ТЕМА: Экономика
УРОК №23: Распределение доходов
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: по ФГОС, с использованием ИКТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
- Дать представление о понятии «прожиточный минимум»;
- Выделить причины неравенства доходов;
- Определить механизм перераспределения доходов в государстве;
- Узнать, как государство поддерживает незащищённые слои населения.
II. Развивающие:
- Развивать навыки работы с текстом учебника;
- учиться делать выводы и анализировать материал;
- уметь определять и объяснять определения: «прожиточный минимум», «потребительская корзина».
III. Воспитательные:
Дать обучающимся представление о необходимости поддержки социально необеспеченных слоёв общества для стабильности государства.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: прожиточный минимум, потребительская корзина.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Учебник, тетрадь, план — конспект урока;
- Компьютер с проектором, мультимедийная презентация «Распределение доходов».
Содержимое
Начало урока. Организационный момент
Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте, а теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Садитесь ребята. Давайте договоримся, сегодня мы работаем…., думаем….., говорим ……
Итак, мы с вами изучаем главу которая называется ? (Экономика)
Что мы уже знаем? (составляем кластер с ключевым словом экономика)
Давайте поиграем в игру «да» и «нет»
- Экономическая сфера включает в себя культуру в различных ее проявлениях и организациях, творческую деятельность людей? (нет)
- Положение, когда каждый участник рынка в погоне за личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны, А. Смит назвал «невидимой рукой рынка» (да)
- Разделение труда – это количество товаров и услуг, произведенных за единицу времени. (Нет, это производительность)
- Специализация – это узкое направление в производстве. (Да)
- Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность человека, направленная на получение прибыли. (Да)
- Налоги на продажу товаров и услуг называются прямыми налогами. (Нет, косвенными, прямые налагаются непосредственно на потребителя, взимаются с дохода или имущества).
- Ситуация когда расходы превышают доходы государства называется профицитом бюджета. (нет, это дефицит бюджета)
Что такое государственный бюджет?
С какой целью он составляется?
Что такое налог?
Зачем государству необходимы налоги?
Ориентационно-мотивационный этап
Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.
Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.
Задача 1
Учитель: ребята вопрос, который интересует многих. Почему в обществе существуют бедные и богатые?
Тема урока: «Распределение доходов»
Задача 2. Постановка цели урока.
Учитель: Как вы думаете, откуда люди берут средства на удовлетворение своих потребностей?
Цель урока: составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.
Задача 3. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Можно ли бороться с бедностью?
Изучение нового материала
читель:Итак, давайте вспомним, что такое доход (ответы ребят).
доход – это общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг.
Откуда же берутся доходы? Ответить на этот вопрос нам поможет схема на стр.141 учебника (заработная плата; гос. выплаты; доход от собственности; доход от предпринимательской деятельности; наследство)
Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. (под запись)
Задача 1. Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц?
А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?
Эта сумма называется прожиточным минимумом. И на сегодняшний день величина прожиточного минимума в Еврейской автономной области составляет:
Для трудоспособного населения: 13844,43
Для пенсионеров: 10569,17
Для детей: 13573,81
Задание на карточке:
Выбери одну категорию населения и рассчитай, сколько и каких продуктов питания, согласно ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по РФ», может потреблять в месяц представитель выбранной категории.
Задача 2: Выделить причины неравенства доходов;
Однако доходы разных участников экономических отношений в стране неравны. Один может быть крупным собственником, другой – безработным.
Невелики доходы пенсионеров, многодетных детей, инвалидов. В людях изначально заложен разный потенциал: одни стремятся получить лучшее образование и при любых обстоятельствах они смогут обеспечить себя работой, у других подобной подготовки нет.
Разница в заработной плате людей одной специальности также может отличаться: на государственном предприятии платят часто меньше, чем на частных.
Пенсионный возраст в России наступает для женщин в 60 лет, для мужчин в 65. Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет (вредное производство).
Социальное обслуживание предоставляется на дому: инвалидам, пенсионерам (престарелым).
Другая мера поддержки – увеличение заработанных средств граждан. Существует нижний предел заработной платы (МРОТ – 18048 рублей), периодически его повышают, зарплаты индексируют. Предприятия обязаны следовать этому (подкреплено законом), например, в случае роста цен. Малый бизнес также получает поддержку государства, предприятия, на которых работают инвалиды, молодёжь. (Обязательна отработка в течение 3 лет после окончания ВУЗа по специальности, плюс стимулирующие выплаты).
При увольнении с работы (сокращении) выплачивается выходное пособие, можно встать на биржу труда и получать пособие по безработице. Однако вечно стоять на ней не придётся, существуют сроки, в течение которых необходимо согласиться на одну из предложенных вакансий.
Закрепление изученного материала
Цель этапа: закрепление изученного материала по теме «Распределение доходов».
Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.
Выполнение задания №1, рубрика «В классе и дома».
Семья Афониных состоит из шести человек.
- Бабушке 65 лет, пенсионерка.
- Папе – Афонину Сергею 40 лет, экономист в банке.
- Мама – Афонина Светлана 36 лет, учитель, но сейчас не работает (в декретном отпуске, ребенку 6 месяцев).
- Старший сын – студент первокурсник.
- Дочка – ученица 5 класса.
Охарактеризуйте доходы семьи.
Итак, давайте сформулируем итог урока.
- Перераспределение доходов в стране призвано поддерживать малообеспеченные слои населения;
- Правильное перераспределение предотвращает социальную напряжённость в обществе;
- Перераспределение доходов государства повышает массовое потребление.
Рефлексия
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.
Составление синквейна
- Первая строчка — это тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме.