Автор: Олеся Данилова, МКОУ ДС с. Птичник
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. Такое воспитание, как правило, начинается с первых лет жизни ребенка. Эстетическое воспитание — это довольно широкое понятие [3].
В него входят: развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни. Предметом данного вида воспитания является развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира. Это составная часть общего коммуникативного воспитания детей. Особенно тесно оно связано с морально — нравственным воспитанием. Знакомство ребенка с красотой окружающего мира не только развивает его ум и чувства, но к тому же способствует развитию фантазии и воображения. Актуальность проблемы данного вопроса обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных дошкольных образовательных учреждениях возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. В эстетическом воспитании дошкольников важно все: цвет, звук, форма, запах такое развитие требует довольно большой сенсорной культуры. Ребенок воспринимает прекрасное в совокупности запахов, линий, красок, однако восприятие только тогда становится эстетическим, когда оно приобретает эмоциональную окраску, когда к нему проявляется какое-то отношение со стороны ребенка. Эстетическое восприятие — это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. При этом воспитатель дошкольного учреждения должен только направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ребёнку свободу выбора в творчестве. Проблемами эстетического воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые как В. И Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина программа «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиции гуманистической педагогики [2]. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений разных типов, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, училищ. В основу этой программы легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе. Актуальность этой программы заключается в — широком взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом — реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, в свою очередь дошкольное воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Т. е. задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Логинова В. И считала целью программы «Детство»: обогащение развития детей дошкольного возраста, обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы: «ЧУВСТВОВАТЬ — ПОНИМАТЬ — ТВОРИТЬ». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержание программы — обеспечение воспитания ребенку с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных наций, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ). Программа «Детство» составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: — ранний возраст — от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста); — младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); — средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа); — старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) [2]. В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. По мнению авторов этой программы, дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья [1]. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Это программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в Повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Таким образом, эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом — духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми, — все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство — тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного». Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программу, мы сделали вывод, что основное средство эстетического воспитания — это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.
Библиографический список
1. Творчество: Программа художественно-эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А. И. Смоляр, П. П. Барынкин, В. П. Юрикова, Т. С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. 92 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. . 3-e изд, перераб. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.
4. Голубь И. Б., Сережникова Р. К. Становление эстетической активности детей в дошкольном образовании. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / под ред. М. В. Бывшевой, А. Ю. Нагорновой. Ульяновск: SIMJET