Диагностика познавательного развития детей в опытно-исследовательской деятельности


Автор: Татьяна Владимировна Димова
Место работы: МКДОУ «Детский сад пос. Бира»
Должность: воспитатель


Данная диагностика проводится с учетом возрастных особенностей детей на основе ранее полученных знаний. Критерии оценки в баллах от 1 до 5.

Инструмент оценки усвоения знаний об объектах и явлениях неживой природы

1 балл — узкие, неадекватные знания, частые заблуждения;

2 балла — нарастание знаний о некоторых сторонах познавательных объектов и явлений неживой природы;

3 балла– нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов и явлений неживой природы;

4 балла– установление закономерных связей объектов, появление обобщений на основе известных существенных особенностей объектов, появление обобщенности знаний;

5 баллов — системные знания, освоение закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Диагностика влияния чувственного опыта на эффективность познавательного опыта развития детей в опытно – исследовательской деятельности и явлениями неживой природы. На каждого ребенка создается карточка:

  1. Ф.И. ребенка;
  2. дата обследования;
  3. задания воспитателя (каждое из них решает свою задачу) – это набор дидактических игр и опытов.

Составляющие диагностического набора

Игра — эксперимент «Исследователи природы» (последовательность выполнения действий)

Цель: привлечь внимание детей к осязательным ощущениям, запахам, как средству получения информации об объектах неживой природы.

Материал: пластмассовые стаканчики с водой, песком, глиной, камушками, ракушками.

Ход игры – эксперимента.

Вводим игровую ситуацию, предлагаем добыть ребенку информацию об объектах неживой природы с завязанными глазами. Подчеркнуть, что делать это нужно медленно ми осторожно. Попросить рассказать как они воспринимают объекты на ощупь.

Игра — эксперимент «Самый внимательный» (соблюдение мер безопасности при проведении опыта)

Цель: развитие внимательности, наблюдательности в эксперименте с объектами неживой природы.

Материал: «волшебные дощечки» на которых наклеены разные природные материалы: кора, иголочки, камешки, земля, песок.

Ход игры—эксперимента:

Воспитатель предлагает на выбор «волшебные дощечки», дети проверяют их с материалами и объектами неживой природы, ощупывать их, рассказывают о своих ощущениях.

 

Игра — эксперимент «Прогулка с увеличительными стеклами» (выбор материала)

Цель: развитие чувствительного опыта, внимания, сосредоточенности при нахождении объектов и явлений неживой природы.

Материал: увеличительные стекла.

Ход игры — эксперимента:

Игры — эксперименты протекают во время прогулки. Детям раздаются увеличительные стекла (лупы). Предложить детям найти необычные явления и объекты неживой природы: камни, капли воды на травинке, следы на мокром песке, внимательно их рассмотреть. Проследить, чтобы все находки были возвращены на место. После возвращения с прогулки попросить детей нарисовать то, что они наблюдали через лупу.

Опыт «Есть ли воздух» (фиксирование результатов)

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал: воздушный шарик, таз с водой, пустая пластиковая бутылка.

Ход опыта: Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, есть ли воздух в пустой пластиковой бутылке? Как мы можем это проверить? Ребенок проводит опыт, сам выбирает объект опыта и оборудование. Он опускает прозрачную бутылку в таз с водой так, что она заполняется. Воспитатель задает вопрос: « Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?».

Ребенок сам делает вывод, что большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Каждое задание воспитателя делится на параметры оценки действий и знаний детей, оценивающиеся по пятибалльной шкале:

  • оценка действий ребенка:
  • принимает цель;
  • не принимает цель;
  • оценка деятельности в ходе выполнения задания:
  • степень самостоятельности
  • в планировании;
  • в процессе выполнения;
  • в результат деятельности.

После проведения первичной диагностики началась основная деятельность – эксперимент, где основное внимание уделялось опытно –экспериментальной деятельности: занятия по ознакомлению с окружающим с включенными опытами и экспериментами объектами неживой природы.

После проведения эксперимента (сентябрь — май) был проведен повторный мониторинг уровня сформированности познавательного развития детей в опытно – экспериментальной деятельности с объектами и явлениями неживой природы с использованием того же материала. Контрольный эксперимент проводился в мае 2012 года с дошкольниками.