Физкультурно-познавательное занятие в старшей группе «Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу»


Автор: Галина Сергеевна Силаева
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 3» с. Ленинское
Должность: воспитатель


Цель: знакомить дошкольников с работой человеческого сердца.

Обучающие задачи:

— Сформировать представления о работе сердца; значении сердца и крови для жизни человека.

— Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

Развивающие задачи:

Побуждать детей прислушиваться в работе своего организма, почувствовать и понять его устройство.

— Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению физических упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любознательность.

— Воспитывать бережное отношение к себе.

— Формировать универсальные интегративные качества.

Ход занятия:

Воспитатель по физической культуре: Здравствуйте, ребята!

(дети здороваются в ответ)

А вы знаете, что мы не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте!» – это значит здоровья желаю. Русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь».

Мы сегодня с вами узнаем столько интересного, но перед этим немного разомнёмся. (говорят слова и точечный массаж)

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть, (потёрли глазки кулачками)

А уши служат, чтобы слышать, (потеребили ушки)

Язык во рту, чтоб вкус понять, (показали язычок)

А носик – запах различать. (Дышим носиком, пытаемся уловить запахи)

Воспитатель по физической культуре: Это органы человека, которые находятся снаружи нашего тела. Мы их видим, ощущаем. Но у нас есть органы, которые находятся внутри нас – внутренние органы. С некоторыми из них мы уже знакомы. (Подходят к телевизору, на экране которого изображены внутренние органы).

Воспитатель по физической культуре: посмотрите, и скажите, какие внутренние органы есть у человека?

Дети: Головной мозг, лёгкие, желудок, кишечник.

Воспитатель по физической культуре: Правильно. А как вы думаете, какого важного органа не хватает?

Дети: Сердца. (На экране появляется изображение человеческого сердца)

Воспитатель по физической культуре: Правильно, сердца. Давайте попробуем найти сердце у себя. Положите себе руку на сердце. Молодцы, дети!

Воспитатель по физической культуре: А кто знает, для чего же нам нужно сердце?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель по физической культуре: Самым главным органом у нас является сердце. Оно находится в грудной клетке. С самого нашего рождения оно не перестает трудиться. Оно работает всегда, даже когда мы спим. Сердце – чудо механизм, который работает сам по себе, без остановки много лет подряд. Его размер равен кулачку человека. Давайте все сожмём кулак и каждый сможет узнать размер своего сердца. Сердце как насос проталкивает кровь по сосудам, кровь разносит нашим клеточкам кислород и питательные вещества. Когда наше сердце работает, то оно стучит. Врачи слушают стук нашего сердца через специальный прибор «фонендоскоп», вот он на экране.

Воспитатель по физической культуре: Дети, наше сердце – это тоже мышца, а как мы укрепляем свои мышцы?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель по физической культуре: Физические упражнения укрепляют сердце, делают его сильнее, также как и мышцы рук, ног, туловища. Сейчас мы дадим нагрузку нашему организму – выполним полезные упражнения для укрепления мышц.

Ходьба в колонне по одному, на носках, на пятках.

Боковой галоп (правым — левым боком).

Легкой бег.

Бег с ускорением.

Воспитатель по физической культуре: Ребята, мы с вами подвигались, предлагаю встать в круг, расслабиться. Как вы думаете, наше сердце сейчас бьётся медленно или быстро?

Дети: (ответы детей).

ОРУ

1. Сердцу нужен кислород (руки вперед-вверх)

2. А теперь рывки руками помогаем сердцу сами (с поворотом в стороны)

3. Чтобы быть здоровыми – спортом занимаемся, вправо – влево наклоняемся.

4. А теперь мы приседаем, наши мышцы укрепляем.

5. Раз прыжок, два прыжок мышцы трудятся дружок.

6. А теперь шары надуем, также мышцы тренируем.

Воспитатель по физической культуре: Когда мы занимаемся физкультурой, спортом, подвижными играми у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. Следовательно, сердце надо тренировать. А сейчас давайте немного отдохнем, ведь когда мы отдыхаем наше сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.

Воспитатель по физической культуре: Дети, сердце выполняет важную работу, оно качает кровь по кровеносным сосудам, подавая ее во все органы.

Давайте проведём эксперимент, большой шприц – это здоровое сердце, а поменьше – это слабое сердце больного человека. Набираем в них окрашенную в красный цвет жидкость и проталкиваем по трубочке как это делает наше с вами сердце. Здоровое сердце протолкнуло жидкость далеко по трубочке, а слабое нет.

Воспитатель по физической культуре: Давайте продолжим тренировать наше сердце.

Игровые эстафеты:

  • «Забей шайбу в ворота» (в бутафорских лыжах).

  • «Попади в цель» (метание)

  • «Достань снежинку» (лазание по гимнастической лестнице)

Воспитатель по физической культуре: Вот видите, дети, мы должны с вами стремиться к тому, чтобы наше сердце было сильным и здоровым. Несмотря на небольшой размер, наше сердце работает и день и ночь. Мы должны его беречь, заботиться о его состоянии. А что мы должны для этого делать?

1. Заниматься физкультурой, выполнять утреннюю зарядку, бегать, играть и закаляться.

2. Обязательно отдыхать днем и ночью.

3. Есть полезные продукты.

Сюрпризный момент – «волшебный сундучок», в котором лежит фонендоскоп.

Предложить взять его собой в группу и послушать с его помощью работу сердца своего друга.