Автор:  Т. В. Недоимкина,  учитель литературы МБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка

Цели урока:

9 класс

  • познакомить с фактами биографии А.А.Ахматовой;

  • помочь учащимся приобщиться к поэзии Ахматовой и заинтересоваться её творчеством и судьбой.

11 класс

  • познакомить с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием» и трагическим периодом её жизни лет сталинских репрессий;

  • проанализировать поэму «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосье»: голос матери, голос поэта и голос историка;

  • создать условия для

    1. развития навыка выразительного чтения наизусть и анализа поэтического произведения;

    2. отработки умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Раздаточный материал

1. Терминологический словарь к поэме:

  • Реквием – заупокойная месса, католическое богослужение по умершим. Начальная фраза латинского текста: «Вечный покой даруй им, Господи».

  • Чёрные Маруси – так в народе в годы репрессий назывались машины, в которых увозили арестованных.

  • Божница – полка с иконами (было распространено в домах верующих).

  • Стрелецкие жёнки – жёны стрельцов, выступивших против царя Ивана Грозного и позже им казнённых.

  • Царскосельская грешница – здесь Ахматова о себе (Царское Село – место жительства поэта до революции, сюда Анна Андреевна приезжала в тяжёлые для себя мгновения жизни черпать новые силы).

  • Кресты – тюрьма в Санкт-Петербурге. В сталинскую эпоху в ней содержались репрессивные осуждённые ленинградцы.

  • Клинопись – алфавит, представляющий собой сочетания клиновидных чёрточек, высекавшихся на камне (употреблялась древними народами: персами, ассирийцами и т.д.)

2. Схема композиции поэмы «Реквием»

 

Пролог

 

Сюжетный центр

 

Эпилог

№ стих.

I

I I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

I I

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34

— голос поэта
голос матери
— голос историка

Ход урока

Перед уроком звучит запись музыки «Немецкий реквием» И. Брамса. Звенит звонок, учащиеся рассаживаются на места.

Звучат слова – высказывания:

  1. Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда, неизменно причитанием. (О.Мандельштам)

  2. Большинство её стихотворений – выдержки из монологов, в которых развивается драма её героини. ( В. Виноградов)

  3. Как у всякого великого поэта – лирика, её поэзия автобиографична. Мы встречаем в ней отзвуки всех этапов её жизни… и вместе с тем предельно точные отражения её эпохи. (Г.Фридлендер)

  4. образ женщины – героини её лирики не всегда можно свести к одному лицу… Это не только человек конкретной судьбы и биографии, это носитель бесконечного множества биографий и судеб. (Н.Скатов)

Учитель: И лесть и клевета –

какие это крохи,
В сравненье с бременем
святого ремесла,
Для той, что на ветру
трагической эпохи
Честь наших русских муз
так высоко несла.

— Так писал об Анне Андреевне Ахматовой 1 июля 1966 года Николай Рыленков.

Ученик (читает последнее высказывание): Анна Ахматова находилась на вершине гуманистической культуры – и русской и мировой. (Ю. Карякин)

Учитель: …Имя Анны Ахматовой… — одно из немногих имён русской поэзии 20 века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и перемены этих годов, способны были безвозвратно предать забвению этот негромко с большими перерывами звучавший лирический голос. А сама Ахматова говорила: «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, я – отраженье вашего лица».

Звучит рассказ о поэте (его ведёт ученица).

Ученик читает стихотворение А. Ахматовой.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

(Рассказ о поэте продолжается).

Учитель: Продолжая традиции поэтов 19 века: Пушкина, Лермонтова, Некрасова – Ахматова не может оставаться безучастной к судьбе своего народа и России. Поэтому одной из основных тем её лирики становится тема патриотизма и гражданственности.

Ученик читает стихотворение Ахматовой.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Звучит музыка Генделя «Сарабанда».

Учитель: Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е годы явилось создание ею поэмы «Реквием», посвящённой годам «большого террора» — страданиям репрессивного народа.

Ученик (даётся историческая справка о создании поэмы).

Учитель: Многие критики давали свои оценки поэме Ахматовой. А.И.Солженицын, познакомившись с «Реквиемом», как-то сказал Анне Андреевне: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына». Познакомившись с поэмой, вы должны будете ответить на вопрос: «Согласны ли с мнением Солженицына?» Итак, обратимся к поэме.

Какие голоса слышны в «Реквиеме»? (Учащиеся обращают внимание на схему композиции).

Какой первый голос звучит?

-Давайте обратимся к голосу поэта. (Зажигается 1-ая свеча.)

Выступление 1-ой группы (анализ голоса поэта).

Учитель (вопрос классу): В чём видит Ахматова задачу поэта? (Класс отвечает).

Учитель: Снова обратимся к схеме композиции.

— Какой образ является центральным, главным? (Класс отвечает).

(Зажигается 2-ая свеча.)

Ученица читает строки из поэмы.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Выступление 2-ой группы (анализ голоса матери).

(Выступление прерывается стихотворением из поэмы).

Ты всё равно придёшь – зачем же не теперь?
Я жду тебя – мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль гирькой подкрадись, как опытный бандит,Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой, —
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне всё равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

(Выступление группы продолжается).

Ученица читает «Приговор» из поэмы.

И упало каменное слово
На мою ещё живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то…Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

(Выступление группы продолжается). Здесь же читается отрывок из поэмы (10-ая глава):

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в чёрную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

Учитель: Матери в подобных ситуациях ведут себя по-разному. Одни плачутся, другие – обвиняют всех и вся. А это какая мать? Что даёт ей силы выстоять и не сломаться? (Ответы учащихся).

Учитель: Снова обратимся к схеме композиции.

— Голос какого образа завершает поэму?

(Зажигается 3-я свеча).

Выступление 3-ей группы.

Заканчивается выступление чтением «Эпилога».

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Учитель: А теперь, подводя итог, ответьте на главный вопрос урока: «Согласны ли вы с мнением А.И.Солженицына, который сказал: «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»? (Ученики высказывают свои точки зрения.)

Общий вывод по уроку (слово учителя)

С Солженицыным согласиться нельзя. Поэма обращена к тем, кто сажал, и к тем, кто сидел, к тем, кто мучил, и к тем, кого мучили. И в этом смысле поэма Ахматовой – произведение народное. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка, — в конце поэмы сливаются с голосами целого поколения, всего народа. А автобиографические эпизоды жизни самой Ахматовой помогают увидеть картины народной трагедии более личными и проникновенными.

Звучат заключительные высказывания о поэме:

  1. «Реквием» Ахматовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Мы всё время слышим разные голоса – то простой русской бабы, то вдруг – поэтессы, то перед нами Мария. (И.Бродский.)

  2. Звучит «Реквием» как эпопея, месса, выглядит как собор…(З.Л.Озеров.)

Звучит снова музыка, на её фоне заключительные слова учителя.

Учитель: Страдалица, печальница… Анна Ахматова обессмертила в поэтических словах жизнь сердца, раненого тоской, душевной болью и безысходностью. Палаческий век отмерил ей мук на тысячу страдалиц. Она приняла это с достоинством, терпела, но не сдалась и осталась в памяти не заурядной жертвой власти, а Божией милостью поэтом, говорившим от имени народа.

(Свечи гасятся, музыка делается громче).

В заключение урока объявляются и комментируются оценки, выражается благодарность всем участникам.