Конспект занятия «Новогодние игрушки» (вязание игрушки крючком)


Автор: Татьяна Демьяновна Жуковина
Место работы: МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «сувенир», с историей сувенира, его назначением.
  • Сувенир в повседневной жизни, способы оформления сувенирных изделий.
  • Продолжать формировать умения вязания по кругу столбиками без накида и ажурной вязкой.
  • Развивать творческое мышление, самостоятельность в подборе материалов.
  • Приобщить детей к подготовке к празднику.
  • Повысить самостоятельность, позитивное отношение к вязанию и сохранению своего здоровья.

Воспитать аккуратность, бережное отношение к своему изделию.

Формаработы: фронтальная.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный и практический.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: компьютер.

Материалы: Для педагога: крючок № 2,5-3, ножницы, нитки, игла, пряжа для вязания разных цветов, бусины черные и красные, образец изделия – новогодние игрушки «Снеговик», «Шишка», «Снежинка», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Ёлочка», технологические карты вязания игрушек.

Для учащихся: крючок № 2,5-3, пряжа для вязания разных цветов, бусины черные и красные, ножницы, игла.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Итак, традиционно, перед началом занятий проводим физкультминутку «Ленивые восьмёрки» (это упражнение снимает напряжение кисти и плечевого пояса, улучшает межполушарное взаимодействие, активирует структуры мозга, которые отвечают за память и устойчивость внимания).

Мы рисуем в воздухе восьмёрку (горизонтально), сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками в одном направлении, а потом усложняем задачу и рисуем восьмёрки одной рукой по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки.

(Если во время этого упражнения рисовать восьмёрки не только руками, но и глазами, то упражнение также помогает сбросить зрительное напряжение.)

Молодцы, присаживаемся. Проверим, все ли у вас готово к занятию: пряжа, крючок, ножницы.

Кроссворд «СУВЕНИР»

В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения … (серёжки).

Украшение в виде большого кольца из металла, кости и т. п., носимое на запястье рук, а также у щиколоток ног; распространено у многих народов мира. (браслет) .

Искусство завязывать узелки (макраме).
Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает. (варежки)

Текстильное ажурное изделие, изготовленное приемами плетения, вязания или вышивания с использованием различных ниток (кружева).

Настольный прибор для карандашей, ручек и т. п. (обычно в виде стакана, бокала) (карандашница).

      Серьги  
    крУжево    
  булаВка     
 браслЕт      
  кар аНдашница
варежкИ       
   макРаме    

Вот мы и разгадали наш кроссворд! Какое слово читаем в розовых клетках? Правильно, сегодня я вас познакомлю с понятием «сувенир».

Иллюстрации и готовые образцы сувениров.

Беседа о сувенире

Сувенир – это вещь (подарок на память), связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение. Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно, глиняные, деревянные, расписные и резные игрушки, к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани и ниток. Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.

Французское слово «сувенир» означает «подарок на память», пришло в русский язык в Петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его.

История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.

Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет – в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.

Пред тобой я очень виноват,
Но лишь в том, что вовсе не богат:
Мне не по карману соболя,
И алмазы ждешь в подарок зря.
Я дарю лишь скромный сувенир…
Только знай, что я ‒ не мот и не транжир:
Денег непременно накоплю,
Всё, что ты захочешь ‒ подарю!

Соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места, объект культуры. Сувениры часто продаются в специализированных магазинах и палатках. Бывают как крайне некачественные сувениры, не обладающие художественной ценностью, так и качественные образцы, предметы искусства. Некоторые виды «сувениров» запрещено вывозить из страны.

Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы с вами будем учиться вязать подарки к приближающемуся празднику. Какой праздник мы любим и ждём больше других праздников? Это самый красивый, волшебный, желанный и радостный праздник! Ну, конечно же, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – Новый год. Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она приносит.

У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! И нам нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то остались нам от бабушки, а какие-то просто красивые.

Вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки, а какие, вы сейчас угадаете сами:

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Кормит в лесу она птичек.
В праздник оденется яркой фольгой,
Будет чешуйками ярко блистать,
Ёлочку нашу собой украшать. (Шишка)

Какая красавица раз в год наряжается? (Ёлка)

Человек немолодой
С преогромной бородой
Привёл с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Это кто же? … (Дед Мороз со Снегурочкой)

Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте – раз, два, три… (Дед Мороз)

Я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки: снеговика, снежинку, ёлочку, деда Мороза, Снегурочку или шишку. Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый из вас сможет выбрать себе посильную работу.

Ребята, вы определились с выбором игрушки?

Практическая работа

Каждому из вас я раздаю технологическую карту изготовления новогодней игрушки, по которой вы будете работать.

Вязание должно приносить удовольствие и пользу, поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы:

  • Сядьте удобно, обопритесь на спинку стула.
  • Руки свободные, не опираются на стол.
  • Рабочее место хорошо освещено, свет падает с левой стороны.
  • Не нужно размахивать руками и делать резкие движения с крючком в руках, а также использовать крючок не по назначению.

Во время практической работы я вам предлагаю прослушать информацию об истории новогодних игрушек. (Ребята изучают технологическую карту, схему, начинают набор воздушных петель, провязывают первые ряды, прослушивают информацию)

Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим.

На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое!

А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.

Ребята, я думаю, что настало время провести физкультминутку.

Наступает Новый год! (Хлопаютв ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на ёлке шарики, (Поочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Кистями рук изображаем фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идёт, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несёт. (Трём друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (Хлопаем по коленям или по полу, одна рукаладонью, другаякулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (По очереди массируем каждый палец)

Продолжаем практическую работу.

Рефлексия

По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол.

Посмотрим, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.

Коллективное оценивание выполненных творческих работ. На основе ответов воспитанников педагог анализирует уровень усвоения нового материала.

Молодцы ребята, вам нравится ваша новогодняя игрушка? Я думаю, что вашим близким тоже понравится. Давайте вспомним, чему мы научились на сегодняшнем занятии.

Какие инструменты и материалы мы использовали на уроке? Какие способы вязания использовали при изготовлении новогоднего сувенира?

Ребята! Пусть ваша новогодняя игрушка для елки будет вас радовать. И каждый год, под Новый год, мы с волнением будем достаем старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу елку.

Какое у вас настроение в конце занятия?

Давайте на нашу ёлочку из бумаги приклеим шарик, соответствующий вашему настроению.

До свидания!