Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием




Автор: Плетнева Валентина Алексеевна,  руководитель филиала  МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

Содержимое

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.

Преемственность в образовании — это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,

  • самостоятельность,

  • креативность,

  • любознательность,

  • произвольность.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Возможные задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;

  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;

  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;

  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;

  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

 

Методы и формы обеспечения преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. На схеме 1 представлена организация работы по преемственности обучения и воспитания на территории села Башмак.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и развивающей основе. Для этого ежегодно педагогами всех ступеней образования разрабатывается совместный план работы. К примеру, план работы за 2017-20018 учебный год:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ «Детский сад с. Башмак»

_______________Башвинова И. В.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

________________Плетнева В. А.

План работы по преемственности

Мероприятия Примерные сроки Место проведения Ответственный
  1.  
Совместное совещание по планированию работы на учебный годКонец августаШкола Плетнева В. А.

Башвинова И. В.

  1.  
Линейка, посвященная Дню знаний 1 сентября Школа Плетнева В. А.

Сурдейкина О. Ю.

  1.  
Совместное физкультурное мероприятие «Будем сильными, ловкими, смелыми!»сентябрь Школа Николенко Н. Я.

Сурдейкина О. Ю.

  1.  
Тестирование «Готовность первоклассников к школе»сентябрьШкола учитель 1 класса
  1.  
Анкетирование родителей учеников 1 класса сентябрь Школа учитель 1 класса
  1.  
Посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в 1 классеоктябрь Школа Сурдейкина О. Ю.
  1.  
Праздник БукваряПо плану Школа учитель 1 класса
  1.  
Новогодний утренникКонец декабря Дом культурыРаботники клуба

Сазонова И. Г.

учителя начальных классов

  1.  
Родительский лекторий «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» Январь Школа Учитель начальных классов Кудрешова С. В.
  1.  
Спортивный праздник «Зимние забавы» февральШкола Николенко Н. Я. Сазонова И. Г.
  1.  
Масленица февраль Дом культурыРаботники клуба

Сазонова И. Г.

учителя начальных классов

  1.  
День открытых дверей в детском садуапрель Детский садБашвинова И. В.
  1.  
День открытых дверей в школе апрельШкола Плетнева В. А.
  1.  
Посещение НОД в подготовительной группе весенние каникулы Детский садучитель 1 класса
  1.  
Родительское собрание для родителей будущих первоклассниковапрель Школа Башвинова И. В. учитель 1 класса
  1.  
Определение уровня ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве.апрель Детский садСурдейкина О. Ю.
  1.  
Акция «Забытый полк»9 маяДорога «Автобусная остановка – Дом культуры»Плетнева В. А.

Башвинова И. В.

  1.  
Линейка, посвященная Последнему звонку 25 маяШкола Плетнева В. А.

Сурдейкина О. Ю.

  1.  
Международный День защиты детей1 июняДом культурыРаботники клуба

Сазонова И. Г.

Воспитатели 1 смены

  1.  
Организация летнего отдыха будущих первоклассниковиюнь-июльШкола директора смен
  1.  
Совместное спортивно-развлекательное мероприятие «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»июньИгровая площадка Воспитатели смен

Сурдейкина О. Ю.

Работа с педагогами может включать:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;

  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;

  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;

  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;

  • аттестация педагогических работников ДОУ.

Так, например, руководитель филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак, учитель высшей квалификационной категории Плетнева В. А., была назначена председателем аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников МКДОУ «Детский сад с. Башмак» в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в 2015 году.

На фотографиях запечатлены моменты взаимопосещений уроков и мероприятий педагогами школы и детского сада.

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Следующие приложения касаются проведения аттестации музыкального руководителя детского сада Сазоновой И. Г.

Фото 5.

Документ 1.

Документ 2.

Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;

  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;

  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);

  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;

  • проведение опроса будущих первоклассников;

  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

На нижеследующих фотографиях можно найти моменты реализации программы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников и школьников в селе Башмак.

Фото 6-7.

Фото 8.

Фото 9-10.

Фото 11-12.

Фото 13-14.

Фото 15.

Фото 16

Для определения уровня ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве воспитатели детского сада используют в своей практике документ 3.

Взаимодействие с родителями возможно через:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;

  • встречи с учителями;

  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;

  • совместные родительские собрания;

  • анкетирование родителей;

  • информирование родителей о результатах адаптации первоклассников к школьному обучению;

  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

В своей работе мы использует следующую форму анкетирования родителей по адаптации первоклассников, хотя, как было замечено в предыдущие годы, не все родители отвечают на вопросы анкеты предельно честно: документ 4.

Преемственность — это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и организовывает свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Список источников

  1. http://pedsovet.su/fgos/6726_preemstvennost_detskogo_sada_shkolyИ. Иванова «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации»

  2. http://pedsovet.su/ns/6295_sovety_roditelyam_pervoklassnikov_v_period_adaptacii — М. Маремова «Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе. Тест-анкета родителям по адаптации. Памятка родителям».

  3. http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534 — Л. А. Атиян «Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям»