Автор: Светлана Александровна Черемисина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Цели:
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;
применять разнообразные формы работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ценности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации;
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой;
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»;
• Конкуренция;
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно;
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться;
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Моя методическая цель: «Информационные технологии в модульно — компетентностном профессиональном образовании».
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет–универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе;
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования.
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Ожидаемые результаты: хочу стать современным во всех областях – преподавателем и мастером производственного обучения, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем.
Направление и формы работы | Время реализации | |
2016-2017 учебный год | Изучение нормативных документов | |
Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта | ||
Организация семинаров по изучению опыта работы педагогов-новаторов | на заседаниях НМО | |
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам | в течение года | |
Изучение инновационных методов работы ведущих педагогов округа и города | систематически | |
Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания | систематически | |
Участие в профессиональных конкурсах | в течение года | |
Пройти стажировку на предприятии по профессии «Продавец, контролер — кассир» | в конце учебного года | |
2017-2018 учебный год | Совершенствование форм и средств организации обучения | систематически |
Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций | в течение года | |
Участвовать в творческих конкурсах | в течение года | |
Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ | в течение года | |
Составить собственные авторские разработки в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс | в течение года | |
Провести педагогические эксперименты с использованием диагностики, анкетирования и тестирования этапов обучения и воспитания | в конце учебного года | |
2018-2019 учебный год | Обобщение и распространение собственного опыта на совещаниях МО | систематически |
Продолжить выступления на педагогических советах и научно-методических конференциях | в течение года | |
Пройти переаттестацию | ||
Работать над обогащением Портфолио преподавателя и творческой лаборатории на уровне требований современности | в течение года | |
Продолжить работу над составлением авторских программ для работы в группах нового набора | систематически | |
Проводить семинары и мастер-классы по внедрению новых образовательных технологий в обучении и воспитании | в течение года | |
Провести педагогический мониторинг как системную диагностику качества образования | в конце учебного года |
Формирование профессиональных качеств будущего специалиста через компетентностный подход
в процессе обучения и воспитания
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем любого современного образовательного учреждения. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В условиях всесторонней модернизации система образования подвергается определенным преобразованиям, которые отражены в Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020, Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года. Согласно этим документам образовательное учреждение – это центр формирования инновационного поведения субъектов образовательного процесса. Оно работает на основании новых образовательных запросов семьи, общества, государства, в условиях широкого распространения информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизни. В связи с этим сформулирована новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина РФ, способного к творческой, инновационной деятельности. В системе оценки человеческого капитала должен лежать компетентностный подход.
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.
В текстах документов, регламентирующих современную систему образования, отмечается, что образовательное учреждение должно «формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Компетентность – это доказанная готовность к деятельности, способность решать реальные жизненные и профессиональные задачи.
Перечень ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы:
политические и социальные компетенции
компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе
компетенция в области коммуникации
компетенции, связанные с обществом информации
компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования – «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь»
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования. Он должен уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности — именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке преподавателем.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Он делает акцент на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В последнее время мы все сталкиваемся с проблемой неумения студентов учиться.
Современный выпускник школы не умеет работать с предоставленным объемом готовой информации: у него возникают трудности в осмыслении, анализе и систематизации, написании опорного конспекта. Зачастую студент не может выделить главное и второстепенное, не умеет сформулировать вопросы по изученному материалу.
Несмотря на то, что современная жизнь предоставляет огромные возможности получить необходимую информацию из разных источников, студенты испытывают большие затруднения в этом. Они не желают, поэтому не умеют работать с библиографическим материалом. Требует совершенствования и коррекции так же их умение работать с информацией, полученной из Интернета.
Умение студентов общаться тоже оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, неумение четко и логично изложить свои мысли, грамотно построить монолог, цивилизованно вести диалог или полилог, работать и решать проблемы в группе, в коллективе.
В некоторых случаях имеет место низкая мотивация студентов к обучению
Учитывая это, в ходе образовательного процесса преподаватель ориентирован, прежде всего, на формирование компетентности «уметь учиться». В процессе преподавания дисциплин «Эксплуатация ККТ», «Организация и технология розничной торговли» по профессии «Продавец, контролёр-кассир» я использую следующее:
1. Уделяю большое внимание мотивации в начале изучения предмета и при изучении каждой темы.
2. Работая со студентами 2 курса, выделяю на занятиях время для формирования навыков и умения работать с готовой информацией (материалами лекции, учебника). Стремлюсь научить не просто усваивать и запоминать определённый объем информации, а уметь работать с этой информацией, обрабатывать, анализировать, систематизировать, делать выводы, задавать вопросы по тексту, составлять опорные конспекты, логические схемы, заполнять таблицы. Для этого стараюсь разнообразить формы контроля на этапе систематизации и первичного закрепления знаний. Уделяю большое внимание уровню усвоения и качеству выполненных заданий на последующих лекциях.
3. Совместно с преподавателями других дисциплин способствую формированию навыка и умения добывать и обрабатывать необходимую информацию (единство требований к оформлению рефератов, контрольно-самостоятельных работ; привлечение к составлению презентаций; работа с периодическими изданиями по заданной тематике).
4. Создаю условия на теоретических и практических занятиях для осуществления монолога, диалога, полилога студентов (фронтальный опрос, беседа, дискуссия, дискуссия в малых группах, защита рефератов, доклады на заданные типы, урок-конференция, приёмы игровых технологий).
5. Совершенствую формы и методы самостоятельной работы студентов (создание рабочих тетрадей, электронных пособий, использование метода «портфолио»).
6. Совместно с преподавателями МК внедряем в практику преподавания информационные методы обучения (электронные пособия, мультимедиа, компьютерное тестирование).
Таким образом, преподаватели многопрофильного лицея, совершенствуя формы, приемы и методы работы со студентами, вносят определенный вклад в формирование ключевых компетентностей будущих специалистов. При этом как преподаватели, мы стараемся соответствовать следующим видам компетентностей:
Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины
Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений, навыков
Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
Компетентносный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы.
Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.
При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить, прежде всего, ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.
Последующие факторы:
— деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций обучающихся, их интеллектуальных способностей;
— результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.
Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с учащимися, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной деятельности.
Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие:
— соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения;
— наличие эмоционального контакта с учащимися, личностно-ориентированный характер обучения и др.
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь — это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие формы деятельности: индивидуальное обучение по программам творческого педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Программы урочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса:
индивидуально — личностное развитие;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
научно-практические конференции и семинары.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.
Среди них:
групповая дискуссия;
форум;
деловая беседа;
турниры; аукцион идей.
В своей работе я использую все возможные средства для того, чтобы увлечь ребят профессией. Хорошим подспорьем в этом являются тесты с техническим программным содержанием. Ребята с интересом решают поставленные ситуации, отвечают на заданные вопросы.
Иногда задания бывают групповыми, когда несколько студентов должны прийти к кому-то решению. Интересно наблюдать, как они включаются в работу, как выявляется лидер, как в споре находится нужный вариант.
Во время учебной практики группе студентов дается задание: Разыграть кейсовую ситуацию при продаже товара. В ходе выполнения работы решается сразу несколько педагогических задач: вырабатываются навыки коллективного труда, развивается логическое мышление, творческая деятельность.
В моей практике есть студентка Ларькова Виктория. В начале обучения это был пассивная студентка, не проявляющий никакого интереса к обучению, но после нескольких занятий учебной практики Виктория изменила отношение к учебе, она стала задавать вопросы, оставаться после практики, чтоб поработать индивидуально. Я старалась помочь, разъясняла трудные для нее вопросы.
На 2 курсе обучения она становиться целенаправленным человеком, чётко определившимся в выборе профессии. Виктория учувствует в конкурсах профессионального мастерства, математических, исторических олимпиадах. Где получила грамоту.
Таким образом, деятельность мастера, я считаю, должна строиться на том, чтобы, используя весь арсенал педагогического мастерства, вселить в души студентов любовь к выбранной профессии.