Период дошкольного детства — это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию, пребывания длительное время в дошкольном образовательном учреждении (9 часов). Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержание должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдения за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющихся вредными социальными привычками. Ребёнок ещё не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Особое внимание с моей стороны уделялось организации предметно-пространственной среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольников и является основой его самостоятельности с учётом гендерных особенностей. Моя роль состояла в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды. Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям — женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготнёй и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. Чтобы не было дисбаланса предметной среды в сторону девочек, постаралась наполнить её игрушками и пособиями для мальчиков (инструменты; одежда для мастера, инспектора ГИБДД; лото для мальчиков и т.д.)
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важно преодолеть разобщённость между ними, поэтому я организовывала совместные игры, в процессе которых дети действовали сообща, но в соответствии с гендерными особенностями («За что нам нравятся мальчики (девочки)?», «Благородные поступки», «Собираемся в гости»). Мальчики принимали на себя мужские роли, а девочки — женские. Таким же образом была построена и театрализованная деятельность.
Становится очевидным, что при воспитании ребёнка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальными, если учитывать современные достижения психологии и педагогики. По мнению учёных, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвёртый год жизни. С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребёнок в этом возрасте — робким или уверенным — таким будет и в жизни.
Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности дети склонны к особо жестким проявлениям в поведении. Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно, дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста.
Поэтому для того, чтобы половая идентичность к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию. В процессе игры уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Этот игровой период характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят машины, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек. Ролевые игры –– лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. В моей группе дети свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. В игре дети освобождаются от чувства одиночества и познают радость близости и сотрудничества, в игре они оценивают свои возможности, обретает веру в себя, определяют позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, я стараюсь руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.
Проведя анкетирование родителей, я поняла, что не напрасно занялась этой проблемой, т.к. многие родители считают, что воспитанием должны заниматься только в детском саду «специально подготовленные люди», другие считают, что детей в таком возрасте (3-4 года) ещё рано «просвещать» по вопросу пола. Пришлось начать с просвещения родителей: подготовила ряд консультаций, бесед.
С младшей группы, я поставила перед собой задачу: надо научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. И решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. Мои наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой я поставила цель — способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.
И следующие задачи:
внедрить гендерный подход воспитания детей через игру;
формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующим полу социальных ролей;
-
воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками;
преодоление разобщённости между мальчиками и девочками;
научить ребёнка играть;
содействовать объединению детей в игре;
тактично руководить выбором игры;
приучать детей соблюдать во время игры правила;
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию игр осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).
Я рассказываю девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помогаю осознать их значимость в семье.
В начале работы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.
Привлекала детей к изготовлению простейших поделок для игр. Мы делали «конфеты» из пластилина, «печенье» из солёного теста.
В первое время, дети играли в одиночку. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали куклы. С их помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали.
С помощью родителей приобрели тематические костюмы для сюжетно-ролевых игр; продавца, дорожный инспектор, парикмахер, повар.
Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобымалыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.
С этой целью я широко использовала приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали, я словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из детей бросит куклу на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.
Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д.
Для обогащения игрового опыта детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама, папа и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Папа помог дочке раздеться. Мама сварила кашу, покормила дочку. А дополнительные атрибуты и предметы-заместители обогащают содержание игры. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, папа купает куклу, мама лечит её, папа гуляет с ней . В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.
Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматривали одежду куклы, называли её, сравнивали одежду мальчиков и девочек. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями.
Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия. В начале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание девочек, что платья можно повесить на плечики, а мальчики вешают брюки на спинку стула, всю одежду надо брать и складывать аккуратно.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны — они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей).
В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: мальчик- врач, а кукла — пациент. Куклы были пассажирами, а мальчики машинистами поезда или пилотами самолета Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт.
Накопленный опыт помог малышам активней участвовать в игре. При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришёл мальчик, который не играл вообще. Не проявлял интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома он играет с одними машинками, даже с ними ложится спать. Я предложила принести машинки в детский сад. Утром домашние машинки познакомились с детсадовскими. Так, в течение всего дня машинки перевозили грузы, катали куколок, а то и попадали в руки других детей. В последующие дни проигрывались уже знакомые игровые действия, в ход пошли и другие игрушки. В ходе общения с мальчиком, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у мальчика появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Мальчик стал общительным, весёлым.
В группе были созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На первых порах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу наши мамы?», «Вежливые слова», «Волшебный цветок» и др.)
Несмотря на разницу подходов к организации основных видов деятельности, есть правила применимые к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим людям, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность и милосердие.
Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей, так же мальчиков и девочек следует ставить в равное положение во всём, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребёнку со временем стать самодостаточным взрослым. чем больше у него будет привычных умений и навыков, тем легче ему будет дальше жить.
В результате работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стал представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребят вырастут настоящие защитники и хранительницы очага, поэтому решила ввести работу по гендерному воспитанию по всем направлениям развития детей. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми, для этого буду повышать гендерную компетентность родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но я учитываю, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло. Родители помогли приобрести игры, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков»….
Дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек. Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.
Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В том числе и по семейно-бытовой тематике («Ожидаем гостей», «Поездка семьи на природу»). Сложность в том, что в играх семейно-бытовой тематики роль папы явно недостаточна. Вместе с тем в группе учтены гендерные различия. В «мужских играх» — защитники, моряки, пожарные, спасатели и др., мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Кроме сюжетных игр предлагала дидактические, которые были направлены не только на гендерное развитие, но и на развитие речи, обогащая словарный запас детей. («Чем похожи наши папы?», «Чем похожи наши мамы?», «Вежливые слова», «Волшебный цветок» и др.)
Несмотря на разницу подходов к организации основных видов деятельности, есть правила применимые к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим людям, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность и милосердие.
Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей, так же мальчиков и девочек следует ставить в равное положение во всём, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребёнку со временем стать самодостаточным взрослым. чем больше у него будет привычных умений и навыков, тем легче ему будет дальше жить.
В результате работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребят вырастут настоящие защитники и хранительницы очага, поэтому решила ввести работу по гендерному воспитанию по всем направлениям развития детей. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми, для этого буду повышать гендерную компетентность родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Несмотря на разницу подходов к организации основных видов деятельности, есть правила применимые к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим людям, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность и милосердие.
Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей, так же мальчиков и девочек следует ставить в равное положение во всём, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребёнку со временем стать самодостаточным взрослым. чем больше у него будет привычных умений и навыков, тем легче ему будет дальше жить.
В результате работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребят вырастут настоящие защитники и хранительницы очага, поэтому решила ввести работу по гендерному воспитанию по всем направлениям развития детей. А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми, для этого буду повышать гендерную компетентность родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Литература:
Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: «ТЦ Сфера», 2007.
Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Москва 2008г.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. «Мозаика-Синтез», 2008.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Линка — Пресс, 2009.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-
разному. «Учебная литература», 2008.
Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. ЛИНКА — ПРЕСС, 1998.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: «Академия», 2010.
Краснощекова Н.В. Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольног возраста. Ростов на Дону, 2007.
-
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольно возрасте. Москва 1994
Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском сада. «Линка-Пресс», 2009.
Мониторинг в детском саду. Детство – пресс 2011г.
Мухина В. С. Возрастная психология. Москва 1997. Обруч №3 2009г. «Пол или гендер»
Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. «ТЦ Сфера», 2008.
Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет. «ТЦ Сфера», 2010.
-
Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. «Дрофа», 2006.