Исследовательская работа, посвященная участию жителей Смидовичского района в Великой Отечественной войне «Воины-волочаевцы»


Автор: Алексей Николаевич Зайцев
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»
Должность: учитель истории


Паспорт исследовательской работы

Название работы:«Воины – волочаевцы» («Книга Памяти Волочаевского сельского поселения»)

Вид работы:Книга Памяти

Состав участников конкурса:учащиеся 5 -11 классов, в том числе члены краеведческого кружка «Поиск».

Подготовка школьников осуществлялась в рамках работы краеведческого кружка «Поиск», во внеурочное время.

Сроки проведения работы :август 2009 года – апрель 2010 года.

Объем работы :более 70 страниц формата А4 (с учетом того, что вся работа состоит из нескольких блоков, по которым работали отдельные учащиеся школы).

ФИО авторов работы (отдельных статей, воспоминаний) :в создании работы (книги) принимали участие более 50 школьников, 30 из которых – старшеклассники; учителя школ № 6 с. Партизанское и № 11 с. Волочаевка, коллектив администрации поселения, председатели и члены Советов ветеранов сел, жители сел Волочаевка и Партизанское, родственники участников войны и тружеников тыла.

ФИО учителя-руководителя исследовательской и поисковой работы :Зайцев Алексей Николаевич, учитель географии СОШ № 11 с. Волочаевка, руководитель краеведческого кружка «Поиск».

Образовательное учреждение:муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка».

Регион, район, населенный пункт:Еврейская автономная область, Смидовичский муниципальный район, с. Волочаевка.

Ф.И.О. директора школы :Седова Галина Яковлевна

Контактные телефоны :8 (42632) 27-0-08 (школа)

Ф.И.О. руководителя кружка :Зайцев Алексей Николаевич, учитель географии

Контактные телефоны :8 (42632) 28-6-38 (дом), 89242040593 (сот)

Юридический и фактический адреса:679161, ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка, ул. Вокзальная, 1а.

Email :smidsosh11@rambler.ru

2010 год

Информационная карта работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»

Краеведческий кружок «Поиск» при музее школы № 11

Исполнители работы: учащиеся 5-11 классов сш № 11 с. Волочаевка, Зайцев Алексей Николаевич, учитель школы

Автор-составитель: Зайцев Алексей Николаевич, учитель географии, руководитель краеведческого кружка «Поиск»

Руководитель: директор школы, руководитель высшей категории Седова Галина Яковлевна

Рецензент Седова Г.Я.

Краткая аннотация — название работы: «Воины – волочаевцы» («Книга Памяти Волочаевского сельского поселения»)

Объект исследования – школьный музей, ветераны поселения, жители сел Волочаевка и Партизанское

Цели и задачи работы – воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения, вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую работу, посвященную юбилею Победы в Великой Отечественной войне, воссоздание наиболее полного списка участников войны-волочаевцев

Методы исследования: описательный, фактологический, аналитический, сравнительно-географический, компьютерной обработки данных, поисковая работа, исследование

Полученные результаты: представлены данные на более чем 290 человек, более 100 из которых не упоминалось в изданных источниках, опубликовано более 80 фотографий, воспоминания жителей села. Освящен подвиг земляков в годы Великой Отечественной войны на примере отдельных людей. Воссоздан поименный список погибших и проживавших на территории Волочаевского сельского поселения участников Великой Отечественной войны. Составлена Книга Памяти поселения

В результате исследования доказано, что применение краеведческого принципа в обучении и воспитании школьников формирует более глубокие знания и воспитывает чувство любви к своей малой родине – селу, району, области

Внедрение – школы и библиотеки поселения, советы ветеранов. По возможности как пример и направление к активизации краеведческой работы в населенных пунктах района, образовательных учреждениях

Область применения – учебный процесс и внеурочная деятельность.
Работа выполнена согласно теме исследования
Руководитель работы ______________ А.Н. Зайцев

Рецензия на творческую исследовательскую работу членов краеведческого кружка «Поиск» средней школы № 11 с. Волочаевка по теме: «Воины-волочаевцы», посвященную участию жителей Волочаевского сельского поселения Смидовичского муниципального района в Великой Отечественной войне.

Исследовательская работа «Воины-волочаевцы» прошла обсуждение на педагогическом совете школы с участием представителей общественности 18 марта 2010 года и представлена на районную научно-практическую конференцию старшеклассников, посвященную участию жителей Смидовичского района в Великой Отечественной войне. Объём 74 страницы.

Работа представлена в виде Книги Памяти Волочаевского сельского поселения, содержит несколько блоков:

  • введение;
  • участники войны, не вернувшиеся с полей сражений;
  • участники войны, проживавшие на территории поселения (по населенным пунктам);
  • участники войны, проживающие на территории поселения;
  • воспоминания жителей об участниках войны;
  • воспоминания тружеников тыла;
  • творческие работы (сочинения и рассказы учащихся).

Работа посвящена празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предметом изучения является поисково-исследовательская работа в школьном краеведческом музее, факты из жизни участников войны и тружеников тыла – волочаевцев.

Актуальность темы подтверждается тем, что в Книгах Памяти Смидовичского района и Еврейской автономной области насчитывает только 30 участников войны – волочаевцев, не вернувшихся с полей сражений и только 44 участника войны, проживавших на территории поселения после войны. Многие фамилии не звучали в ранее опубликованных источниках и в преддверии праздника Великой Победы возникла необходимость воссоздать наиболее полный список уроженцев и жителей Волочаевской земли жителей (с. Волочаевка, разъездов Лумку-Корани, ст. Ольгохта и с. Партизанское), кто сложил голову в годы Великой Отечественной войны и жил здесь после её окончания. Особенно возросла значимость этой работы в канун празднования 65-й годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Кроме того, на территории населенных пунктов Волочаевского поселения имеется только одно памятное место, посвященное памяти участникам войны, находится оно в с. Партизанском. В связи с этим было принято решение опубликовать на страницах этого печатного памятника данные о каждом жителе и уроженце территорий современного Волочаевского поселения, чья судьба связана с боевыми действиями в период войны как проявление признательности защитникам Отечества. Эта работа также значима в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, участниками представлены данные на более чем 290 человек. Проведенная ребятами работа выявила кроме людей, указанных в Книгах Памяти района и области еще 20 человек, не вернувшихся с фронта и более 70 участников войны, проживавших на территории сел Партизанское и Волочаевка. Опубликовано более 80 фотографий, воспоминания жителей села. Освящен подвиг земляков в годы Великой Отечественной войны на примере отдельных людей. Составлена Книга Памяти поселения.

В работе доказывается, что краеведческий подход, поисково-исследовательская работа – одно из важнейших средств повышения эффективности образования и воспитания. Важность данного направления подтверждается тем, что сегодня необходимо создавать образ территории своей малой родины – свого села, района, области.

Авторами проведена достаточно кропотливая работа по воссозданию поименного списка погибших и проживавших на территории Волочаевского сельского поселения участниках Великой Отечественной войны. Проанализированы архивные данные Смидовичского районного военкомата, Книг памяти Смидовичского района и Еврейской автономной области, информация и материалы музея школы № 11 с. Волочаевка, личных семейных архиВОв, общероссийской базы данных «Мемориал», собраны воспоминания жителей сел Волочаевка и Партизанское, проведен ряд встреч с жителями сел, переписка и переговоры с родственниками участников войны.

Было отмечено, что авторами использовано достаточное количество данных и показателей по теме своего исследования, показано умение самостоятельно анализировать различную литературу, факты, события, фотодокументы, архивные документы, логично излагать материал, делать выводы.

Рецензируемая работа — это ценный исторический источник минувшей военной эпохи, знак уважения к жизненному пути жителей Волочаевской земли. Потомки будут обращаться к нему всякий раз, когда возникнет потребность вновь прикоснуться к героическим далям Великой Отечественной. Может быть, благодаря публикации всех списков погибших, мы, наконец, с большей достоверностью сможем ответить на вопрос: сколько же наших воинов положили свои головы на алтарь Отечества, сокрушая коричневую чуму.

Работа соответствует целям и задачам научно-практической конференции – воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения через работу детей по изучению истории родного рая и вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую работу, посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работа рекомендована педагогическим советом к защите на научно-практической конференции.

Рецензент Г.Я. Седова

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы и её значимость

Как ни прискорбно, современная молодёжь все меньше знает о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для них американские вооружённые конфликты кажутся более близкими, нежели война более чем полувековой давности в истории их Родины.

Посмотрев современные американские фильмы о войне и о подвигах представителей западных стран при открытии второго фронта, они говорят об увиденном с восторгом и ужасом. Но при этом немногие из детей назовут битвы, в которых участвовали советские воины.

Само слово «ветеран» для детей ХХI века связано прежде всего с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как из последних уже почти никого нет в живых. На территории нашего поселения их осталось только двое. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий.

Поэтому, используя материальные предметы канувшего в прошлое военного времени, необходимо напомнить детям об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых они принимали участие.

Актуальность темы

В 2010 году мы отмечаем 65-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. История человечества прежде не знала подобного мужества, воли к победе, сильнейшей убежденности в правоте своего дела, такого единения, когда не только мужчины, но и женщины, старики, дети вставали грудью на защиту Родины.

Преклоняясь перед их мужеством, прославляя тех, кто насмерть стоял на фронтах Великой Отечественной войны, мы с глубокой благодарностью обращаем память к нашим землякам-волочаевцам.

Свято хранят жители сел нашего поселения память об участниках войны. Но в Книгах Памяти Смидовичского района и Еврейской автономной области насчитывается только 30 участников войны-волочаевцев, не вернувшихся с полей сражений и только 44 участника войны, проживавших на территории поселения после войны. В связи с перерегистрацией участников войны в 1987 году многие ветераны – участники боевых действий не попали в списки участников войны в военкоматах в связи с тем, что большинство из них умерло до 1987 года. Многие фамилии не звучали и в ранее опубликованных источниках. В канун юбилейного Дня Победы возникла необходимость воссоздать наиболее полный список уроженцев и жителей Волочаевской земли (с. Волочаевка, разъездов Лумку-Корани, ст. Ольгохта и с. Партизанское), которые погибли в годы Великой Отечественной войны и тех, кто жил здесь после её окончания.

Кроме того, на территории Волочаевского поселения имеется только одно памятное место, посвященное памяти участников войны. В связи с этим было принято решение создать печатный памятник, на страницах которого были бы размещены данные о каждом жителе и уроженце территорий современного Волочаевского поселения, чья судьба связана с боевыми действиями в период войны как проявление признательности защитникам Отечества.

Цели:

  • воссоздание наиболее полного списка участников войны-волочаевцев;
  • развитие интереса учащихся к истории Великой Отечественной войны;
  • пропаганда и популяризация знаний о войне;
  • воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников;
  • привлечение подростков и молодежи к участию в краеведческой деятельности и поисково-исследовательской работе на территории поселения и Смидовичского района, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  • воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.

Задачи исследования:

  • сбор материалов, фактов и документов о ветеранах-участниках Великой Отечественной войны;
  • изучение архивных материалов, проведение встреч с жителями поселения;
  • выявление и приведение в порядок могил ветеранов, умерших в мирное время (установка новых надгробий в соответствии с Указом Президента РФ);
  • определение смысловых рядов, связанных с фамилиями участников войны, указанных в печатных изданиях (Книгах Памяти), домовых книгах и архивных материалах, документах;
  • расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в войне жителях-волочаевцах;
  • обобщение и систематизация собранных материалов в виде Книги памяти Волочаевского сельского поселения;
  • издание Книги Памяти поселения.

Объект исследования

  • школьный музей, документы о ветеранах поселения, жителей сел Волочаевка и Партизанское.

Предмет исследования

  • поисково-исследовательская работа в школьном краеведческом музее, факты из жизни участников войны и тружеников тыла-волочаевцев.

Методы и способы исследования (решения поставленной проблемы):

  • описательный (описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях);
  • фактологический (данные документов, школьного и личных архивов, архива администрации поселения, районного военкомата);
  • аналитический (анализ писем, наградных книжек, карт, соотнесение событий и т. д.);
  • сравнительно-географический (определение смысловых рядов, связанных с фамилиями участников войны, указанных в печатных изданиях, домовых книгах и архивных материалах, документах);
  • компьютерной обработки данных (оцифровка фотодокументов, обработка текста, графических объектов и т. д.),
  • поисковая работа,
  • исследование

В состав главного звена поисковой группы входили учащиеся, которые фотографировали проведение встреч и работы членов кружка, запечатлевали изучаемые объекты и информанты, набирали отдельные тексты на компьютере или записывали собранные данные на бумажные носители. Отдельные ребята работали с поисковой системой Интернета (ОБД «Мемориал»). Члены кружка работали с домовыми книгами, анализировали географическое расположение объектов и соотносили данные с книгами, картами, записями в документах, выявляли возможность местонахождения человека в составе частей действующей армии в определенные исторические периоды войны. Большая группа учащихся работала с путевыми листами, содержащими памятки, опросники с программой предстоящей поисковой и исследовательской работы.

Ресурсное обеспечение:

  • наличие обелиска односельчанам и надгробных плит, установленных в честь ветеранов Великой Отечественной войны;
  • списки ветеранов войны и их семей;
  • материалы, собранные поисковыми группами с 1950-х гг.;
  • газетные и журнальные статьи;
  • Книги Памяти ЕАО и Смидовичского района и других субъектов Российской Федерации;
  • архивные документы участников войны и тружеников тыла (свидетельства о рождении, смерти, трудовые книжки, военные билеты, похоронки, повестки, наградные книжки, грамоты, дипломы, почетные грамоты, письменные воспоминания жителей и т. д.);
  • документы администрации поселения (домовые книги 1951-1977 гг, карточки учета жителей и т.д.), Смидовичского районного военного комиссариата;
  • ресурсы сети Интернет (данные Общероссийского банка данных «Мемориал», основанные на подлинных документах);
  • фотоаппарат;
  • фотоальбомы школьного музея и жителей поселения;
  • бумага писчая.

Механизм реализациипоисковой работы

С учётом поставленной цели составлена приведённая ниже программа по организации поисковой работы:

1. Организационный этап: составление первичного списка ветеранов войны и их семей, проживающих на территории поселения.

2. Поисковая работа: проведение встреч с жителями поселения, сбор материалов, документов, подтверждающих участие земляков в войне, исследование мест захоронений ветеранов войны; составление таблиц «Участники войны – жители Волочаевки», «Ветераны с. Партизанское», «Ныне живущие ветераны поселения», «Жители села Волочаевка, призванные в годы войны в ряды Советской армии»; работа с памятками (опросниками) по программе сбора материалов; фотофиксация полученных материалов, информантов.

Обобщение, систематизация, оформление материалов.

Теоретическая значимость и прикладная ценность результатов

В результате исследования доказано, что применение краеведческого принципа в обучении и воспитании школьников формирует более глубокие знания и воспитывает чувство любви к своей малой родине – селу, району, области.

Представлены данные на более чем 290 человек, более 100 фамилий которых не упоминалось в изданных источниках, опубликовано более 80 фотографий, воспоминания жителей села. Освящен подвиг земляков в годы Великой Отечественной войны на примере отдельных людей, воссоздан поименный список погибших и проживавших на территории Волочаевского сельского поселения участников Великой Отечественной войны. Составлена книга Памяти поселения. В школьном музее оформлен композиционный стенд, отражающий часть результатов проделанной работы. Работа имеет определенную ценность и имеет широкие возможности применения. Проводимая в ходе поисково-исследовательской деятельности работа получила большой потенциал для дальнейших исследований.

Предложения по практическому использованию результатов

Результаты проведенной работы могут быть использованы для:

  • проведения экскурсий в школьном музее с целью демонстрации и пропаганды лучших достижений учащихся и опыта работы школы в данном направлении;
  • оформления экспозиций школьного музея, посвященных событиям войны 1941-1945 гг.;
  • проведения уроков, посвященных событиям Великой Отечественной войне;
  • проведения внеклассных мероприятий;
  • проведения общешкольных мероприятий;
  • активизации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • дальнейшей работы с родственниками и потомками участников войны.

Пути продолжения исследования темы

В ходе проведения исследовательской и поисковой работы собран достаточно большой материал по истории сел Волочаевка и Партизанское. Следующим этапом будет не только внесение дополнений в список участников войны, но и публикация и сбор материалов о тружениках тыла, проживающих на территории поселения и публикация материалов, детально раскрывающих отдельные эпизоды истории сел Волочаевки и Партизанского.

Формы и методы дальнейшего изучения

  • работа в архиве Смидовичского военного комиссариата;
  • работа в Госархиве ЕАО;
  • проведение встреч с жителями поселения;
  • переписка с архивом г. Комсомольска-на-Амуре с целью выявления эпизодов истории школы с. Волочаевка;
  • работа в краеведческих музеях г. Биробиджана и г. Хабаровска;
  • экскурсии по памятным местам района, в т. ч. школьным музеям и т. д.

Практическое применение

Книга Памяти может быть использована школами и библиотеками поселения с целью изучения подвига земляков и исторического прошлого своей малой родины. Советами ветеранов и администрацией поселения издание может быть использовано для решения задач нравственно-патриотического воспитания.

Книга Памяти является примером и может способствовать активизации краеведческой работы. Книга может иметь практическую значимость в населенных пунктах района, образовательных учреждениях как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Заключение

Данная исследовательская работа – это ценный исторический источник минувшей военной эпохи, знак уважения к жизненному пути жителей Волочаевской земли. Потомки будут обращаться к нему всякий раз, когда возникнет потребность вновь прикоснуться к героическим далям Великой Отечественной. Может быть, благодаря публикации всех списков погибших, мы, наконец, с большей достоверностью сможем ответить на вопрос: сколько же наших воинов положили свои головы на алтарь Отечества, сокрушая коричневую чуму.

Использованные источники и литература:

  1. Административно-территориальное устройство Еврейской автономной области 1858-2003 гг. : справочно – информационное издание. – Биробиджан, 2004.
  2. Биробиджан : литературный альманах. – Хабаровск, 2004.
  3. Биробиджанский – наш район. – Биробиджан, 2002.
  4. Вайсерман Д. Как это было? – Биробиджан, 1993.
  5. Всё о Еврейской автономной области : справочно-энциклопедический сборник. – Биробиджан, 1997.
  6. География Еврейской автономной области : учебное пособие. – Хабаровск, 2007.
  7. Дорога длиною в жизнь : очерки о трудовых династиях ЕАО – Хабаровск, 2004.
  8. Еврейская автономная область / под ред. Ф.Н. Рянского – Биробиджан, 1992.
  9. Еврейская автономная область : энциклопедический словарь. – Биробиджан, 1999.
  10. Земля, на которой я счастлив. Еврейской автономной области – 50 лет. – Хабаровск, 1984.
  11. Историко-географический атлас Еврейской автономной области. 8-9 классы. – Биробиджан, 2006.
  12. История Еврейской автономной области : учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений ЕАО / Шведов В.Г. [и др.]. – Хабаровск, 2009.
  13. Книга Памяти Еврейской автономной области.
  14. Книга Памяти Смидовичского района «60-летию Великой Победы посвящается…». – Хабаровск, 2005.
  15. Книга Памяти Хабаровского края.
  16. Литература ЕАО : хрестоматия для учащихся 9-11 классов. – Биробиджан, 2005.
  17. Материалы архива Смидовичского районного военного комиссариата (книги призыва с 1941 по 1944 гг, книги учета участников ВОв и др. документы).
  18. Материалы встреч, воспоминаний родственников.
  19. Материалы музея сш № 11 с. Волочаевка (газетные и журнальные публикации из архива музея, воспоминания жителей села, очевидцев событий)
  20. На берегах Биры и Биджана. – Хабаровск, 1981.
  21. О нашей автономии на уроках истории. 8-9 класс : учебно-методическое пособие для учителей. – Биробиджан, 2004.
  22. Свидетельствуют факты. – Хабаровск, 1988.
  23. 100 лет Дальневосточной железной дороге. – Хабаровск, 1997.
  24. Учитель в судьбе ЕАО. – Хабаровск, 2004.
  25. 65 лет городу Биробиджану. – Биробиджан, 2002.
  26. Электронная рабочая тетрадь по географии и истории ЕАО.
  27. Ресурсы сети Интернет.

География проведенной поисковой работы: Еврейская автономная область, Хабаровский край, Новосибирск, Красноярский край, Иркутская область, Алтайский край, Курская область и др. Украина, Белоруссия