Формирование патриотических чувств и любви к своему Отечеству на уроках окружающего мира в начальной школе




Шеньшина Оксана Николаевна,  учитель начальных классов,  высшей квалификационной категории, МКОУ СОШ с.Ленинское

В широком смысле понятие «патриотизм» обычно трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяю задачи:

  • Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.

  • Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

  • Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

  • Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

  • Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Курс «Окружающий мир» занимает особое место в реализации патриотического воспитания младшего школьника, так как он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в начальных классах объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек.

Одновременно с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребенка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

Первое — Историко – краеведческое направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи районного центра и города Биробиджана, возлагают цветы к обелиску, погибшим воинам в войне. Ежегодно 9 мая организую с родителями встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводим праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(2 кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3 кл.)

Второе направление -Гражданско-патриотическое – формирование гражданской позиции служения своему народу. По этому направлению провожу беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России».

Третье направление — Литературно-музыкальное, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей. В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

Четвертое направление — Физкультурно-оздоровительное и туристическое, ориентированное на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!». Ходим в походы по своей местности. Во время походов проводим соревнования по ориентированию на местности, учимся помогать друг другу в преодолении трудностей во время похода.

Пятое направление — Экологическое – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Мои ученики участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения окрестностей села, выступают с исследовательскими работами на школьной конференции. Проводим акции «Помоги птицам зимой», «Помоги животным». Создаем проекты: «Животные родного края», «Птицы – наши друзья». Ученики видят мой интерес к данной проблеме, подключают родителей, старших сестер и братьев, таким образом, очень часто проекты становятся семейными.

Шестое направление — Трудовое – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Участвуют в школьном конкурсе к 23 февраля «Мой папа – защитник Отечества!»

И, конечно же, считаю одним из важнейших направлений — семейное. Это утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Во втором классе на уроках предмета «Окружающий мир» мы работаем с понятием «город, село». Изучаем историю родного села и города Биробиджана. Учащиеся готовят буклеты, посвященные истории села, народным праздникам и народным гуляниям. Они активно включаются в проекты: «Исторические названия улиц нашего cела», «Наше село Ленинское – районный центр ЕАО». Проводим экскурсии по улицам села, знакомимся с историей образования и функционирования учреждений и их работниками.

В третьем и четвёртом классах работаем с понятием «Отечество», изучаем историю его происхождения, раскрываем смысл, изучаем границы, состав населения, особенности растительного и животного мира, затрагиваем вопросы, связанные с экологией. Выполняем проекты: «Оглянись вокруг»; «Россия — наша Родина». Постепенно подвожу детей к понятию «Родина», знакомлю с возможными формами проявления любви к Родине, как взрослыми, так и детьми.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с понятием «национальность», чем отличаются национальности друг от друга, каковы особенности языка, культуры, традиций. В рамках этого курса провожу совместно с родительским комитетом мероприятие: «Традиции народа – традиции семьи», на котором родители со своими детьми рассказывают, и что важно, показывают все лучшее, что хранится в семье своей национальности: русских, азербайджанцев, молдаван, башкир, белорусов, украинцев.

При изучение темы: «Человек – защитник своего Отечества» очень важно осознание ребятами того, что защита Родины – долг каждого гражданина. На таких уроках акцентирую внимание, что за время своей истории Россия много раз участвовала в освободительных войнах, боролась с врагами, посягавшими на её свободу и независимость. И во всех войнах проявлялись главные качества граждан России – героизм, самоотверженность и милосердие. Обязательно посещаем районный музей, в котором имеется экспозиция, посвященная героям – землякам, пограничникам и морякам, участникам вооруженных конфликтов, ветеранам войны и тыла.

Доношу до своих учеников значение Волочаевского сражения, участия солдат в освобождении Китая от японских милитаристов.

Большой интерес у моих учеников вызывают уроки, на которых мы говорим о знаменитых земляках, тех, кто жил в районе и известен в области и даже во всем мире. Это ученый- исследователь Арктики Григорий Ушаков, Герой Советского Союза – Петр Кагыкин, известные учёные – Радде и Комаров. Говорим о значении их работ в освоении изучении нашей области. Знакомлю ребят с местными поэтами, писателями, композиторами и поэтами – песенниками родного края. Посещаем пограничную заставу им.Петра Петровича Кагыкина, знакомимся с его жизнью, а также с условиями жизни и службы пограничников в наши дни.

А в настоящее время, к большой моей радости, возрождается движение по изучению казачества Приамурья. Мои ученики подключились к исследовательской работе по этому направлению.

Не менее интересны уроки, посвящённые искусству Древней Руси, которые мы проводим в музее. Дети выполняют творческие задания: с экспозиций рисуют стоянки местечка Польц, что размещалось в 6 веке вблизи сегодняшнего села Кукелево. Рисуют утварь и сохранившиеся узоры на ней с натуры.

Я уверена, что в начальной школе необходимо пристально обращать внимание на организацию работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Данный вид деятельности должен быть систематическим и целенаправленным. Большое значение имеет привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий. Всё это способствует повышению уровня патриотической воспитанности подрастающего поколения.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от нас, педагогов настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное, что делает учитель начальных классов — «упражняет детей в этом священном чувстве».