Контроль знаний и умений учащихся в форме тестов является неотъемлемой частью учебного процесса. Для того, чтобы учащиеся имели навыки решения разноуровневых тестов при выполнении заданий в 9 классе на ОГЭ и в 11 на ЕГЭ по истории, они должны раньше их решать в 5 классе на уроках истории Древнего мира. В моей работе представлены тематические тесты по всем разделам учебника истории 5 класса: «Древний Восток», «Древняя Греция, «Древний Рим».
Тесты содержат задания разного уровня сложностей:
- Задания на выбор одного варианта ответа их четырех предложенных
- Задания на выбор нескольких вариантов из предложенных
- Задания на соответствие
- Короткое сочинение-эссе
- Задание с иллюстрациями
- Письменный ответ на вопрос
Тематические тесты я обычно рассчитываю на 20-25 минут, что позволяет выявить уровень усвоения знаний и умений и сократить время на контроль знаний.
Если учащийся выполнил 50% работы, я выставляю ему «3», 75% — «4». Оценку «5» учащийся получает за полностью выполненное задание
Можно рассчитать задания по баллам:
№ 1- 1 балл;
№2-1 балл за каждый правильный ответ
№ 3-1 балл за каждое правильное соответствие
№ 4 – 4-5 баллов
№ 5- 2 балла
№ 6- 5 баллов за правильный ответ
Приложение № 1 Тест по теме: «Древний Восток» для 5 класса
Вариант № 1
- В каком государстве основным материалом для письма был папирус?
1) в Персии;
2) в Ассирии;
3) в Египте;
4) в Вавилонском царстве.
- Какую страну жители называли «Поднебесной», а правителя «Сыном Неба»?
1) Индию;
2) Китай;
3) Персию;
4) Лидию.
- В какой стране впервые начали играть в шахматы?
1) в Индии;
2) в Китае;
3) в Двуречье;
4) в Египте.
- Стекло и пурпурную краску научились впервые делать:
1) египтяне;
2) финикийцы;
3) китайцы;
4) индийцы.
- Реки Янцзы и Хуанхэ текут:
1) в Египте;
2) в Лидии;
3) в Китае;
4) в Индии.
- Компас придумали:
1) индийцы
2) египтяне
3) китайцы
4) жители Двуречья
- Приведите в соответствие правителей государств и страны, где они правили:
Правители государств | Страны, где они правили |
А) Кир |
|
Б) Ашока |
|
В) Ашшурбанапал |
|
Г) Крез |
|
Д) Тутанхамон |
|
8. Кто мог бы о себе сказать?
«Я собрал большую библиотеку глиняных, где есть вавилонские мифы и сказания. По-моему, приказу книги привозили из других стран».
9. О ком идет речь?
При нем Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином.
10. Что это такое?
Дайте определения следующим терминам:
Брахман
Налог
Раб
Вельможа
Ростовщик
11. В чем преимущество железа перед медью?
12 Объясните, что изображено на рисунке. Как назывался данный процесс в Древнем Египте?
Содержимое
Тест по теме: «Древний Восток» для 5 класса
Вариант № 2
1.В какой стране древности текла река Евфрат?
1) в Палестине;
2) в Египте;
3) в Финикии;
4) в Двуречье.
2. Где впервые стали писать на бумаге?
1) в Индии;
2) в Китае;
3) в Лидии;
4) в Палестине.
3. Первый алфавит придумали:
1) китайцы;
2) индийцы;
3) египтяне;
4) финикийцы.
4. Пирамида в Египте – это…
1) место, где жил правитель
2) храм
3) гробница
4) дворец
5. Впервые стали писать цифрами, которые потом называли европейцы арабскими.
1) китайцы;
2) индийцы;
3) финикийцы;
4) евреи.
6. Клинопись впервые появилась в:
1) Двуречье;
2) Египте;
3) Лидии;
4) Индии.
Правители государств | Страны, где они правили |
А) Тутмос | 1) Китай |
Б) Хаммурапи | 2) Палестина |
В) Дарий I | 3) Египет |
Г) Соломон | 4) Двуречье |
Д) Цинь Шихуан | 5) Персия |
8.Кто мог бы о себе сказать: «Я повелитель Вавилонского царства, Сирии, Палестины, Лидии.
Я – «царь царей»
Этот правитель был самым могущественным царем в Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из черного камня.
10.Что это такое?
1) Держава
2) Сфинкс
3) Рабовладелец
4) Каста
5) Фараон
11. Почему в Двуречье только богатые люди имели в домах деревянные двери?
12 Объясните, кто изображен на рисунке? Какую власть он имел в Древнем Египте?
Приложение № 2 Древний Египет
5 класс
Тест
- Египет расположен:
1) в северной Азии;
2) в северо-восточной Африке;
3) в юго-восточной Африке;
4) в северной Европе;
2.Обязательные платежи продуктами, приплодом скота государству называется:
1) пошлиной;
2) налогом;
3) долгом;
4) оброком.
3. В Древнем Египте писали:
1) на бумаге;
2) на папирусе;
3) на глиняных табличках;
4) на бересте.
4. Владыкой Древнего Египта был:
1) сатрап;
2) вельможа;
3) князь;
4) фараон.
5. Самая большая пирамида принадлежала:
1) Хефрену;
2) Хеопсу;
3) Тутанхамону;
4) Тутмосу III
6. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных
1) А- — н — бог солнца;
2) Т — Т — бог мудрости;
3) О — — — — с — бог — судья в царстве мертвых;
4) А—с — священный бык;
7. Вельможа – это:
1) советник главы государства;
2) ремесленник;
3) писец;
4) земледелец.
8. Одна из самых длинных рек в мире, которая течет по территории Египта:
1) Нил;
2) Евфрат;
3) Тигр;
4) Ганг.
9. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали поля, называлось:
1) ведром;
2) шадуфом;
3) ковшом;
4) насосом.
10. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека:
1) пирамида;
2) рельеф;
3) сфинкс;
4) обелиск.
11. Когда правил Тутмос III?
А) 2600г. до н.э.;
Б) 1500г. до н.э.;
В) 3000 лет назад;
Г) 450г. до н.э.
12.Почему умеющий читать и писать египтянин казался настоящим мудрецом?
13. Почему первые государства возникали по берегам крупных рек? Какое было главное занятие жителей Древнего Египта?
14. Отметьте на линии времени даты, связанные с правлением царей Египта Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки страны что-нибудь знать друг о друге? Объясните свое мнение.
Приложение № 3 Проверочный тест для 5 класса по теме: «Древняя Греция»
I.Выбрать один вариант ответа
1.Греция расположена:
1) на Западе Азии 2) в Африке 3) на Балканском полуострове
4) на полуострове Индостан
2. Верховным богом Греции был:
1) Посейдон 2) Зевс 3) Аид 4) Дионис
3. Поэму «Одиссея» написал:
1) Гомер 2) Геродот 3) Гераклит 4) Геракл
4. Солон жил в городе: 1) Спарте 2) Вавилоне 3) Афины 4) Микены
5. Илоты — это… 1) спартанские рабы 2) спартанские ремесленники 3) спартанские юноши 4) старейшины
6. Долговое рабство в Афинах отменили:
1) в 594 г. до н.э. в 2) 584 г. до н.э. 3) 575 г. до н.э. 4) 574 г. до н.э.
7.Демократия – это …
1) когда аристократия управляет всей страной; 2) когда страной управляет ареопаг; 3) власть всего народа; 4) когда управляет только один человек.
8. Греки вывозили из колоний:
1) шелк 2) чай и сахар 3) пшеницу и мед 4) хлопок
9. Ареопаг – это… 1) совет знати 2) совет у спартанцев 3) купцы 4) иноземцы
10. Световые колодцы были: 1) в Афинах 2) на Крите 3) в Спарте 4) в Микенах
11 Полис – это … 1) колония 2) судья 3) город-государство 4) река
II. Выберите несколько вариантов ответа:
1. Выберите греческих богов и богинь:
1) Афродита 2) Исида 3) Осирис 3) Гермес 4) Гера 5) Бастет
2. Выберите занятия греков:
1) изготовление папируса; 2) выращивание оливок; 3) изготовление пурпурной краски; 4) виноделие; 5) мореходство и рыболовство.
III Объясните выражения и понятия:
«спартанское воспитание», «ахиллесова пята», лаконичная речь, архонт
Приложение № 4 Тест для 5 класса по теме: «Древняя Греция»
I. Выберите один вариант ответа 1.Почему афинский архонт Солон называл землю Аттики «рабыней, получившей свободу»? 1) с полей был выброшен долговой камень; 2) это простое поэтическое сравнение; 3) он сравнивал Аттику с соседними странами; 4) он вспоминал в этих строках войны Аттики с персами. 2. Главным занятием спартанцев было: 1) ремесло; 2) земледелие; 3) мореплавание; 4) военное дело. 3.Кто мог стать участником Олимпийских игр: 1) все свободные греки-мужчины; 2) только чужеземцы; 3) греческие женщины; 4) рабы. 4. Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию: 1) Дарий I; 2) Дарий III; 3) Дарий II; 4) Кир. 5.В каком году произошла знаменитая Марафонская битва: 1) в 469 г. до н.э.;2) в 479 г. до н.э.; 3) в 480 г. до н.э.; 4) в 490 г. до н.э. 6.Какой товар греческие купцы везли в колонии: 1) мед; 2) ремесленные изделия;3) хлеб; 4) шкуры животных 7. Рабы в Спарте назывались: 1) илоты 2) фракийцы 3) архонты 4) стратеги
8. В каком году демос Афин избрал своим новым архонтом Солона: 1) в 594 г до н.э.; 2) в 567 г до н.э.; 3) в 587 г до н.э.; 4) в 556 г до н.э.. | I. Выберите один вариант ответа 1.Слово демократия означает: 1) власть одного правителя; 2) власть знатных людей; 3) власть демоса;4) власть архонтов. 2. В Спартанском государстве за соблюдением всех законов следил: 1) царь; 2) архонт;3) Совет старейшин; 4) демос.
3. Как звали легендарного царя скифов, согласно легенде, убитого своими соплеменниками за любовь к греческим обычаям? 1) Перикл; 2) Дарий; 3) Скил; 4) Солон.
4.Олимпийские игры в древности проводились: 1) близ горы Олимп, где, как верили греки, жили боги; 2) в городе Олимпия в Южной Греции; 3) в самом красивом городе Афины; 4) каждый раз в разных городах Греции.
5.Как звали афинянина, избранного стратегом греческого войска во время Марафонского сражения: 1) Феаген; 2) Милон; 3) Мильтиад; 4) Полидам.
6.Какой товар греческие купцы вывозили из колоний: 1) мрамор; 3) предметы искусства; 2) оливковое масло; 4) рабов. 7. В каком году состоялся Фермопильский бой: 1) в 469 г. до н.э.; 2) в 479 г. до н.э.; 3) в 480 г. до н.э.; 4) в 490 г. до н.э.
8. Кто командовал спартанским войском: 1) вождь; 2) архонт; 3) царь; 4) стратег. |
II Выберите несколько вариантов ответа греческих богов и богинь:
5) Осирис 6) Дионис | II Выберите несколько вариантов ответа Выберите занятия греков: 1) Изготовление бумаги 2) земледелие 3) виноградарство 4) выращивание чая 5) добыча пурпурной краски 6) рыболовство и мореходство |
III Объясните выражения и термины «Спартанское воспитание», «троянский конь», демос, фаланга, архонт, лаконичная речь | III Объясните выражения и термины: «Ахиллесова пята», «нить Ариадны», ареопаг, колония, красноречие, стратег |
Приложение № 5 Тест по теме «Древний Рим» для 5 класса
I Выберите один вариант ответа:
- Город Рим основало племя:
вандалов; 2) латинов; 3) галлов; 4) карфагенян. - Римляне называли варварами:
- грубых людей;
- людей, чей язык не понимали;
- племена, которые не говорили на латинском языке;
- жестоких рабовладельцев.
- Бедные земледельцы, которые получили в пользование участки земли, назывались:
1)колоны; 2) рабы; 3) «рабы с хижинами» 4) христиане. - Когда в Древнем Риме установилась республика?
- В 354 г. до н.э. 2) 455 г. до н. э. 3) 509 г. до н. э. 4) 609 г. до н. э.
- Полководцем, победителем Карфагена был:
1) Сципион 2) Александр Македонский 3) Спартак 4) Ганнибал
- Какое зрелище римляне любили больше всего:
1) театр 2) Олимпийские игры 3) гладиаторские бои 4) выступления музыкантов
- Какого императора римляне называли «лучшим среди императоров»?
1) Нерона 2) Константина 3) Октавиана Августа 4) Траяна
- Как с латинского переводится выражение «общественное дело»:
1) диктатура 2) монархия 3) республика 4) вето
II. Выберите несколько вариантов ответа.
1 Выберите имена, связанные с правлением Октавиана Августа:
Клеопатра
Гай Юлий Цезарь
Спартак
Брут
Антоний
2. Что связано с пуническими войнами? Выберите варианты ответов:
1) Карфаген 2) Гай Юлий Цезарь 3) Нерон 4) битва при Каннах 4) Марафонская битва
III.Выберите устойчивое выражение, связанное с темой «Древний Рим», и объясните его:
«лаконичная речь», «перейти Рубикон», спартанское воспитание, «пришел, увидел, победил».
IV. Соотнесите правителей, известных деятелей и события с ними связанными:
Правители | События |
А) Октавиан Август | 1) Восстание рабов |
Б) Спартак | 2) Образование империи |
В) Траян | 3) признание христиан |
Г) Константин | 4) Завоевание даков |
V Как называется данное сооружение? С какой целью его использовали римляне?