Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»




Автор: Л.В. Крупецая, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 п. Смидович

Технологическая карта урока.

Литературное чтение. 4 класс Б УМК «Планета знаний» автор Э.Э. Кац.

 

Тема: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель:

обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе;

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  •  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

  •  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование);
  • строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • слушать и понимать речь других;
  • задавать вопросы;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Предметные результаты

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
  •  полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • выделять эпизод из текста;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • читать по ролям.

Оборудование: проектор,

      • презентация по теме урока,
      • учебник на печатной основе стр 95 — 102,
      • электронный учебник
      • аудиозапись произведения, музыкальное сопровождение,
      • дополнительная литература по теме (стихотворение «России сын – Матвей Кузьмин» В.Ловецкая)

 

Этапы урок \\ цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организация урока
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.Организация рабочего места.

Психологический настрой на восприятие учебного материала

  1. Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения, принятие ими цели урока, вспомнить особенности жанра документальный рассказ.

«Умирая, не умирает ГЕРОЙ – МУЖЕСТВО остаётся в веках»

Мусса Джалиль

(великий человек, поэт, участник Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза)

МУЖЕСТВО – смелость

ГЕРОЙ – тот, кто совершил подвиг.

— Как вы думаете, о ком мы продолжим сегодня разговор?

— Какой документальный рассказ вы читали дома?

Высказываются, делают вывод о том, что если погиб человек, то его имя остается в сердцах людей.

М – особо почиталось в России, одно из самых прекрасных черт человека, у окружающих вызывали уважение и восхищение.

Начали работу в данном разделе.

О людях, не пожалевших своих жизней, о героях, мужественных и сильных людях

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузтмина»

  1. Формирование учебной задачи

Цель:

постановка учебной задачи

  1. Чтение стр.97,

2 абзаца

По плану текста:

Жизнь Матвея до прихода немцев

(его занятие, отношение к нему жителей)

Итог: стр 97.

СЛАЙД

М. Кузьмин ВЫВОД:

Это был человек нелюдимый, замкнутый, угрюмый, Жил на отшибе от деревни, редко показывался на люди.

— В чем сегодня нам предстоит разобраться на уроке?

— Почему Матвей Кузьмин совершил такой поступок?

— Кто может совершать данные поступки?

(ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ РАСПЕЧАТКУ)

— Перечитайте (восстановите в памяти текст жужжащее чтение)

два абзаца СТР 97

( используется электронный учебник)

— Как автор представляет нам героя?

— на доске

ФОРМИРУЕТСЯ ПЕРВЫЙ СТОЛБИК

Угрюмый

нелюдимый

молчаливый

замкнутый

неразговорчивый

(необщительный)

— Почему сторонились его односельчане?

— Кто может обобщить и рассказать, каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (возможны дополнения)

— Какое предложение в данной части является выводом?

(КАК АВТОР ДЕЛАЕТ ВЫВОД О ГЕРОЕ?)

Высказывают свои предположения.

В течение 1 – 2 минут перечитывают первые абзацы учебника.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал, заскорузлые ладони (загрубелые)

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен, тяжелый взгляд, Изжелта – серые кустистые брови

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

Не понимали его, сторонились, побаивались

ВЫВОД:

Это был человек нелюдимый, замкнутый, угрюмый, Жил на отшибе от деревни, редко показывался на люди.

Стр.97, 3 абзац.

Выразительное чтение со слов «Колхозники… неведомо где….»

2.Исследование текста по характеристике героя

РАСПЕЧАТКА НА ДОСКЕ С ДАТАМИ ВОв

По плану текста:

Немцы пришли

(беседа в комендатуре, согласие Матвея помочь немцам)

1.Беседа

— Какая беда пришла в страну и в колхоз «Рассвет»?

(ВЫВЕШИВАЕТСЯ РАСПЕЧАТКА НА ДОСКУ)

— ПЕРЕЧИТАТЬ 3 абзац.

— С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона?

Как вы думаете, что должен был делать староста при фашистах?

— Почему из всех жителей немцы именно его хотели сделать старостой?

(ОБРАЩАЮТСЯ В 1 СТОЛБИКУ)

2.Выборочное чтение стр 98,

Согласился ли Матвей Кузьмин быть старостой?

— Как он объяснил свой отказ? Почему? Найдите этот отрывок.

— На самом ли деле он был так болен?

— Давайте сделаем ВЫВОД, С какой целью так вёл себя М.Кузьмин?

— Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею?

ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ПЕРЕЧИТАЙТЕ 3 абзац СТР 98

ПОДТВЕРДИТЕ СЛОВАМИ ТЕКСТА (предстояло без боя лесами и болотами просочиться и атаковать…)

При появлении старика в комендатуре автор употребляет разные глаголы: в начале его «ВЫЗВАЛИ», а потом «ПРИВЕЛИ».

С какой целью?

3.Чтение диалога стр 98-99

Что предложил Кузьмину офицер?

— Найдите в тексте диалог Матвея и офицера.

— Как ведет себя офицер? Почему?

— Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией этот диалог.

4.Самостоятельное чтение

— Перечитайте самостоятельно диалог и подготовьтесь воспроизвести его по ролям.

5.Чтение по ролям. Постарайтесь передать картину происходящего в комендатуре.

— Для чего старик торговался с немецким офицером и хвалил немецкое ружьё?

— В какой момент старый колхозник решил перехитрить фашистов?

(ПО ВРЕМЕНИ)

— Почему он именно сейчас спрашивает о том, куда их нужно вывести? — Почему к утру?

6.Беседа

— Каким видели колхозники Матвея после встречи с фашистами?

ОФОРМИРОВАНИЕ НА ДОСКЕ ВТОРОГО СТОЛБИКА

сочетание слов «УСМЕХАЕТСЯ В БОРОДУ»

— Почему колхозники ШЁПОТОМ ПОСЫЛАЛИ ЕМУ БРАНЬ в спину?

О чем они думали в тот момент?

— О чем думал Матвей, усмехаясь в бороду?

— Давайте посмотрим на наши столбик, и на внутреннее состояние героя, что вы можете сказать о нем?

— Куда отправил своего внучонка Васю Матвей?

— Что он мог передать партизанам? (С какой целью?)

7.Работа с текстом, стр.100,абз.2

— С какой целью Матвей выносит свои лыжи на улицу?

— Почему смотрит на дом офицера?

— Найдите, где говориться, как демонстрирует колхозник подготовку к походу? Почему?

1.Текст. стр.100

— Когда выдвинулись?

— (Сколько человек он должен был вести за собой? 500 чел – батальон)

— Почему и как?

— Почему Матвей Кузьмин вёл немцев по целине? Что такое «целина»? (место никем непроторенное)

2.Обучение интонационному чтению. Чтение вслух, стр.100

— Через что еще проходила дорога? Найдите слова и словосочетания, которые использует автор…

— Какой для немцев была дорога?

— Как мы должны читать этот абзац? Почему?

(МЕДЛЕННО ТРУДНАЯ ДОРОГА ДЛЯ ФАШИСТОВ)

3.Выборочное чтение

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы

(стр 100)

— Какими глаголами автор показывает, что фашисты измотаны, все силы утрачены, что этот путь им дался очень тяжело?

— Каким показан зимний лес?

— Как природа помогает измотать немцев?

— Какой прием использует автор?

— Почему так резко изменилось описание пейзажа?

Давайте подведём итог по сюжету. КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ МАТВЕЙ КУЗЬМИН? ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО ВЕДЁТ их?

4.Завершение пути Матвея. Сравнение состояния противников.

— Куда завел их Матвей?

— Почему старик в конце пути не выглядит уставшим, а немцы валились с ног? Как автор об этом говорит (ОН СНЯЛ ШАПКУ И ВЫТЕР ВСПОТЕВШУЮ ЛЫСИНУ)

— Почему он снимает шапку?

— Впервые автор показывает, что герой улыбается (ДВА РАЗА В ТЕКСТЕ)? Почему?

ОФОРМИРОВАНИЕ НА ДОСКЕ ВТОРОГО СТОЛБИКА

УЛЫБАЕТСЯ

ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ УЛЫБКА

ПОМОЛОДЕВШИЕ ГЛАЗА

— Как автор словами героя подводит итог задуманному?

— Какие слова ещё раз говорят о том, что это ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ ЕГО ЖИЗНИ? И ОН С НЕЙ ПРОЩАЕТСЯ!

ПОДУМАЙТЕ, КАКИМ ГОЛОСОМ НУЖНО ПРОЧИТАТЬ СЛОВА?

  1. Работа с текстом

— Как автор показывает, в каком состоянии батальон добрался до цели? — Могли они в таком состоянии принять бой?

Какой ВЫВОД можно сделать?

ОФОРМИРОВАНИЕ НА ДОСКЕ ВТОРОГО СТОЛБИКА

РАДОСТЬ ОТ ДОСТИГНУТОЙ ЦЕЛИ

6.ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ и одновременно демонстрируется иллюстрация в учебнике стр.102.

Со слов « И вдруг тишину……..с двух сторон сжимая колонну своим огнем»

7.Работа с иллюстрацией.

— Удалось ли художнику передать всё происходящее на поляне?

— Как художник показал главного героя?

— почему показан на переднем плане?

— найдите в тексте, где стоял Матвей?

ВЫВОД : Какой образ запечатлён на рисунке?

1.- Прослушайте аудиозапись из рассказа в исполнении актера Олега Шубина.

— Что Вас удивило в поведении героя?

— Почему он стоял со спокойным торжеством?

— Что заметил Матвей Кузьмин?

— Смог ли офицер понять, чувства героя, ради чего Матвей так поступил?

Называют даты. На Родину напали фашисты, война дошла и до колхоза «Рассвет»

Предложил стать старостой

Помогать немцам, доносить на односельчан

Возвращаемся к 1 столбику: нелюдим, угрюм…. Его черты характера и знания местности

Нет. Он хитрит (говорит, что глухой, годы не те, недуг)

Возвращаются к опорным словам на доске

СТР 98 «….. Старик поблагодарил….. недуги»

ВЫВОД: Не хотел менять образ жизни, хотел жить как и прежде: спокойно и тихо, с краю на отшибе деревни….

Стр.98, 1 абзац, читают в течение 1 минуты

— Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя в отряд генерала Горбунова

Находят информацию в тексте и зачитывают (предстояло без боя лесами и болотами просочиться и атаковать…)

«ВЫЗВАЛИ» — был шанс отказаться, даже вернули все вещи и ружье.

«ПРИВЕЛИ» Были настроены действовать решительно (расстрелять или подкупить)

Стр.98. ДЕНЬГИ, МУКУ, КЕРОСИН, ДВУСТВОЛКУ – ХОТЕЛ ЕГО КУПИТЬ

Долго его изучает.

Офицер нервничает, неторопливо барабанит по столу костяшками пальцев…. Не знает, что ожидать…. От этого хмурого человека зависит его судьба, судьба батальона, а может….

Усмешку, пренебрежение, иронию, лукавство, хитрость, смекалку в голосе, Офицер – поверил, на полном серьёзе говорит с ним.

Перечитывают самостоятельно, читают по ролям, выделяя голосом и интонацией слова, паузы и т.д.

Он торгуется с немцем, чтобы тот поверил ему, в его искренность.

Когда стал торговаться с ним, при этом к деньгам отнесся безразлично.

Фашист ему поверил, чтобы уточнить план, место, чтобы передать его партизанам, точно указать место…..

Молчаливым и замкнутым, но усмехался в бороду. Мрачная ухмылка.

Думали, что ОН ПРЕДАЛ РОДИНУ, НАРОД, СТАЛ ПОМОГАТЬ НЕМЦАМ, не прекращали за ним следить

СМОГ ПЕРЕХИТРИТЬ ОФИЦЕРА, ВЫИГРАТЬ ВРЕМЯ.

Делают очередной вывод по сказанному

ВЫВОД: Внутри него происходят изменения, он становится другой.

Место, куда он выведет отряд немцев, где нужно устроить засаду

Показывает, как он старательно готовится к выходу, чтобы обязательно видел офицер. (для пущей правдоподобности, он знал, что немец за ним следит)

СТР. !00

«…..вынес на улицу старик свои широкие……офицер»

Стемнело, потому что он один должен видеть и знать дорогу…. В полном вооружении, тяжело

Хотел вымотать, чтобы пришли с намеченной цели уставшие…..

Высказываются….

В медленном темпе, т.к. дорога им даётся тяжело, с трудом преодолевают путь…

Изнурительная, долгая, трудная.

Старик старался вымотать силы немцам, всё просчитал

Прочитывают про себя и голосом показывают

Теряли силы, натыкались, цеплялись, падали, поднимались,

Грозный лес, подбрасывает сугробы, цепляет их за одежду, расставляет на пути деревья …

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Природа прощается с героем, совершившим подвиг

ВЫВОД: ПЕРЕДНАМЕРЕННО ВЕДЕТ, ЧТОБЫ ИЗМАТАТЬ …

Опушка леса, остановился на поляне перед глубоким оврагом, все как на ладони

(Эта прогулка по лесу была для Матвея прощанием с Родиной).

Наступает момент, когда добро победит зло

САМ МАТВЕЙ приветствует и в тоже время прощается с солнцем, с родной природой, знает, что погибнет.

Радость от достигнутой цели.

Предложение стр.101 «Матвей Кузьмин своё дело знает»

Всей грудью …..спеша им насладиться.

ТРОГИЧЕСКИМ.

СТР 101 2 абзац

Нервные, с трудом держали сигареты, крик, изорванная одежда

ВЫВОД: Что было задумано Матвеем Кузьминым, исполнилось. Радуется, что обманул врагов

Стр 101 И ВДРУГ ТИШИНУ,,,,, Слушают и рассматривают рисунок в учебнике.

Конец миссии Матвея. Немцам не удалось до последней минуты раскрыть замысел Матвея

В первую очередь Матвея, советской армии

Стр 101 следят и рассматривают иллюстрацию

И ВДРУГ ТИШИНУ,,,,,

Вывод:

Образ героя запечатлен художником

Слушают аудиозапись и следят за текстом, иллюстрацией в учебнике.

Усмехнулся издевательски бесстрашно

ОН ПОБЕДИЛ и обхитрил офицера и целый отряд фашистов

Немцы заметили, что пулемётчики боятся зацепить и не стреляют в сторону пригорка, на котором стоял Матвей. ПРИНИМАЕТ ОГОНЬ НА СЕБЯ

— Стр 103 Мгновение он с ужасом смотрел на этого лесного человека…. САМ офицер понял насколько силен перед ним враг

ВЫВОД: Смерть ему не страшна, он выполнил свой долг

ВЫВОД: Не хотел менять образ жизни, хотел жить, как и прежде: спокойно и тихо, с краю на отшибе деревни….

Оформление доски

сочетание слов «УСМЕХАЕТСЯ В БОРОДУ»

2 столбик

По плану текста:

Возвращение Кузьмина домой

(уход внука, подготовка к походу).

ВЫВОД: Внутри него происходят изменения, он становится другой

По плану:

Путь через лес (движение отряда, измученные немцы,

у оврага)

Обучение интонационному чтению

ВЫВОД: ПЕРЕДНАМЕРЕННО ВЕДЕТ, ЧТОБЫ ИЗМАТАТЬ…

На доске:

Слова УЛЫБАЕТСЯ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ УЛЫБКА ПОМОЛОДЕВШИЕ ГЛАЗА

«Радость от достигнутой цели»

«Улыбается»

ВЫВОД: Что было задумано Матвеем Кузьминым, исполнилось. Радуется, что обманул врагов

По плану:

Появление партизан (растерянность немцев, Матвей на холме)

По плану:

Последние минуты жизни Матвея.

Вывод:

Образ героя запечатлен художником

ВЫВОД: Смерть ему не страшна, он выполнил свой долг

Итоговая беседа

Вывод:

Изменилось внутреннее состояние Матвея и определило внешнее поведение!!!

Последний день жизни Матвея Кузьмина доказал, что он был патриотом. ……горячо любить свою Родину

Работа со словами на доске.

— Каким вы сейчас видите Матвея Кузьмина и его внутреннее состояние?

— Как Шарик реагировал на гибель старика?

Вывод по учебной задаче:

ФОРМИРУЕТСЯ ТРЕТИЙ СТОЛБИК (ИТОГ)

ПАТРИОТ

ГЕРОЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

ГОРЯЧО ЛЮБИЛ РОДИНУ

ПОЧЕМУ ОН СОВЕРШИЛ ЭТОТ ПОСТУПОК?

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ, ЗВУЧИТ ТИХО МУЗЫКА.

— Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с почестями, как боевого офицера?

(КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ ЗАДАЧА УРОКА)

ВЫХОДИТ УЧЕНИЦА И ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ

«РОССИИ СЫН — МАТВЕЙ КУЗЬМИН» В. Ловецкая

Последний день жизни Матвея Кузьмина доказал, что он был патриотом. Мы понимаем, что за его нелюдимостью, хмуростью скрывалось доброе сердце, храбрость, смелость, мужество, умение горячо любить свою Родину

Вывод:

Изменилось внутреннее состояние Матвея и определило внешнее поведение!!!

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Любовь к Родине. Любовь движет поступками. Такой человек не боится врага. Нестрашна смерть человеку, который выполнил долг перед Родиной.

Матвей Кузьмин совершил подвиг, спас русских солдат от немецкого батальона. Дед Матвей не продался немцам, он остался верен своему народу, несмотря на смерть.

Любой человек независимо от возраста, может совершать подвиг.