Конспект занятия «Космонавт» (вязание игрушки крючком)


Автор: Татьяна Демьяновна Жуковина
Место работы: МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


Задачи:

  • упражнять в тамбурном вязании крючком игрушки, отрабатывать технику вязания круга, шара столбиками без накида;
  • развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
  • повысить самостоятельность, позитивное отношение к вязанию и сохранению своего здоровья;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Оборудование, материалы: иллюстрации с изображением космоса, космонавтов; кроссворд «космонавт»; тетрадь для зарисовки эскиза; карандаши; крючки, пряжа разных цветов; нитки швейные; иголки; наполнитель для набивки игрушки; ножницы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам!
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй планетной был усыновлён.
— О чём это стихотворение?

— Чем знаменателен день – 12 апреля? Что это за праздник?

— Про какого сына здесь говориться?

Правильно, 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Им был наш с вами соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. (Иллюстрации)

Для вас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам космические станции. Вы можете сказать: «А что тут особенного?» А то, что ещё больше 50 лет назад космические полёты были из области фантастики. Всего 108 минут длился этот полёт, но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полёты возможны. И по дороге, разведанной Гагариным, пошли другие.

А сейчас я хочу предложить вам разгадать «Космический кроссворд», и мы узнаем, что вы знаете о космосе и тему нашей работы: то, что мы начнём сегодня вязать.

«Космический кроссворд»:

  раКета     
   сОлнце    
    Сатурн   
    Марс     
 небО        
 ЛеоНов       
БелкА        
   зВёзды    
    Терешкова

Вопросы:

1. Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

2. Звезда, благодаря которой на земле существует жизнь. (Солнце)

3. У какой из планет есть кольца? (Сатурн)

4. С далёкой-предалёкой старины

Планета бурая и бог войны
Имели имя на двоих одно.
Как ‒ призадумайтесь! звучит оно? (Марс)

5. Надо мной и над тобой – полог нежно-голубой.
Не сыскать у покрывала ни конца и не начала. (Небо)

6. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов)

7 Собачка, видевшая Землю из космоса. (Белка)

8. Засветила шустро ночь на небе люстру. (Звёзды)

9. Первая женщина, полетевшая в космос. (Терешкова)

КОСМОНАВТ – да, вы правильно ответили на вопросы и узнали тему нашего занятия. Сегодня мы приступаем к вязанию игрушки «космонавт».

Рассматривание цветных иллюстраций.
Зарисовка эскиза игрушки в тетрадях.

Подбор материала и крючка для выполнения работы.

Техника безопасности:

Напоминаю о технике безопасности при работе с крючком, ножницами:

— как надо обращаться с крючком? с ножницами?
— какими должны быть руки во время работы?
— как должен выглядеть стол во время работы?

(Крючок ‒ это острый предмет, и обращаться с ним надо осторожно. Не надо подносить его близко к глазам. Надо стараться работать друг от друга на расстоянии, чтобы не задеть соседа. Надо быть осторожными при работе с ножницами. Чтобы изделие было чистым и красивым, надо приступать к работе с чистыми руками. На столе не должно быть ничего лишнего.)

Дети подбирают материалы, рисуют эскиз будущей игрушки. Определяют технологическую цепочку ее выполнения, опираясь на таблицы с графическим изображением игрушки. Приступают к выполнению задуманного. Объем работы определяется каждым учеником самостоятельно, в зависимости от способностей, приобретенных навыков, желания. Выполнение работы запланировано на 12 часов; те, кто справляются быстрее, могут связать дополнительные изделия: космическую ракету, НЛО, инопланетянина, второго космонавта, планету и т. п.

В течение работы проводятся физминутки:

«Ленивые восьмёрки»

(Это упражнение снимает напряжение кисти и плечевого пояса, улучшает межполушарное взаимодействие, активирует структуры мозга, которые отвечают за память и устойчивость внимания).

Мы рисуем в воздухе восьмёрку (горизонтально), сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении, а потом усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки.

(Если во время этого упражнения рисовать восьмёрки не только руками, но и глазами, то упражнение также помогает сбросить зрительное напряжение.)

Космическая игра «Полёт»

Ведущий: Дети:

Взлёт! УРА!
Полёт У-у-у-у-у-…
Посадка Хлопают
Остановка Ш-ш-ш-ш….
Пантомима «Посадка на чужой планете»

Во время путешествия мы с вами можем встретиться с инопланетянами. А как же мы с ними будем общаться? Правильно, с помощью жестов, и помогут нам в этом переводчики.

Переводчик должен с помощью жестов объяснить следующие фразы:

— «Не бойтесь, я пришёл к вам с миром»
— «Сколько времени на вашей планете?»
— «Я хочу с вами познакомиться»
— «Где тут у вас больница?»
— «Как мне добраться до ближайшей гостиницы?»
— «В каких реках водится рыба?»
Пантомима «В мире природы»

Давайте попробуем теперь рассказать инопланетянам о том, какие животные и растения есть у нас на Земле. (Задание детям: показать зайца, лося, медведя, змею, дерево, кустарник, цветок)

По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол.

Посмотрим, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.

(Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.)

Коллективное оценивание выполненных творческих работ. На основе ответов воспитанников педагог анализирует уровень усвоения нового материала.

Молодцы, ребята, вам нравятся наши игрушки? Я думаю, что вашим близким тоже понравится. Давайте вспомним, чему мы научились при выполнении этих изделий?