Пояснительная записка
Подготовка к ЕГЭ — важный этап в жизни школьника. Одним из самых выбираемых предметов для сдачи ЕГЭ является обществознание.
Цель программы: обеспечение качественной подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию.
Задачи: —
- cистематизировать и обобщить знания по курсу обществознания
- углубить знания по обществознанию
- познакомить с различными видами заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов при проведении ЕГЭ
Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию. Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
- задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и состоит из двух частей – теоретическая и практическая. Теоретическая часть состоит из следующих разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Право». Из раздела «Право» будут рассмотрены только те темы, которые изучались в 10 классе.
Такие разделы обществознания как «Социальные отношения», «Политика» и большая часть раздела «Право» изучаются на уроках в 11 классе, поэтому рассматривать теорию в рамках курса по этим разделам нецелесообразно. Также при проведении теоретических занятий, следует предусмотреть небольшой опрос на каждом занятии по вопросам рассмотренных тем на предыдущих занятиях.
Практическая часть предусматривает отработку разных видов заданий по всем разделам курса обществознания.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины и её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значимость для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы 21 века. (глобальные проблемы).
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Правоохранительные органы. Судебная система.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинноследственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
Теоретическая часть | ||
Раздел 1. Человек и общество | ||
1 | Природное и общественное в человеке. | 1 |
2 | Мировоззрение, его виды и формы | 1 |
3 | Виды знаний | 1 |
4 | Понятие истины и её критерии | 1 |
5 | Мышление и деятельность. | 1 |
6 | Потребности и интересы | 1 |
7 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. | 1 |
8 | Системное строение общества. | 1 |
9 | Основные институты общества | 1 |
10 | Понятие культуры, её формы и разновидности | 1 |
11 | Наука. | 1 |
12 | Образование. Религия. Искусство. Мораль. | 1 |
13 | Религия | 1 |
14 | Искусство | 1 |
15 | Мораль | 1 |
16 | Общественный прогресс. | 1 |
17 | Типы обществ. | 1 |
18 | Глобальные проблемы | 1 |
Раздел 2. Экономика | ||
19 | Экономика и экономическая наука. | 1 |
20 | Факторы производства и факторные доходы | 1 |
21 | Экономические системы. | 1 |
22 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение | 1 |
23 | Постоянные и переменные затраты. | 1 |
24 | Финансовые институты. Банковская система. | 1 |
25 | Основные источники финансирования бизнеса | 1 |
26 | Ценные бумаги. | 1 |
27 | Рынок труда. Безработица. | 1 |
28 | Виды, причины и последствия инфляции | 1 |
29 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. | 1 |
30 | Роль государства в экономике | 1 |
31 | Налоги | 1 |
32 | Государственный бюджет | 1 |
33 | Мировая экономика. | 1 |
34 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | 1 |
Раздел 3.Право | ||
35 | Система российского права. Законотворческий процесс. Виды юридической ответственности. Законодательство о выборах | 1 |
36 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Гражданство. Воинская обязанность, альтернативная служба. Правоохранительные органы. Судебная система. | 1 |
Практическая часть | ||
37-38 | Отработка заданий 1 части демоверсий КИМ (№1- 20) | 2 |
39-40 | Отработка заданий 2 части демоверсий КИМ (№21- 24) | 2 |
41-42 | Отработка заданий на умение самостоятельно раскрывать смысл обществоведческого понятия (№25) | 2 |
43-44 | Отработка заданий на умение конкретизировать примера изученные теоретические положения и понятия общественных наук (№26) | 2 |
45-46 | Отработка заданий на умение решать познавательные задачи (№27) | 2 |
47-48 | Отработка заданий на составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. | 2 |
49-50 | Отработка умений написания мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем | 2 |
51-52 | Отработка заданий 1 части демоверсий КИМ (№1- 20) | 2 |
53-54 | Отработка заданий 2 части демоверсий КИМ (№21- 24) | 2 |
55-56 | Отработка заданий на умение самостоятельно раскрывать смысл обществоведческого понятия (№25) | 2 |
57-58 | Отработка заданий на умение конкретизировать примера изученные теоретические положения и понятия общественных наук (№26) | 2 |
59-60 | Отработка заданий на умение решать познавательные задачи (№27) | 2 |
61-62 | Отработка заданий на составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. | 2 |
63-64 | Отработка умений написания мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. | 2 |
67-70 | Разбор индивидуальных заданий по вопросам учащихся. | 3 |
Используемая литература:
- 1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Изд.-Аст:Москва, 2017
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 10 класс: профильный уровень. М.: Изд.-«Просвещение», 2015
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 11 класс: профильный уровень. М.: Изд.-«Просвещение», 2015
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание,10 класс: базовый уровень. М.: Изд.-«Просвещение», 2010
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание,11 класс: базовый уровень. М.: Изд.-«Просвещение», 2010
- Боголюбов Л.Н. и др. Право,10 класс. М.: Изд.-«Просвещение», 2012
- Боголюбов Л.Н. и др. Право,11 класс. М.: Изд.-«Просвещение», 2012
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Изд.- «Экзамен», 2016
- Чернышева О.А. ЕГЭ. Обществознание. Сложный план развёрнутого ответа. Ростов н/Д. Изд: Легион,2018.
- Чернышева О.А. ЕГЭ. Обществознание. Учимся писать мини-сочинение: тетрадь-тренажёр. Ростов н/Д. Изд: Легион,2018.