Изучение Гражданской войны на Дальнем Востоке в урочной и внеурочной деятельности


Автор: Наталья Станиславовна Орлова
Место работы: МБОУ «СОШ № 3 п. Смидович»
Должность: учитель истории и обществознания


Все рядком лежат.

Не развесть межой,

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

М. Цветаева

Особенности изучения темы «Гражданская война» на уроках истории

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого. Это порождает новые требования к общему образованию. Именно уроки истории призваны воспитывать интерес учащихся к прошлому своей страны и понимание неоднозначности происходящих явлений и событий. Речь идет о формирование исторического мышления учащихся, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее. Историческая память понимается как коллективная память или как социальная память и требует бережного к ней отношения. Проблема формирования исторической памяти решается в трех основных направлениях: изучение исторического и культурного наследия Отечества; изучение истории семьи; изучение истории, культуры и традиций родного края, которые решаются через урочные формы работы и во внеурочной деятельности. Столетие Гражданской войны в России актуализировало и обострило проблему исторической и культурной памяти о ней. Несмотря на вековую дистанцию, отделяющую нас от тех драматических и трагических перипетий той войны, она по-прежнему вызывает живой интерес и дискуссии в российском обществе. Сегодня мы имеем совсем иную, гораздо более разноплановую картину исторических событий столетней давности. Открыто большое количество архивов, историки получили доступ к новым материалам в настоящее время историки пытаются объяснить события Гражданской войны с новых позиций. Известный писатель Борис Васильев писал: «Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть».

В соответствии с содержанием курса при изучении в 10-х классах темы «Гражданская война и ее последствия» необходимо раскрыть учащимся большой круг вопросов:

— Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 весной 1918 г. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.

— Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события. Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.

— Идеология Белого движения. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Будни села: красные продотряды и белые реквизиции.

— Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Красный и белый террор, их масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и ревкомов и др.

Задача историков заключается в том, чтобы дать достоверное научное знание о Гражданской войне в России, глубоко и всесторонне раскрыть многообразие ее проблем, представить целостную картину событий и процессов, рассмотреть и объяснить действия противоборствующих сторон, поведение различных слоев.

Учитель в ходе подготовки к уроку или внеурочному мероприятию должен учесть разные точки зрения в оценке событий Гражданской войны с учетом современных мнений ученых. Кроме того, гражданская война России не имеет четких границ ни временных, ни пространственных. Неоднозначные хронологические рамки, разнообразные мнения ученых представляют для учителя трудности в преподавание это темы.

В 1922 году на европейской части страны Гражданская война уже отгремела, а основное военное противостояние разворачивалось на территории Сибири и Дальнего Востока. Жертвами драматических событий того периода только на Дальнем Востоке, по оценкам ученых стали около 90 тысяч человек. В разделе «Содержание учебного предмета «История» 10 класс (федеральная рабочая программа среднего общего образования по предмету «История») указано о необходимости изучения особенностей Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Краеведческий принцип при изучении отечественной истории помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, а также позволяет преподавателю разнообразить методику проведения уроков, мероприятий, внося в них конкретность и убедительность. Это способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей Гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма и гражданственности.

 

Использование интерактивных методов при изучении темы «Гражданская война на Дальнем Востоке»

Интерактивность означает способность находиться в режиме диалога, где процесс обучения осуществляется в условиях постоянного взаимодействия всех учеников. Технология интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий учителя и ученика как субъектов учебной деятельности. Внедрение такого обучения способствует организации познавательной, практической и творческой деятельности.

Благодаря интерактивному обучению практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, существенно меняются роли учителя и учеников. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Гражданская война одна из трудных и спорных тем в изучении истории Отечества. Признание Гражданской войны национальной трагедией требует продолжения ее изучение и на основе регионального подхода к истории России. Говоря с обучающимися о Гражданской войне на Дальнем Востоке, надо объяснять им, что это была не только схватка между старым и новым политическим строем, но и героическая борьба населения Дальнего Востока против интервентов, неразрывная часть борьбы всей страны за свободу и независимость своей Родины. Эта борьба стоила нескончаемых жертв. Поэтому учащиеся должны знать и помнить о великом подвиге народа, благодаря которому Дальний Восток остался частью нашего государства.

Поиски новых, наиболее эффективных технологий, приемов позволяет учителю истории вводить новые элементы занятий. Многие методические инновации в преподавании истории связаны с интерактивными методами.

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

  • Мозговые штурмы.

  • Круглые столы (дискуссия, дебаты).

  • Анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ.

  • Деловые и ролевые игры

  • Мастер-классы.

  • Обсуждения в группе, тренинги.

  • Интерактивные конференции.

Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ. Появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации. Также в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала; активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.

Одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия является дискуссия. Заместитель главного редактора журнала «Преподавание истории  и обществознания в школе» Э.Н. Абдулаев по этому поводу сказал: «Если вы всерьез задумались о том, чтобы провести дискуссию, не делайте это для галочки, помните, что такой формат требует длительной и тщательной подготовки». Учитель должен сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т. е. подать значимость проблемы для участников, создать доброжелательную атмосферу; сформулировать вместе с участниками правила воздействия дискуссии.

Дискуссия эффективна для закрепления и творческого осмысления материала, а также формирования ценностных ориентаций; позволяет выявить все многообразие существующих точек зрения, а также сделать подробный анализ каждой из них; стимулирует активность, инициативность учащихся, способствует развитию рефлексивного мышления.

В практике своей работы по изучению Гражданской войны с учащимися предлагаю учащимся обсудить следующие дискуссионные вопросы:

1. Что такое Гражданская война? Можно ли было ее избежать?

2. Гражданская война в России, когда она началась и когда закончилась?

3. В чем заключалась трагедия Гражданской войны в России для всех ее участников и для страны в целом?

4. Почему победили «красные?

5. Можно ли считать, что большевики победили из-за слабости Белого движения?

В ходе обсуждения того или иного вопроса у школьников появляется возможность высказать свое мнение, продемонстрировать позицию и научиться слушать собеседников. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.

Изменяется роль учителя истории. Он должен следить за тем, чтобы не было нарушений правил; дать каждому учащемуся возможность сказать своё мнение, а тем, кто стесняется, помочь такими вопросами: «Что вы думаете на этот счёт?», «Вас устроило такое пояснение?» и так далее. Не давать разговору уходить в другую сторону; следить, чтобы обсуждение не переросло в бессмысленный спор; не позволять устраивать межличностные выяснения отношений; «подкинуть дров в огонь», если интерес учеников начинает угасать.

Чаще всего в своей работе я использую экспресс-дискуссию. Выстраиваю урок истории таким образом, чтобы после ознакомления с материалом ученики могли обсудить его и высказать свое мнение. Такая форма работы способствует созданию условия для формирования у учащихся умения использовать исторические сведения для аргументации и систематизации глубоких теоретических знаний по теме «Гражданская война в России». При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

«Любую дискуссию важно красиво завершить обсудить, чтобы детям стало понятно, к чему они так долго готовились, зачем спорили целый урок, и к чему в итоге пришли, что получили». Для обобщения материала использую метод «синквейна». Составление синквейна требует от обучающегося по определенному алгоритму резюмировать учебный материал, осмыслить информацию. Приведу один из примеров синквейна по теме «Гражданская война»:

Гражданская война

Кровавая, братоубийственная

Разрушает, разоряет, захватывает

Война между одним народом

Горечь

В педагогическом сообществе получили распространение приёмы организации обмена мнениями, которые представляют собой свёрнутые формы дискуссий. К их числу относятся и конференции, в ходе которой участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы класса.

В рамках изучения темы «Наш край в 1914-1922 гг.» была подготовлена и проведена ученическая конференция «Боевые ночи Ина, Волочаевские дни», посвященная 100-летию со дня 3 Инского боя.

Целью данного мероприятия: расширение и углубление знаний обучающихся о событиях Гражданской войны на территории Смидовичского района. В ходе самостоятельных исследований учащимися были подготовлены выступления о Инском сражении, о роли бронепоезда №8 и его команды в Инском сражении, о ходе Волочаевского сражения, о руководителе партизанского отряда И.П. Шевчуке, о главнокомандующем Народно-революционной армией ДВР В.К. Блюхере; об участниках боевых действий Дробышевском Петре; Петрове-Тетерине, Маркове Максиме, Томине Николае Дмитриевиче.

Таким образом, изучение в рамках школьного образования региональной истории представляет собой важный источник для обогащения обучающихся знаниями о своем родном крае, воспитания любви к своему дому, формирования основ гражданственности.

Формирование исторической памяти по теме «Гражданская война» во внеурочной деятельности

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Расширить представление учащихся о Гражданской войне на Дальнем Востоке позволяет внеурочная деятельность. Она способствует укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли. Именно изучение истории родного края воспитывает чувство гражданского самосознания, гордости за исторические победы и достижения российского народа.

Думаю, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. В своей работе по реализации регионального компонента во внеурочной деятельности я тесно взаимодействую с районным музейно-выставочном центром имени В.И. Клипеля. На базе музея систематически провожу внеурочные занятия по изучению истории родного края. Ребята имеют возможность «прикоснуться» к историческим событиям через изучение экспонатов и витрин музея и это позволяет им «почувствовать себя» участником тех или иных исторических событий.

Одним из новых экспонатов музея стал настоящий тулуп героя Гражданской войны на территории Приморья Сергея Лазо. Появление этого экспоната было связано с реализаций в 2021-2022 гг. президентского гранта «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда», посвященного Гражданской войне на Дальнем Востоке. Благодаря тесному сотрудничеству с музеем я стала участницей этого президентского гранта.

Проект «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда» направлен на сохранение исторической памяти о событиях Гражданской войны с помощью проведения большого цикла тематических мероприятий, создания новых памятных мест и указателей исторических событий к 100-летию празднования окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Целевыми группами проекта стали школьники среднего и старшего звена и студенты вузов и колледжей регионов ДФО.

Проект «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда» имел важную социальную значимость и был направлен на сохранение исторической памяти о событиях Гражданской войны с помощью проведения большого цикла тематических мероприятий, создания новых памятных мест и указателей исторических событий к 100-летию празднования окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке.

В ходе его реализации:

  • Был проведен цикл мероприятий на территории ЕАО и в регионах ДФО по истории малой родины.

  • Обновлены памятные места историко-культурного наследия времён Гражданской войны в Смидовичском и Облученском районах Еврейской автономной области.

  • Проведен мониторинг по результатам проекта (исторический тест, викторины, опрос).

  • Организована информационная компания по освещению событий Гражданской войны на Дальнем Востоке в целях популяризации знаний об истории малой родины.

В рамках проекта «Бессмертие имен земли Волочаевской» была проведена большая поисковая работа, найдено много информации об участниках Гражданской войны на Дальнем Востоке. Список Книги Памяти составил около 2000 фамилий. В ходе поисковой работы выявлены памятные места, не обозначенные в истории региона. В п. Смидович:

  • старое сельское кладбище, место захоронения шестидесяти японских интервентов, погибших в Инском бою;

  • территория ПМС-74, место захоронения более ста человек белоповстанцев, погибших в Инском бою;

  • в с. Луговое – братское захоронение партизан;

  • в селе Волочаевка: старое сельское кладбище, место захоронения белоповстанцев, погибших в Волочаевском бою;

  • на окраине села Волочаевка места гибели и захоронения белоповстанцев и народоармейцев, погибших в Волочаевском бою;

  • станция Ольгохта: место гибели и захоронения белоповстанцев и народоармейцев, погибших в Ольгохтинских боях; место захоронения белоповстанцев, погибших в бою под Ином;

  • дорога от ст. Дежневка до с. Нижне-Спасское – место гибели Поволжской бригады белоповстанцев более 200 человек.

По результатам изучения учащимися книги «Бессмертие имен земли Волочаевской» командой президентского гранта были проведены исследовательско-краеведческие конференции «Боевые ночи Ина, Волочаевские дни», в СОШ №№ 1, 2, 3, 7, 11 Смидовичского района ЕАО.

Как и в урочной деятельности, при реализации регионального компонента во внеурочной деятельности применялись активные формы работы с учащимися: викторины, исследовательские конференции, квест-игры. В работах учащихся, представленных на конференциях красной нитью, прозвучала мысль: «Гражданская война – трагическая страница в истории нашего народа, и она не должна повториться». Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию обучающихся, становится для них реальной действительностью и они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит гораздо лучше».

Благодаря работе команды гранта ряд учащихся Смидовичского района и других районов области приняли участие в военно-историческом фестивале, посвященном 100-летнему юбилею. Для учащихся, участников фестиваля, были проведены мастер-классы, посвященные событиям Волочаевского сражения.

Образовательный потенциал Книги Памяти лег в основу нестационарных и стационарных экскурсий «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда». В статье «Роль экскурсии как внеурочной формы работы в системе воспитания обучающихся» автор Киян Татьяна Викторовна отмечает: «внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание». Нашей командой использовались два вида экскурсий: стационарные и нестационарные. Стационарные экскурсии приводились на базе музеев: школьных, и районного. Участники таких экскурсий могли «прикоснуться» к экспозициям Гражданской войны на Дальнем Востоке и «ощутить» себя участником тех событий. Так, например, в районном музее учащиеся могли подержать в руках холодное оружие: штык-нож, а школьном музее школы №3 поселка Смидович потрогать винтовку времен Гражданской войны. Для подведения итогов усвоенного материала в ходе экскурсий использовались такие приемы, как викторины, блиц-опрос и мозговой штурм.

Одна из таких экскурсий началась у обелиска в честь Инского боя 1921 года. В ней принимали участие учащиеся 6 «А» класса средней школы № 3 п. Смидовича. Ребята узнали, что в этом бою противостояли друг другу русские люди. Одни – на стороне Народно-революционной армии (НРА), другие – на стороне белоповстанцев. От исхода боевых действий зависела судьба Дальнего Востока. В случае победы белоповстанцев, которым активно помогали японские интервенты, Россия могла потерять Дальний Восток… Учащиеся высказали своё мнение о том, что это здорово, что в этом бою сильнее были народоармейцы, ведь если было бы иначе, то неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба нашей малой родины. Это сражение предопределило дальнейшую победу под Волочаевкой и в целом полный разгром белоповстанцев и японских интервентов.

Вторым местом экскурсии стала братская могила народоармейцев и партизан, погибших в Инском бою, расположенная в пристанционном сквере п. Смидовича. Не все ребята знали, что это не просто памятник, а место захоронения 150 народоповстанцев и партизан. Заинтересовал их и факт о том, что в этой же могиле находится урна с прахом партизана, участника Инского, Ольгохтинского и Волочаевского боёв, депутата Верховного Совета СССР от Смидовичского района 1937–1939 годов Вологина Александра Григорьевича. Наш земляк умер в Москве во время сессии Верховного Совета СССР в 1939 году. У школьников большой интерес вызвала информация о том, что известны фамилии только шести человек из 150 захороненных. Первоначально местом погребения была обычная могила, в 1986 году здесь появился памятный мемориал, автором которого стала Луиза Иосифовна Штернштейн.

Во время следующей экскурсии ребята посетили братскую могилу партизан отряда И.П. Шевчука. На месте захоронения в ноябре 1919 года состоялся первый Инский бой. Он шёл между партизанами и японцами. Отряд И.П. Шевчука должен был уничтожить гарнизон противника на ст. Ин. В этом бою погиб самый молодой партизан, наш земляк Сеня Широких, которому было всего 16 лет. 12 погибших похоронены в братской могиле, из них известны имена лишь трёх. Юных участников экскурсии заинтересовал вопрос, а почему не восстановили имена захороненных. Было высказано мнение самих же ребят о том, что событие проходило давно и не было тогда таких технических возможностей, как сейчас, по установлению имён погибших.

 

Третья заочная экскурсия по памятным местам Гражданской войны на ст. Ин была проведена для воспитанников детской оздоровительной площадки школы-сада № 9 с. Песчаного. В ней принимали участие учащиеся 1–4 классов и вожатые – восьмиклассники смидовичских школ. Экскурс в историю проводился на основе раздаточного материала – фотографий памятных мест и их героев. Ребята заочно посетили четыре мемориала: обелиск в честь Инского боя, дом, где в январе–феврале 1922 года размещался штаб НРА, и братские могилы – народоармейцев и партизан в районе школы № 3, а также партизан отряда И.П. Шевчука. До ребят была доведена мысль, что история Гражданской войны на Дальнем Востоке разворачивалась на территории нашего района и мы должны помнить эти события. Школьникам были розданы листы с фамилиями участников боевых действий, ребята провели перекличку их имён. Экскурсия у учащихся вызвала неподдельный интерес, а доказательством тому стало их активное участие в викторине. Все победители награждены призами.

На основе материалов Книги памяти «Бессмертие имен земли Волочаевской» командой проекта была разработана под руководством Томашевич Т.В. и проведена квест-игра «Боевые ночи Ина, Волочаевские дни» для учащихся школ Смидовичского района. В игре также принимали участие ребята поисковой организации «Амурский рубеж» города Хабаровска. Отрадно, что мои учащиеся одержали победу в этой игре, что является свидетельством результативности моей работы по реализации президентского гранта.). Материалы квест-игры напечатаны в восьмом номере журнала «Преподавание истории в школе» за 2022 год.

В нестационарной экскурсии проводились на основе электронной презентации и видеоматериалов по теме «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда». Командой проекта было проведено 132 нестационарных и стационарных экскурсии в школах Смидовичского района, города Биробиджана, города Амурска, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, а также среди студентов города Биробиджана, Комсомольска на Амуре, Петропавловска Камчатского, учащихся Нахимовского училища и города Владивостока; 2500 студентов и школьников было охвачено в ВДЦ «Океан». Я как участник проекта провела 16 внестационарных экскурсий (интерактивных) с охватом 315 человек и 23 стационарных (на базе школьного музея и районного-выставочного центра) с охватом 266 человек. Я побывала и в школах города Биробиджана: №№ 7, 10 и гимназии № 1. В рамках семинара выступала перед учителями истории области.

 

Таким образом, материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории родного края. Результатом этих экскурсий стало получение, расширение знаний о событиях Гражданской войны и их осмысление.

Еще одной из форм работы по президентскому гранту, посвященному Гражданской войне на Дальнем Востоке, было проведение экологических акций по озеленению и благоустройству памятных мест, посвященным сражениям Гражданской войны на территории Смидовичского района. Отмечу, что учащиеся благодаря реализации проекта более сознательно принимали участие в этих акциях, с ощущением значимости их вклада в сохранение исторической памяти.

Нашей работой по президентскому гранту заинтересовалась Ольга Юрьевна Стрелова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого Института развития образования, руководитель региональной экспедиции. «Цель нашего выездного образовательного мероприятия, – отметила О.Ю. Стрелова, – познакомить педагогов с тематическими местами памяти и новыми информационно-методическими ресурсами, чтобы активизировать учебную и воспитательную работу по реализации регионального компонента общего исторического образования, а также в педагогическом сопровождении коллективных и индивидуальных проектов среди старшеклассников по программе гражданско-патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. Надеюсь, что после мероприятия учителя смогут самостоятельно организовывать со своими учениками познавательные экскурсии по памятным местам Хабаровского края и ЕАО. Для педагогов это ещё и возможность выйти на самостоятельную проектную деятельность, используя местный и региональный краеведческий материал».

Таким образом, участниками нашего проекта стали и педагоги г. Хабаровска, что является свидетельством его значимости.

В ходе реализации данного проекта:

  • Проведен цикл мероприятий на территории ЕАО и в регионах ДФО по истории малой родины.

  • Обновлены памятные места историко-культурного наследия времён Гражданской войны в Смидовичском и Облученском районах Еврейской автономной области.

  • Проведен мониторинг по результатам проекта (исторический тест, викторины, опрос).

  • Организована информационная компания по освещению событий Гражданской войны на Дальнем Востоке в целях популяризации знаний об истории малой родины.

  • В рамках проекта было установлено три новых имени погибших в третьем Инском бою. Всем погибшим в третьем Инском бою, чьи имена известны были установлены памятные мраморные пилоны. В населенных пунктах Смидовичского района и на станции Бира, Облученского района установлены стенды-аншлаги, которые содержат информацию о событиях, участниках войны с обоих сторон. Знания, полученные по истории Гражданской войны одно из важнейших событий «малой Родины», новые памятные объекты помогли и помогают в формировании патриотов своей страны, граждан с активной жизненной позицией.

Мои результаты участия в реализации президентского гранта «Бои под Ином, Волочаевкой, Ольгохтой история запомнит навсегда»:

  • Глубокое изучение истории Гражданской войны на территории Дальнего Востока, позволила вызвать интерес к Гражданской войне у моих учеников.

  • Изучение материалов Книги Памяти «Бессмертие имен земли Волочаевской» учащимися способствовало развитию навыков исследовательской работы.

  • Ряд учащихся 9-10 классов темами своих индивидуальных проект выбрали разные аспекты Гражданской войны на территории Смидовичского района и успешно защитили их.

  • Учащиеся осознали важную мысль: победа в Гражданской войне на Дальнем Востоке зависела от успеха в третьем Инском бою и в Волочаевском сражении.

  • Расширились возможности сотрудничества учащихся школы с другими школами района и области через проведения совместных мероприятий по Гражданской войне на Дальнем Востоке.

  • Ребята узнали о героях Гражданской войне, их подвигах, что способствует формированию патриотизма и гражданственности, а также вызывает чувство гордости за своих земляков.

По результатам работы командой гранта был проведено анкетирование. В нём приняли участие 2396 человек. Опрос показал, что школьникам и студентам интересна история Гражданской войны небезразлична история своего региона. Учащиеся и студенты, рассуждая о причинах Гражданской войны были единодушны, в том, что она не должна повториться, а поэтому надо учиться договариваться.

Результаты опроса показывают, что по всем вопросам мониторинга большинство опрошенных ответили правильно. Это свидетельствует о результативности работы команды проекта. Тема Гражданской войны на Дальнем Востоке вызвала интерес у студентов и школьников, это показывают ответы на вопрос личного отношения к теме Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Вопрос

Количество ответов

Результат в %

Почему нужно изучать историю Гражданской войны своего региона?

Чтобы гордиться историей своего региона

21,8

Чтобы передавать сведения последующим поколениям

25,9

Чтобы знать историю своей малой родины

22,3

Чтобы не допустить повторения Гражданской войны

28,8

Отрадно, что 28,8% опрошенных, что составляет большинство, ответили на вопрос, почему нужно изучать историю Гражданской войны своего региона – Чтобы не допустить повторения Гражданской войны. Результаты работы очевидны: для членов команды – получение отзывов и планирование дальнейшей работы. Для целевой группы – повышение уровня знаний об истории Гражданской войны на Дальнем Востоке; ценностное отношения к историческому прошлому страны и своей малой родины; формирование понятия «патриот» и «патриотизм»; проявление активного познавательного интереса в дальнейшем изучении истории малой родины.

Результаты реализации проекта долгосрочны: буклеты, календари, значки, роллерные стенды, новые экспозиции в музеях, стенды-аншлаги, мраморные пилоны используются в настоящее время школами, библиотеками, общественными организациями, организаторами туристических маршрутов с целью изучения подвига и исторического прошлого своей малой родины, нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, воспитания толерантности, что вызвало положительные изменения в социуме:

1. Школьники и студенты, приобрели патриотические качества (любовь к малой родине, стремление к благоустройству ее территории, желание жить и работать в своем регионе.

2. Было привлечено внимание к историческим событиям и памятным знакам Гражданской войны в Еврейской автономной области и соседних регионах,

3. Был сформирован потенциал для дальнейших исследований по данной теме.

4. Широкая информированность сообщества ЕАО и ДВ об историческом прошлом своей малой родины.

5. Привлечено внимание педагогического сообщества области к решению проблемы возобновления изучения истории ЕАО и обновления учебного пособия по этому курсу.

Проведенные мероприятия привлекли большое внимание общественности, проект имел значительный резонанс в области. Привлечено внимание общественности к проблеме забытой истории событий Гражданской войны на территории нашей области и памятных знаков, посвященных тому периоду истории.

Новые информационные стенды и пилоны вызывают живой интерес жителей области, школ, потомков участников той войны. Они станут новым памятным местом для проведения мероприятий, экскурсий. Общественные организации смогут организовать новое направление в своей работе, посвященное теме Гражданской войны на Дальнем Востоке. А поисковые объединения получили информацию для новых направлений в своей поисково-исследовательской деятельности

На территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Смидович был поставлен крест примирения. Идея примирения между участниками Гражданской войны и современниками стала главным результатом проекта.

Членам команды Президентского гранта была объявлена Благодарность Собрания депутатов муниципального образования «Смидовичский район» Еврейской автономной области.

Таким образом, при изучении материалов по теме «Гражданская война» необходимо подвести учащихся к осмыслению этой войны как национальной трагедии. В Гражданской войне нет победителей и проигравших, каждая сторона видела свой путь развития России и защищала его. В этом и суть трагедии. По этому поводу еще в 1919 году поэт Максимилиан Волошин писал:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.