Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме: «Бережное отношение к воде»


Автор: Татьяна Владимировна Димова
Место работы: МКДОУ «Детский сад пос. Бира»
Должность: воспитатель


Цель: Вызвать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями. Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Образовательные задачи: Расширить представления детей о свойствах воды: растворяет одни вещества и не растворяет другие, без вкуса, не имеет собственной формы. Углубить знания о воде посредством знакомства с тремя ее состояниями (жидкое, твердое, газообразное) .

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде. Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека. Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Коррекционные задачи: Обогащение словаря по теме «Профессии». Закрепление навыка фонематического анализа. Развитие связной речи (с использованием мнемотаблиц). Развитие грамматического строя речи (образование сложных слов) .

Оснащение: Вода, емкости для воды разной формы, песок, краска, сахар, ложки, соломинки, термос с горячей водой, зеркало, лед, картинки с изображением людей разных профессий, два мольберта, мнемотаблицы, глобус, раздаточный материал для детей, ваза с шариками (для проведения тренинга, наглядный материал по теме, шапочки и бахилы по кол. детей., мяч, шифрограмма.

Организационный момент.

Воспитатель обращается к детям: Сегодня мы поговорим о природном богатстве. О чем пойдет речь, вы узнаете, выполнив задание. (На магнитной доске располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток; под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звуку (из названия 1 картинки 1 звук; из названия 2 — 2 звук и т. д.) . В результате складывается слово «вода».

Воспитатель: Правильно это вода — одно из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Это волшебница вода!

Воспитатель показывает фокус с водой: (Заранее подготовлены 3 банки с чистой водой. Воспитатель показывает прозрачность воды. На крышки банок заранее нанесена краска — синяя, зеленая, красная. Не показывая краски детям, закрывает крышки и трясет банки, вода окрашивается в разные цвета). Дети удивляются, воспитатель сообщает, что этому фокусу есть научное объяснение и предлагает пройти в научную лабораторию. Дети надевают бахилы, шапочки и проходят.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям совместно разобраться какими свойствами обладает вода.

1 Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Возьмем 2 стаканчика с водой. В один из них дети положили обычный песок и пробуют размешать ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и добавьте в него акварельную краску. Почему вода стала цветной? Краска в воде растворилась. Вывод фиксируется в мнемотаблице.

2 Опыт «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать воду через соломинку. Вопрос: есть ли у нее вкус? Добавьте кусочек сахара в стаканчик, размешайте и попробуйте. Что произошло? Вода стала сладкая после того, как в нее добавили сахар. Вывод фиксируется в мнемотаблице.

3 Опыт «Вода принимает форму сосуда, в котором она находится».

Перед детьми таз с водой. Воспитатель спрашивает имеет ли вода форму и слушает ответы детей. Затем просит зачерпнуть различными сосудами воду. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Вывод фиксируется в мнемотаблице.

Игра с мячом «Придумай новое слово»

(образование новых слов от слова «вода» — водовоз, водолаз и т. д.)

— А только ли люди этих профессий используют в работе воду? Ответы детей.

Воспитатель показывает, как люди разных профессий используют воду, рассказывает о том, что вода может находиться в 3 состояниях.

Воспитатель просит детей подойти к мольберту, на котором расположены картинки (повар, медсестра, художник) .

1 Опыт «Повар готовит — газообразное состояние воды».

Воспитатель открывает крышку термоса с кипятком, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это вода. Помещает над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показывает их детям. Результат фиксируется в мнемотаблице.

2 Опыт «Медсестра оказывает помощь при помощи льда — твердое состояние воды».

Воспитатель предлагает детям зажать в кулачке маленький кусочек льда.

Смотрят на ладошку и видят капельки воды. Лед растаял и превратился в воду. Результат фиксируется в мнемотаблице.

3 Опыт «Художнику надо помыть кисточки — жидкое состояние воды».Поставить таз с водой рядом пыстые стаканы (по кол. детей). Опустить соломинку в воду. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести в пустой стакан. Снять палец с соломинки — вода вытечет в пустой стакан. Результат фиксируется в мнемотаблице.

Физ. минутка.

Развитие координации речи с движением.
В морях и реках обитает (волнообразные движения руками)
Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук)
А наскучит ей летать (взмахи руками — опускают вниз)
На землю падает опять.

Воспитатель показывает глобус и говорит. -Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Сейчас воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше.

Проводится тренинг. (Ваза с шариками).

Воспитатель: Представьте, что это родник. Возьмите столько шариков, сколько каждый хочет. Родник иссяк. Вывод, мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.

Правила пользования водой.

  1. Закрывать кран с водой.
  2. Не пускать воду сильной струей.
  3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

Вывод фиксируется в мнемотаблице.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором закреплена картина с озером.

— Нам всем нравится отдыхать у водоема. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. (показ ситуации) -Посмотрите, как выглядит берег этой реки? Как будут чувствовать себя рыбы и другие живые существа? Ответы детей.

— Можно ли купаться в такой воде? Ответы детей. -Правильно ребята такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоема.

  1. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
  2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

Вывод фиксируется в мнемотаблице.

Задание на развитие внимания, логического мышления. «Вот так искупались»! (за столами)

Каждому ребенку раздаются по 2 карточки. Ребята должны внимательно посмотреть и сказать, кто из ребят нырял, а кто нет. Кто не умеет плавать?

Воспитатель подводит детей к мольберту с мнемотаблицей. Дети, глядя на схематические рисунки, последовательно подводят итог занятия.