Конспект урока по физической культуре


Автор:  Оксана Валерьевна Ларионова
Место работы:
Должность: учитель физической культуры


Урок №38

Дата проведения: 5.12.2014г.

Место проведения: г.Биробиджан

Раздел программы: «Спортивные игры : Баскетбол»

Тип урока: Урок применения предметных умений.

Тема урока: Освоение техники сочетания приемов: ведение, передача, бросок.

Цель урока: Продолжить знакомство с правилами игры в баскетбол, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий. Освоить сочетание приемов: ведение, передача, бросок.

Задачи урока:

Образовательные

1. Совершенствовать стойку и передвижение игрока 2. Закреплять ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.3. Закреплять передачи мяча двумя руками от груди в движении. 4.Обучать сочетанию приемов: ведение, передача, бросок.

Оздоровительные

1.Развивать скоростную выносливость, координацию движения

2.Содействовать развитию дыхательной системы посредством дыхательных упражнений

Воспитательные

1.Формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности 2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, конусы, манишки, секундомер

Время проведения:

Учитель: Ларионова Оксана Валерьевна

1. Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент

Цель учителя: Обеспечить начальную организацию учащихся и психологическую готовность учащихся к уроку.

Цель учащихся: подготовить организм к занятиям физическими упражнениями ( надеть спортивную форму и спортивную обувь).

Задачи: 1.Организовать коллектив учащихся для занятия, овладеть их вниманием.

2.Создать положительный эмоциональный настрой к взаимодействию деятельностей учителя и учащихся

3.Создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока

4.Актуализировать знания учащихся по технике безопасности

5.Подготовить условия для выполнения учебной работы.

 Деятельность учителя Деятельность учащихсяУУДДозировкаОМУ
 
1

2

3

4

5

6

Организует построение класса

Дает команды на построение «Становись»

Организует сдачу рапорта, контролирует правильность выполнения команд. Приветствует учащихся

Создает условия для принятия обучающимися учебной задачи урока как личностно значимой, предлагает учащимся определить тему урока исходящую от вопроса-

Учитель: Ребята, скажите, что у меня в руках? В какие игры можно играть с помощью мяча?

Учитель: А в какую спортивную игру можно играть с этим мячом?

Учитель: Назовите основные элементы баскетбола, без которых невозможна игра в баскетбол

Учитель : Какие элементы техники вы изучили?

Ставит учебную задачу урока:

-Изучение техники сочетания ведение, передача, бросок.

Организует повторение техники безопасности, о каких правилах техники безопасности при выполнении упражнений с мячом Учитель: — Что мы должны соблюдать при работе с мячом?

Учитель: —Можно ли проводить какие-либо действия с мячом без зрительного контроля партнера?

Организует измерение ЧСС: Поверните руку ладонью вверх. Положите два пальца на запястье с наружной стороны руки. Почувствуйте толчки крови под подушечками пальцев. По моему сигналу посчитайте количество толчков в течение30сек умножьте этот показатель на два

Учащиеся строятся, выполняют команды учителя, проводят самоконтроль

Дежурный сдает рапорт, учащиеся выполняют команды:

-«равняйсь», «смирно». Приветствуют учителя.

Слушают, осознают, отвечают на поставленный вопрос

Осмысливают, вопросы вникают в их содержание

отвечают: ведение мяча, ловля и передачи мяча, бросок мяча.

Отвечают: мяч. Футбол, волейбол, пионербол, баскетбол.

Отвечают: Баскетбол

Отвечают: перемещения баскетболиста, повороты, остановки, прыжки, ведение мяча, ловлю и передачи мяча.

Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения

Отвечают: технику безопасности.

Отвечают: нельзя выполнять действия с мячом без зрительного контроля партнера и разрешения учителя

По команде учителя измеряют пульс

Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Познавательные

Осознание смысла предстоящей деятельности

Коммуникативные

Умение участвовать в диалоге по заданной теме

Коммуникативные

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные:

осуществляется контроль за техникой выполнения упражнений, планирование своих действий

30сек

1мин

1мин30сек

1мин

1мин

Проверить наличие спортивной формы и требования предъявляемые к ней.

И.п.- основная стойка

Пятки вместе ,носки врозь, расстояние между носками толщина пятки. Плечи расправить, грудь подать вперед, руки прижать к туловищу, кисть рук сжата в кулак.

При возникновении затруднений учитель задает вопросы, уточняет формулировки

1.2. Разминка

Цель учителя: разогреть мышцы и подготовить организм учащихся к предстоящей мышечной деятельности, повысить тонус нервных центров, создать условия для возникновения условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий

Цель учащихся: качественно выполнять задания и разогреть мышцы.

Задачи: 1.Формирование установки у учащихся на активную познавательную деятельность.

2.Совершенствовать технику передвижений, упражнений в движении, общеразвивающих упражнений с мячами

3.Развивать скоростную выносливость, координацию движения

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Дает команды на выполнение строевых упражнений на месте «направо», «налево», «кругом»

Контролирует правильность выполнения команд и указаний, исправляет ошибки

Дает команды по выполнению строевых упражнений в движении «шагом –марш»

«прямо шагом марш»

В обход в колонну по одному (соблюдаем дистанцию)

Поточным способом

Взять мячи

Подает команды для выполнения упражнений с мячом в ходьбе.

Демонстрация упражнений

Контролирует правильность выполнения задания, исправляет ошибки

Дает команды по выполнению беговых упражнений с мячом.

Исправляет ошибки

Мяч ведется сбоку — спереди правой, левой рукой.

Ведение выполняется толчкообразными движениями кисти за счет сгибания и разгибания руки в локтевом суставе и мягкого, направляющего толчка пальцами

Дает команды по выполнению ведения мяча по- диагонали

Дает команды : «переходим на ходьбу»

Восстановление дыхания: «вдох»-руки вверх(мяч в руках), подтянуться на носки; «выдох»-руки вниз(мяч в руках), опуститься на всю стопу ноги

Проводит игру «Салки с мячом». Объясняет правила игры. Дает команду на начало игры. Подводит итоги игры.

Восстановление дыхания: «вдох»-руки вверх(мяч в руках), подтянуться на носки; «выдох»-руки вниз(мяч в руках), опуститься на всю стопу ноги

Организует измерение ЧСС

Выполняют команды

Обычная ходьба

-ходьба на носках

-ходьба на пятках

-ходьба с высоким подниманием бедра

-круговые вращения мяча вперед, назад

-броски мяча правой, левой рукой вверх

-вращение мяча вокруг пояса

-отведение прямых рук вперед- вверх

-ведение мяча правой, левой рукой, поочередно

-ведение с разной высотой отскока

-ведение мяча, по сигналу – рывок

-ускорение с ведением мяча.

-бег с изменением направления «змейкой»

-бег с изменением скорости

-бег спиной вперед

Ходьба (мяч в руках)

Выполняют упражнения на восстановление дыхания

-ходьба по – кругу

-играют в игу «Салки с мячом»: на половине поля, на четвертой части поля, в зоне штрафного броска.

Внимательно слушают, смотрят ,анализируют и выполняют упражнения вместе с учителем.

Коммуникативные Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе в парах, так и с учителем

7минут

5 минут

Обратить внимание на правильное положение туловища, постановку ног движение рук. Дыхание свободное через нос

Следить за осанкой

Мяч в руках, спина прямая, лопатки свести

Следить за осанкой

Следить за выполнением стойки баскетболиста

Бег в колонне, по- диагонали дистанция два шага.

В игре, вести мяч без зрительного контроля, стараться обводить игроков, не брать мяч в две руки

Восстановление дыхания

2. Основная часть

Цель учителя: Создать условия для дальнейшего освоения техники выполнения приемов: ведение, передача, бросок.

Цель учащихся: Совершенствование учащимися умений и навыков по выполнению техники ведения, передачи, броска.

Задачи: 1. Совершенствовать стойку и передвижение игрока.

2. Закреплять ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

3. Закреплять передачи мяча двумя руками от груди в движении.

4.Обучать сочетанию приемов: ведение, передача, бросок.

5.Обеспечить общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп.

6.Способствовать воспитанию морально – волевых качеств

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

5

6

Учитель: С какими техническими элементами мы познакомились ранее?

Ранее мы познакомились с техническими элементами : стойка баскетболиста, передвижения баскетболиста , ведение мяча, ловля и передачи мяча, броски мяча по — кольцу двумя руками

Вспомним эти технические элементы.

По команде учителя класс делится на три группы:

По методу «круговой тренировки» каждая группа повторяет технические элементы.

Учитель контролирует выполнение, исправляет ошибки: обратить внимание на кисть руки, при ведении мяч выше пояса не поднимать;

обратить внимание на четкость в выполнении передач мяча, мяч летит на уровне груди; обратить внимание на законченное движение кистей при броске двумя руками.

Учитель: — Ребята! А можно ли сочетать эти три элемента в баскетболе: ведение, передачу, бросок? Есть ли какие либо правила при сочетании этих элементов?

Учитель объясняет: что, после ведения мяча, для того чтобы сделать точную передачу партнеру, нужно взять мяч в две руки и с силой передать мяч прямо( или с отскоком об пол) наперед партнеру по ходу движения, точно в руки на уровне пояса. А для того, чтобы сделать бросок после ведения мяча, нужно остановиться двумя шагами или прыжком, две руки полностью выпрямляются, бросок заканчивается движением кистями, чтобы мячу придавалось вращение.

Разбор типичных ошибок.

Отсутствие движения кистями, руки полностью не выпрямляются, нет согласованного движения рук и ног, неточность передач.

Развивать координационные способности учащихся, скоростные качества и ловкость

Организует проведение игры

Закрепляем приобретенные знания и умения

Ставит учебные задачи, проводит инструктаж по правилам игры.

Управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми.

Контролирует выполнение, исправляет ошибки ,начисляет очки

Подводит итог игры

Организует самооценку учащимися

Отвечают(передвижения ,остановки, прыжки, ведение мяча, ловля и передачи мяча)

 

Воспринимают информацию, анализируют

Выполняют упражнения:

1 группа — ведение мяча правой и левой рукой змейкой, обводка конусов, бросок по- кольцу

2 группа – передачи мяча от стены

3 группа – броски мяча с трех разных точек, с увеличением расстояния после 3х бросков,

Отвечают (можно).

Отвечают (есть).

Упражнения в парах в движении:

а) ведение мяча, передача двумя руками от груди, бросок по кольцу

б)ведение мяча, передача двумя руками от груди с отскоком об пол, бросок по кольцу

в) ведение мяча, передача двумя руками из-за головы с отскоком об пол, бросок по кольцу

Учебная игра:

Делятся на 2 команды

Распределяются на команды

2 капитана выбирают игроков

Слушают, участвуют в обсуждении

Исправляют ошибки

Обсуждают

Самоанализ своих действий

Коммуникативные

умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат

Регулятивные

Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности

Личностные

Умение добросовестно выполнять учебное задание

Познавательные

Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания

Коммуникативные

интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат

ОГ

10мин

7 мин

3 круга по линии 3х секундной зоны, считать сколько раз попали в кольцо

10 передач

9 бросков, считать сколько раз попали в кольцо

1мин

1мин

1мин

15мин

1 минута

Анализировать ответ учащихся

Сосредоточить внимание учащихся

Мяч выше пояса не поднимать, встречать согнутой рукой кисть руки с отведенными пальцами свободно касаются поверхности мяча, толчком направляет вниз вперед

Подкручивая его

чувствовать вращение мяча.

Соблюдать дистанцию.

Пары формировать по степени подготовленности и ростовому критерию

Внимание, зрительный контроль

Полное разгибание в локтевых суставах

Следить за постановкой ног

быстро и точно направить мяч партнеру

Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди.

Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед- вниз.

Следить за постановкой ног

полное разгибание в локтевом суставе

Судейство осуществляют вместе с учителем игроки освобожденные(по желанию)

Выполнять правила игры

Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель учителя: создать условия для снятия воздействия физической нагрузки,

восстановление организма обучающихся в спокойное состояние

Цель учащихся: восстановление функциональных систем организма учащихся в первоначальное состояние и готовность на дальнейшую образовательную деятельность

 

Деятельность учителя

УУД

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

1

2

3

Организация выполнения упражнений, используемых для сопряженного психофизического развития

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо-«раз». Одновременно опустить ухо и нос, на счет «два» хлопнуть в ладони перед собой «три»-поменять положение рук: левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой – за кончик носа,»четыре»-хлопок перед собой.

Учитель дает команды:1,2,3,4,5.

Дыхательная гимнастика

а) «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку;

б) «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согреваю руки;

в) «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот;

г) Дыхание через левую ноздрю, правую закрываем пальцем, затем наоборот;

д) «Жужжание пчелы». Вдох через нос, выдох со звуком «ж» через нос.

Организует измерение ЧСС

Личностные умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем

1.Построение в одну шеренгу.

Воспринимают информацию, осмысливают, запоминают.

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

Выполняют упражнения

По команде учителя измеряют пульс

ОГ

1мин

1мин

30сек

следить за вниманием учащихся

задание выполняется вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми

Следить за правильным дыханием

Следить за правильным дыханием

Индивидуальные рекомендации

3.2. Подведение итогов урока

Цель учителя: создать условия для самооценки выполнение обучающимися учебной задачи урока

Задачи : организовать деятельность учащихся по самооценки выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержание учебного материала

Цель учащихся : оценить свою деятельность на уроке

 

Деятельность учителя

УУД

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

Учитель: Вернёмся к учебной задаче урока: Изучение техники сочетания ведение, передача, бросок.

Удалось ли решить учебную задачу?

Побуждает учащихся самостоятельно рассуждать

Рефлексия

При выходе из спортзала выберите цифру в соответствии с самооценкой учебной деятельности на уроке

Подводит итог урока

Отмечает положительные моменты указывает ошибки и их исправление.

Личностные умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность

Коммуникативные

умение слушать, усваивать информацию, самостоятельно выполнять поиск информации и подбор физических упражнений

Осмысливают вопросы, вникают в их содержание

Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения

Примерные ответы:

— учебную задачу выполнили

-частично выполнили задачу урока

Осмысливают выводы

Анализируют, высказывают собственное мнение, суждение

Самооценка своей учебной деятельности

слушают, анализируют, принимают участие в обсуждении

ОГ

5мин

Следить за правильной терминологией

Следить за правильной терминологией

3.3. Задание на дом

Цель учителя: формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых ставится потребностью физического совершенства (формирование динамического стереотипа)

Цель самостоятельной работы для учащихся: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня

 

Деятельность учителя

УУД

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

1

2

Объясняет домашнее задание.

Организует подготовку учащихся к дальнейшему учебному процессу

Коммуникативные

Умение слушать, усваивать информацию, самостоятельно выполнять поиск информации и подбор физических упражнений

Слушают ,запоминают

записывают в дневник

Организованный выход из спортивного зала

ОГ

1мин30сек

При выполнении домашнего задания измеряете, пульс до занятий и после и записываете в дневник самоконтроля

-Урок окончен

-спасибо!

-До свидания!