Уроки литературного чтения. Тема: Звуки [з], [з,]. Буквы З, з.


Автор: Ольга Михайловна Усова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность: учитель начальных классов


Цель: ознакомление с парными ( по твердости-мягкости) согласными звуками [з], [з,] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме

Задачи: научить читать слова в три и более слогов, читать предложения с разным количеством слов переходя в плавное и интонационное чтение словосочетаний, пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты

Познавательные УУД: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические — классифицируют слова – названия предметов, слова- признаки и слова – действия; сравнивают содержание текста и иллюстрации к нему.

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, участвуют в коллективной и парной работе

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

работаем старательно, слушаем внимательно.

Мы гостей сегодня ждали и с волнением встречали.

На судите очень строго, ведь учились мы немного

«В добрый день и в добрый час

Очень рады видеть вас!»

Проговаривают за учителем

Регулятивные:волевая саморегуляция

  1. Подготовка к чтению

Цель: освоение чтения слов со стечением 2-3 согласных в начале слова

С. 74 № 4 Читальный зал

  1. Читаем вместе (глазами следим, пальцем ведем по строке)

  2. Читаем самостоятельно шепотом

  3. Читаем в быстром темпе

вывод: речевой аппарат подготовлен к чтению многосложных слов

Дыхательные упражнения

Вдох- выдох

1.Читают вместе (глазами следят, пальцем ведут по строке)

2.Читают самостоятельно шепотом

3.Читают хором в быстром темпе

 
  1. Постановка учебной задачи

2.Определение задач урока

— Откройте стр букваря 70

— рассмотрите внимательно страницу

— что вы видите?

— чему будем учиться?

Рассматривают задания на странице

— столбики слов, текст, рисунки и пословица

— познакомимся с новыми звуками и буквами

— будем читать слова и текст

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3. Организация работы по открытию нового знания

Букварь стр 70

Цель: выделение звука —

Обозначение буквой

  1. Наблюдение. Выделение звука

Задание:

— Назовите предмет слева

— Предмет справа

— С какого звука начинаются слова?

— Сделали вдох и на выдохе произносим звук [з]

-Какой это звук?

— Закроем ушки ,слушаем и произносим [з]

-Каким цветом обозначим на схеме?

вывод: познакомились со звуком [з]

-какого цвета листья у подсолнуха?

— какой первый звук?

-Каким цветом обозначим на схеме?

Вывод: познакомились с мягким согласным

Зонт

Звезда

Со звука [з]

Произносим

Согласный, встречает на своем пути препятствия

Согласный звонкий, твердый

Твердый – синий

 

зеленые

,] мягкий согласный

мягкий согласный

 
 

Задания:

— Назовите сказку, изображенную в центре рисунка

— Назовите слова, где есть новый звук

— Где стоит звук и какой он?

Вывод: закрепили изученный звук

«Лиса, заяц и петух»

Заяц

Первый, твердый

 

Цель: ознакомление с буквой

Картинка с буквой З

  1. Знакомство с буквами

Задание:

— Какой буквой обозначается звук [з] ?

— Рассмотрите букву З печатную и письменную. Сравните. Большую и маленькую

— Найдите ее в алфавите

— На что похожа буква З?

— выложите букву из шнурочка

Вывод: познакомились с буквами

Буквой Зз

Рассматривают

сравнивают

Ищут в алфавите

Высказывают свои предположения

выкладывают з

 

Цель: совершенствование техники чтения

Физминутка

— Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу

улыбнулись.

Цель: учить читать словосочетаниями

На доске:

Ходили в зоопарк

Зубастый крокодил

Грозный тигр

Мартышки ловко лазили

Визжали от восторга

Толстый носорог

Мы любим наш зоопарк!

  1. Чтение столбиков

Задание:

— Читаем хором столбики

— читаем самостоятельно шепотом

— читаем 2 столбик «как ручеек» быстро

Задание:

— найди и назови общую часть в словах

Вывод: одинаковые части пишутся одинаково

Задание:

— читаем 3 столбик вслух хором

— читаем на выдохе все слова сразу

Задание:

— найди и назови общую часть в словах

Вывод: одинаковые части пишутся одинаково

Задание:

— читаем 4 столбик вполголоса самостоятельно

— читаем хором вслух

— читаем за учителем вслух

— найди и назови общую часть в словах

— читаем задание

— что она означает в переводе?

Вывод: зоо — животное

Вывод: слова имеют общую часть

Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.

слонята, лисята, зайчата, жирафы

4. Работа с текстом

Задание:

— прочитайте заглавие

О чём пойдёт речь в рассказе?

— Читаем текст вслух хором

— жужжащее чтение — самостоятельно

чтение по предложениям

— читаем первое предложение

— Куда и с кем мы ходили?

— Когда мы ходили в зоопарк?

— Какая главная мысль этого абзаца?

Вывод: главная мысль: мы были в зоопарке

— Сколько предложений во 2 части?

— читает Полина –все следят пальчиком по строке

— Кто спал у воды?

— Какой крокодил?

— какая главная мысль предложения?

Вывод: главная мысль: Зубастый крокодил спал у воды

— Что делал тигр?

— Какой тигр?

— какая главная мысль предложения?

Вывод: главная мысль: Грозный тигр ласково играл с малышами

Чтение 3 части

— читает Ваня – класс следит пальчиком по строке

— Кто лазал по канатам?

— От чего визжали мартышки?

— какая главная мысль предложения?

Вывод: главная мысль: Мартышки ловкие

Читаем 4 часть

— читает Артур – все следят глазами по строке

-Кто бродил у изгороди?

— какой носорог?

-Что он показывал?

— какая главная мысль предложения?

Вывод: главная мысль: Носорог толстый и у него рог

Читаем 5 часть

-Какая же главная мысль всего рассказа?

— найдите предложение и читаем вместе хором

5.Пересказ текста по опорным словам

Вывод: научились читать словосочетания, выделять главное в каждой части, главную мысль текста.

зэ зима

зи зимний

жи зимовал

морозы зоопарк

морозный зоосад заморозил зоомагазин

— зим

— мороз

— зоо

Выполняют упражнения

Приседают

хлопают

Зоопарк

О животных

читаем хором

мы были в зоопарке

2

крокодил спал у воды

Зубастый крокодил

Зубастый крокодил спал у воды

Тигр ласково играл с малышами

Грозный тигр

Грозный тигр ласково играл с малышами

Мартышки лазили по канатам

Мартышки визжали от восторга

Мартышки ловкие

Носорог бродил у изгороди

Толстый носорог

Показывал свой рог

Носорог толстый и у него рог

Мы любим наш зоопарк!

Коммуникативные: участвуют в коллективной и парной работе

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 
  1. ВНЗ

Цель: расширение словарного запаса

Работа с иллюстрацией

Задание:

— назовите животных

— а как по другому их можно назвать? Обратите внимание на таблички -помощницы

Вывод: расширили словарный запас

Работа с пословицей.

Задание:

— Читаем хором

-с какой буквы начинается пословица?

— какая буква написана на бересте?

— чем похожи и чем отличаются современная буква З и старый шрифт?

— в какой ситуации уместно применение этой пословицы?

Рассматривают иллюстрацию

Крокодил, бегемот

Аллигатор, гиппопотам

Читаем

З

З – написанная старым русским шрифтом

Высказывают свое мнение

Высказывают свое мнение

Познавательные: сравнивают содержание текста и иллюстрации к нему.

Работа в тетради с 34 № 1

Выполняем задания

Работают самостоятельно Самопроверка

 

Рефлексия

Оценка результата работы на уроке

— чему я научился на уроке?

Отвечают на вопрос