Факультативный курс «Эколог-любознайка»




Автор: Брагина Яна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 9

Программа

факультативного курса «Эколог-любознайка» для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом основной образовательной программы соответствующего уровня образовательного учреждения НОО, с использованием учебно-методических комплектов, авторских программ по естествознанию и экологии, включённых в основную образовательную программу и утвержденных федеральным перечнем.

Сложившиеся экологическая обстановка в мире ставит перед человечеством задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности населения. Эту проблему можно решить за счёт экологического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, учащиеся должны овладеть основами теории и практики оптимизации взаимодействия в системе «природа – общество – человек». Формирование ответственности по отношению к природе связано с развитием моральных ориентаций и ценностей, которые становятся внутренним регулятором деятельности. Поэтому особенно важно ставить школьника в реальные условия окружающей жизни, активно включать его в общественно – значимые дела по охране природы. Дело не только в том, чтобы ученик знал и умел, но и в том, чтобы он внутренне принял моральные требования бережного отношения к природной среде как свое личное убеждение.

В нашей стране появилась тенденция экологического воспитания, как одного из важнейших аспектов социализации личности, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. В последние годы в связи с изменениями целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания во всех образовательных областях, появилась вариативность на уровне образовательных систем и учебных курсов.

Экологическое образование неразрывно связано с экологическим воспитанием. Через обучение и воспитание необходимо научить наших детей видеть мир вокруг себя, понимать происходящие явления и события, которые нас окружают. Среди приоритетных направлений воспитания выбраны: отношения к своему Отечеству, родному краю и окружающей нас природе.

Система обучения и воспитания создаёт условия для развития творческих способностей в изучении природы родного края, экологических проблем в своём регионе, учитывает желание и интересы, ценностные установки учащихся. Это играет важную роль для формирования научного взгляда на окружающий мир, для обогащения социального опыта, коммуникативного общения с окружающей средой, воспитание любви и бережного отношения к природе и понимания значимости своих действий.

Вызвано это необходимостью в увеличении сведений о многообразной значимости для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе, как едином целом.

Факультатив является звеном подпрограммы экологического воспитания «ЭКОЛАЙН» и призван решать следующие задачи:

  1. Расширение экологических представлений младших школьников формируемых в основном курсе.

  2. Углубление теоретических знаний учащихся в области Экологии, формирования ряда основополагающих экологических понятий.

  3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности.

Факультатив «Эколог-любознайка» предназначен для учащихся 4 класса (34 часа в год, 1 час в неделю).

Программа факультатива строится на основе принципов:

целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения в окружающей природе;

предлагать, что можно сделать самим обучающимся для исправления видимых нарушений людей в природе.

Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся должны уметь:

называть живые объекты Еврейской автономной области и их роль в жизни человека;

перечислять особенности растений, грибов своего края;

оценивать правильность поведения людей в природе;

наблюдать и оценивать явления природы;

выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

моделировать правильное поведение на природе;

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Ожидаемые результаты

1. На основе жизненного опыта и полученных знаний дети проявляют живой интерес к природе, развивая в себе потребность жить в мире и согласии с окружающим миром.

2. Общая направленность курса «Экология» и предмет «Физическая культура» сориентированы на формирование здорового образа жизни. Ребёнок ориентируется не на могущество медицины, а на защитные силы своего организма. Занятия спортом развивают силу, ловкость, подвижность при этом развивается интеллект ребенка, его речь, мышление. Он начинает контролировать свои поступки, оценивать себя. У детей развиваются высшие формы наглядного мышления, на основе которых становится возможным процесс обобщения элементарных знаний.

3. Расширяются, уточняются, систематизируются представления детей о растениях и животных, об экологических условиях жизни разных видов существ. Дети обучаются разумному и рациональному поведению в природе: «Не загрязняй место отдыха!», «Береги живую природу!», «Охранять Природу, значит – охранять Родину!» и т.д.

4. Дети приходят к осознанию того, что в природе нет, ни плохих, ни хороших животных и растений – всё имеет свой смысл, всё в природе взаимосвязано.

5. Дети учатся практическим действиям: наблюдать за погодой, окружающей природой, за поведением птиц, насекомых, зверей, рыб.

6. Человек вмешивается в окружающий мир, нанося ему вред. Дети будут участвовать в субботниках по очистке водоёмов, лесопарков, по благоустройству территории около школы, посадке деревьев, разведению цветников на пришкольном участке.

7. Дети учатся гуманистическому отношению ко всему живому.

Программа факультатива дополняет, углубляет и расширяет курс начального естественнонаучного и экологического образования. Он разработан как дополнение к курсу «Естествознание» в начальной школе и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и не разгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа факультатива охватывает самые различные области природоведческого знания, используя большие возможности, сохраняет воспитательную направленность уроков, связанную с развитием у детей основ экологической ответственности.

Содержание программы:

  1. Что такое экология? – 2 часа.

Экология – наука о связях между живыми существами и их окружающей средой

Классификация экологических связей между живой и не живой природой

Разъяснение сущности экологии

  1. Распознавание растений и животных в природе – 3 часа.

Экскурсии и практические занятия по распознованию растений и животных встречающихся в данной местности

Классификации растений и животных

Выявление характерных отличий между классами

Упражнение в определение видов на основе демонстративного материала

  1. Знакомство с Красной книгой России и ЕАО – 1 час.

Знакомство с растениями и животными, которым угрожает исчезновение

Выявление причин сокращения их численности

  1. Изучение способов охраны природы – 2 часа.

Охрана природных территорий (парки, заказники, заповедники, зоопарки)

Заочное путешествие в охраняемые зоны

  1. Роль не живой природы в жизни живого организма – 3 часа.

Солнце – источник тепла и света

Приспособление животных и растений к температурным изменениям

Роль света в жизни животных

Воздух в жизни растений и животных

Вода в жизни растений и животных

  1. Жизнь в почве – 1 час.

Разнообразие почв, плодородия

Обитатели почвы

  1. Разнообразие живой природы – 4 часа.

Многообразие растений

Многообразие животных

  1. Экологические связи в природе – 4 часа.

Экологические связи. Сеть питания

Тесная связь организмов в окружающей среде

  1. Охрана растений и животных – 5 часов.

Охраняемые растения

Лекарственные растения

Охраняемые животные

Причины сокращения животных и меры по их сохранению.

Заочное путешествие по паркам и зоопаркам Мира.

  1. Практические занятия – 1 час.

Кормушки для птиц

  1. Передача знаний другим – 3 часа.

Изготовление условных знаков о правилах повеления в природе и экологических памяток для детей и взрослых

Беседы, КВНы, праздники экологического содержания для детей и взрослых

  1. Выявление связи между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа.

Организм человека

Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека

Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека

  1. Экологические катастрофы – 2 часа.

Загрязнение почв

Загрязнение морей нефтью, аварий и нефтепроводов

Чернобыльская АС

Экологические прогнозы – отрицательные воздействия человека на природу

Экологические знания по охране природы

  1. Подведём итоги – 1 час.

Обобщение теоретических и практических знаний

Календарно-тематическое планирование факультатива

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Раздел/тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

дата

 

Что такое экология?

 

2

 

1

Что такое экология? Экология — наука о связях между живой и неживой природой.

Обзор экологической вспомогательной литературы

1

 

2

Значение экологии в жизни человека

Наблюдение за совпадением осенних примет, сбор листьев для гербариев

1

 
 

Распознавание растений и животных в природе

 

3

 

3

Экскурсия в природу (распознавание животных и растений в данной местности)

Разъяснение взаимосвязей в природе.

1

 

4

Классификация животных и растений. Выявление характерных отличий между классами

Рассмотреть строение почвы

1

 

5

Упражнение в определение видов на основе демонстративного материала

Формы поверхности ВКО, полезные ископаемые ВКО.

1

 
 

Знакомство с «Красной книгой России», «Красной книгой ЕАО»

 

1

 

6

Знакомство с растениями и животными, которым угрожает исчезновение. Выявление причин сокращения их численности

Влияние загрязнения водоемов на их обитателей и на здоровье человек.

2

 
 

Изучение способов охраны природы

 

2

 

7

Охрана природных территорий (парки, заказники, заповедники, зоопарки)

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Написания сочинения –фентези.

2

 

8

Заочное путешествие в охраняемые зоны

Обобщить знания учащихся.

1

 
 

Роль не живой природы в жизни живого организма

 

3

 

9

Солнце – источник тепла и света

Красная книга Казахстана.

Подготовка рефератов о растениях и животных занесенных в Красную книгу.

2

 

10

Приспособление животных и растений к температурным изменениям. Роль света в жизни животных

Рассмотрение способов охраны природы.

2

 

11

Воздух в жизни растений и животных. Вода в жизни растений и животных

Многообразие растений.

2

 
 

Жизнь в почве

 

1

 

12

Разнообразие почв, плодородия. Обитатели почвы

Жизнь в почве. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы.

1

 
 

Разнообразие живой природы

 

4

 

13-14

Многообразие растений

 

2

 

15-16

Многообразие животных

Изучение экологических связей в живой природе.

2

 
 

Экологические связи в природе

 

4

 

17-18

Экологические связи. Сеть питания

Защитные приспособления у растений, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

2

 

19-20

Тесная связь организмов в окружающей среде

Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

2

 
 

Охрана растений и животных

 

5

 

21

Охраняемые растения

Наблюдение за совпадением зимних примет

1

 

22

Лекарственные растения

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

 

23

Охраняемые животные

Экологические прогнозы – их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

1

 

24

Причины сокращения животных и меры по их сохранению

Обсуждение примеров экологических катастроф.

1

 

25

Заочное путешествие по паркам и зоопаркам Мира

   
 

Практические занятия

 

1

 

26

Изготовление кормушек для птиц

 

1

 
 

Передача знаний другим

 

3

 

27

Изготовление условных знаков о правилах повеления в природе и экологических памяток для детей и взрослых

Изготовление книжки-раскладушки. Беседы в 1-2 классах «Береги первоцветы!»

1

 

28-29

Беседы, КВНы, праздники экологического содержания для детей и взрослых

 

2

 
 

Выявление связи между состоянием природы и здоровьем человека

 

2

 

30

Организм человека. Загрязнение окружающей среды – влияние на здоровье человека

Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии.

1

 

31

Меры, направленные на снижение вредного воздействия природы на здоровье человека

 

1

 
 

Экологические катастрофы

 

2

 

32

Загрязнение почв. Загрязнение морей нефтью, аварий и нефтепроводов. Чернобыльская АС

 

1

 

33

Экологические прогнозы – отрицательные воздействия человека на природу.

1Экологические знания по охране природы

 

1

 
 

Подведём итоги

 

1

 

34

Обобщение теоретических и практических знаний

   
  

ИТОГО

34

 

Библиография

1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 2006.

2. Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство «Горизонт», 1983 г. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 2009.

3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.

4. Вестник экологического образования в России. №2, 1996.

5. Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. -М. Перспектива. 2007.

6. Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.

7. Ридигер О. Н. «Проблемы школьного экологического образования», статья в приложении «Биология» №27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября»

8. Ридигер О.Н. «Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе», «Актуальные проблемы экологии и природопользования» (выпуск 3, часть 2) Сб. науч. трудов. –М.: Изд- РУДН, 2003. – 478 с.: ил.

9. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя. I часть.» Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.

10. Скегина Н.Г. и др. « Экология для тебя. II часть.» Методическое пособие для учителя – М., 2006

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =