«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же организован контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе.
При оценивании использую различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.
- Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
- Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.
В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому опыт работы в данном направлении считаю актуальным и остановлюсь на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется с 1 класса.
По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться».
Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:
- Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
- Жёлтый – иногда испытываю трудности
- Красный – надо поработать
Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
- Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
- Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
- Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Работа над проблемой формирования учебной самооценки проводится в три этапа:
1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:
- Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
- Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.
2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:
- Развитие умения описывать цель и результат достижения цели.
- Формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.
3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:
- Использование заданий по предметам разного типа.
- Проведение диагностических срезов, контрольных работ.
Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.
В работе по формированию учебной оценки использую разнообразные приемы и виды деятельности:
- Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
- Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
- Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
- Комментированное письмо.
- Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
- Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
- И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.
После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.
Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.
Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.
В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;
Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:
- в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития»,
- во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».
Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования.
Созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями.
В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.
Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей.
Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.