Автор: Брагина Яна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 9
Программа
факультативного курса «Эколог-любознайка» для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом основной образовательной программы соответствующего уровня образовательного учреждения НОО, с использованием учебно-методических комплектов, авторских программ по естествознанию и экологии, включённых в основную образовательную программу и утвержденных федеральным перечнем.
Сложившиеся экологическая обстановка в мире ставит перед человечеством задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности населения. Эту проблему можно решить за счёт экологического воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, учащиеся должны овладеть основами теории и практики оптимизации взаимодействия в системе «природа – общество – человек». Формирование ответственности по отношению к природе связано с развитием моральных ориентаций и ценностей, которые становятся внутренним регулятором деятельности. Поэтому особенно важно ставить школьника в реальные условия окружающей жизни, активно включать его в общественно – значимые дела по охране природы. Дело не только в том, чтобы ученик знал и умел, но и в том, чтобы он внутренне принял моральные требования бережного отношения к природной среде как свое личное убеждение.
В нашей стране появилась тенденция экологического воспитания, как одного из важнейших аспектов социализации личности, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. В последние годы в связи с изменениями целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания во всех образовательных областях, появилась вариативность на уровне образовательных систем и учебных курсов.
Экологическое образование неразрывно связано с экологическим воспитанием. Через обучение и воспитание необходимо научить наших детей видеть мир вокруг себя, понимать происходящие явления и события, которые нас окружают. Среди приоритетных направлений воспитания выбраны: отношения к своему Отечеству, родному краю и окружающей нас природе.
Система обучения и воспитания создаёт условия для развития творческих способностей в изучении природы родного края, экологических проблем в своём регионе, учитывает желание и интересы, ценностные установки учащихся. Это играет важную роль для формирования научного взгляда на окружающий мир, для обогащения социального опыта, коммуникативного общения с окружающей средой, воспитание любви и бережного отношения к природе и понимания значимости своих действий.
Вызвано это необходимостью в увеличении сведений о многообразной значимости для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе, как едином целом.
Факультатив является звеном подпрограммы экологического воспитания «ЭКОЛАЙН» и призван решать следующие задачи:
Расширение экологических представлений младших школьников формируемых в основном курсе.
Углубление теоретических знаний учащихся в области Экологии, формирования ряда основополагающих экологических понятий.
-
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности.
Факультатив «Эколог-любознайка» предназначен для учащихся 4 класса (34 часа в год, 1 час в неделю).
Программа факультатива строится на основе принципов:
• целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
• междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
• взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
• соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
• замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения в окружающей природе;
• предлагать, что можно сделать самим обучающимся для исправления видимых нарушений людей в природе.
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны уметь:
• называть живые объекты Еврейской автономной области и их роль в жизни человека;
• перечислять особенности растений, грибов своего края;
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• наблюдать и оценивать явления природы;
• выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
• моделировать правильное поведение на природе;
• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Ожидаемые результаты
1. На основе жизненного опыта и полученных знаний дети проявляют живой интерес к природе, развивая в себе потребность жить в мире и согласии с окружающим миром.
2. Общая направленность курса «Экология» и предмет «Физическая культура» сориентированы на формирование здорового образа жизни. Ребёнок ориентируется не на могущество медицины, а на защитные силы своего организма. Занятия спортом развивают силу, ловкость, подвижность при этом развивается интеллект ребенка, его речь, мышление. Он начинает контролировать свои поступки, оценивать себя. У детей развиваются высшие формы наглядного мышления, на основе которых становится возможным процесс обобщения элементарных знаний.
3. Расширяются, уточняются, систематизируются представления детей о растениях и животных, об экологических условиях жизни разных видов существ. Дети обучаются разумному и рациональному поведению в природе: «Не загрязняй место отдыха!», «Береги живую природу!», «Охранять Природу, значит – охранять Родину!» и т.д.
4. Дети приходят к осознанию того, что в природе нет, ни плохих, ни хороших животных и растений – всё имеет свой смысл, всё в природе взаимосвязано.
5. Дети учатся практическим действиям: наблюдать за погодой, окружающей природой, за поведением птиц, насекомых, зверей, рыб.
6. Человек вмешивается в окружающий мир, нанося ему вред. Дети будут участвовать в субботниках по очистке водоёмов, лесопарков, по благоустройству территории около школы, посадке деревьев, разведению цветников на пришкольном участке.
7. Дети учатся гуманистическому отношению ко всему живому.
Программа факультатива дополняет, углубляет и расширяет курс начального естественнонаучного и экологического образования. Он разработан как дополнение к курсу «Естествознание» в начальной школе и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и не разгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа факультатива охватывает самые различные области природоведческого знания, используя большие возможности, сохраняет воспитательную направленность уроков, связанную с развитием у детей основ экологической ответственности.
Содержание программы:
Что такое экология? – 2 часа.
Экология – наука о связях между живыми существами и их окружающей средой
Классификация экологических связей между живой и не живой природой
Разъяснение сущности экологии
Распознавание растений и животных в природе – 3 часа.
Экскурсии и практические занятия по распознованию растений и животных встречающихся в данной местности
Классификации растений и животных
Выявление характерных отличий между классами
Упражнение в определение видов на основе демонстративного материала
Знакомство с Красной книгой России и ЕАО – 1 час.
Знакомство с растениями и животными, которым угрожает исчезновение
Выявление причин сокращения их численности
Изучение способов охраны природы – 2 часа.
Охрана природных территорий (парки, заказники, заповедники, зоопарки)
Заочное путешествие в охраняемые зоны
Роль не живой природы в жизни живого организма – 3 часа.
Солнце – источник тепла и света
Приспособление животных и растений к температурным изменениям
Роль света в жизни животных
Воздух в жизни растений и животных
Вода в жизни растений и животных
Жизнь в почве – 1 час.
Разнообразие почв, плодородия
Обитатели почвы
Разнообразие живой природы – 4 часа.
Многообразие растений
Многообразие животных
Экологические связи в природе – 4 часа.
Экологические связи. Сеть питания
Тесная связь организмов в окружающей среде
Охрана растений и животных – 5 часов.
Охраняемые растения
Лекарственные растения
Охраняемые животные
Причины сокращения животных и меры по их сохранению.
Заочное путешествие по паркам и зоопаркам Мира.
Практические занятия – 1 час.
Кормушки для птиц
-
Передача знаний другим – 3 часа.
Изготовление условных знаков о правилах повеления в природе и экологических памяток для детей и взрослых
Беседы, КВНы, праздники экологического содержания для детей и взрослых
Выявление связи между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа.
Организм человека
Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека
Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека
Экологические катастрофы – 2 часа.
Загрязнение почв
Загрязнение морей нефтью, аварий и нефтепроводов
Чернобыльская АС
Экологические прогнозы – отрицательные воздействия человека на природу
Экологические знания по охране природы
Подведём итоги – 1 час.
Обобщение теоретических и практических знаний
Календарно-тематическое планирование факультатива
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Раздел/тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов | дата |
Что такое экология? | 2 | |||
1 | Что такое экология? Экология — наука о связях между живой и неживой природой. | Обзор экологической вспомогательной литературы | 1 | |
2 | Значение экологии в жизни человека | Наблюдение за совпадением осенних примет, сбор листьев для гербариев | 1 | |
Распознавание растений и животных в природе | 3 | |||
3 | Экскурсия в природу (распознавание животных и растений в данной местности) | Разъяснение взаимосвязей в природе. | 1 | |
4 | Классификация животных и растений. Выявление характерных отличий между классами | Рассмотреть строение почвы | 1 | |
5 | Упражнение в определение видов на основе демонстративного материала | Формы поверхности ВКО, полезные ископаемые ВКО. | 1 | |
Знакомство с «Красной книгой России», «Красной книгой ЕАО» | 1 | |||
6 | Знакомство с растениями и животными, которым угрожает исчезновение. Выявление причин сокращения их численности | Влияние загрязнения водоемов на их обитателей и на здоровье человек. | 2 | |
Изучение способов охраны природы | 2 | |||
7 | Охрана природных территорий (парки, заказники, заповедники, зоопарки) | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Написания сочинения –фентези. | 2 | |
8 | Заочное путешествие в охраняемые зоны | Обобщить знания учащихся. | 1 | |
Роль не живой природы в жизни живого организма | 3 | |||
9 | Солнце – источник тепла и света | Красная книга Казахстана. Подготовка рефератов о растениях и животных занесенных в Красную книгу. | 2 | |
10 | Приспособление животных и растений к температурным изменениям. Роль света в жизни животных | Рассмотрение способов охраны природы. | 2 | |
11 | Воздух в жизни растений и животных. Вода в жизни растений и животных | Многообразие растений. | 2 | |
Жизнь в почве | 1 | |||
12 | Разнообразие почв, плодородия. Обитатели почвы | Жизнь в почве. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. | 1 | |
Разнообразие живой природы | 4 | |||
13-14 | Многообразие растений | 2 | ||
15-16 | Многообразие животных | Изучение экологических связей в живой природе. | 2 | |
Экологические связи в природе | 4 | |||
17-18 | Экологические связи. Сеть питания | Защитные приспособления у растений, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 2 | |
19-20 | Тесная связь организмов в окружающей среде | Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 2 | |
Охрана растений и животных | 5 | |||
21 | Охраняемые растения | Наблюдение за совпадением зимних примет | 1 | |
22 | Лекарственные растения | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 1 | |
23 | Охраняемые животные | Экологические прогнозы – их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. | 1 | |
24 | Причины сокращения животных и меры по их сохранению | Обсуждение примеров экологических катастроф. | 1 | |
25 | Заочное путешествие по паркам и зоопаркам Мира | |||
Практические занятия | 1 | |||
26 | Изготовление кормушек для птиц | 1 | ||
Передача знаний другим | 3 | |||
27 | Изготовление условных знаков о правилах повеления в природе и экологических памяток для детей и взрослых | Изготовление книжки-раскладушки. Беседы в 1-2 классах «Береги первоцветы!» | 1 | |
28-29 | Беседы, КВНы, праздники экологического содержания для детей и взрослых | 2 | ||
Выявление связи между состоянием природы и здоровьем человека | 2 | |||
30 | Организм человека. Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека | Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии. | 1 | |
31 | Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека | 1 | ||
Экологические катастрофы | 2 | |||
32 | Загрязнение почв. Загрязнение морей нефтью, аварий и нефтепроводов. Чернобыльская АС | 1 | ||
33 | Экологические прогнозы – отрицательные воздействия человека на природу. 1Экологические знания по охране природы | 1 | ||
Подведём итоги | 1 | |||
34 | Обобщение теоретических и практических знаний | |||
ИТОГО | 34 |
Библиография
1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 2006.
2. Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство «Горизонт», 1983 г. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 2009.
3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
4. Вестник экологического образования в России. №2, 1996.
5. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.
6. Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
7. Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»
8. Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.
9. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя. I часть.» Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.
10. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя. II часть.» Методическое пособие для учителя – М., 2006