Содержимое
Общие положения
Вопросы, связанные с предупреждением травли детей сверстниками, очень актуальны как в Российской Федерации, так и во всем мире. По оценкам ЮНЕСКО, например, каждый третий ученик во всем мире сталкивается с различными формами насилия и травли со стороны своих одноклассников. При этом 40 % пострадавших детей никому об этом не рассказывали. Каждый третий школьник в промышленно развитых странах признает, что сам неоднократно участвовал в травле своих сверстников. Девять из десяти детей считают, что травля — это большая проблема, две трети сами подвергались издевательствам. При этом лишь треть рассказали об этом друзьям или родителям, поскольку считают это явление «неизбежным злом».
На сегодняшний день данное явление не только продолжает существовать в школах, иных образовательных учреждениях, но и приобретает новые виды и формы, такие как, например, кибербуллинг. Профилактика и пресечение случаев травли в школьном коллективе являются одной из первостепенных задач, поскольку буллинг может привести к серьезным негативным последствиям. Эта проблема повышает риск суицида, усиливает агрессию и насилие, снижает успеваемость и вызывает эмоциональные и невротические проблемы. В отношении учеников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью является серьёзным препятствием для успешного внедрения инклюзивного образования.
В связи с масштабным распространением буллинга возникает необходимость, глубокого анализа этого явления, разработки стратегий коррекции и главное – его профилактики.
Настоящие методические рекомендации направлены выявление, устранение и профилактику буллинга, в общеобразовательных организациях и на повышение компетентности руководителей и педагогов образовательных организаций, родителей обучающихся и специалистов.
1. Понятие буллинга
Создание и поддержание безопасной среды в российских образовательных учреждениях является актуальной задачей, закреплённой в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная организация должна обеспечивать безопасность учащихся, создавая среду, способствующую сохранению здоровья и укреплению благополучия всех участников образовательного процесса.
Одним из вариантов трудной жизненной ситуации, небезопасной среды выступает феномен буллинга.
Термин буллинг используется в специальной литературе наиболее часто, как более широкий и охватывающий разные случаи травли, считается, что он полнее всего отражает суть явления.
Д. Лейн ассоциирует этот термин с травлей и говорит, что буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
И. Кон определяет буллинг как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Е. Ильин дает буллингу следующее определение – длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.
И. Бердышев считает, что буллинг – сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек.
Таким образом, обобщенное определение буллинга в психолого-педагогической науке сводится к длительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, которое «происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание занять лидерскую позицию)».
Из анализа предложенных учеными определений можно выделить следующие особенности буллинга:
буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой, не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
-
буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
буллинг подрывает уверенность пострадавшего в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Необходимо подчеркнуть, что, буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее, он отличается следующими характеристиками:
буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора совершенно не сопоставимы по своему потенциалу;
типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции и он не может предпринимать необходимые действия в свою защиту.
Таким образом, конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной стороны другой.
Признаки, по которым можно распознать буллинг:
кого-то зажимают в углу помещения;
когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
один из учеников не выбирается другими (в изоляции);
весь класс смеется над одним и тем же учеником;
очень обидные прозвища;
по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
младшие школьники боятся зайти в туалет;
школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и т.п.
Кстати, повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии
2. Основные виды и формы буллинга
Такое явление как буллинг имеет много «лиц»: видов и форм.
Эмоциональное насилие — насмешки, присвоение кличек, обзывание, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. С ребенком отказываются играть, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
Физическое насилие — избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники.
Сексуальное насилие, совращение — использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, получения выгоды. К сексуальному совращению относятся также вовлечение в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает.
Экономическое насилие — использование денег для контролирования другого лица. В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву могут принуждать к воровству имущества.
Существуют разновидности буллинга: моббинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе. Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, – «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
По сути моббинг и буллинг схожие понятия – это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) – неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений. Хейзинг встречается и в обычных образовательных организациях. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля – это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет — травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет — травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Необходимо отметить, что различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, дают обидные прозвища, портят его вещи или отбирают деньги, заставляют делать что-то, чего ребенок делать не хочет и косвенную – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»).
3. Виды и формы профилактических мероприятий по предупреждению травли (буллинга)
При возникновении травли в детском (подростковом) коллективе образуется буллинг-структура.
Роли участников ситуации травли (буллинга) не жестко закреплены и способны меняться от ситуации к ситуации и от сообщества к сообществу. Однако исследователи часто говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей. Участники буллинга часто обладают характерными личностными и поведенческими чертами. На жертву влияют абсолютно все участники травли, даже равнодушные. Жертва понимает, что они все видят, но проявляют безразличие и не приходят на помощь, аналогично со всеми участниками травли.
Жертвы травли, как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва травли — замкнутый ребенок с поведенческими нарушениями, негативными убеждениями о самом себе и социальными сложностями. Эти особенности могут быть как следствиями травли, так и ее предпосылками — «сигналами» другим детям о том, что ребенка легко сделать жертвой. В группу риска попадают дети, для которых характерны:
физические недостатки — с плохими зрением, слухом, с нарушениями движений (например, при ДЦП), т. е. те, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя;
особенности поведения — замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
особенности внешности — все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы (рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес и т. д.);
плохие социальные навыки — дети, у которых в силу недостаточного опыта общения и самовыражения не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия. Они смиряются с ситуацией как с неизбежностью и часто даже внутренне находят оправдание насильнику — «ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это»;
-
страх перед школой — он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее;
отсутствие опыта жизни в коллективе — домашние дети, у которых, как правило, нет навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, посещавших детский сад;
болезни — эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дискалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении — слабые способности детерминируют низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д
Для детей, ставших жертвами буллинга, характерно следующее: они могут притворяться больными, чтобы не ходить в школу; боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают; часто просят дать денег (не исключается воровство). Кроме того, в их поведении проявляются явные симптомы страха — нарушения сна и аппетита, ночной крик, энурез, заикание и нервный тик, нелюдимость и скрытность. Снижается качество учебы, исчезает интерес к любимым занятиям. У них часто можно наблюдать ссадины, синяки и другие травмы. Они молчаливы и не желают идти на разговор.
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Но если данные симптомы отмечаются постоянно, следует обратить на них особое внимание и установить причины, вызвавшие изменения в поведении ребенка.
Угнетенность жертвы и беззащитность перед обидчиком ведут к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть ребенка к суициду.
Агрессор (буллер), или преследователь. У агрессоров (преследователей) отмечается готовность применять насилие для самоутверждения и импульсивность; они легко испытывают фрустрацию, с трудом соблюдают правила, демонстрируют грубость и отсутствие сострадания к жертвам, агрессивны со взрослыми. Хотя эти дети могут казаться одиночками с дефицитом социальных навыков, это не так: они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус и хотя бы маленькую группу сообщников. Они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют детьми. Основными мотивами травли (буллинга) служат потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим и вознаграждение — материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус и т. п.). Вероятные сопряженные риски: низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление психоактивных веществ. Как правило, они не имеет социального навыка нести ответственность за свои поступки.
Типы агрессоров:
Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища.
Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
Последователи агрессора (буллера) — подражатели, помощники, которые применяют в травле прямую агрессию (вербальную, психологическую), равняются на лидера, удовлетворяя тем самым его жажду в насилии.
Одобряющие (могут быть активными и пассивными) — обязательно присутствуют при травле жертвы: снимают происходящее на камеру телефона, хлопают в ладоши, то есть демонстрируют заинтересованность в продолжении, они не так сильны духом, чтобы участвовать в травле. Равнодушные — это никак не оценивающие ситуацию дети, встречаются редко.
Активные защитники — это могут быть авторитетные представители группы, обладающие лидерскими качествами, у них развитая система ценностей и высокий эмоциональный интеллект, способны противостоять травле, защищать преследуемых, они редко становятся агрессорами и никогда — жертвами, без опасений неодобрения они могут даже привлечь к разрешению ситуации взрослых или старших сверстников.
Потенциальные защитники — пассивно не одобряют травлю, но из страха оказаться на месте жертвы бездействуют, они понимают, что чувствует жертва, и склонны поддерживать ее на начальных стадиях, если поблизости нет преследователя, могут переходить в ранг «вторичных» жертв или активных защитников.
Свидетели — их позицию занимает большинство участников ситуаций травли (буллинга). Практически все дети (но чем старше, тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь, хотя реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка и т. п.) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление или принятие стороны жертвы удерживают от дальнейшего насилия. Свидетели травли ощущают небезопасность среды, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и в то же время — желание присоединиться к агрессору. Если травля не прекращается, у свидетелей слабеет способность к эмпатии.
Основной способ выявления травли (буллинга) — наблюдение со стороны педагогического и родительского коллектива за поведением учеников. Успешнее всего сотрудниками образовательных учреждений выявляется внутренняя физическая травля (буллинг), так как она имеет конкретное выражение (в случае физической травли (буллинга) на объекте травли могут появляться синяки, ссадины и др.).
Внутренняя психологическая травля (буллинг) также хорошо различима опытным педагогом, так как издевки со стороны субъектов травли в отношении жертвы в какой-то момент становятся обыденностью, а «типичное» агрессивное поведение может реализовываться даже на глазах учителя, в том числе и во время уроков.
В поведении жертв травли (буллинга) могут проявляться следующие черты:
агрессивность ко взрослым и сверстникам;
отстраненность от взрослых и сверстников;
негативизм при обсуждении темы взаимоотношений со сверстниками;
напряженность и страх при появлении ровесников;
-
грусть, печаль и неустойчивое настроение в школе;
необоснованная обидчивость и раздражительность;
опоздания, нежелание или полный отказ посещать школу;
пребывание в школе в одиночестве (на переменах сидит один за партой, не общается практически ни с кем из школьного коллектива);
наблюдается снижение учебной мотивации и успеваемости; страдает психосоматическими заболеваниями, имеет постоянно плохое самочувствие, отмечаются частые головные боли и ряд других черт.
Данные черты не являются стопроцентными «индикаторами» травли (буллинга), однако могут стать своеобразными маркерами (особенно при сочетании нескольких признаков, а также в случае резкого изменения поведения ребенка).
Сложность для диагностики представляет внешняя травля (буллинг) (в том числе домашний буллинг, а также внешний кибербуллинг). Зачастую данные формы травли (буллинга) сопровождаются угрозами, направленными на объект травли, так, объект травли (буллинга) предупреждается о возможных неблагоприятных последствиях в случае распространения сведений о субъекте буллинга.
Ключевую роль при выявлении внешней травли (буллинга) со стороны третьих лиц играют родители/законные представители объекта травли, так как они могут распознать следующие признаки:
появление подозрительных переписок в социальных сетях/мессенджерах,
поведенческие изменения ребенка (скрытность, частое стремление уединиться, плаксивость и т. д.),
появление странных фотографий, излишняя увлеченность телефоном, стремление спрятать телефон.
При выявлении домашней травли (буллинга) помощь педагогу могут оказать друзья жертвы травли. Так, жертва травли (буллинга) может жаловаться друзьям на поведение родителей, друг объекта домашней травли (буллинга) может своими глазами, находясь в гостях у ребенка, видеть поведение родителей (представителей несовершеннолетнего). Также ярким внешним признаком домашней травли (буллинга) является нежелание ребенка идти домой (в связи, с чем все свободное время он проводит у друзей/на улице /в кружках).
Профилактическая работа по предупреждению травли (буллинга) в образовательном учреждении заключается в исполнении комплекса мероприятий для обучающихся, которые направлены на стабилизацию и гармонизацию межличностных отношений, формирование культуры продуктивного взаимодействия внутри учебного коллектива.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций травли (буллинга) является создание безопасной образовательной среды и минимизация внешних и внутренних факторов возникновения и распространения травли с целью оптимизации межличностных отношений и содействия успешной социализации каждого ребенка, а также правового просвещения обучающихся.
Основное требование к организации профилактической работы — это повышение осведомленности и вовлеченности в профилактику всех участников образовательного процесса, поскольку к ситуации травли (буллинга) имеют отношение все. Эффективность профилактики травли (буллинга) зависит от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер.
Профилактика буллинга в образовательном учреждении реализуется на следующих уровнях:
общешкольном;
групповом;
личностном.
На общешкольном уровне профилактика возникновения травли (буллинга) должна быть реализована через механизмы создания благоприятной и безопасной среды для развития и социализации обучающихся; оценки уровня психологического комфорта и безопасности среды образовательного учреждения; эффективной работы педагога-психолога, опирающегося в своей деятельности на восстановительные и здоровьесберегающие технологии; повышения компетентности педагогов и сотрудников образовательных учреждений, курирующих воспитательную работу с детьми и молодежью в вопросах профилактики травли (буллинга) и сплочения коллективов; обеспечения незамедлительного вмешательства сотрудников образовательного учреждения в ситуацию травли (буллинга).
На групповом уровне реализуются следующие направления профилактики: проведение тренинговых занятий, открытых лекций, вебинаров и кураторских часов с обучающимися с целью наиболее комфортной и эффективной социализации и интеграции в образовательную среду, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия, позволяющих проявлять активную жизненную позицию; реализация профилактических программ, направленных на снижение и устранение проявлений травли (буллинга).
На личностном уровне реализуются следующие направления профилактики: психокоррекционная работа с обучающимся, имеющими агрессивные, насильственные и асоциальные проявления; психокоррекционная работа с обучающимися, проявляющими виктимное поведение.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями по профилактике травли (буллинга) и социализации детей и подростков в образовательных учреждениях выступают:
диагностическое;
информационно-просветительское;
профилактическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
методическое.
4. Основные направления деятельности педагогов по профилактике травли (буллинга) в образовательных организациях
4.1. Диагностическое направление
Задача. Сбор и анализ информации об опыте, осведомленности о феномене травли (буллинга), об обучающихся; наблюдение за поведением учеников; психологическое тестирование.
Содержание. Диагностика межличностных отношений в целях выявления социального статуса и иерархической позиции обучающихся внутри группы. Выявление дисфункциональных отношений в группе, характеризующихся возникновением ситуативных конфликтов активного и агрессивного характера, ситуаций непосредственной активной травли. Диагностика деформации индивидуально-психологических характеристик жертвы и инициатора травли (буллинга). Безопасность образовательной среды
Формы реализации. Опрос; анкетирование; применение формализованных психолого-педагогических методик диагностики.
4.2. Коррекционно — развивающее направление
Задача. Развитие и совершенствование у обучающихся навыков саморегуляции, самоконтроля; обучение конструктивным действиям в конфликтных ситуациях; развитие коммуникативных навыков (эффективная коммуникация), помощь в определении и постановке жизненных целей
Содержание. Организация курса внеклассной (внеурочной) деятельности, направленного на формирование и развитие ключевых компетенций личности для процесса социализации (коммуникабельность, рефлексия, эмпатия). Организация коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации. Содействие преодолению дезадаптивных периодов, преодоление последствий травли (буллинга) в жизни обучающихся посредством групповых коррекционно-развивающих занятий. Работа по сплочению классных коллективов, по оптимизации межличностных взаимоотношений, развитию коммуникативных умений и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, эмоционального интеллекта.
Формы реализации. Методы активного социально-психологического обучения, тренинги, когнитивно-поведенческая коррекция, арт-терапевтические техники.
4.3. Информационно-просветительское направление
Задача. Психолого-педагогическое и правовое просвещение обучающихся. Информирование обучающихся о последствиях агрессивного поведения, об уголовной и административной ответственности. Информирование родителей об особенностях подросткового возраста, методах воспитания. Информирование педагогического состава об особенностях обучающихся, эффективных приемах взаимодействия, возможных отклонениях поведения.
Содержание. Развитие уровня психологической грамотности субъектов образовательных отношений. Распространение и расширение представлений об агрессивном поведении и его последствиях, ответственности, возрастных особенностях, методах воспитания, эффективных приемах взаимодействия.
Формы реализации. Лекции, родительские собрания, распространение информационных материалов (буклетов, плакатов, социальная реклама).
4.4. Профилактическое направление
Задача. Приобщение обучающихся к полезному досугу и здоровому образу жизни; гармонизация психологического климата среди обучающихся в образовательном процессе, развитие эмпатии.
Содержание. Предотвращение возникновения тех или иных проблем у обучающихся, предупреждение травли (буллинга). Профилактика отклоняющегося поведения, предполагающая внедрение системы общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, педагогическом, социально-психологическом. Профилактика, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Профилактика, также направленная на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением.
Формы реализации. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики. Мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности. Формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у обучающихся. Мероприятия по психологической поддержке и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья.
4.5. Методическое направление
Задача. Повышение уровня методического сопровождения деятельности педагогического состава.
Содержание. Подбор и разработка наиболее эффективных методов психолого-педагогической диагностики, коррекции и развития. Подготовка материалов для просветительской деятельности (наглядные пособия, видеоролики, инфографика и др.). Повышение уровня собственной профессиональной компетентности.
Формы реализации. Изучение психолого-педагогической литературы; обмен опытом посредством посещения методических объединений, конференций, круглых столов.
4.6. Консультативное направление
Задача. Оказание помощи и поддержки обучающимся, педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения.
Содержание работы. Консультирование обучающихся по вопросу развития необходимых качеств, навыков и социальных компетенций для успешной реализации социальной адаптации в целях гармонизации межличностных отношений. Консультирование педагогов и родителей по вопросу дезадаптации и отклонений в процессе социализации.
Формы реализации. Индивидуальные и групповые консультации.
5. Профилактика буллинга: основные формы и виды профилактических мероприятий
5.1. Виды профилактических мероприятий в учебном процессе
1. Профилактический урок. Целевая аудитория: дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.
Время проведения: 30—45 мин.
Цель: дать общие представления о явлении травли (буллинга), его признаках, правилах коммуникативного взаимодействия в школьном коллективе.
Как вариант — рассмотреть лишь один из вопросов, например явление травли (буллинга).
Особенности: традиционный, легко организуемый в рамках образовательного процесса формат, позволяющий сформировать базовое представление о травле (буллинге), правилах коммуникативного взаимодействия в коллективе.
Важно при этом использовать аудио- и видеоматериалы, презентации, наглядные схемы, иллюстрации, инфографику.
2. Ежедневный мониторинг ситуаций общения между учащимися через наблюдение.
Целевая аудитория: дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.
Цель: сбор и анализ информации об опыте, осведомленности о феномене травли (буллинга), сбор и анализ информации об обучающихся, наблюдение за поведением учеников, психологическое тестирование.
Особенности: диагностика межличностных отношений в целях выявления социального статуса и иерархической позиции обучающихся внутри группы.
3. Тематические классные часы.
Целевая аудитория: дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.
Время проведения: 30—45 мин.
Цель: дать общие представления о явлении травли (буллинга), его признаках, правилах коммуникативного взаимодействия в школьном коллективе, сплочение классных коллективов; оптимизация межличностных взаимоотношений; развитие коммуникативных умений и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, эмоционального интеллекта.
Особенности: достаточно интересный формат профилактических мероприятий, возможна работа в малых группах по 3—4 человека, а также дистанционный формат, формат тренингов, квестов, упражнений.
4. Дискуссии, круглые столы.
Целевая аудитория: молодежь в возрасте от 14 до 23 лет.
Время проведения: 40—60 мин.
Цель: дать представления о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему.
Особенности: данный формат мероприятий предполагает предоставление молодым людям возможности в неформальной обстановке пообщаться с педагогами, приглашенными лицами, экспертами в данной области, представителями правоохранительных органов. Как правило, это практические работники органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, педагоги, психологи, занимающиеся проблемами профилактики травли (буллинга) в школьных коллективах.
5.2. Виды мероприятий в рамках воспитательной работы
1. Просмотр фильмов.
Целевая аудитория: дети и молодежь в возрасте от 14 до 23 лет.
Время проведения: 60—90 мин.
Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему.
Особенности: на классных часах на тему «Взаимоотношения между подростками, коммуникации» можно использовать художественные фильмы или их фрагменты. В качестве рекомендации можно предложить к просмотру фрагменты из к\ф «Осторожно, каникулы!» студии игрового кино «КРАСКИ», (2015), или к\ф «Чучело» (реж. Р. Быков), просмотр и обсуждение фильмов «Класс коррекции», «Класс», «Темное зеркало».
Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение помогает повысить уровень осознания. Большинство обучающихся проникается чувствами жертвы травли (буллинга), когда видят происходящее на экране. Учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения. Многие учителя при обсуждении с учениками темы травли (буллинга) с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь. В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о травле (буллинге). Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.
2. Чтение книг.
Целевая аудитория: дети и молодежь в возрасте от 14 до 23 лет.
Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему.
Особенности: обсуждение произведений искусства, посвященных проблеме травли, например главы «Ивины» из книги «Детство» (Л. Н. Толстой). Главное, чтобы учитель выбрал книгу на основании своей профессиональной оценки, сначала оценил ее сам и только потом — вместе с учениками (Приложение 1).
В школах и образовательных учреждениях 4 мая рекомендуется проводить кампании с тематикой «Час против ненависти».
5.3. Виды мероприятий в рамках просветительской работы с учителями, родителями и учащимися
1. Просветительская беседа, встреча.
Целевая аудитория: молодежь в возрасте от 14 до 23 лет.
Время проведения: 40—60 мин.
Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему. Особенности: данный формат мероприятий предполагает предоставление молодым людям возможности в неформальной обстановке пообщаться с педагогами, приглашенными лицами, экспертами в данной области, представителями правоохранительных органов.
2. Круглые столы с представителями правоохранительных органов.
Целевая аудитория: молодежь в возрасте от 14 до 23 лет.
Время проведения: 40—60 мин. Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему.
Особенности: как правило, подобный формат реализуется в свободное от образовательного процесса время. При этом мероприятия могут проходить как в стенах образовательного учреждения, так и на базе правоохранительных органов или вообще на независимых площадках. Для реализации этого вида профилактических мероприятий одним из самых важных требований является заранее подготовленная программа круглого стола, можно предусмотреть выступления не только представителей правоохранительных органов, но и учащихся. В конце выступления обязательно необходимо оставлять время на вопросы из аудитории. Для проведения круглых столов могут быть приглашены представители отделов ПДН ОМВД, сотрудники прокуратуры, следственного комитета. Обучающимся должна озвучиваться реальная судебная практика по категориям дел, к которым может привести школьная травля.
3. Взаимодействие с сотрудниками (участковыми уполномоченными ПДН), привлечение их к проведению занятий, бесед с учениками и родителями.
Целевая аудитория: молодежь в возрасте от 14 до 23 лет, родители.
Время проведения: 40—60 мин.
Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему. Особенности: на наш взгляд, наибольший эффект имеет систематическое проведение занятий и классных часов, на которых обучающимся доводится информация об ответственности (административной, уголовной и гражданской) за травлю (буллинг) и агрессивное поведение.
4. Родительские собрания.
Целевая аудитория: родители. Время проведения: 40—60 мин.
Цель: дать представление о явлении травли (буллинга) и возможных способах противодействия ему, правовое и психологическое просвещение и информирование родителей.
Особенности: значительную роль в профилактике травли (буллинга) играют и родительские собрания (встречи с родителями). В рамках этих мероприятий родителей должны информировать о необходимости контроля за социальными сетями/мессенджерами детей (родители как законные представители правомочны контролировать телефоны несовершеннолетних), однако данный контроль должен быть незаметным, ненавязчивым, не нарушающим личные границы ребенка.
5.4. Виды досуговых мероприятий
Проведение совместных классных мероприятий (игр, квестов, тренингов, упражнений). Целевая аудитория: дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет, учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.
Время проведения: 30—45 мин.
Цель: дать общие представления о явлении травли (буллинга), его признаках, правилах коммуникативного взаимодействия в школьном коллективе.
Здесь можно рекомендовать профилактические мероприятия с использованием творческих методов, например арт-терапии. Это могут быть такие виды арт-терапии, как:
1) музыкотерапия — основан на целительном воздействии музыки на психологическое состоянии человека;
2) психодрама — человек повторяет свои действия путем театрализации, представляя свои внутренние процессы при помощи сценического действия;
3) изотерапия — коррекция посредством изобразительной деятельности;
4) библиотерапия — воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (в том числе сказкотерапия);
5) игровая терапия — метод коррекции посредством игры;
6) песочная терапия — сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
7) танцевальная терапия, в которой тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать, выразить свои чувства;
8) куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
9) кинезиотерапия — воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
10) фототерапия — использование фотоматериалов и слайдов в работе.
6. Действия педагога в случае выявления случаев травли (буллинга)
Педагог должен проанализировать ситуацию, осознать степень ее опасности, а также оценить, способен ли он разрешить проблему своими силами (без привлечения ПДН). На первом этапе педагог (с привлечением педагога-психолога) должен поговорить с объектом травли (буллинга), узнать у него, как именно реализуется травля в отношении него. Педагогу необходимо учитывать тяжелое психоэмоциональное состояние ребенка, беседа должна быть мягкой, но содержательной. Если объект травли (буллинга) неконтактен, педагог на основании имеющейся у него информации должен поговорить с его друзьями/приятелями.
Удостоверившись в существовании травли (буллинга), педагог должен незамедлительно проинформировать родителей/законных представителей объекта травли (буллинга) о проблемной ситуации, возникшей у их ребенка, а также поставить в известность руководство учебного учреждения. Все дальнейшие действия педагога должны быть согласованы с родителями/законными представителями и руководством.
На следующем этапе должны быть обнаружены субъекты травли (буллинга). Если данные лица также являются обучающимися, в известность должны быть поставлены их родители/законные представители. Дальнейшее разрешение проблемы зависит от мотивации и понимания серьезности ситуации всеми ее участниками. При невозможности разрешения проблемы педагогом/руководством учреждения должны быть привлечены сотрудники ПДН. Если в ситуации травли (буллинга) субъектом является совершеннолетнее лицо (особенно если речь идет о секстинге), сотрудники правоохранительныых органов должны быть привлечены педагогом/руководством учреждения незамедлительно.
Если у педагога имеются основания полагать, что обучающийся подвергается буллингу со стороны родителей, а сам обучающийся не идет на контакт, к разрешению проблемной ситуации также незамедлительно должны быть подключены сотрудники полиции.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что наибольший эффект имеет систематическое проведение занятий и классных часов, на которых обучающимся доводится информация об ответственности (административной, уголовной и гражданской) за травлю (буллинг) и агрессивное поведение.
7. Особенности реализации буллинга в инклюзивной среде
В последние годы инклюзивные процессы активнее проникают в педагогическую практику. Всё чаще в образовательные организации общего назначения (в частности, в общеобразовательные школы) зачисляются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Зачастую педагогический, ученический и родительский коллектив школы не готов к интеграционным процессам. В результате возникают сложности, риски возникновения агрессии, травли, виктимизации учеников с ОВЗ. Особый риск представляет собой совместное обучение детей с нормативным и нарушенным развитием в инклюзивной среде школы при отсутствии у участников учебно-воспитательного процесса готовности к образовательной интеграции.
Роль жертвы в инклюзивном образовании может принадлежать лицам с ОВЗ, в частности обучающимся, имеющим:
нарушения слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие и кохлеарно имплантированные);
нарушения зрения (слепые, слабовидящие, с амблиопией, косоглазием);
тяжелые нарушения речи (ТНР);
нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), в том числе детский церебральный паралич (ДЦП);
задержку психического развития (ЗПР);
расстройства аутистического спектра (РАС);
умственную отсталость.
Несмотря на то, что в большинстве случаев травле подвергаются обучающиеся с ОВЗ, нельзя однозначно утверждать и обратный факт: когда школьники с ОВЗ становятся агрессорами.
В исследованиях некоторых ученых (Е. Н. Скавычевой, Т. Ю. Четвериковой и др.) утверждается, что, в частности, обучающиеся с умственной отсталостью и некоторыми иными нарушениями могут быть включены в школьную травлю в любой роли. Однако при этом такие ученики имеют специфические особенности, в частности из-за нарушений интеллекта поступки обладают импульсивным характером и не подвергаются обучающимся с умственной отсталостью критической оценке (не подлежат самокритике).
Психическая травма, полученная обучающимся с ОВЗ в результате буллинга, детерминирует не только ухудшение его образовательных результатов, но и обусловливает возникновение дополнительных вторичных нарушений развития. Соответственно, буллинг проще не допустить, нежели устранять его последствия.
О. С. Кузьмина и Т. Ю. Четверекова разработали чек-листы для определения потенциальных случаев буллинга в инклюзивной школьной среде, которые также применимы в отношениях между типично развивающимися сверстниками.
Действие 1. Проанализировать общий микроклимат в инклюзивной (-ом) школе/классе в соответствии с маркерами (табл. 1).
Действие 2. Выявить наличие/отсутствие партнерских отношений в процессе взаимодействия обучающихся с нормативным и нарушенным развитием (табл. 2).
Действие 3. Изучить ситуацию образовательной интеграции обучающихся с ОВЗ, включения их в школьную жизнь, степени вовлеченности (активности) в разнообразные виды деятельности (табл. 3).
Действие 4. Подвергнуть анализу и классифицировать конфликтную ситуацию, отличить конфликт от предбуллинговой ситуации (табл. 4).
Действие 5. Составить аналитическую справку (в свободной форме) по результатам внутреннего аудита.
Таблица 1
Маркеры оценки инклюзивной культуры школы
Маркеры | Характеристика | Оценка | ||
Потребностно-мотивационый: установка на социальные нормы и правила, открытость к взаимодействию и принятию другого человека и окружающего мира | Участники инклюзии соблюдают социальные нормы и правила, включаются во взаимодействие и стремятся к нему, демонстрируют умение взаимодействовать и общаться с каждым субъектом инклюзивного образования | ПС:++ | ЧС:+- | НС:- |
Эмоционально-волевой: способность к эмпатии, понимание своих эмоций, управление эмоциональным состоянием | Участники инклюзии демонстрируют сопереживание и поддержку другим субъектам, осознают причину своих эмоций, умеют контролировать и управлять спонтанными эмоциями | |||
Когнитивный: знание социальных норм, способов взаимодействия, общения и командной работы, готовность к конструктивному решению проблем | Участники инклюзии демонстрируют готовность к использованию позитивного социокультурного опыта, наличие умений конструктивно решать проблемы; имеют навык конструктивного общения, взаимодействия, работы в команде | |||
Межличностный: навыки взаимодействия и коммуникации, стремление к сотрудничеству, инициативе, творчеству, готовность к содействию и взаимовыручке | Участники инклюзии демонстрируют желание общаться, взаимодействовать с субъектами инклюзии, проявляют инициативу, активность, стараются поддерживать друг друга | |||
Рефлексивно-оценочный: умение анализировать собственную социокультурную деятельность, осознание социокультурного опыта, преобразование собственного культурного опыта | Участники инклюзии погружаются в социокультурную деятельность, осознают и осмысливают ее, понимают суть своих действий и их последствий, готовы изменить собственный культурный опыт |
Примечание. ПС — полное соответствие, ЧС — частичное соответствие, НС — несоответствие.
Инклюзивная культура оценивается как высокая при пяти ПС либо четырех ПС и одном ЧС. Инклюзивная культура оценивается как низкая при отсутствии хотя бы одного ПС. В остальных случаях требуется дополнительно установить характер процесса: он свидетельствует о становлении социокультурной инклюзивной практики или подвержен распаду, являясь деструктивным.
Таблица 2
Оценка партнерских отношений в инклюзивной школе
Критерии | Оценка | ||
++ | +- | — | |
Наличие ситуаций взаимодействия обучающихся друг с другом: – в учебной деятельности; – в проектной работе; – в воспитательных мероприятиях; – в неформальной обстановке | |||
Характер взаимодействия обучающихся друг с другом: – обоюдно добровольный (++); – конструктивный (++); – могут договориться друг с другом (++); – частые споры и недопонимания (+–); – имеется давление одного обучающегося на другого или других (–); – не допускают компромиссов (–) | |||
Инициатива взаимодействия обучающихся друг с другом: – наблюдается с каждой из сторон (++); – распространяется только от нормативно развивающихся обучающихся (+–); – распространяется только от обучающихся с ОВЗ (–); – распространяется только от взрослых: педагогов, родителей (–) |
Примечание. Оценка: присутствует (++), частично присутствует (+–), отсутствует (–).
Таблица 3
Оценка включенности обучающихся с ОВЗ в школьную жизнь
Критерии | Показатели | Оценка | ||
ПС: ++ | ЧС:+- | НС:- | ||
Когнитивный | –знание правил поведения в инклюзивной школе; – понимание этических норм, осознание необходимости следования им в разнообразных видах деятельности; – демонстрация ценностного отношения к совместному обучению в инклюзивной среде | |||
Коммуникативный | – стремление обучающихся с ОВЗ к совместному общению с другими обучающимися, в том числе с нормативным развитием; – соблюдение освоенных знаний, правил и социальных норм взаимодействия в разнообразных видах деятельности; – демонстрация ценностного отношения ко всем субъектам инклюзивного образования | |||
Эмоциональный | – стремление к совместным учебным и воспитательным действиям с нормативно развивающимися обучающимися; – наличие позитивных реакций в процессе совместной деятельности с нормативно развивающимися обучающимися; – трансляция заинтересованности и ценностного отношения к процессу совместной деятельности с нормативно развивающимися обучающимися |
Примечание. ПС — полное соответствие, ЧС — частичное соответствие, НС — несоответствие.
Таблица 4
Отграничение конфликтных ситуаций от предбуллинговых
Ситуации | Основные маркеры | |
Внешние | Внутренние | |
Конфликтные |
|
|
Предбуллинговые |
|
|
7.1. Профилактика буллинга в инклюзивной среде школы
О. С. Кузьмина и Т. Ю. Четверекова подчёркивают, что профилактика буллинга в рамках инклюзивного образования играет ключевую роль в педагогической деятельности. Предпочтительнее проводить информационно-просветительские мероприятия, направленные на предупреждение проблемы, вместо того, чтобы бороться с уже существующими случаями травли. С учетом этого они представляют технологию профилактики буллинга в инклюзивной среде общеобразовательной школы по отношению к обучающимся с ОВЗ.
Целью данной технологии становится профессиональная деятельность педагогического коллектива, направленная на предупреждение буллинга в инклюзивной школьной практике. В технологии выделяются четыре основных этапа: профилактика виктимизации; предупреждение формирования личности агрессора и его свиты; подготовка ученического коллектива к принятию ребенка с ОВЗ; создание системы взаимодействия родителей нормативно развивающихся детей с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ. На каждом этапе имеются специфические педагогические действия, которые отражены на рисунке (таблица 5).
Технология ИКПБ содержит описание педагогических действий, ориентированных на всех участников инклюзивного образовательного процесса, а именно: обучающихся с ОВЗ, нормативно развивающихся учеников, родителей, воспитывающих здоровых школьников, и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. Помимо этого, технология отражает содержание деятельности педагогических работников. Точнее, в технологии рассматривается деятельность педагогической команды, в составе которой представлены административные работники школы, классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники и специалисты дефектологических профилей, а также (при наличии) тьютор, ассистент.
Таблица 5
Технология профилактики буллинга в инклюзивной среде «Инклюзивная культура в противодействие буллингу» (ИКПБ)
1.Профилактика виктимизации ребенка с ОВЗ | 2. Предупреждение формирования агрессора и его свиты | 3. Подготовка ученического коллектива к принятию ребенка с ОВЗ | 4. Профилактика виктимизации ребенка с ОВЗ |
Цель — предупреждение процесса превращения обучающегося с ОВЗ в жертву | Цель — воспитание у обучающихся с выявленными признаками агрессивного поведения чувства эмпатии к сверстникам | Цель — информирование ученического сообщества и создание предпосылок к принятию одноклассника с ОВЗ | Цель — предупреждение процесса превращения ребенка с ОВЗ в жертву |
1. Осознание опасности школьной травли (знакомство обучающегося с ОВЗ с понятием травли). 2. Освоение обучающимися с ОВЗ правил поведения в коллективе здоровых одноклассников. 3. Усвоение обучающимися с ОВЗ правил поведения в предбуллинговых ситуациях | 1. Выявление потенциального отрицательного лидера, инициатора агрессии и обучающихся, склонных к выполнению роли свиты. 2. Компенсация отклоняющегося развития у агрессивных обучающихся. 3. Знакомство данной группы обучающихся с алгоритмом действий по предупреждению агрессии по отношению к одноклассникам с ОВЗ и его отработка на индивидуальных и групповых занятиях с психологом. 4. Обучение агрессивного ребенка взаимодействию с родителями, классным руководителем | Групповые занятия со здоровыми обучающимися: – информационно-просветительские занятия; – групповые тренинги. Способы работы: рефлексия, анализ собственных чувств, эмоций и ощущений, кинотерапия, социальные ролики, клубный формат просмотра и последующее обсуждение, наставничество, система поощрений и наказаний | 1. Информирование родителей об инклюзивном образовании и особенностях лиц с ОВЗ. 2. Проведение просветительских мероприятий, ориентированных на принятие инклюзивной практики. 3. Диагностика психоэмоционального состояния обучающегося посредством родительского контроля (социальных сетей, чатов |
Таким образом, нормализовать межличностное общение обучающихся инклюзивного класса возможно только посредством выработанной единой стратегии, поддерживаемой со стороны всех взрослых — участников инклюзивной практики.
8. Правовое обеспечение профилактической работы
Профилактическая работа в сфере травли (буллинга) и социализации детей и подростков регламентируется рядом нормативно-правовых актов.
Так, основной закон государства — Конституция Российской Федерации в главе 2 закрепляет равенство прав и свобод граждан вне зависимости от таких признаков, как пол, раса, национальность, религия и т. д., и запрещает любые формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Цель профилактической работы — это предотвращение распространения травли (буллинга) детей и унижающего чести и достоинства воздействия на них.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ1 указывает на то, что ни один ребенок не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В ходе обучающей и воспитательной деятельности, осуществляемой в семье или в любом образовательном учреждении, не могут быть ущемлены права ребенка.
В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 463-ФЗ от 29.12.2010 (с изменениями и дополнениями от 01.07.2021 г.) содержится запрет на распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, либо жизни и здоровью иных лиц, либо направленной на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет понятие «воспитание» как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Это определение содержит внутреннюю логику организации управленческой деятельности в сфере воспитания и акцентирует следующие аспекты:
деятельность, направленная на развитие личности;
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося;
социокультурные, духовно-нравственные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения;
интересы человека, семьи, общества и государства.
Каждый из этих аспектов находит свое отражение в статьях данного Закона и конкретизируется в его отдельных положениях.
Так, ст. 12—13 и 15—19 позволяют сформировать представление о воспитательном потенциале образовательного процесса, представленного в его содержании, формах реализации, образовательных технологиях на основе сетевого взаимодействия, электронного и дистанционного обучения как необходимых условий организации деятельности, направленной на личностное развитие детей и подростков.
Особое место в Законе отводится роли социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Так, в ст. 14 «Язык образования» закрепляется норма получения образования на «государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Часть 4 этой статьи обращает внимание на право получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также на право изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Это особенно ценно в нашей многонациональной стране для сохранения и укрепления культурных традиций, национального самосознания и самобытности народов и национальностей по всей территории Российской Федерации. Это одно из условий взаимного уважения и развития связей и дружеских отношений между народами России.
На формирование уважительного отношения к духовным ценностям и культурным традициям также направлена ст. 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации».
Также большее значение в деле профилактики травли (буллинга) и социализации детей имеет Федеральный закон от 23.06.2016 г. № ФЗ-182 «Об основах системы профилактики правонарушений». В нем устанавливается фундамент профилактической работы, нацеленной на предотвращение правонарушений и антиобщественного поведения, а также основные направления (в том числе противодействие терроризму и экстремизму) и формы профилактической работы (от бесед до социальной адаптации).
В данном законе определено понятие профилактики правонарушений (ст. 2) как совокупности мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Кроме того, закреплены принципы, на которых должна строиться и осуществляться профилактическая деятельность (ст. 4); указаны виды профилактики (ст. 15) — общей и индивидуальной; основные направления профилактики правонарушений (ст. 6); формы профилактического воздействия. В ст. 17 указанного закона указаны такие формы, как правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, официальное предостережение, профилактический учет и надзор; социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Следует отметить также и то, что в законе введено понятие мониторинга в сфере профилактики правонарушений, под которым понимается система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений (ст. 2).
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. (№ 287) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» содержит требования по формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В этом приказе предусмотрено:
освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;
личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;
применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач.
В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом.
В российском законодательстве не предусмотрено юридической ответственности непосредственно за травлю (буллинг). Однако в гражданском, административном и уголовном законодательстве есть соответствующие правовые нормы, которые при определенных условиях можно применить к отдельным деяниям, составляющим травлю (буллинг), или к ее последствиям. Так, в ст. 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что с 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности на общих основаниях, а в случае недостаточности денежных средств — совместно с родителями. Гражданско-правовая ответственность может наступить за причинение морального вреда (физические или нравственные страдания) — ст. 151 ГК РФ. Кроме того, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший не докажет, что они соответствуют действительности, — ст. 152 ГК РФ.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за деяния, составляющие травлю (буллинг), может наступить в соответствии со следующими нормами: — ст. 5.61 КоАП РФ: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме». Наказание — наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; ст. 6.1.1 КоАП РФ: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов».
Также предусмотрена административная ответственность, возлагаемая на родителей и законных представителей: — ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ — за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Целый ряд признаков буллинга может охватываться положениями нескольких статей Уголовного Кодекса РФ: в соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а в отдельных случаях — 14-летнего возраста.
Зачинщиков травли (буллинга) можно привлечь к ответственности за действия, входящие в травлю: оскорбление, нанесение побоев, угрозы и т. д.: ч. 1 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»; ч. 1 ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»; ч. 1 ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»; ст. 116 УК РФ «Побои»; ч. 1 ст. 117 УК РФ «Истязание»; ч. 1 и ч. 2 ст. 128.1 УК РФ «Клевета»; ч. 1 ст. 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Кроме того, в ст. 137 Уголовного кодекса РФ содержится запрет на незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, ст. 119 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.