Автор: Каменева Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 23»
Цель: Воспитание бережного отношения к природе: любви к родному городу, коллективизма, взаимопомощи: развитие творческой активности, формирование положительной мотивации к изучению истории города, природы нашего края.
Эпиграф: Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу— значит охранять Родину. М. Пришвин. (подчеркнутые слова дети добавляют)
Вступление:
Песня: Люди в зале на минуту встаньте,
Слушайте, слушайте, звучит со всех сторон-
Это раздается по планете всей природы стон. ( поет ученица)
Голос Земли: Здравствуйте, добрые дети! Я-Земля! Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек, я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек… Скоро я не смогу спасти и вас, дети… Сил моих всё меньше и меньше…
Ученик: Земля! Земля! Неужели ты можешь погибнуть?
Земля: Дослушай меня до конца! У вас ещё есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете это сделать. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Ученик: Я знаю, надо проложить дорогу к спасению. Есть такая наука экология, которая нам поможет.
Группа учащихся поют песню:
Всё у нас связалось в узелки тугие.
Здесь у нас проблемы, там у нас другие.
Лишь одна проблема всех сейчас тревожит,
Кто спасет природу, кто же ей поможет.
Узелок завяжется, узелок развяжется,
Экология, поверь, с этим делом справится.
Ученик: Что за пруд без лягушат,
Что за озеро без рыб.
Только слёзы старых ив
Воду грязную мутят.
Что за город без цветов,
За леса без муравьёв,
Что за озеро без птиц,
Без скворцов и без син
Ученик: Приходите к нам лягушки,
Насекомые, зверушки,
Поселяйтесь здесь цветы,
Птицы, рыбы и кроты.
Приходите погулять
И природе помогать.
Жить здесь будем вместе мы,
Жить здесь будет весело.
Учитель: В конкурсе нам каждый нужен.
В конкурсе здесь каждый дружен.
Что готовы вы играть,
Приготовьтесь отвечать.
Родитель: В школе нашей, если нужно, помогать природе рад,
Потому что спаян дружбой ну, конечно, наш отряд.
В чистоте держать поляны может каждый из ребят.
Бережливым быть с лесами, это дружный наш отряд.
Из рогатки не стреляет, бережёт лесной наряд,
Птиц и белок охраняет, наш ответственный отряд.
Кто лекарственные травы изучать всё лето рад,
Эко — тропы проверяет любознательный отряд.
Кто природе помогает, охранять растения рад,
К этому всех призывает, это дружный наш отряд.
Всех приветствует здесь в зале, желает бодрости заряд,
Все команды уважает, ну, конечно, наш отряд.
Замечательно, ребята, мы знакомству с вами рады.
Учитель: Сегодня здесь действительно собрались дружные, ответственные, любознательные ребята. Я предлагаю открыть заседание экологического клуба.
Представляем три команды:
Команда: Эко — мы.
Девиз: Наша забота спасёт природу, а равнодушие погубит.
Команда: Зелёный патруль.
Девиз: Землю мы готовы охранять, всех людей к защите призывать.
Команда: Друзья природы.
Девиз: Ты природе другом будь, её беречь не позабудь.
3. Беседа «Что такое экология, экологические проблемы на Земле». (компьютерный репортаж)
-
В нашем веке появилась одна страшная стихия- неразумная деятельность человека в природе. В последние два века уничтожено множество видов животных и растений, некоторые_ полностью.
Вот некоторые данные:
Полезный слой почвы толщиной 18-20 см. « вырабатывается природой за 1,5-7 тыс. лет.
Мусор, оставленный в лесу, меняет нормальную жизнь его обитателей, даже когда его закапывают в землю.
При небрежном обращении с огнём сгорает трава. Это вредит лугам так как погибает множество насекомых.
Городские любители природы постоянно обрывают цветы.
Скоростные пассажирские катера губят рыбью молодь и моллюсков- речных санитаров.
Дожди смывают в реку ядохимикаты с полей, масло и бензин- с дорог
А что происходит на шоссе? Оказалось, что даже при незначительном дорожном движении на каждые 80 км. Ежедневно гибнут 6 особей позвоночных животных( кроты, мыши, особенно много лягушек и птиц)
Представление жюри: В конкурсах, как нам известно, есть народ весьма полезный.
Их приветствуем мы в зале, им похлопать предлагаем.
Проведение конкурсов:
Конкурс — разминка «О природе поем»
1) Город — сад:
В нашем городе юном и древнем
Каждый кустик мне дорог и мил.
Здесь мне машут ветвями деревья.
Те, что сам я в добрый час посадил.
П: Пусть и летом, и зимой
Будет садом город мой.
Пусть всегда поют в нем птицы,
Подпевая нам с тобой.
В доброту и сердечность я верю.
Вместе с городом щедрым своим
Ни березку, ни птицу, ни зверя
П:
Если вьюга за окошком злится,
Я до света встречаю зарю.
Воробьям, голубям и синицам
Крошки хлеба, не скупясь, я даю.
П:
2. Не дразните собак.
Не дразните собак, не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придётся потом уносить вам ноги.
Не пугайте жуков с длинными усами.
И, поверьте, что жуки сами не пристанут.
Ни к чему обижать бабочку на ветке.
Веселее в лесу от её расцветки.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать зря никто не станет.
Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями.
А про кошек и собак пойте вместе с нами.
3). Эколог.
Стих: Будь экологом круглый год.
К защите природы вас город зовёт.
О том, что в опасности наша земля,
Давайте помнить об этом, друзья!
Песня «Эколог»:
Мы с природою в мире живём,
Ведь природа для нас общий дом:
Помогать, защищать, охранять!
И животных в беде не бросать!
Изучайте вы птиц и зверей,
Агитируйте всюду людей.
Будет путь ваш не близок, а долог,
И получишь ты званье « Эколог».
Эколог- тропы нелегки,
Эколог- знанья так нужны,
Эколог- добрым будь всегда
И пусть проходят так года!
2. Конкурс «Букварь природы».
Какие леса считают самыми ценными на Дальнем Востоке? (кедровые).
Какое ценное лекарственное растение называют ягодой пяти вкусов, у него целебные плоды. (лимонник китайский).
Какая порода дерева наиболее устойчива к пожарам? (монгольский дуб).
Какие деревья в области охраняются? (груша уссурийская, боярышник, орех маньчжурский).
Сколько в нашей области озер с цветущими лотосами? (4)
Какое растение называют « корнем жизни»? (женьшень).
Почему нельзя сбивать ногой мухоморы?
Самая крупная дальневосточная змея? (Амурский полоз).
Самый крупный жук кедровых лесов? (реликтовый усач- до 9 см., в длину).
Каких рыб называют проходными? (кета, тихоокеанская минога).
Какие рыбы не боятся быстрого течения? (ленок, хариус, таймень).
Самые крупные обитатели Амура? (Калуга, осетр).
Какие птицы являются редкими, охраняемыми в ЕАО? (журавли, аисты, цапли, беркут, орлан — белохвост).
Кто изображен на гербе ЕАО? (Тигр).
Участок земли, где природа неприкосновенна. (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
3 конкурс «Кроссворд: ПРИРОДА»
Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва).
Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. (Растения).
Что делают люди, чтобы помочь птицам зимой. (Кормушки).
Самый главный загрязнитель воздуха в городе. (Транспорт).
Наука о растениях. (Ботаника).
Без чего не будет жизни на земле. (Кислород).
Место, куда люди выбрасывают отходы. (Свалка)
4 Конкурс: Домашнее задание — Живая газета «Защитим природу»
Учитель: Сегодня живая эко — газета расскажет, ребята про то и про это:
В каком мы союзе с природой живём и как охранять наш родной эко- дом.
команда. Вот берёзонька стоит. Ствол красавицы болит.
Вся иссохла, бедная и листочки бледные
Топором её рубили, сок с берёзки этой пили,
Ветки бедной обломали и на веники забрали.
Берёзка: Нет веселья мне в лесу. Вспоминаю я во сне,
Как кудрявою листвою пела песни я порою.
Частушки: Гляну, гляну на рябину — ой какая высота,
Гляну, гляну на берёзу — ой какая крвсота!
Берегите вы берёзки — красоту такую,
Разноцветные серёжки и листву живую.
И берёзка вам ответит лаской, добротою
И в тенёчек пригласит летнею порою.
Стих: Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Одна берёза, повреждённая топором, может потерять за весну 200 л. сока.
Страничка 2 расскажет ребятам о том, как нельзя засорять поляны.
2 команда.
Сценка: (поют): В загрязнённом лесу, где поганки и склянки,
Где не встретишь людей, не увидишь зверей.
Трое наглых друзей из рогатки стреляли
И бутылки разбросали из-под колы своей.
Нарушители: А нам всё равно, а нам всё равно,
Не боимся мы никого из вас.
Дела есть у нас в незаконный час.
Мы лося убьём и накормим вас.
Вдруг как в сказке хрустнул сучок. На полянке Лесовичок:
Сколько лет я спорил с тобой ради нашей Земли дорогой.
Оглянись вокруг себя: это все наши друзья.
Нужно их всех защищать, эко — службам помогать!
Внимание!
Бумага гниёт более 2 лет.
Полиэтиленовый пакет – 200 лет.
Стекло — 1000 лет.
Консервная банка- 90 лет.
О городе родном и о его заботах, о том, как страдает в нем природа,
Страничка расскажет 3 — самая важная, хоть и последняя.
3 команда.
Стихи: Город милый лёгкими скрипит.
Взрослые, внимательнее будьте.
Всё внутри у нас уже болит.
Что же делать нам, скажите, люди!
Кругом машины дымят-
Задыхается весь народ.
Чахнут деревья, дети болеют,
Над городом облако- смог.
Песня: Транспорт травит город мой родной.
В нашем городе от дыма звёзд не видно.
Почему должны мы дрянь вдыхать?
Тем, кто правит, должно быть очень стыдно!
Припев: А над крышами летят облака чистейший яд.
Похоронный марш пиликает кузнечик.
Птицы песен не поют, зарастает тиной пруд.
Как же ты живёшь, бедняга- человечек?
От отходов будет всем хана:
и слону, и даже маленькой улитке.
Будьте, дяди, чуточку умней.
Ведь не деньги это главные убытки.
Город милый лёгкими скрипит.
От паров глаза у города слезятся.
Кто же губит нас, скажите вы?
Не пора ли нам серьёзно разобраться!
Внимание!
На каждого человека в год приходится:
25 кг. Сточных вод.
80 кг. Выбросов в атмосферу от предприятий.
114 кг. Выбросов от автотранспорта.
546 кг. Бытовых отходов.
62т. производственных отходов.
Конкурс: «Ситуация».
1 Команда: — Ты решил подкрепиться на поляне. Что ты сделаешь с остатками еды:
а) бросишь их рядом;
б) отнесёшь в мусорный ящик;
в) тщательно зароешь их в песок.
Выбрать место для костра:
а) открытая поляна;
б) берег реки;
в) одиноко стоящее дерево;
г) хвойный молодняк.
2 Команда: На свете существует 20 тыс. видов пауков. Один из них ползёт по стенке рядом с тобой. Что ты делаешь?
а) берёшь тапочек и убиваешь;
б) усыпляешь и берёшь в коллекцию;
в) наблюдаешь, куда идёт это удивительное насекомое.
Родители попросили тебя полить цветы в саду:
а) ты поливаешь все цветы из шланга;
б) каждое растение из лейки;
в) кладёшь включенный шланг в центре сада и занимаешься своими делами.
3 Команда: Ты увидел в лесу гнездо, как ты поступишь:
а) тихо пройдёшь мимо;
б) достанешь птенцов и возьмёшь домой;
в) будешь наблюдать за гнездом.
Как потушишь костёр:
а) затопчешь ногами;
б) будешь искать воду;
в) засыплешь песком.
6 Конкурс: Озвучка: каждой команде показываетя фоторяд. Дети должны прокомментировать. ( Лес. Реки. Город.)
Обобщение: чтение текста на компьютере: Из данных «Паспорта гражданина планеты Земля»:
— Каждый день с поверхности земли исчезает 2-3 вида животных, каждую неделю- 1 вид растения.
— Расход воды в день на человека: 300 л. на принятие ванны; 18 л., чтобы почистить зубы, если не выключать кран или 120 г., если использовать стакан; 15 л. на мытье рук; 1. 5 л. на питье каждый день.
— 60-70 кг. макулатуры сохраняет одно дерево.
— За 100 лет почва восстанавливается на 1 см.
7 Конкурс: Собери девиз.
1. Пусть будет меньше книг чёрных красных
Больше станет зелёных
Животных земле на сбереги ты
И планете на настанет равновесие.
2. Будем не разорять гнёзда
Птиц и убивать невинных
Даём слово вам здесь
Птичка песенки опять пусть
Поёт у в лесах нас.
3.Цветок сорву я если
Ты цветок если сорвёшь
если цветок сорвёт он
Мы сорвём цветок если
Планета вся обеднеет
Цветы береги дружок.
Заключительная часть:
Ученик: Природа перестала справляться с восполнение забранного у нее. Веками люди рвали цветы, собирали ягоды, грибы, орехи, рубили деревья: охотились на животных, ловили рыбу в реках. Пользовались природой как бесплатной кладовой.
Природа живая. Ее нельзя « Любить» как вкусное блюдо или красивый и удобный зал для развлечений. От такой потребительской « любви» природа страдает и гибнет так же, как страдал бы и погибал в семье человек, которого «любили» как приятный и удобный объект для эксплуатации.
Телеграмма: Всем! Всем! Всем! Приказываю: беречь природу, охранять деревья и кустарники, не загрязнять водоёмы, не рвать листья и цветы, не ломать веток, не жечь костры.
Знайте! Восстановить лес очень трудно! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев! Если увидел нарушителя природы — останови его! (итоги конкурсов).
Ученик:
Девиз нашей жизни:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Песня:
Ветер зовёт за собой облака вдаль, вдаль, вдаль.
Другом зелёной планете Земля стань, стань, стань.
Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь и Земле своей верен будь!
Учитель: И в заключении давайте решим, что мы еще полезного можем сделать для сохранения окружающей на природы. (детям и гостям раздаются листовки о пожарах и правилах поведения в заповедниках и заказниках).