Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Раиса Петровна Комлева
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 29" г. Биробиджана
Должность: старший воспитатель


Автор: Раиса Петровна Комлева, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29»

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

Методическая работа в ДОУ ориентирована на достижение и поддержку должного качества повседневной воспитательно — образовательной деятельности и предоставление педагогам возможности себя реализовать.

В нашем дошкольном образовательном учреждении система повышения квалификации педагогов реализуется через курсовую подготовку, самообразование и разные формы методической работы.

Чтобы заинтересовать педагогов процессом повышения собственной квалификации и обеспечить эффективную обратную связь, позволяющую отследить изменения, произошедшие в профессиональной практике педагога, я включаю их в активную деятельность по выбору актуальной для каждого педагога образовательной программы, предлагаемой курсами повышения квалификации (личные интересы и увлечения, тема самообразовательной работы, актуальные потребности возрастной группы и др.), т.е. на основе внутренней мотивации.

В этом учебном году семь педагогов прошли курсовую подготовку по теме «Профессиональная ИКТ-компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС», трое выбрали тему «Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (до 3-х лет) в соответствии с ФГОС ДО», двое — «Реализация в ДОО современных подходов к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста», два воспитателя и педагог-психолог захотели поучаствовать в работе курсов по «Психологической готовности к школьному обучению».

В дальнейшем, после окончания курсовой подготовки, воспитатель, по желанию, демонстрирует коллегам полученный теоретический и практический багаж по интересующей его теме и обсуждает варианты его практического использования. Это нацеливает педагога на дальнейшую работу по самообразованию, разработку темы, развитию внутренних мотивов.

В этом детском саду я работаю четыре года. На начало моей деятельности с педагогическим коллективом, первая квалификационная категория была присвоена одному педагогу, и трое поступили в высшее учебное заведение.

На данный момент, эти педагоги закончили ФГБОУ ВПО «Приамурский Государственный университет имени Шолом-Алейхема», а еще три педагога продолжают учиться.

Двенадцать воспитателей, не имевших профессионального дошкольного педагогического образования, прошли профессиональную переподготовку при областном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» по программе «Педагогика и психология», один педагог находится на заочном обучении, на базе технологического техникума для получения специализации по специальности «воспитатель». В течение четырех лет, шесть младших воспитателей повысили свою квалификацию, и теперь работают воспитателями с разными возрастными группами детей.

Сегодня детский сад принимает детей в двух отдельно стоящих зданиях. В учреждении функционирует 17 групп. С детьми работают 43 педагога. Из них — семь аттестованы на первую квалификационную категорию, двадцать восемь – соответствуют занимаемой должности, у шестерых стаж работы не достиг двух лет.

При выборе форм методической работы я обязательно учитываю стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание уделяю взаимодействию с молодыми и начинающими педагогами. От этого зависит и методический инструментарий, который поможет повысить их профессиональное мастерство и организовать деятельность педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями. Мой опыт показывает, что использование методов активного обучения педагогов повысил эффективность овладения современными образовательными технологиями в детском саду.

Я использую, как традиционные, так и нетрадиционные, интерактивные формы методической работы. Это – теоретические семинары, наставничество, интеллектуальные встречи «Кофе паузы» (приглашение в методический кабинет для неформальной беседы), презентации, методические часы. В этом учебном году тема методического часа — «Создание мультимедийных презентаций». Отвечает за его работу педагог-куратор, воспитатель Левенчук Е.Ю. Посещать занятия могут все желающие педагоги. В итоге многие воспитатели стали сопровождать свои выступления, представления темы по самообразованию, опыта работы яркими интересными и разнообразными презентациями: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность в детском саду у детей с ОНР», «Игры-экспериментирования с детьми раннего возраста», «Знакомство дошкольников с цветущими травами ЕАО, занесенными в Красную книгу», «Пластилинография в работе с дошкольниками», «Использование нетрадиционных видов рисования в работе с дошкольниками» и другие.

В работе с разными категориями воспитателей я использую подгрупповые и групповые консультации, например: проблемная консультация — выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы; консультация-парадокс с запланированными ошибками; консультация – инструктаж здесь используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями; консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме; консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии;

консультация – тренинг — устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Практикую курирование, т.е. к молодым и вновь пришедшим воспитателям прикрепляется педагог-куратор, который может помочь в какой-либо одной определенной области многообразной деятельности воспитателя. Эта работа может проводиться, как в повседневной деятельности, так и на различных мероприятиях. Например, на семинаре-практикуме «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Речевое развитие», раздел программы «Чтение художественной литературы» группа молодых воспитателей стала испытывать затруднения при выполнении задания (подготовить динамическую паузу по мотивам сказки и создать по этой теме компьютерную презентацию из нескольких слайдов). К ним на помощь пришел педагог-куратор, который получил домашнее задание-заготовку при подготовке к семинару. В результате задание было выполнено и продемонстрировано всем участникам семинара.

Провожу анкетирование на тему «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии», «Ваша позиция по отношению к реализации годового плана работы» и др.

Организую творческие конкурсы. Например, в конце учебного года в ДОУ традиционно проводится детский ART Фестиваль «Детсадовская весна». В рамках фестиваля проходят «Литературные концерты» (в ходе определенного сценария каждый воспитанник представляет чтение своего стихотворения), конкурс групповых театральных коллективов «АРТ фантазия».

За четыре года детьми разных возрастных групп показаны более 30 театрализованных игр-постановок. С большим интересом воспитатели и дети принимают участие в творческой мастерской «Корабль успеха» », где демонстрируют индивидуальное и коллективное творчество по конструированию.

Своим примером поощряю педагогов участвовать в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном и региональном уровне. Девять педагогов детского сада принимали участие в выставке – конкурсе методических материалов муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Методическая служба образовательного учреждения как ресурс повышения педагогического мастерства», двенадцать педагогов принимали участие в областном конкурсе воспитателей дошкольных образовательных учреждений «На лучшую работу с воспитанниками и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», участвовали в конкурсе профессионального мастерства среди педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, посвященного 80-летию ЕАО и других конкурсах.

Дипломами победителей и сертификатами награждены: старший воспитатель Комлева Р.П., воспитатели Степанова О.В., Михайлова М.А., Емельянова А.Н., учитель-логопед Москальчук Т.Ю. и другие педагоги.

В итоге воспитатели смогли выйти за пределы своей группы, своего здания и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег, также представилась возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе свое выражение творческих способностей.

Определяющими формами в моей работе с педагогами выступают: открытый просмотр педагогического процесса, взаимопосещения НОД, творческая площадка, проблемный семинар, практикум, мастер-класс, педагогический проект, (как внутри, так и за пределами образовательного учреждения).

Открытый показ непосредственно-образовательной деятельности — «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника)», «Составление с детьми творческого рассказа по сюжетной картине с использованием информационно-коммуникативных технологий». Интегрированные НОД — «Путешествие в зимний лес», «В гостях у Федоры Егоровны», «В лес за грибами», музыкально-литературная композиция «Муха-цокотуха», театрализованное занятие «Как мы весну встречали» и другие, позволили педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, воспитатели научились анализировать результаты профессиональной деятельности согласно поставленной цели, особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также непосредственно образовательной или досуговой деятельности в группе.

Предпочтение я отдаю и мастер — классу, ведь это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педаго­гического мастерства в использовании педагогических технологий и их эле­ментов в образовательном процессе. Внутри детского сада и в рамках семинаров, конференций муниципального и регионального уровня я провела мастер-классы: «По произведениям А.С. Пушкина», «В стране счастливого детства. Любимые стихи А.Л. Барто», «Семинар как часть методического сопровождения образовательной деятельности в работе старшего воспитателя для реализации в практике педагогов»,

«Работа педагога-дошкольника в выявлении и развитии творческого потенциала детей» и другие.

В форме мастер-классов я стараюсь предлагать презентовать свою профессиональную деятельность и опытным педагогам, практика проведения которых, позволяет представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса, так как главное в технологии проведения мастер-класса — не сообщать инфор­мацию, а передавать способ работы.

В ДОУ в рамках детско-родительской конференции «Важность русской матрешки в воспитании дошкольников» и областного семинара «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» были проведены мастер-классы для педагогов и родителей «Изготовление из разных материалов и разными техниками игрушки матрешки» и «Родительский клуб» в первой младшей группе «Игротека. Путешествие в страну Сенсорику»». В мастер-классе «Представление серии авторских приемов, методов, средств, по обучению составления рассказов по картине, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении» мастер показал использование в работе со старшими дошкольниками ряд следующих приемов: «живая картина», «рассказ от имени любого героя или предмета, изображенных на картине», «чувствуем и ощущаем» (запахи, температура, цветовой колорит, звуки, эмоциональное восприятие), «подзорная труба» (на картине выделяется и описывается какая-либо отдельная деталь), «я – волшебник» (фантазия и воображение) и другие приемы.

Работа над наиболее значимой единой методической или педагогической темой, как правило, является одной из задач годового плана детского сада, поэтому разработанный мною долгосрочный педагогический проект «Методическое сопровождение внедрения технологии проектного обучения в МБДОУ» органично вошел в мой методический инструментарий.

В каждой возрастной группе воспитателями и детьми созданы разнообразные тематические проекты: с детьми раннего возраста «Чистюли», с детьми младшей группы — «Цветы на подоконнике», с детьми средней и старшей группы — «Они остались зимовать – мы им будем помогать», с детьми старшего дошкольного возраста — «Бабочки родного края», «Мой любимый город», «Жалобная книга природы родного края», «Мир сказки, как педагогическое пространство в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста», «Русские традиции» и много других. Итоги проектной деятельности оформляются педагогами в виде тематических папок, брошюр и мультимедийных презентаций по заданной теме.

А еще метод проектов – удачная находка в совместной работе детского сада и родителей, при помощи которой можно объединить разнообразные формы включения родителей в жизнь детского сада. Воспитатели открывают для себя эту форму работы, она им нравится, но пока еще есть трудности в нахождении темы или идеи для проекта, и отказ родителей участвовать в проекте. Чтобы решить эту проблему педагоги опираются на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. Так в рамках тематической недели «Моя семья» осуществились семейные проекты: «Моя семья», «Детский сад – наш второй дом», «У папы руки не для скуки», «Моя семья – рукодельница», «Наш семейный отдых», «Мастерская бабушки Аллушки».

Презентация проектов проводилась на семейном семинаре «Цветущий сад моей семьи». Участники семинара отправились в путешествие по необычному саду, в котором растут не простые, а родовые деревья, неповторимый символ каждой отдельной семьи, рода. Оживление присутствующих вызвало интервью с детьми и взрослыми собственного корреспондента детского сада Машеньки Паниной «Что такое семья?». Шесть семей очень интересно и эмоционально представили свои семейные проекты. Затем дети и родители выбрали в «саду» свое маленькое родовое дерево и каждая семья сорвала со «звездного дерева» свою звезду с пожеланием. Подводя итоги, все родители высказали свою заинтересованность проектной деятельностью вместе со своим ребенком и пожелание новых встреч в будущем.

Базовым компонентом развития нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие дошкольников, естественно, это направление отразилось и в творческой работе с детьми в виде реализации педагогического проекта «Талантливые непоседы». Цели проекта: выявлять и вести мониторинг развития творческих способностей детей; осуществлять просвещение родителей на тему развития творческих способностей ребенка; способствовать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов в работе с талантливыми детьми. За три года в детском саду были организованы и оформлены три большие индивидуальные творческие выставки наших воспитанников. Кроме того, как «АРТ объект была представлена конструкторская работа «Робот» и отмечены другие постройки из разных строительных материалов юных конструкторов детского сада. С индивидуальной концертной программой выступила воспитанница подготовительной к школе группы. Творческие работы воспитанников получили призовые места на городских конкурсах: «Детство под солнцем», посвященный «Международному дню защиты детей», «Семья и ЦЕПТОР», «Краски радуги» детской художественной школы, «Красота божьего мира» биробиджанской епархии, «Защита отечества – священный долг гражданина» организации ДОСААФ, в конкурсе рисунков и поделок «Сказки Шухи-поктоя», в рамках проекта, проводимого заповедником «Бастак» и других.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с высокомотивированными детьми, имеющими творческие таланты, мы пришли к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень творческого развития ребёнка. Воспитатели заинтересованы, они гордятся успехами своих воспитанников, у них появились вопросы, желание узнать больше о работе с талантливыми детьми.

Обучающие семинары и практикумы являются очень продуктивной и наиболее востребованной формой повышения педагогического мастерства среди педагогов.

Интерес у воспитателей вызвали практикумы: «Сенсорные игрушки своими руками» (изготовление дидактических пособий «сенсорная шляпа», «сенсорный фартук», «сенсорная юбка»). «Мелкая моторика рук», «Проектирование как созидательная форма активности ребенка и взрослого, осуществляющаяся в пространстве возможностей», «Что это такое — коммуникативные игры». В ходе последнего практикума участники давали характеристику разным видам коммуникативных игр (тактильные коммуникативные игры, музыкальные коммуникативные игры, режиссерские коммуникативные игры, хороводные коммуникативные игры), представили презентацию игры «Комментированное рисование», составили «Памятку воспитателю» с методикой использования разных видов коммуникативных игр, о которых они узнали в ходе практикума. В дальнейшем воспитателями всех групп были созданы «Картотеки коммуникативных игр».

На семинаре — практикуме «Конструирование из строительного материала с дошкольниками» педагоги познакомились с практическими навыками в применения методов и приёмов, используемых в совместной деятельности с детьми при конструировании из строительного материала.
Проблемный семинар «Планирование, организация, проведение и самоанализ непосредственно – организованной образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

В ходе работы семинара воспитатели уточнили, в чем отличительные особенности непосредственно — организованной деятельности, сравнили традиционный и современный подход к образовательному процессу, познакомились с технологической картой планирования непосредственно — образовательной деятельности, с моделью планирования на день (по структурным компонентам образовательного процесса) и определением понятий в вариантах моделей образовательного процесса, разобрали специфику модели интегрированного образовательного процесса на неделю и соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности. Каждый педагог, организуя непосредственно — образовательную деятельность, должен уметь провести анализ проведённой деятельности.  Участникам семинара была предложена примерная схема самоанализа, отталкиваясь от которой, к каждой конкретной НОД, исходя из программного содержания, воспитатель может придумать свой вариант анализа.

В проведении семинаров, педсоветов я использую наиболее эффективные формы (деловые, ролевые игры), приемы, где участники максимально активны. Например, в форме «Педагогический КВН», был проведен совет педагогов «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками». В форме «Аукцион проектов» прошел совет педагогов «Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов». На выставке «ярмарки» был представлен опыт работы и тематические проекты  двадцати двух педагогов нашего детского сада. На аукционе презентовали одиннадцать тематических проектов разных групп. Педагоги, выступавшие в роли  «общественной экспертизы», дали оценку представленным материалам и назвали, проекты, которые получили наивысшее количество голосов, эти работы были отмечены дипломами и подарками. Всем остальным участникам «ярмарки» были вручены «Сертификаты об участии».

При использовании активных форм обучения, инновационных, организационно – деятельностных, и других игр, большинство игр и упражнений являются моделями жизненных ситуаций, то есть в отличие от реальной жизни здесь снижается доля ответственности за ошибки и есть возможность пробовать и не бояться сделать что-нибудь не так. Таким образом, воспитатель может в безопасной обстановке совершенствовать свою педагогическую деятельность. Вот несколько примеров:

«Включение в работу. Упражнение «Ключ»».
Участники, передавая символический ключ по кругу, высказываются, что каждый для себя хочет узнать на сегодняшнем мероприятии.

Групповая дискуссияМетод «Квадро». Я задаю проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.), 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем объединяю в группу педагогов с одинаковыми карточками, и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.

«Синтез идей». Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т.д. и, если нужно предлагают свои идеи. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.

«Банк методических приемов». Участники представляют в общую «копилку» интересные методические приемы, которые коллеги могут использовать в практической работе. В конце мероприятия любой воспитатель может зачитать и взять себе понравившийся прием.

«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой
«микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Аквариум». Ведущий работает с двумя аудиториями сразу, которые находятся в двух кругах. Внешнее кольцо наблюдает за работой внутреннего и подключается только в конце или «Кольца Сократа» (участники могут переходить из внутреннего кольца во внешнее и наоборот). Эту форму работы можно применять в работе с детьми и родителями на творческих встречах, на собраниях.

«Разные мнения». Участники объединяются в две группы – «Родители и воспитатели» (можно ввести еще несколько групп). Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я-родитель» или «Я-воспитатель» по обсуждаемой теме или проблеме. Затем идет обсуждение. В ходе ролевой игры, например, «Родительское собрание», каждая группа высказывает свое мнение с позиции своей роли.

«Театр-экспромт». Ведущий распределяет роли, которые будут играть участники мероприятия в импровизированной постановке с нужной тематикой (или любой другой, можно в методической сказке). Каждый участник запоминает фразу, которую должен произносить, когда услышит название своего персонажа, а также запоминает определенное движение.

«Квик – настройка» — это ещё одна форма, которую я использую как настрой педагога на успешную работу. «Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь! Улыбка — солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей».

«Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют».

«Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся».

«Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает».

«Трудности закаляют на пути к счастью».

В дальнейшем методическая служба МБДОУ планирует дополнить модель методи­ческого сопровождения педагоги­ческих кадров. Основным принципом по­строения обновленной трех­уровневой модели методиче­ской работы стал индивидуаль­но-дифференцированный подход к профессиональному развитию воспитателей. В структуру модели методи­ческой работы войдут объединения педагогов, сформированные с учетом их интересов и профессиональных потребностей в саморазвитии. Деление на объединения будет произ­водиться на основе диагностики профессиональной компетент­ности, которая включает в себя самоанализ педагога и оценку его деятельности административ­ной группой. Для каждой группы будут определены целевые уста­новки в соответствии с требова­ниями ФГОС ДО.

Первый уровень модели ме­тодического сопровождения будет представлен профессиональны­м объединением «Школа молодого и начинающего воспитателя» (педагоги со стажем работы до трех лет). Такая форма работы уже сейчас имеет место в МБДОУ.

В данный момент деятельность школы направлена, прежде всего, на формирование практико-ориентированных уме­ний педагогов. По мнению молодых и начинающих воспитателей, наиболее эффективными индивидуальными формами ме­тодического сопровождения стали оперативная консультативная помощь, стажерская практика у педагогов-наставников, самооб­разование.

Далее будут добавлены новые функ­ции школы: оказание психолого-педагогической и консультативной помощи, состав­ление индивидуального образо­вательного маршрута, совместное проектирование индивидуальных маршрутов само­образования на диагностической основе с педагогом-психологом, осу­ществляющим психологическое сопровождение для успешного вхождения в профессию.

Второй уровень будет представлен профессиональны­м объединением

«Клуб профессионального мастер­ства» (педагоги со стажем рабо­ты более трех лет, не имеющие квалификационной категории), для них будет осуществляться методическое сопровождение в целях систематической акту­ализации, обновления профес­сиональных знаний в области образования, удовлетворения по­требностей педагогов в профес­сиональном развитии, подготов­ка к аттестации на установление квалификационной категории.

Третий уровень будет представлен ак­тивными педагогами, показавшими высокие результаты в работе, владеющими исследовательскими умениями, готовыми к формирова­нию инновационного опыта. Для них будет создано профессиональное объединение

«Творческая площадка». Основное содер­жание ее работы — проведение исследовательской деятельно­сти, разработка методических рекомендаций для педагогов по индивидуализации образования дошкольников.

Есть необходимость добавить еще один дополнительный уровень. Он будет представлен новым объединением «Педагогическая радуга талантов», через деятельность которого планируется вести специальную подготовку педагогов для работы с высоко мотивированными, талантливыми детьми. Цель — работа над осознанием, оценкой и развитием личностных качеств, раскрытие природного потенциала и индивидуальности педагога, необходимых для работы с детьми, имеющими особые индивидуальные способности.

На наш взгляд, такая модель методического сопровождения, в которой осуществляется инди­видуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, наиболее эффективна в условиях введения ФГОС ДО и повышения профессионального мастерства педагогических кадров.