Задачи:
- упражнять в тамбурном вязании крючком игрушки, отрабатывать технику вязания круга, шара столбиками без накида;
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
- повысить самостоятельность, позитивное отношение к вязанию и сохранению своего здоровья;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Оборудование, материалы: иллюстрации с изображением космоса, космонавтов; кроссворд «космонавт»; тетрадь для зарисовки эскиза; карандаши; крючки, пряжа разных цветов; нитки швейные; иголки; наполнитель для набивки игрушки; ножницы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам!
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй планетной был усыновлён.
— О чём это стихотворение?
— Чем знаменателен день – 12 апреля? Что это за праздник?
— Про какого сына здесь говориться?
Правильно, 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Им был наш с вами соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. (Иллюстрации)
Для вас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам космические станции. Вы можете сказать: «А что тут особенного?» А то, что ещё больше 50 лет назад космические полёты были из области фантастики. Всего 108 минут длился этот полёт, но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полёты возможны. И по дороге, разведанной Гагариным, пошли другие.
А сейчас я хочу предложить вам разгадать «Космический кроссворд», и мы узнаем, что вы знаете о космосе и тему нашей работы: то, что мы начнём сегодня вязать.
«Космический кроссворд»:
р | а | К | е | т | а | |||||||
с | О | л | н | ц | е | |||||||
С | а | т | у | р | н | |||||||
М | а | р | с | |||||||||
н | е | б | О | |||||||||
Л | е | о | Н | о | в | |||||||
Б | е | л | к | А | ||||||||
з | В | ё | з | д | ы | |||||||
Т | е | р | е | ш | к | о | в | а |
Вопросы:
1. Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)
2. Звезда, благодаря которой на земле существует жизнь. (Солнце)
3. У какой из планет есть кольца? (Сатурн)
4. С далёкой-предалёкой старины
Планета бурая и бог войны
Имели имя на двоих одно.
Как ‒ призадумайтесь! звучит оно? (Марс)
5. Надо мной и над тобой – полог нежно-голубой.
Не сыскать у покрывала ни конца и не начала. (Небо)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов)
7 Собачка, видевшая Землю из космоса. (Белка)
8. Засветила шустро ночь на небе люстру. (Звёзды)
9. Первая женщина, полетевшая в космос. (Терешкова)
КОСМОНАВТ – да, вы правильно ответили на вопросы и узнали тему нашего занятия. Сегодня мы приступаем к вязанию игрушки «космонавт».
Рассматривание цветных иллюстраций.
Зарисовка эскиза игрушки в тетрадях.
Подбор материала и крючка для выполнения работы.
Техника безопасности:
Напоминаю о технике безопасности при работе с крючком, ножницами:
— как надо обращаться с крючком? с ножницами?
— какими должны быть руки во время работы?
— как должен выглядеть стол во время работы?
(Крючок ‒ это острый предмет, и обращаться с ним надо осторожно. Не надо подносить его близко к глазам. Надо стараться работать друг от друга на расстоянии, чтобы не задеть соседа. Надо быть осторожными при работе с ножницами. Чтобы изделие было чистым и красивым, надо приступать к работе с чистыми руками. На столе не должно быть ничего лишнего.)
Дети подбирают материалы, рисуют эскиз будущей игрушки. Определяют технологическую цепочку ее выполнения, опираясь на таблицы с графическим изображением игрушки. Приступают к выполнению задуманного. Объем работы определяется каждым учеником самостоятельно, в зависимости от способностей, приобретенных навыков, желания. Выполнение работы запланировано на 12 часов; те, кто справляются быстрее, могут связать дополнительные изделия: космическую ракету, НЛО, инопланетянина, второго космонавта, планету и т. п.
В течение работы проводятся физминутки:
«Ленивые восьмёрки»
(Это упражнение снимает напряжение кисти и плечевого пояса, улучшает межполушарное взаимодействие, активирует структуры мозга, которые отвечают за память и устойчивость внимания).
Мы рисуем в воздухе восьмёрку (горизонтально), сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении, а потом усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки.
(Если во время этого упражнения рисовать восьмёрки не только руками, но и глазами, то упражнение также помогает сбросить зрительное напряжение.)
Космическая игра «Полёт»
Ведущий: Дети:
Взлёт! УРА!
Полёт У-у-у-у-у-…
Посадка Хлопают
Остановка Ш-ш-ш-ш….
Пантомима «Посадка на чужой планете»
Во время путешествия мы с вами можем встретиться с инопланетянами. А как же мы с ними будем общаться? Правильно, с помощью жестов, и помогут нам в этом переводчики.
Переводчик должен с помощью жестов объяснить следующие фразы:
— «Не бойтесь, я пришёл к вам с миром»
— «Сколько времени на вашей планете?»
— «Я хочу с вами познакомиться»
— «Где тут у вас больница?»
— «Как мне добраться до ближайшей гостиницы?»
— «В каких реках водится рыба?»
Пантомима «В мире природы»
Давайте попробуем теперь рассказать инопланетянам о том, какие животные и растения есть у нас на Земле. (Задание детям: показать зайца, лося, медведя, змею, дерево, кустарник, цветок)
По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол.
Посмотрим, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.
(Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.)
Коллективное оценивание выполненных творческих работ. На основе ответов воспитанников педагог анализирует уровень усвоения нового материала.
Молодцы, ребята, вам нравятся наши игрушки? Я думаю, что вашим близким тоже понравится. Давайте вспомним, чему мы научились при выполнении этих изделий?