Цель: закреплять знания о звуках [л]. [л’] и букве Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять умение давать характеристику звукам.
2. Упражнять в дифференциации звуков [л]. [л’]
3. Работать над слоговым анализом слов.
4. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схеме.
5. Развивать координацию речи и движения.
6. Развивать навыки звукового анализа.
7. Развивать чувство отзывчивости
Оборудование: два сундучка, с изображением характеристики звуков, предметные картинки, две схемы с не закрашенными бусинами, бусины из бумаги синего, зеленого и красного цветов, схемы места звука в слове на каждого ребенка картинка с изображением платка, стеклянные камешки, карточки с буквой Л для раскрашивания, карандаши синего, зеленого и красного цвета, проектор и мультимедийный экран, ноутбук, ларец с конфетами, следы ног с цифрами 1-5.
Ход
1. Оргмомент
Дети под музыку входят в зал, встают в круг.
Логопед:
— Ребята, сегодня я получила сообщение от нашего друга Пишичитая. Обращает внимание детей на экран.
Послушайте, что он пишет: «Дорогие мальчики и девочки! У нас в стране Букв приключилась беда! Пропала буква Л (на экране изображение азбуки Пишичитая), и теперь многие слова нельзя написать и прочитать! Помогите ее отыскать».
Логопед:
— Вы готовы разобраться в этом запутанном деле?
— Готовы!
— Я дума, что лучше всего с этим делом справятся сыщики (звучит песня про сыщика, дети с логопедом выполняют движения под музыку).
2. Дифференциация звуков [л]. [л’]
Логопед: я вижу, что вы настоящие сыщики. Чтобы разгадать запутанное дело сыщик идет по следу и находит улики. Посмотрите внимательно, может быть, вы увидите первый след. Дети находят след ноги с цифрой 1.
Подходят к столику, на котором лежат картинки и сундучки двух цветов, синий и зеленый.
Логопед: чтобы добыть первую улику, нужно определить какой из двух звуков, которые обозначает буква Л, спрятались в названии картинок.
Вы знаете, эти звуки?
— Да (л, ль)
Логопед: чтобы отыскать эти звуки, нужно вспомнить их приметы (характеристику).
Дети дают характеристику звукам, на экране появляется схема
Звук [л] – согласный, звонкий, твердый
Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий.
Дети находят подходящий сундучок для своей картинки сундучок и кладут ее. После выполнения задания логопед находит фрагмент не закрашенной буквы Л.
Логопед: пора отыскать следующий след.
Дети под музыку идут по кругу, имитируя движения сыщика
Находят след с цифрой 2.
3. Место звука в слове.
Логопед: для получения второй улики необходимо отыскать, в какой части слова (в начале, середине или конце) «спрятались» звуки. [л], [л’]. Подберите к своей картинке подходящую схему.
После выполнения задания логопед находит второй фрагмент буквы Л.
Логопед: ребята, пора отыскать третий след.
Дети под музыку идут по кругу, имитируя движения сыщика.
Находят след с цифрой 3.
4. Звуковой анализ.
Буква Л порвала свои бусы, а бусинки укатились в разные стороны. Нужно их собрать и починить бусы (на столе лежат бумажные бусины синего, красного и зеленого цветов, схема бус с не раскрашенными бусинами).
Дети работают в командах, выкладывают на схему бусины в соответствии со звуковой схемой слов: лимон, кукла.
После выполнения задания логопед находит третий фрагмент буквы Л.
Отправляемся, на поиски четвертого следа.
Дети под музыку идут по кругу, имитируя движения сыщика.
Находят след с цифрой 4.
5. Слоговой анализ слов.
На столах на каждого ребенка лежит картинка с изображением платка и камешки.
Логопед: мы будем украшать платки. На экране появиться картинка, а вы положите столько камешков, сколько слогов в ее названии. Вспомните правило.
(лак, молоток, лук, ложка, лист).
После выполнения задания логопед находит очередной кусочек буквы Л
Дети под музыку идут по кругу, имитируя движения сыщика.
5. Находят след с цифрой5.
6. Составление предложений с предлогами по схемам.
Логопед: ребята, нам осталось найти последний фрагмент подсказки. Необходимо выполнить следующее задание. Составить предложения по схеме.
На столе лежит яблоко.
Под стулом клубок.
Белка живет в дупле.
Около мыла лежит полотенце.
После выполнения задания логопед находит очередной кусочек буквы Л и собирает целую букву.
Логопед: ребята, я кажется, догадалась, почему буква Л пропала! Она обиделась потому, что у нее нет цветного наряда. Давайте подарим букве Л цветной костюм. Логопед раздает детям карточки с буквой Л и предлагает её раскрасит синим и зеленым цветам.
После выполнения задания на экране появляется изображение азбуки, в которой есть буква Л. Затем появляется послание от Пишичитая.
«Молодцы, ребята! Вы разгадали тайну исчезновения буквы Л и теперь все девочки и мальчики смогут продолжить изучать буквы, читать и писать. За это я дарю вам ларец с подарками»
Логопед выносит ларец, в котором лежат подарки конфеты ‒ леденцы.
Итог: Логопед: дорогие друзья, вы проявили себя настоящими сыщиками и вернули букву Л в Азбуку. Теперь мы можем возвращаться в группу.
Дети под музыку выходят из зала.