Цель: знакомить дошкольников с работой человеческого сердца.
Обучающие задачи:
— Сформировать представления о работе сердца; значении сердца и крови для жизни человека.
— Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
Развивающие задачи:
— Побуждать детей прислушиваться в работе своего организма, почувствовать и понять его устройство.
— Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению физических упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать любознательность.
— Воспитывать бережное отношение к себе.
— Формировать универсальные интегративные качества.
Ход занятия:
Воспитатель по физической культуре: Здравствуйте, ребята!
(дети здороваются в ответ)
А вы знаете, что мы не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте!» – это значит здоровья желаю. Русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь – здоровья не получишь».
Мы сегодня с вами узнаем столько интересного, но перед этим немного разомнёмся. (говорят слова и точечный массаж)
Есть четыре помощника на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть, (потёрли глазки кулачками)
А уши служат, чтобы слышать, (потеребили ушки)
Язык во рту, чтоб вкус понять, (показали язычок)
А носик – запах различать. (Дышим носиком, пытаемся уловить запахи)
Воспитатель по физической культуре: Это органы человека, которые находятся снаружи нашего тела. Мы их видим, ощущаем. Но у нас есть органы, которые находятся внутри нас – внутренние органы. С некоторыми из них мы уже знакомы. (Подходят к телевизору, на экране которого изображены внутренние органы).
Воспитатель по физической культуре: посмотрите, и скажите, какие внутренние органы есть у человека?
Дети: Головной мозг, лёгкие, желудок, кишечник.
Воспитатель по физической культуре: Правильно. А как вы думаете, какого важного органа не хватает?
Дети: Сердца. (На экране появляется изображение человеческого сердца)
Воспитатель по физической культуре: Правильно, сердца. Давайте попробуем найти сердце у себя. Положите себе руку на сердце. Молодцы, дети!
Воспитатель по физической культуре: А кто знает, для чего же нам нужно сердце?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель по физической культуре: Самым главным органом у нас является сердце. Оно находится в грудной клетке. С самого нашего рождения оно не перестает трудиться. Оно работает всегда, даже когда мы спим. Сердце – чудо механизм, который работает сам по себе, без остановки много лет подряд. Его размер равен кулачку человека. Давайте все сожмём кулак и каждый сможет узнать размер своего сердца. Сердце как насос проталкивает кровь по сосудам, кровь разносит нашим клеточкам кислород и питательные вещества. Когда наше сердце работает, то оно стучит. Врачи слушают стук нашего сердца через специальный прибор «фонендоскоп», вот он на экране.
Воспитатель по физической культуре: Дети, наше сердце – это тоже мышца, а как мы укрепляем свои мышцы?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель по физической культуре: Физические упражнения укрепляют сердце, делают его сильнее, также как и мышцы рук, ног, туловища. Сейчас мы дадим нагрузку нашему организму – выполним полезные упражнения для укрепления мышц.
Ходьба в колонне по одному, на носках, на пятках.
Боковой галоп (правым — левым боком).
Легкой бег.
Бег с ускорением.
Воспитатель по физической культуре: Ребята, мы с вами подвигались, предлагаю встать в круг, расслабиться. Как вы думаете, наше сердце сейчас бьётся медленно или быстро?
Дети: (ответы детей).
ОРУ
1. Сердцу нужен кислород (руки вперед-вверх)
2. А теперь рывки руками помогаем сердцу сами (с поворотом в стороны)
3. Чтобы быть здоровыми – спортом занимаемся, вправо – влево наклоняемся.
4. А теперь мы приседаем, наши мышцы укрепляем.
5. Раз прыжок, два прыжок мышцы трудятся дружок.
6. А теперь шары надуем, также мышцы тренируем.
Воспитатель по физической культуре: Когда мы занимаемся физкультурой, спортом, подвижными играми у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. Следовательно, сердце надо тренировать. А сейчас давайте немного отдохнем, ведь когда мы отдыхаем наше сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.
Воспитатель по физической культуре: Дети, сердце выполняет важную работу, оно качает кровь по кровеносным сосудам, подавая ее во все органы.
Давайте проведём эксперимент, большой шприц – это здоровое сердце, а поменьше – это слабое сердце больного человека. Набираем в них окрашенную в красный цвет жидкость и проталкиваем по трубочке как это делает наше с вами сердце. Здоровое сердце протолкнуло жидкость далеко по трубочке, а слабое нет.
Воспитатель по физической культуре: Давайте продолжим тренировать наше сердце.
Игровые эстафеты:
«Забей шайбу в ворота» (в бутафорских лыжах).
«Попади в цель» (метание)
«Достань снежинку» (лазание по гимнастической лестнице)
Воспитатель по физической культуре: Вот видите, дети, мы должны с вами стремиться к тому, чтобы наше сердце было сильным и здоровым. Несмотря на небольшой размер, наше сердце работает и день и ночь. Мы должны его беречь, заботиться о его состоянии. А что мы должны для этого делать?
1. Заниматься физкультурой, выполнять утреннюю зарядку, бегать, играть и закаляться.
2. Обязательно отдыхать днем и ночью.
3. Есть полезные продукты.
Сюрпризный момент – «волшебный сундучок», в котором лежит фонендоскоп.
Предложить взять его собой в группу и послушать с его помощью работу сердца своего друга.