Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников»


Автор: Ольга Владимировна Козликина
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: учитель – логопед


Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».

Цель:

  1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребенка.
  2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной и мимической выразительности речи у детей дошкольного возраста.
  3. Распространение логопедических знаний среди воспитателей.

«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко

Большое значение в построении логопедической работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:

  • Мелодики (повышении и понижение голоса в начале, середине и конце фразы). Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:

«Вчера я была в магазине. Там купила кабачки, помидоры, огурцы. Это овощи». (Утверждение, тон голоса понижается). После паузы можно спросить у детей: «Почему вы мне ничего не ответили?» предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» — «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила бананы и апельсины. Это фрукты?» — «Да, конечно!» — «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Скорее всего дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины «голос повышается», «голос понижается»).

  • Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз). При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы): «Черепаха», «Ракета».

В качестве игрового материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

  • Ритм (чередование ударных слогов). Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.)

  • Тембр (эмоциональная окраска голоса). Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц, в качестве речевого материала – тексты и фразы.

  • Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). Работа начинается со знакомства с этим понятием. Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленно (растянуто) остальных слов в предложении.

Например, педагог произносит фразу «Воробьи клюют крошки». И организует ее анализ:

— Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.

— Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?

— Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?

При затруднении детям можно задать наводящие вопросы.

Интонационной выразительности речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности при подготовке к выступлениям на праздниках.

При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания. Научив ребенка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Я предлагаю вам 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

  1. «Ныряльщики» вдох ртом, выдох носом.
  2. «Больной тяжело дышит» вдох ртом, выдох ртом.
  3. «Кто лучше надует игрушку» вдох носом, выдох ртом.
  4. «Доктор слушает больного» вдох носом, выдох носом.

Рифмой – называется созвучие окончаний стихотворных строк.

Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), способствуют обогащению словарного запаса, развивают память, внимание.

Использован материал из книги В. Волиной «Игры в рифмы»

Давайте и с вами поиграем- слова мы подберем
У стола стоит Алешка
Он раскладывает…(ложки)
Помогает Милочка
Всем кладет по… (вилочке)
Маленькая Эллочка
Принесла…(тарелочки)
И ставит с Наташкой
К этим блюдцам…(чашки)
Возле них Аленка
Сыпет соль в…(салонки)
В кухне варит Юля
Вкусный суп в…(кастрюле)
Жарит ловко на огне
Блинчики в…(сковороде)
Помогает ей Иришка
От кастрюли держит…(крышку)

Старший брат Егорка
Трет морковь на…(терке)
Не спеша принес Антон
Металлический…(бидон)
И своим любимым кискам
Молоко разлил по…(мискам)
Павлик тут же подбежал
-Ой! И мне налей в…(бокал)
Подошла Маринка: «Слей остатки в …(крынку)
Пусть родители попьют
Молочка, когда придут!

 

Игры – упражнения на развитие интонационной выразительности, проведенные с воспитателями.

Мимика.

Мимический кубик. Изображение педагогами с помощью мимики эмоционального состояния, схематически представленного на выпавшей грани кубика. Далее нужно рассказать стихотворение с соответствующей интонацией.

Мелодика.

Восклицательный знак. Показ графически изображенного восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:

Чудак – восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Затем произносится текст, а педагоги, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

«На опушке».

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. До чего же хороши ромашки!

Вопрос – ответ. Карточки с изображением точки и вопросительного знака – по количеству педагогов.

Педагоги встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда произносится фраза – вопрос, шаг вперед делают педагоги с карточками вопросительного знака, когда фраза – утверждение, — педагоги с каточками точки.

Тебр.

Кто боится прививки? Предметные картинки с изображением людей и животных.

Предметные картинки выкладывают перед педагогами. Произносится фраза: «Я прививок не боюсь, если надо — уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Педагоги по голосу определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?»

Темп.

Осенние листочки. Красные («медленно»), синие («умеренно») и зеленые («быстро») символы.

Педагогам, сидящим за столом предлагают выложить перед собой символы в той последовательности, в какой меняется темп речи при чтении стихотворения.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Таким образом, речь педагога приобретает особое значение в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка – образец принятого употреблении языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец – декламатор, а заинтересованный очевидец. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.