятие «педагогическая технология».
Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Мы, в свою очередь, придерживаемся точки зрения, согласно которой, педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели .
Теперь обратимся к пониманию дефиниций «традиционная педагогическая технология» и «инновационная педагогическая технология».
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях .
Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностические направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.
Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:
1. Краткая характеристика технологии;
2. Составные элементы технологии;
3. эффективность использования технологии.
Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.
Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .
Формирующая технология
(традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)
1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.
2. Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.
3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.
Обобщенная технология развивающего обучения
1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.
2. Составные элементы этой технологии –
1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности);
2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения;
3) рефлексивная деятельность учащихся;
4) активно-деятельностная позиция школьника;
5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.
3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.
Проектная технология (метод проектов)
1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы:
1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»);
2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования;
3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование;
4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем;
5) Осуществление проекта;
6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем;
7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.
3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.
Игровые технологии
1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.
2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно -деятельностные, инновационные игры .
3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.
Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.
Технология «Дебаты»
1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.
2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.
3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.
Технология «Кейс-стади»
1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.
2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.
3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.
Технология проблемного обучения
1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.
2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций:
учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему;
педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон;
ставит конкретнее вопросы и др.
К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.
3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.
Технология «Портфолио»
1. «Портфолио» – это технология аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.
2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.
3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.
Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.
Технология коммуникативного обучения
Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.
Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный.
Технология проблемно-поискового обучения
Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.
Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.
Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение.
Традиционные педагогические технологии характеризуются:
— ориентацией на научность в изложении материала;
— организационной четкостью педагогического процесса;
— упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);
— учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);
— ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;
— постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.
При этом:
— шаблонное построение уроков;
— отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;
— трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;
— уравнительный подход ко всем школьникам;
— организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;
— субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;
— ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:
— обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
— обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;
— меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;
— формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;
— обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;
— являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;
— ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.
Следовательно, современные педагогические технологии, на наш взгляд, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.
Сравнительные особенности традиционного и инновационного обучения.
Две педагогики, две модели учебно-воспитательного процесса.
Параметры сравнения | «Знаниевая» педагогика | «Способностнная» педагогика |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты — проекты. |
Интегральная характеристика | «Школа памяти» | «Школа развития» |
Преобладающий тип и характер взаимоотношений | Субъект — объектный | Субъект — субъектный |
Девиз педагога | «Делай как я» | «Я вместе с тобой», «Не навреди» |
Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность, монологичность, закрытость | Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные | Групповые, коллективные |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные | Проблемные: Проблемного изложения;частично-поисковый, эвристический; исследовательский,рефлексивный |
Ведущий принцип | «Продавливание» | «Выращивание» |
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий, проблемный |
«Формула обучения» | Знания — репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность — рефлексия — знания |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний | Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
Как видно из таблицы инновационные технологии отличаются от традиционных прежде всего местом и ролью основных участников учебного процесса — преподавателя и студентов, их взаимоотношениями, характером и содержанием образовательной деятельности. И если в традиционном обучении ярко выражена подсистема «субъект — объект», в которой только преподаватель играет роль субъекта, который определяет содержание, методы обучения и стиль взаимоотношений, то в инновационном учебном процессе исчезает жесткое распределение ролей между преподавателем и студентом. Студент в этом варианте превращается в важный образовательный субъект, активно приобщаясь к активному общению с преподавателем и использованием знаний, полученных в процессе самостоятельной работы с различными источниками информации. Направленность на субъект — субъектную, диалогическую взаимодействие закономерно приводит к необходимости реализовать учебно-воспитательный процесс, как через традиционные, так и через инновационные формы в их гармоничном сочетании.