Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Распределение доходов»


Автор: Юлия Сергеевна Онищенко
Место работы: МКОУ "ООШ с. Благословенное имени Героя Советского Союза Г. Д. Лопатина"
Должность: учитель истории и обществознания


ТЕМА: Экономика

УРОК №23: Распределение доходов

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ВИД УРОКА: по ФГОС, с использованием ИКТ.

ЦЕЛЬ УРОКА: составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

  1. Дать представление о понятии «прожиточный минимум»;
  2. Выделить причины неравенства доходов;
  3. Определить механизм перераспределения доходов в государстве;
  4. Узнать, как государство поддерживает незащищённые слои населения.

II. Развивающие:

  1. Развивать навыки работы с текстом учебника;
  2. учиться делать выводы и анализировать материал;
  3. уметь определять и объяснять определения: «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

III. Воспитательные:

  1. Дать обучающимся представление о необходимости поддержки социально необеспеченных слоёв общества для стабильности государства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: прожиточный минимум, потребительская корзина.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Учебник, тетрадь, план — конспект урока;
  2. Компьютер с проектором, мультимедийная презентация «Распределение доходов».

Содержимое

Начало урока. Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы. Проверка домашнего задания.

Учитель: Здравствуйте, а теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Садитесь ребята. Давайте договоримся, сегодня мы работаем…., думаем….., говорим ……

Итак, мы с вами изучаем главу которая называется ? (Экономика)

Что мы уже знаем? (составляем кластер с ключевым словом экономика)

Давайте поиграем в игру «да» и «нет»

  1. Экономическая сфера включает в себя культуру в различных ее проявлениях и организациях, творческую деятельность людей? (нет)
  2. Положение, когда каждый участник рынка в погоне за личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны, А. Смит назвал «невидимой рукой рынка» (да)
  3. Разделение труда – это количество товаров и услуг, произведенных за единицу времени. (Нет, это производительность)
  4. Специализация – это узкое направление в производстве. (Да)
  5. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность человека, направленная на получение прибыли. (Да)
  6. Налоги на продажу товаров и услуг называются прямыми налогами. (Нет, косвенными, прямые налагаются непосредственно на потребителя, взимаются с дохода или имущества).
  7. Ситуация когда расходы превышают доходы государства называется профицитом бюджета. (нет, это дефицит бюджета)

Что такое государственный бюджет?

С какой целью он составляется?

Что такое налог?

Зачем государству необходимы налоги?

Ориентационно-мотивационный этап

Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.

Задача 1

Учитель: ребята вопрос, который интересует многих. Почему в обществе существуют бедные и богатые?

Тема урока: «Распределение доходов»

Задача 2. Постановка цели урока.

Учитель: Как вы думаете, откуда люди берут средства на удовлетворение своих потребностей?

Цель урока: составить картину о порядке распределения государственных доходов между гражданами страны.

Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Можно ли бороться с бедностью?

Изучение нового материала

читель:Итак, давайте вспомним, что такое доход (ответы ребят).

доход – это общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг.

Откуда же берутся доходы? Ответить на этот вопрос нам поможет схема на стр.141 учебника (заработная плата; гос. выплаты; доход от собственности; доход от предпринимательской деятельности; наследство)

Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это  сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. (под запись)

Задача 1. Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц?

А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?

Эта сумма называется прожиточным минимумом. И на сегодняшний день величина прожиточного минимума в Еврейской автономной области составляет:

Для трудоспособного населения: 13844,43

Для пенсионеров: 10569,17

Для детей: 13573,81

Задание на карточке:

Выбери одну категорию населения и рассчитай, сколько и каких продуктов питания, согласно ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по РФ», может потреблять в месяц представитель выбранной категории.

Задача 2: Выделить причины неравенства доходов;

Однако доходы разных участников экономических отношений в стране неравны. Один может быть крупным собственником, другой – безработным.

Невелики доходы пенсионеров, многодетных детей, инвалидов. В людях изначально заложен разный потенциал: одни стремятся получить лучшее образование и при любых обстоятельствах они смогут обеспечить себя работой, у других подобной подготовки нет.

Разница в заработной плате людей одной специальности также может отличаться: на государственном предприятии платят часто меньше, чем на частных.

Пенсионный возраст в России наступает для женщин в 60 лет, для мужчин в 65. Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет (вредное производство).

Социальное обслуживание предоставляется на дому: инвалидам, пенсионерам (престарелым).

Другая мера поддержки – увеличение заработанных средств граждан. Существует нижний предел заработной платы (МРОТ – 18048 рублей), периодически его повышают, зарплаты индексируют. Предприятия обязаны следовать этому (подкреплено законом), например, в случае роста цен. Малый бизнес также получает поддержку государства, предприятия, на которых работают инвалиды, молодёжь. (Обязательна отработка в течение 3 лет после окончания ВУЗа по специальности, плюс стимулирующие выплаты).

При увольнении с работы (сокращении) выплачивается выходное пособие, можно встать на биржу труда и получать пособие по безработице. Однако вечно стоять на ней не придётся, существуют сроки, в течение которых необходимо согласиться на одну из предложенных вакансий.

Закрепление изученного материала

Цель этапа: закрепление изученного материала по теме «Распределение доходов».

Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

Выполнение задания №1, рубрика «В классе и дома».

Семья Афониных состоит из шести человек.

  • Бабушке 65 лет, пенсионерка.
  • Папе – Афонину Сергею 40 лет, экономист в банке.
  • Мама – Афонина Светлана 36 лет, учитель, но сейчас не работает (в декретном отпуске, ребенку 6 месяцев).
  • Старший сын – студент первокурсник.
  • Дочка – ученица 5 класса.

Охарактеризуйте доходы семьи.

Итак, давайте сформулируем итог урока.

  1. Перераспределение доходов в стране призвано поддерживать малообеспеченные слои населения;
  2. Правильное перераспределение предотвращает социальную напряжённость в обществе;
  3. Перераспределение доходов государства повышает массовое потребление.

Рефлексия

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Составление синквейна

  • Первая строчка  — это тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме.