Цель: познакомить со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1.Упражнять в умении давать характеристику звуку [ш].
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в умении выполнять фонематический анализ.
4. Развивать зрительный гнозис.
5. Закреплять зрительный образ буквы Ш.
6. Развивать логическое мышление.
7. Развивать мелкую моторику и координацию речи и движения.
Оборудование: кубик с кармашками для букв; шкатулка; ключи из картона со схематичным изображением характеристики звука; карта; бревнышки из картона с картинками, в названии которых есть звук ш; разрезная картинка с изображением мышки; кусочки сыра из бумаги с картинками, в названии которых есть звук ш; синяя ткань (речушка); три чаши из картона с карманчиками; пластилин синего цвета; изображение буквы Ш; карточки с изображением буквы ш и наложенными на него линиями; буквы – пазлы, шоколадные конфеты.
Ход
1. Организационный момент.
Я кину кубик, а вы ловите, называя ту букву, которая выпадет на его грани (зашумленное изображение букв).
2. Сообщение темы.
Вы совершенно верно назвали все буквы на кубике. Сегодня мы отправимся в гости еще к одной букве. А помогать нам будет звук, с которого начинается слово шкатулка (логопед показывает шкатулку).
Дети называют звук (звук [ш]).
Логопед: вы правы мы отправимся в гости к букве Ш, а помогать добраться к ней нам будет звук Ш.
Чтобы дойти до домика буквы Ш нам понадобится карта, которая лежит в шкатулке. Шкатулка откроется если к ней подобрать ключ. Для этого дайте характеристику звуку ш и выберите схему.
3. Характеристика звука ш.
Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый (дети выбирают ключ, на котором изображены символы характеристики звука[ш]).
Логопед открывает шкатулку и достает карту. Пора отправляться в путь. Мы должны выйти к речушке.
4. Развитие координации речи и движения.
Дети шагают за логопедом и повторяют слова.
Шире шаг, шире шаг,
К букве Ш спешит отряд
Из смышленых дошколят.
Шим – шим в госте к букве Ш спешим.
5. Развитие фонематического слуха.
Чтобы перейти речушку и не намочить ног, нужно построить мостик из бревнышек. Выбирайте брёвнышки с такими картинками, в названии которых есть звук ш.
Итак, мостик построен можно продолжать путь.
6. Развитие координации речи и движения.
Дети шагают за логопедом и повторяют слова.
Шире шаг, шире шаг,
К букве Ш спешит отряд
Из смышленых дошколят.
Шим – шим в госте к букве Ш спешим.
7. Развитие логического мышления.
Мы пришли к избушке. Вы хотите узнать, кто в ней живёт.
Соберите кусочки картинки и узнаете (мышка).
8. Развитие фонематического анализа.
Мышка любит есть сыр. Помогите ей разложить сыр в чаши, в соответствии с местом звука в слове (в начале, середине, конце слова). Молодцы ребята, мы можем отправляться дальше.
9. Развитие координации речи и движения.
Дети шагают за логопедом и повторяют слова.
Шире шаг, шире шаг,
К букве Ш спешит отряд
Из смышленых дошколят.
Шим – шим в госте к букве Ш спешим.
10. Знакомство с буквой Ш.
Вот мы и пришли в гости к букве Ш.
Из каких частей она состоит (из четырех линий).
На что похожа?
Почему буква Ш «нарядилась» в синий костюмчик?
11. Закрепление зрительного образа буквы Ш.
Буква Ш ждала нас в гости и хотела испечь пряники. Поможем ей слепить пряники по форме напоминающие букву Ш (дети лепят букву Ш из пластилина).
12. Развитие зрительного гнозиса.
Буква Ш любит играть в прятки. Вот и сейчас она спряталась среди линий. Отыщите её и обведите.
13. Чтение слов с буквой Ш.
Еще одна любимая игра буквы Ш – собирать слова из пазлов.
Разделитесь на две команды и сложите слова, прочитайте, что получилось (шуба, каша).
Вот и подошло к концу наше путешествие к букве Ш. нужно отправляться в детский сад.
14. Развитие координации речи и движения.
Дети шагают за логопедом и повторяют слова.
У буквы Ш мы побывали,
Много нового узнали:
С нею в прятки мы играли,
И слова все прочитали.
Будем букву Ш мы знать
Никогда не забывать.
Итог: понравилось вам в гостях у буквы Ш?
Вы хорошо выполняли все задания, играли и за это Буква Ш приготовила вам подарки – шоколадные конфеты.