Формы работы с детьми, имеющими высокий уровень мотивации к обучению




Составитель:  Сидельникова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Амурзет»

 

Тема выступления: «Работа с детьми, имеющими высокий уровень мотивации к обучению»

Слайд2

Сегодня очень много и довольно часто говорят о детской одаренности, порой путая понятия «одаренный ребенок» и «способный ребенок». Александр САВЕНКОВ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук выделяет три категории одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения.
Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.
К третьей категории одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого.
Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.

Слайд 3

Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают:

Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Слайд 4

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Слайд 5

Формы работы на уроке:

Традиционные

  1. Индивидуальные карточки-задания
  2. Поиск другого способа решения
  3. В качестве консультантов при групповой или парной форме работы.

Нетрадиционные

  1. В качестве «учителя» при выполненном опережающем задании

 

В своей работе использую:

Личностный подход. 
Успех работы во многом зависит от личности учителя. Учащихся интересуют не только профессиональные качества их педагога, но и особенность его характера, манеры общения. В основе моих отношений с детьми лежит принцип диалогичности и сотрудничества. Я рядом с учениками: вместе решаем их проблемы, радуюсь их успехам, помогаю в трудной ситуации. 

Слайд 6

  1. Выступление учащихся в качестве ораторов на уроках с любой проблемой, волнующей современное общество.

Следует обратить внимание на то, что все выступления учащихся должны быть оценены только учителем, но и одноклассниками. Ситуация, когда ребёнок говорит и пишет только для учителя, не является нормальной, Для детей очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя). Основная цель этой работы — научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

  1. Доклады и сообщения.

Это обычная работа в школе. Учу ребёнка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

  1. Исследование слова.

  1. Творческие работы на основе личных впечатлений.

Ребёнок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребёнка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления ( переживания)?

А) Читательские впечатления.

Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе, и большинству детей понравилось.

Б) Жизненные впечатления.

В) Фантазийные впечатления.

Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных рассказов.

Слайд 7

Закончить своё выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:

«Одаренность человекаэто маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, и сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»